Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

Особенности устройства водометного двигателя

Несмотря на кажущуюся простоту, водометные двигатели являются сложным устройством. Они должны быть выполнены в полном соответствии с техническими правилами и научным подходом.

Изготовитель не должен экономить на деталях, иначе он быстро выйдет из строя или не сможет правильно работать.

Выбирая модель, не нужно брать излишне дешевый вариант: может оказаться, что производитель использовал некачественные детали или не учел многие факторы.

Сам двигатель состоит из нескольких важных деталей:

  1. Водозаборное устройство (водозаборник или водовод): это труба, через которую внутрь попадает вода. Она должна свободно проходить внутрь и при этом не мешать движению лодки в какую-либо сторону. Чтобы вместе с водой в мотор не проникали камни и гальки, снаружи на него устанавливают решетку для фильтрации крупного мусора. При неправильном проектировании водозаборник начнет засасывать даже тяжелый мусор.
  2. Винт (рабочее колесо или импеллер): оно разгоняет воду и выталкивает ее обратно, приводя лодку в движение. Винт бывает осевым, диагональным, осе-диагональным и шнековым.
  3. Спрямляющий аппарат или контримпеллер: он расположен сразу за рабочим колесом. В его задачи входит возврат затраченной энергии в поступательное движение. Всего эта деталь может вернуть до 15% энергии.
  4. Сопло: эта деталь сжимает воду, преобразуя сжатие в скорость выброса. Для оптимальной работы требуется изменить поджатие сопла — это позволит настроить двигатель индивидуально.
  5. Реверсивное или рулевое устройство: оно помогает управлять лодкой. Представляет собой насадку на двигатель, которая двигает мотор, поворачивая судно. Рулевое устройство представляет собой поворотную насадку, реверсивное — заслонку, которая меняет направление выпускаемой струи в противоположную сторону. Последний вариант позволяет управлять лодкой, идущей задним ходом или на нулевой скорости.


Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

Правила выбора лодочного мотора

Желающие передвигаться по водной глади на большой скорости должны грамотно подходить к вопросу подбора силового агрегата для своего судна. При этом приходится учитывать не только характеристики плавсредства, но и собственные предпочтения.

Какой мотор для ложки выбрать


Двухтактный мотор для лодки Euro Craft ECSL60, 6 сил

Принципы формирования рейтинга лодочных моторов 5 л.с.

В целом мощность данных моторов подходит для небольших лодок, на 1-2 места, для неспешного передвижения по водоему. Топ основан на популярности модели у покупателей, а также отзывам о них после покупки и в процессе эксплуатации.

Заказал мотор весной, пришел быстро. Вроде все собрано хорошо и косяков не заметно. Скоро поедем на водоем и там уже проверим его как следует с Никитой.

Какой лодочный мотор надежнее?

Выбирать надежные моторы следует исходя из отзывов о производителе и его популярности. Безусловно, лидерами по надежности выступают европейские, японские и американские бренды.

Мы представили список наиболее популярных брендов, но стоимость их будет дороже китайских производителей:

  • Yamaha — самый популярный производитель лодочных моторов, ассортимент может быть представлен как карбюраторными, так и инжекторными разновидностями. Также большой диапазон предлагаемой мощности — от 3 до 300 лошадиных сил. Большая часть моделей производителя предлагается с уникальной системой прямолинейного впрыска при повышенном давлении.

  • Honda — еще один топ бренд, производящий свои моторы для лодок несколько десятков лет. Двигатели предлагаются в виде 4-тактных, поэтому достаточно экономичные и эффективные. В отличие от конкурентов предлагаемые модели намного шустрее и долговечнее. Диапазон мощностей колеблется в районе 2−250 л.с.
  • Mercury Marine — очень популярный производитель в России, предлагает доступную цену и отличную надежность. Лодочные моторы имеются как в 2 Т, так и в 4 Т исполнении. Вне зависимости от типа двигателя диапазон доступных мощностей колеблется в пределах от 7,5 до 300 л.с.

Также рекомендуем обратить внимание на бренд Evinrude, который одним из первых начал производство моторов для лодок. Сегодня они предлагают ассортимент из отличных моделей с мощностью в диапазоне от 10 до 350 лошадиных сил. Качество одно из лучших, но в России не столь популярны ввиду большой стоимости.

Особой популярностью в России пользуются моторы Mercury Marine. Они имеют доступную цену и хороший набор технических характеристик.

Рейтинг лучших лодочных моторов 2019 года

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие лодочные моторы малой мощности1Mercury ME F 2.5 M9.9 / 1047 500
2NS Marine NM 3.5 B2 S9.6 / 1038 100
3HDX T 2.6 CBMS9.4 / 1010 799
4Carver MHT 3.8 S8.8 / 108 621
5PATRIOT BM-1208.7 / 1015 490
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.1Toyama TM5TS9.0 / 1016 990
2HDX T 5 BMS8.5 / 1045 500
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.1Yamaha F5A9.8 / 1074 900
2HONDA BF5DH SHU9.7 / 10113 100
3Mercury ME F 5 M9.5 / 1067 900
4Toyama TM5FS9.0 / 1044 589
5HDX F 5 BMS8.5 / 1017 200
Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с.1Yamaha F9.9J9.9 / 10159 700
2Tohatsu M 9.8B S9.8 / 1047 500
3Mercury ME F 9.9 M9.7 / 10130 000
4HDX F 9.8 BMS9.2 / 1098 600
5SEA-PRO ОТН 9.9S9.1 / 1067 332
6HDX T 9.9 BMS9.0 / 1079 500
7Hidea HD9.8FHS8.9 / 1066 200
8Toyama TM9.8FS8.3 / 1087 695
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с.1Honda BF20D3 SHSU9.6 / 10223 100
2Yamaha F20B9.6 / 10195 600
3Suzuki DF20AS9.5 / 10199 900
4SEA-PRO T 15S8.9 / 1073 700
Лучшие лодочные моторы высокой мощности1Yamaha 30H9.9 / 10174 900
2Honda BF30DK2 SHGU9.8 / 10381 100
Читайте также:  Как выбрать аккумулятор для лодочных моторов

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными в 2019 г. моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

2 Yamaha 9.9GMHS

Одним из самых надежных подвесных моторов в представленном нами рейтинге смело можно назвать легендарную модель Yamaha 9.9 GMHS. Большая часть отзывов, оставленных счастливыми обладателями этой силовой установки, в основном положительная с описаниями значимых преимуществ агрегата. Любители рыбной ловли и охоты отмечают, что эксплуатируют этот агрегат по несколько сезонов без каких-либо нареканий.

Несмотря на заявленную мощность в 9,9 л. с., представленный мотор удивляет отличной тяговитостью. Владельцы подтверждают превышающую 30 км/час скорость груженой лодки и уверенное ее выведение на режим глиссирования.

Одним из самых надежных подвесных моторов в представленном нами рейтинге смело можно назвать легендарную модель Yamaha 9.9 GMHS. Большая часть отзывов, оставленных счастливыми обладателями этой силовой установки, в основном положительная с описаниями значимых преимуществ агрегата. Любители рыбной ловли и охоты отмечают, что эксплуатируют этот агрегат по несколько сезонов без каких-либо нареканий.

Плюсы:

  • низкий расход топлива;
  • неприхотливость в эксплуатации;
  • обеспечивает высокую проходимость;
  • эффективная система водяного охлаждения.

Датчики превышения оборотов и низкого уровня масла предупредят о потенциальных проблемах. Регулировка угла наклона двухтактного двигателя выполняется в шести фиксированных позициях и повышает проходимость судна в любых условиях.

Водометы для лодок из ПВХ

На лодку ПВХ можно изготовить водомет собственными руками, для этого подойдут практически любые лодочные моторы, лучше всего подойдут модели с мощностью от 15 до 20 лошадиных сил. В продаже можно найти практически любой нужный вид двигателей, все зависит от потребностей, предпочтений и бюджета. Чем меньше весит лодочный мотор, установленный на такое плавсредство, тем лучше. Специалисты советуют использовать импортные двигатели.
В набор для изготовления водомета на ПВХ лодку входят следующие инструменты и материалы:

  • собственно лодочный мотор;
  • схема двигателя;
  • штуцеры;
  • редуктор;
  • фланец;
  • ступица;
  • аппарат для сварочных работ;
  • развертки водосборника;
  • входной фильтр;
  • клей.

Создавая водомет для лодки ПВХ, нужно учесть все рабочие моменты, которые могут повлиять на конечный результат. Все детали должны быть подобраны, их размеры просчитаны и определены. Для того, чтобы хорошо справиться с такой задачей нужно как следует подготовиться и иметь чертежи.

Существует множество статей и руководств на эту тему как в интернете, на форумах, так и в печатной периодике, посвященной вопросам данной специфики. Лодочные моторы, которые переделаны под водомет своими руками, являются предметом гордости своих владельцев.

На многих порталах и форумах, посвященных вопросам создания, проектирования, усовершенствования техники, есть советы о том, как использовать под водомет на лодку аналогичное устройство от гидроцикла, установив его на лодку.


Существует множество статей и руководств на эту тему как в интернете, на форумах, так и в печатной периодике, посвященной вопросам данной специфики. Лодочные моторы, которые переделаны под водомет своими руками, являются предметом гордости своих владельцев.

Рис. 6. Рабочее колесо центробежного водометного движителя имеет коническую форму

Опирается этот вал на специальный подшипниковый узел, имеющий сальниковые уплотнения и смазываемый консистентной водостойкой смазкой через пресс-масленки. Таким образом, нет никакого редуктора, зубчатых передач, механизма включения нейтрали и хода. Реверс и нейтраль здесь осуществляются, как на обычных водометах — полным или частичным перекрытием выбрасываемой струи специальной заслонкой. Охлаждается двигатель штатной водяной помпой подвесного мотора, которая переставляется с редуктора в полость корпуса улитки водомета. Так как выбрасываемая струя идет над поверхностью воды (в воду погружена только малая часть водозаборника), выхлоп может осуществляться тоже только выше уровня воды. Чтобы свести шум от него к минимуму, выхлопная труба проходит точно по центру выходного отверстия улитки водомета. При этом выхлоп все же громче, чем на обычном моторе, но вполне терпим.

Как видно, водомет — это комплектный агрегат, устанавливаемый на подвесной мотор. В то же самое время он строго индивидуален для каждой конкретной модели подвесного мотора. Почему? Во-первых, потому, что разные моторы имеют разные мощности и обороты, на которых они длительное время могут работать. Отсюда разные размеры улитки, ротора и степени поджатия струи. Во-вторых, вследствие конструктивных различий посадочной поверхности редуктора на дейдвуд мотора. Эти причины и не позволяют выпускать такие устройства в виде отдельных агрегатов к любым схожим по мощности двигателям. Получается, каждому подвесному мотору — свой водомет.

Именно это, а также сравнительно небольшая потребность в них по сравнению с прямоточными (что сразу делает производство менее выгодным) и привело к тому, что заводы не выпускают подобные водометные моторы. Но спрос есть, и в целом немаленький. Поэтому был выбран другой путь — производством таких водометов занимается одна компания, которая при этом постаралась их максимально унифицировать. А моторостроительные заводы для удовлетворения спроса в водометных вариантах комплектуют моторы на стадии их производства агрегатами этой «специальной» компании.

Читайте также:  Какие есть рыбы

Но компания по производству водометов этим не ограничилась. Она разработала варианты водометов практически ко всем основным выпускаемым (и выпускавшимся) подвесным моторам, подходящим по мощности. И поставляет их под заказ для переделки новых или уже имеющихся у владельцев моторов в водометные. Такие комплектные агрегаты известны у нас как водометные насадки. Теоретически такой насадкой можно снабдить даже наши отечественные «Вихри» и «Нептуны», самостоятельно переделав вертикальные валы, посадочные места насадок (изготовив переходные пластины с креплением на них водопомпы) и проведя систему тяг на заслонку реверса. Вот только смысла это не имеет. Стоимость насадок, для изготовления которых применяются нержавеющая сталь и литые детали сложной формы, довольно велика, что усугубляется относительной малосерийностью производства. Поэтому ставить их на дешевые отечественные моторы, весьма прожорливые и маломощные, с низким ресурсом — себе дороже. Хотя не исключено, что кто-то так и захочет поступить.

Гораздо рациональнее использовать подобный водомет на качественном и экономичном импортном моторе. Эксплуатация самого мотора ничем не отличается от обычного винтового. Разве что снимается вопрос о подборе гребных винтов. Мотор с водометом всегда работает в оптимальном по нагрузке режиме, независимо от скорости и количества груза в лодке. Так он спроектирован. Поэтому его нельзя перегрузить и, следовательно, вывести из строя, дав непосильную нагрузку, при которой он не в состоянии развить нужные обороты. Если вы поставите водомет на заведомо тяжелую лодку или просто загрузите ее сверх всякой меры, то мотор просто не выведет ее на глиссирование, но при этом будет работать как надо, в нормальном режиме.

Уход за водометом тоже очень прост — примерно через 10 часов эксплуатации прикладываемым к мотору шприцем прокачайте через пресс-масленку подшипниковый узел до появления смазки из контрольной трубки. И все. Остальное будет зависеть от того, как вы эксплуатируете. Если пропала тяга — ищите, чем забилась приемная решетка водомета. Если пришлось идти по мелкому илистому водоему, когда из водомета хлещет грязевая пульпа, то обязательно пройдите потом по чистому участку для промывки системы охлаждения мотора. Следите при этом за контрольным отверстием системы охлаждения и температурой мотора. Время от времени проверяйте через решетку водозаборника входные кромки ротора. Если они сильно забиты — снимите водозаборник и запилите кромки. Также следует в конце сезона осмотреть коническое кольцо-обечайку вокруг ротора. Оно процарапывается даже интенсивнее, чем происходит забой кромок ротора. Если повреждения значительные, то тут два пути — или отрегулировать зазор между ротором и кольцом, перемещая специальные регулировочные шайбы с наружной стороны вала под ротор, или отремонтировать или даже заменить кольцо.

Больше всего повреждений приходится на водозаборник — «сапог», так как он все-таки немного выступает под днищем лодки. Когда лодка проходит впритирку по камням, он может зацепиться за эти камни или дно. Если мотор при этом зафиксирован жестко и не может откидываться, то нагрузки на «сапог» очень большие, и его можно просто сломать или даже оторвать, а то и вырвать мотор с транца. Поэтому обязательно на мелких местах ставьте систему фиксации мотора в режим свободного откидывания. Заусенцы и сбои на «сапоге» (рис. 7) запиливаются напильником до тех пор, пока возможно. Потом он просто наплавляется в аргоне — и опять как новый.

Рис. 8. Для прохождения мели достаточно, чтобы она была покрыта водой всего на несколько сантиметров.

Водомёт или традиционный винт

Преимущество водомёта в более простом и удобном управлении. Разворот происходит при меньшем радиусе по сравнению с гребным винтом.

При экстренном торможении водомёт разворачивается в противоположную сторону, что способствует практически мгновенной остановке.

При проделывании этой процедуры с винтом, есть риск повредить лопасти, из-за больших перегрузок. При наличии импеллера внутри корпуса, его просто невозможно повредить, поэтому можно использовать водомёт на небольших глубинах. Производители рекомендуют придерживаться глубины в 1 метр для свободного движения воды, и это позволит сохранить тяговую силу движителя. Если сравнивать по мощности, то для набора одинаковой скорости с разными двигателями, для водомёта нужен мощнее мотор, чем у винтового.

Цена имеет значительную роль при выборе и стоит учитывать что она у водометов значительно выше чем у винтовых, а расход топлива больше.

Отсюда следует вывод, что водомет лучше приобретать, если этого требует особенности водоема для рыбалки. Показанием к применению являются небольшие глубины, значительные скопления людей в местах плавания.

Рис. 1.19. Схема водометного движителя

Какой электронасос выбрать в зависимости от конструкции лодки?

В зависимости от выдаваемого на выходе давления, электронасосы разделяются на 3 категории:

  • Насосы низкого давления (40 мБар). Годятся для подкачки малогабаритных лодок. После предварительной подкачки лодку накачивают механическим насосом (лягушкой).
  • Насосы среднего давления (500 мБар). С их помощью можно нагнетать воздух в лодки, длиной до 4-х метров включительно, без дополнительной подкачки.
  • Насосы высокого давления (800 мБар). Используются для накачивания больших надувных плавсредств, а также, для накачивания лодок, с днищем Air deck.
  • Насосы низкого давления (40 мБар). Годятся для подкачки малогабаритных лодок. После предварительной подкачки лодку накачивают механическим насосом (лягушкой).
  • Насосы среднего давления (500 мБар). С их помощью можно нагнетать воздух в лодки, длиной до 4-х метров включительно, без дополнительной подкачки.
  • Насосы высокого давления (800 мБар). Используются для накачивания больших надувных плавсредств, а также, для накачивания лодок, с днищем Air deck.
Читайте также:  Технические характеристики лодки Казанка 5М4

Механические насосы.

Если вы предпочитаете работать ногами, то нужно подобрать устройство, подходящее к вашему судну:

  • модель не длиннее 3 м с объемом камеры 5 л и давлением в 300 мБар;
  • 3-4-хметровая модель с объемом камеры в 6,5 л и давлением не больше 400 мБар;
  • модель не короче 4 м с объемом камеры 6,5 л и давлением 500 мБар.

Какой ножной насосу лучше решать конечно вам.

Подобрать себе ручной насос и того проще. Здесь всего два критерия:

  • модель не длиннее 4 м двойного действия с объемом цилиндра 1,5 л и длиной 410 мм и давлением 500 мБар;
  • модель от 4 м с объемом цилиндра 2,5 л, длиной 510 мм и давлением 600 мБар.
  • Ручной насос не очень удобен для накачки лодки ПВХ, однако некоторые предпочитают именно его.

Конечно, механические насосы не отличаются высоким комфортом использования, но у них есть одно огромное преимущество — для надувания не нужно электричество. Их удобно применять в любом затерянном уголке мира.

На пятом месте расположился ножной насос на 7 литров. Часто люди берут на замену стандартному 5 литровому. Он не дорогой, и обеспечивает большую производительность.
Аппарат рассчитан на накачивание ПВХ-лодок любого объема.

10 Лягушка Три кита

При всем разнообразии электрических компрессоров однокамерные ножные насосы по-прежнему пользуются спросом, и одно из самых популярных устройств ‒ «Лягушка» от отечественного производителя «Три кита». Модель представляет собой резиновую полусферу. Накачка лодки воздухом осуществляется путем механического надавливания на емкость и передачи давления на клапан. В отличие от «ноу-неймов» с аналогичным принципом действия, этот насос выдерживает множество рабочих циклов и укомплектован двумя переходниками для клапанов разных диаметров.

Легкость и компактность аксессуара (600 г, 23х20х10 см) позволяет брать его с собой в лодку на случай аварийной ситуации. Однако из-за небольшого внутреннего объема камеры много надежд возлагать на него нельзя – насос лучше всего использовать на берегу для окончательной докачки лодки после, к примеру, электрокомпрессора. Есть еще один нюанс: после каждого нажатия резина долго восстанавливает форму, и процесс становится слишком медленным. Впрочем, умельцы придумали выход и предлагают поставить внутрь пружину от диванного матраса.

  • Материал. Предпочтение следует отдавать насосам с металлическими элементами.
  • Наличие регулятора давления. Необходим для автоматической остановки устройства по достижению необходимых показателей.
  • Максимальное давление. Выбирайте насос в соответствии с требованиями надувной лодки. Качественное устройство должно обеспечивать давление хотя бы до 450 мбар.

Преимущества и недостатки

Рыболовы используют насосы работающие от электрического источника питания сравнительно давно. И за долгое время эксплуатации они успели отметить ряд преимуществ таких устройств:

  • Большая скорость работы. С механическими насосами процесс накачивания лодки превращается в мучение и отнимает у рыбака много времени. Электрические приборы позволяют накачать надувную лодку всего за 7-15 минут.
  • Практичность электронасосов тоже не осталась без внимания. Насос позволяет накачивать не только лодки, но и предоставляет возможность подкачки шин автомобиля, надувных матрасов и прочих изделий.
  • Отсутствие потребности приложения физических усилий со стороны рыбака. Все что потребуется от рыболова – подключить клапан и нажать на кнопку включения насоса.
  • Возможность откачки воздуха и контроль над его давлением. Благодаря наличию реверса рыбак может переключить насос в другой режим и откачать воздух с баллонов лодки. А вмонтированный манометр позволит без проблем контролировать давление воздуха в лодке.
  • Встроенный переходник. Электронасосы для лодок ПВХ могут работать от аккумулятора или от сети с напряжением 12 Вольт.

Но не только положительными сторонами славятся электрические насосы для лодок ПВХ. Рыболовы отмечают и негативные особенности таких конструкций:

  • Обязательное наличие источника питания. Чаще всего рыбаки подключают насосы к автомобильным аккумуляторам, реже встречаются другие 12 вольтовые источники питания.
  • Высокая цена насоса.

Но ценовой диапазон насосов от некоторых производителей начинается на небольших отметках, так что подобрать бюджетную модель насоса не составит особых проблем. Правда, чтобы выбрать лучший электрический насос для лодки ПВХ придется немного повозится.

Но ценовой диапазон насосов от некоторых производителей начинается на небольших отметках, так что подобрать бюджетную модель насоса не составит особых проблем. Правда, чтобы выбрать лучший электрический насос для лодки ПВХ придется немного повозится.

К достоинствам относят:

  • Возможность за короткий промежуток времени накачать 2-х местную лодку.
  • Полный автоматизм, не нужно прикладывать физических усилий.
  • Большая часть моделей имеет небольшие размеры и вес.

В этой статье мы перечислили хорошие и качественные агрегаты для накачки лодок ПВХ. Но, сегодня выбор настолько велик, что каждый уважающий себя охотник или рыбак должен знать основные критерии выбора, а также быть ознакомлен с достоинствами и недостатками большинства электрических насосов.

Добавить комментарий