Как выбрать тяговой аккумулятор для лодочных моторов?

КАК ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Выбор правильного аккумулятора – задача ответственная. Необходимо понимать специфику работы АКБ и особенности в эксплуатации. Чтобы избежать проблем, рекомендую к прочтению эту рекомендацию.

Первое ключевое свойство, которым должен обладать аккумулятор для питания лодочного электромотора, это выдаваемая мощность. Суть заключается в следующем: чем меньше внутреннее сопротивление аккумулятора, тем дольше без потери ёмкости он сможет отдавать постоянную мощность. Поэтому сначала при выборе аккумулятора смотрим на показатель reverse capacity (прямой перевод – «запасённая ёмкость» , а по сути это эффективная ёмкость, которую при определенной нагрузке может отдать аккумулятор). При этом интересно, что при высокой нагрузке случается так, что тяговый аккумулятор с ёмкостью 100А*ч менее эффективен чем 75 А*ч аккумулятор с большим значением reverse capacity . Это происходит потому что они имеют разные внутренние сопротивление. Тут хорошо выручает ODYSSEY , так как он обладает минимальным внутренним сопротивлением в классе и гарантирует самую длительную поездку на одном заряде.

Вторым важным показателем является ёмкость аккумулятора: чем она выше, тем дольше будет работать электромотор на полностью включенном дросселе. Важно отметить, что следует подбирать аккумулятор такой ёмкости, чтобы он работал не менее 1 часа. В противном случае токи отдачи для аккумулятора будут слишком велики, и он выйдет из строя раньше, а также будет меньше работать – напряжение будет раньше, чем требуется, «проседать» под нагрузкой.

Третьим показателем является выбор технологии изготовления электродов: тяговые или стартерные. В данном применении наиболее актуально использовать тяговые аккумуляторы, так как аккумулятор будет почти постоянно сильно разряжаться и ресурс в циклах окажется важным показателем, чтобы аккумулятор прослужил не один сезон.

Интересно отметить, что все три показателя хорошо сочетаются в аккумуляторе ODYSSEY , который изготовлен по технологии пластин из чистого свинца TPPL и обладает как высокими токами отдачи рекордное значение в классе до 2250 ампер, так и исходно высоким ресурсом – в 400 циклов при глубине разряда до 80%. В итоге если вы, например, выезжаете на рыбалку пару раз в неделю весь летний сезон (предположим, 3 месяца) то аккумулятора вам хватит на 12-16 лет.

Для удобства подбора воспользуйтесь таблицей, в которой в левых столбцах указана сила лодочного электродвигателя и его рабочее напряжение, а справа отмечена модель аккумулятора и его рабочее время до 100% глубины разряда при полной нагрузке.

ТАБЛИЦА №1 Зависимость длительности работы мотора от типа батареи ODYSSEY

По приоритету я бы выделил следующую последовательность аккумуляторов для питания лодочного электродвигателя:

1. ODYSSEY – для мощных моторов с длительностью работы до 2-х часов.

2. NexSys Bloc – для маломощных моторов с длительностью работы до 4-х часов.

Конечно же, для использования в лодке лучше использовать аккумулятор закрытого типа, чтобы ни в коем случае из аккумулятора не вытек электролит с серной кислотой.

Заряд. Тут, казалось бы, всё просто: заряжать аккумулятор следует на зарядном устройстве. Но здесь существуют и свои «подводные камни». По сути, есть всего два профиля заряда аккумуляторов: для гелевых GEL аккумуляторов и для аккумуляторов с жидким электролитом. Разница лишь в том, какое напряжение выдает зарядное устройство в конце заряда. Именно в конце заряда происходит электролиз воды в электролите, поэтому не хотелось бы чтобы аккумулятор вздулся.

Для 12 вольтовых GEL аккумуляторов мы рекомендуем зарядные устройства с верхним напряжением не более 13,8 вольт. Для аккумуляторов с жидким электролитом можно поднять это значение до 14,4 вольт.

Кстати, ODYSSEY хорош тем, что его можно заряжать на БЫСТРОЙ зарядной установке и даже от генератора машины. Он выдерживает недолгий заряд до 14,4 вольт, так как у него усиленный корпус и новая технология клапана сброса давления, выдерживающего до 2 атмосфер избыточного давления в корпусе (представляете, как в колесе!).

Контроль остаточной ёмкости аккумулятора дело важное, ведь не хочется плыть назад на веслах… Используйте для этого обыкновенный мультиметр. Замерив общее напряжение, вы быстро сможете оценить остаточный уровень заряда аккумулятора. Для вашего удобства прикладываю таблицу. Отмечу, что если аккумулятор уставший, эти значения надо уменьшать, но я думаю вы быстро скорректируете эти данные после пары заплывов 😉

ТАБЛИЦА №2 Зависимость уровня завряда батареи от напряжения

И, напоследок, как хранить аккумулятор для лодочного мотора. Условия хранения определяет электрохимия и специфика технологии свинцово-кислотных аккумуляторов:

А) Их нужно хранить в полностью заряженном состоянии.

Б) Их нужно подзаряжать раз в 1-2 месяца из-за высокого саморазряда.

Если не соблюдать эти два простых правила, то на пластинах образуется необратимый сульфат свинца и его ёмкость сильно уменьшится .

В) Если это аккумулятор с жидким электролитом, то в него надо залить дистиллированной воды.

И здесь опять весомо выделяется аккумулятор ODYSSEY , обладающий рекордно низким значением саморазряда – менее 2% в месяц. Поэтому между сезонами его можно либо не подзаряжать вовсе, либо подзарядить один раз.

Выбирайте правильный аккумулятор и наслаждайтесь любимым хобби! Автор статьи, Александр Логинов.

ТАБЛИЦА №1 Зависимость длительности работы мотора от типа батареи ODYSSEY

Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности

Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с “дозаправкой”, могут возникнуть трудности.

Читайте также:  Бычок в Черном море

Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.

    Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.

Выбор аккумулятора

Выбирая АКБ для своего мотора, смотрите на то, какого типа двигатель. Они могут быть 12В или 24В. Для 24В придётся последовательно соединять две по 12В.

Если в планах пользоваться одним АКБ нужно выбирать AGM или GEL. Если есть возможность, то купите литий-ионный аккумулятор. Он дорогой, но со своей задачей справится лучше других.

По поводу ёмкости. Она зависит от мощности мотора. Если мотор мощный, то и ёмкость требуется соответствующая. Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора. Если у мотора 25 фунтов, то аккумулятора на 50 Ач ему хватит на 2 часа на максимальной скорости. На маленькой скорости его хватит на все выходные, возможно даже больше.

Мощность лодочных электромоторов нельзя измерять в лошадиных силах или киловаттах. Для них есть такие понятия, как упор и тяга.

Зачастую на 45 килограмм массы судна нужно 2 фунта тяги. Но лучше брать с запасом в 10%.

Подбирайте АКБ так, чтобы на полной мощности хода заряда хватило на два часа.

Смотрите на вес. Лучше, если он будет в пределах 20 кг, дабы не мешал управлению.

Выбирайте необслуживаемый аккумулятор. Вы должны только подзаряжать его. И хорошо, если у него будет минимальный самозаряд.

Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора


Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора

Особенности эксплуатации

По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.

Однако также это означает:

  • Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
  • Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
  • Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
  • Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
  • Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.

  • Аккумулятор Deka DP24. Один из самых бюджетных вариантов. Средняя цена 8000 тыс. руб. Данный прибор хоть номинально и называется аккумулятором глубокой разрядки, по своей сути является AGM. То есть обладает всеми минусами данной технологии: плохо переносят температуру, имеет уменьшенное количество циклов разряд-заряда. Его емкость составляет 85 А/ч, а напряжение 12 В, что в целом неплохо. Данная модель будет очень хорошей для первой покупки тягового аккумулятора, чтобы разобраться со всеми тонкостями работы с ним. Хорош для небольших надувных лодок. И кстати, он не требует обслуживания.

Зарядка аккумулятора

  1. 1 метод. Зарядка с помощью зарядного устройства или с применением генератора. Используется наиболее высокий уровень допустимого тока, благодаря чему происходит полная или частичная зарядка батареи.
  2. 2 метод. Используя зарядное устройство, которое идет в комплекте.

Как выбрать тяговый аккумулятор для лодочного мотора?

Как правило, если спросить у владельцев лодочных суден, какой тяговый аккумулятор лучше выбирать для моторов, они ответят – тот, который наиболее производителен, безопасен, и эксплуатируемый в наиболее экстремальных условиях. Ну и не доставляет своему владельцу никаких неудобств во время транспортировки или хранении.

Сегодня на рынке аккумуляторной продукции представлены самые разнообразные модели и модификации, отличающиеся компактными габаритами, небольшим весом и относительно приемлемой производительностью (от 5 до 10км за час).

Если рассматривать батарею с позиции ее веса, то АКБ весом 20 кг уже доставляет определенные неудобства. Конечно, хорошо если у вас есть машина, и вам сподручно довезти ее от лодки в дом или гараж. Но если вы не обладаете железным конем? Нести более 250-300 метров «двадцатку» — очень сомнительное удовольствие.

Какие же именно тяговые аккумуляторные батареи сегодня представлены на рынке? Вот некоторые из них:

  • Литий-ионные;
  • Свинцово-кислотные;
  • Литий-полимерные;
  • Литий-железо-фосфатные;
  • Гелевые.

Как правило, если спросить у владельцев лодочных суден, какой тяговый аккумулятор лучше выбирать для моторов, они ответят – тот, который наиболее производителен, безопасен, и эксплуатируемый в наиболее экстремальных условиях. Ну и не доставляет своему владельцу никаких неудобств во время транспортировки или хранении.

Предъявляемые требования

Тяговый лодочный аккумулятор должен соответствовать определенным критериям. Современная АКБ способна выдерживать длительную эксплуатацию при своевременном обслуживании.

Основные требования, которые предъявляются к тяговой батарее:

  • Низкий показатель саморазряда. Химические процессы, проходящие в батарее, становятся причиной медленной потери заряда. Чем ниже показатель саморазряда, тем дольше аккумулятор хранится без зарядки.
  • Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель зависит от емкости и конструкционных особенностей батареи. Максимальное время работы без зарядки зависит от потребительской мощности электродвигателя и нагрузки на него.
  • Устойчивость к вибрации и качке. Тяговые аккумуляторы для лодок изготавливаются с учетом того, что они будут эксплуатироваться при сильной вибрации и качке. Классический вариант источника питания имеет электролит в жидком состоянии, который полностью покрывает пластины. В некоторых случаях он имеет консистенцию геля.
  • Минимальное техническое обслуживание. Время от времени нужно удалять загрязнения с поверхности тяговых аккумуляторов, очищать клеммы от окиси, восполнять уровень электролита и поддерживать необходимую плотность.

Современные технологии производства позволяют существенно продлить срок эксплуатации тяговых аккумуляторов. При соблюдении рекомендаций они могут прослужить в течение нескольких лет.

  • Низкий показатель саморазряда. Химические процессы, проходящие в батарее, становятся причиной медленной потери заряда. Чем ниже показатель саморазряда, тем дольше аккумулятор хранится без зарядки.
  • Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель зависит от емкости и конструкционных особенностей батареи. Максимальное время работы без зарядки зависит от потребительской мощности электродвигателя и нагрузки на него.
  • Устойчивость к вибрации и качке. Тяговые аккумуляторы для лодок изготавливаются с учетом того, что они будут эксплуатироваться при сильной вибрации и качке. Классический вариант источника питания имеет электролит в жидком состоянии, который полностью покрывает пластины. В некоторых случаях он имеет консистенцию геля.
  • Минимальное техническое обслуживание. Время от времени нужно удалять загрязнения с поверхности тяговых аккумуляторов, очищать клеммы от окиси, восполнять уровень электролита и поддерживать необходимую плотность.
Читайте также:  Осетровые виды рыб с названиями, фото и описанием

Виды АКБ для лодочных моторов, какие лучше

Тяговые аккумуляторы на 12 вольт для лодочного мотора бывают трех видов:

  • свинцово-кислотные;
  • гелевые (электролит присутствует в них в виде желе);
  • литий-ионные (могут работать очень долго).


Их массовое производство уже поставлено очень хорошо. Основное их преимущество в том, что серная кислота, которая используется при изготовлении свинцовых АКБ, помещается внутри корпуса в форме геля, благодаря присутствию оксида кремния в химическом составе электролита. Такой тяговый аккумулятор для лодочного электромотора является оптимальным, несмотря на то, что стоит он значительно дороже, чем обычный кислотный.

Можно плавать и с автомобильным АКБ, но недолго

Купить автомобильный аккумулятор для электромотора можно при условии, что Вы делаете покупку, понимая все минусы такой эксплуатации. И в некоторых случаях это приобретение оправдано.

Стартовый аккумулятор не предназначен для глубокой разрядки. Уже при 50% емкости на пластинах обоих полярностей начинают оседать крупные кристаллы сульфата свинца. Процесс называется сульфатацией и является лишь частично обратимым. Начинается износ и старение. После каждого цикла зарядки его емкость резко уменьшается.

Уже через 5-10 выходов на водоем автомобильный придет в негодность. Однако если Вы именно столько раз за лето и выбираетесь на рыбалку, то покупка автомобильного оправдана. Хотя выгода сомнительная. Да, такая АКБ стоит в 2-3 раза дешевле тягового, но служит в десятки раз меньше: 5-10 циклов при глубокой разрядке против 400 у AGM аккумуляторов и 800 циклов у GEL.

Используется для производства более дешевых тяговых аккумуляторов. Срок их службы 4-6 лет, 400 циклов заряд/разряд. Электролит жидкий, но его не заливают, а пропитывают им пористый наполнитель. Наливать, подливать, обслуживать, как автомобильный, не нужно. К этим плюсам прибавляются тот же минус, как и у гелевых: серия AGM чувствительны к высоким токам (перезаряду). Кроме того, АКБ этого типа хуже гелевых переносят жару и холод, но стоят они почти в 2 раза дешевле.

Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора

На сегодняшний день сложно представить себе профессионального рыбака без собственной лодки – изготовленной самостоятельно либо купленной в специализированном магазине. Как и любое транспортное средство, лодка требует обязательного наличия источника питания для двигателя, который также обеспечивает работоспособность электросистем и агрегатов плавсредства. Далее мы расскажем, как подобрать аккумулятор для лодочного мотора, на что обратить внимание при выборе АКБ и как наиболее эффективно использовать ресурс устройства.

Современные лодки могут быть оборудованы двумя типами моторов – ДВС либо электродвигатель. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки, от которых и зависит тип используемого лодочного аккумулятора. Аккумуляторы для лодок и катеров представлены в трех основных вариантах эксплуатационных качеств:

Стартерные

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Основные типы аккумуляторов

250 кг рыбы за 1 рыбалку

Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва. Рыбинспекторов так удивило отсутствие у них браконьерского снаряжения.

Читайте также:  Спиннинги Graphiteleader Calzante Ex Gocaxs 732ul s: особенности конструкции, рекомендуемые приманки

Используются такие виды:

  • WET – свинцово-кислотные.
  • AGM И GEL.
  • Li-On – литий-ионные.

Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.

AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.

Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.

  1. Энергоёмкость;
  2. Не требуют обслуживания;
  3. Небольшой процент износа (10% за год);
  4. Быстро заряжаются;
  5. Легкие и компактные.

Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.

Тяговые аккумуляторы поддерживают значение постоянного высокого тока, обладают долгой продолжительностью в работе электродвигателя, бортовых систем, освещения и т.п. Они без особого труда, могут противостоять окислительным процессам, благодаря своей утолщенной конструкции из пластин, а еще повышается количество циклов, т.е. разряд и заряд, а это заметно продлевает ресурс. Такие принято относить к аккумуляторам глубокого разряда.

Как выбрать аккумулятор для катера?

Аккумулятор для катера — важная для любого плавания деталь, от которой зависит не просто комфорт экипажа, но и его спокойствие и безопасность. Обеспечивая стабильную подачу электроэнергии, АКБ гарантирует бесперебойную работу всех систем. Для исключения малейших заминок в этом вопросе необходимо верно подобрать аккумулятор для катера и проводить подходящее для него обслуживание. Для этого нужно:

  • Выявить фактическую мощность потребления электричества.
  • Обеспечить своевременную зарядку аккумулятора.
  • Привести к балансу потребление электроэнергии, выполнив регулировку напряжения.
  • Обеспечить аккумуляцию электричества.

Эти действия занимают минимум времени, позволяя оптимизировать работу аккумуляторной батареи катера и создав условия для длительной эксплуатации.

Сначала нужно определить сумму мощностей приборов катера или судна, которым требуется электроэнергия. Для этого достаточно взглянуть на параметры приборов, заявленные производителем. Как правило, тяговые аккумуляторы ориентированы на эксплуатацию при напряжении в 12В. После вычисления потребностей каждого прибора нужно прикинуть, сколько времени в сутки они будут функционировать. Полученное время (в часах) потребуется перемножить с общей мощностью всех приборов, полученную цифру поделить на 12 (вольт). Для того, чтобы получить оптимальную для электроснабжения катера емкость батареи, полученную цифру необходимо увеличить на 50%, так как аккумуляторы нежелательно разряжать в ноль.

Подбираем аккумулятор для мотора лодки, отталкиваясь от его вида

Если вы используете лодочный двигатель электро типа, вам не обойтись без лодочного аккумулятора для мотора. Чаще всего они встречаются в нескольких видах:

  • тяговые;
  • стартерные;
  • универсальные.

Купить тяговые аккумуляторы стоит в том случае, если ваше плавсредство отличается небольшими размерами. Главной особенностью таких аккумуляторов для мотора является длительный период эксплуатации без подзарядки и возможность выдерживать циклы глубокого разряда.

Стартерные лодочные аккумуляторы для мотора помогают запустить его при помощи кратковременного тока. После осуществления своих прямых функций, стартерное устройство начинает заряжаться, чтобы восстановить потерянную емкость. Если не делать этого регулярно, то его ресурс может достаточно быстро иссякнуть.

Универсальные лодочные аккумуляторы для мотора могут и запускать двигатель, и служить источником питания. К тому же такие устройства могут подвергаться достаточно существенному разряду. С их помощью легко заменить два предыдущих вида аккумуляторных лодочных батарей.

Стартерные лодочные аккумуляторы для мотора помогают запустить его при помощи кратковременного тока. После осуществления своих прямых функций, стартерное устройство начинает заряжаться, чтобы восстановить потерянную емкость. Если не делать этого регулярно, то его ресурс может достаточно быстро иссякнуть.

Почему нельзя устанавливать автомобильные аккумуляторы на лодки?

Начинающие рыбаки практикуют использование стартерных автомобильных аккумуляторов вместо тяговых. Однако делать этого не стоит. Автомобильные батареи выдают высокий заряд только в момент старта двигается и заряжаются (подзаряжаются) в связке с генератором. Для лодочного мотора это недостаточно, и уже после нескольких циклов заряда-разряда АКБ могут потерять до 70 % емкости от первоначального объема.

При выборе аккумулятора многие отталкиваются только от бюджета. Однако дешевые устройства могут быстро выйти из строя. По стоимости все модели АКБ для лодок можно разделить на 3 группы:

  1. Бюджетные. Батареи средней емкости (80-100 А/ч), среди которых встречаются кальциевые модели – с добавлением кальция, что удешевляет их производство. Но такие батареи чувствительны к глубокому разряду.
  2. Средней ценовой категории. В основном это гелевые батареи емкостью 100-150 А/ч. При соблюдении правил эксплуатации их хватает на длительную рыбалку.
  3. Топовый сегмент. Модели с высоким пусковым зарядом и емкостью до 300 А/ч. Оптимальный вариант для профи. В эту же группу попадают аккумуляторы для катера.

Перед приобретением аккумулятора для лодочного мотора следует высчитать среднее время работы мотора на основании исходной технической информации. Например, в паспорте указано, что мощность мотора составляет 30 А. Это значит, что при полностью зараженном аккумуляторе транспортное средство проплывет около 3,3 ч. Но на деле так будет, только пока АКБ новый. В дальнейшем это время будет составлять примерно -20 % от исходного.

Добавить комментарий