Как сделать прицеп для лодки своими руками

Приведем перечень необходимых деталей и заготовок:
  • Металопрофиль, толщина которого составляет 4 мм. Его размеры 60×40.
  • Краска, средство для обработки от коррозии.
  • Кильблоки.
  • Элементы проводки, фары.
  • Колеса.
  • Крылья.
  • Швеллер 12;
  • Ножка, для стоянки прицепа.
  • Лист металла, толщина которого 2 мм.

При покупке материалов нужно быть острожным. Не нужно приобретать слишком толстые трубы, швеллеры Это приведет к чрезмерной массе прицепа. В противном случае ваш автомобиль будет больше расходовать топлива при транспортировке лодки.

Сейчас существует большое количество магазинов, в которых продаются прицепы для лодок. Тем более, что стоимость каждой может варьировать в различных пределах. Но если вы желаете сэкономить как можно больше средств, можно подобрать конструкцию от неизвестного производителя, либо сделать его своими руками.

Самые популярные конструкции: как сделать прицеп для лодки в реальности

Вариант с пластиковым прицепом не всем подходит. Многие из наших читателей отметят и довольно высокую стоимость такого решения. В этом случае можно выбрать подходящий вариант из дерева или металлического профиля. Отметим, что если для стали подходит обычная сварка, то для алюминия требуется применять «аргон». Чтобы этого избежать, можно использовать пайку по металлам. Это проще, а по прочности может превосходить традиционную сварку.

Вариант с пластиковым прицепом не всем подходит. Многие из наших читателей отметят и довольно высокую стоимость такого решения. В этом случае можно выбрать подходящий вариант из дерева или металлического профиля. Отметим, что если для стали подходит обычная сварка, то для алюминия требуется применять «аргон». Чтобы этого избежать, можно использовать пайку по металлам. Это проще, а по прочности может превосходить традиционную сварку.

Как сделать прицеп для лодки

7 минут Автор: Семен Гражданцев 0

  • Размеры
  • Этапы изготовления
  • Ходовая часть
  • Оснащение
  • Заключение
  • Видео по теме

Каркасные лодки имеют беспрецедентное преимущество в прочности перед надувными собратьями, однако из-за низкой мобильности и дополнительных затрат на транспортировку от их применения часто приходится отказываться. Для того чтобы решить вопрос с транспортировкой, рыболовы приобретают специализированные прицепы. Однако цена на подобные устройства довольно высока, а приобрести их в отдалённых районах, где зачастую эксплуатируются каркасные лодки, бывает проблематично. В этом случае можно изготовить прицеп для лодки своими руками.

Самодельный прицеп имеет существенное преимущество перед заводским. Он подгоняется под конкретную лодку, поэтому нет необходимости жертвовать надёжностью, имея лодку нестандартной формы.

Самодельный прицеп имеет существенное преимущество перед заводским. Он подгоняется под конкретную лодку, поэтому нет необходимости жертвовать надёжностью, имея лодку нестандартной формы.

Во сколько обойдется лодочный прицеп своими руками?

Подробнее стоит остановиться на комплектующих, которые потребуются нам, чтобы сделать прицеп под лодку своими руками и на их стоимости.

В первую очередь необходимо приобрести сертифицированные узлы промышленного изготовления, а именно торсионную ось, которая стоит в пределах 3000 руб. и сцепное устройство с примерной стоимостью в 250-300 руб.

Следующие элементы прицепа можно приобрести в любом специализированном магазине или изготовить самому: крылья – стоят примерно 500 руб., опорная ножка – 500 руб., проводка – 300 руб., светотехника – 500 руб., крепеж – 400 руб., колеса – 2000 руб., лебедка – 1300 руб., кильблоки – 1500 руб., краска – 800 руб.

Таким образом, материалов будет необходимо приобрести на сумму 11 100 руб. Но не нужно забывать, что Вам еще придется отдать деньги за тестирование лодки – 500 руб. и регистрации в ГИБДД – 400 руб. Итого получим прицеп для автомобиля своими руками на сумму 12 000 руб. Для сравнения отметим, что лодочные прицепы в магазинах можно приобрести не менее, чем за 30-35 тыс. руб. Согласитесь, разница просто огромная.

Выбор прицепов для транспортировки лодок широк, при этом многих интересует конструирование прицепа своими руками, а причиной тому является, прежде всего, ценовая политика.


4. Затем из трубы размером 60х40х2 нужно сварить опору для лебедки и установить ее.

Прицеп для катера, лодки или гидроцикла своими руками: фото

1.Лёгкий дощатый кузов позволяет перевозить в прицепе различные грузы, в том числе сыпучие. 2.Раму прицепа сварил из стальной трубы квадратного профиля сечением 30×30 мм. 3.Для сборки рамы прицепа в качестве стапеля использовал ровный лист ДСП. 4.Для изготовления прицепа использовал усиленные колёса от садовой тележки.

5.Изготовление двух колёсных осей с крепёжными болтами и распорными втулками мне обошлось в 600 рублей. 6.Стойки для жёсткой подвески колес сварил из стальной трубы сечением 20 х 20 мм.

7.Для удобства хранения и транспортировки прицепа его конструкция сделана разборной. 8.Пластиковые ролики на раме прицепа предназначены для лёгкого спуска катамарана на воду и разгрузки кузова. 9.Лёгкость вращения роликов обеспечивают впрессованные в трубки подшипники. 10.Для разгрузки сыпучих грузов кузов следует подтолкнуть назад. 11.Дуги безопасности приварены к продольным боковым профилям рамы прицепа. 12.Дышло из трубчатого профиля сечением 40 х 40 мм отвечает требованиям по безопасности перевозок с прицепами.

7.Для удобства хранения и транспортировки прицепа его конструкция сделана разборной. 8.Пластиковые ролики на раме прицепа предназначены для лёгкого спуска катамарана на воду и разгрузки кузова. 9.Лёгкость вращения роликов обеспечивают впрессованные в трубки подшипники. 10.Для разгрузки сыпучих грузов кузов следует подтолкнуть назад. 11.Дуги безопасности приварены к продольным боковым профилям рамы прицепа. 12.Дышло из трубчатого профиля сечением 40 х 40 мм отвечает требованиям по безопасности перевозок с прицепами.

Самодельный прицеп для спуска моторной лодки казанка южанка на воду своими руками

Решил я сварить своими руками тележку для лодки да такую чтоб мог справиться один человек да еще с минимальными затратами. Так как друган пустил восьмерку в расход я решил у него спросить заднюю балку для прицепа под лодку. Что было в наличии?! Да в общем то ничего кроме того что почти у каждого найдется в гараже. Так как балка находилась неподалеку потащился я туда с резаком.

Вот в таком состоянии она была когда я пришел.

Осмотр где и как срезать. Оказалось все просто. Еще бы резаком не просто.

Но что из этого получилось смотрите фото моей самодельной тележки для лодки.

В запасе были трубы кажется диаметром 80мм. Когда то были батарея для отопления, но я не углядел и их разорвало в мороз.

Изначально хотелось купить небольшую лебедку, но посоветовавшись со знакомыми понял что она за деньги не нужна когда можно сделать самому. Сейчас я ее испытал и при должном усилии может порвать трос который я туда накрутил. Смотрим фото лебедки для поднятия лодки.

Для того чтоб не царапать дно лодки мы использовали трубу полипропиленовую из которой делают отопление. Кажется 25мм точно не помню. Остались после сварки отопления для дома. Была кусками гладкая арматура и мы на нее насаживали полипропилен, но перед тем как насадить разрезали вдоль. Ну что еще придумаешь использовали все что находилось под рукой.

Стартовый подъем лодки хотели сделать плавным, но первая попытка была неудачная и я ее срезал совсем. На фото сперва хрень полная , а потом сделал норм. Смотрим фото.

  • Из плюсов: поднимать лодку будет как с суши так и их воды. Справиться один человек.
  • Из минусов: Высоко поднимать, но ничего не поделаешь колесная база такая у этой балки.

Прицеп почти доделан остались полевые испытания. Приделал задние небольшие колеса и поставил на подножке. Теперь все свободно и легко.

И так что получилось.

Приварил подножку с колесиком.

Работа топорная, но главное все что нужно это спустить лодку на воду.

Прицеп для лодки фото задней части тележки.

Все работы кажется закончены. Закрепил складные сиденья в лодке. Где нужно промазал герметиком. Остались полевые испытания.

Закончил все работы, но все же я не уверен что это все так как в полевых испытаниях вылезут все недочеты.

В итоге прошло уже с того времени примерно года два. На деле она показала себя довольно удобно. Из минусов отмечу то что если бы я нашел вместо полипропилена ролики, то все было бы ок. Цепляю за уазик который переваривал и тащу до берега. Летом спускаю прямо в воду тележку так как не очень жалко. Подъем производит один человек. На лебедку лучше брать тросик из нержавейки диаметром 4 или 5 миллиметров. Цепляю обычным карабином за нос после чего кручу лебедку до конца и фиксирую цепью другим карабином за нос лодки. Фото еще добавлю весной.

Читайте также:  Как выбрать прицеп для лодки ПВХ

И вот еще несколько фотографий. Можно позаимствовать какие нибудь узлы.

Первая плавдача была успешно создана протестирована и унесена льдом по весне. О ее строительстве я начинал писать здесь запись №4. И так пантон в моих руках старый и в состоянии…

Вот сварил мангал. Минимум сварки максимум пользы. Сборный мангал своими руками. Провели испытания данного изделия и оказалось что его качества довольно хороши. Рекомендую у кого есть авто кинуть в багажник…

Ну вот вчера перевернул понтон вверх тормашками. Там пипец что твориться. Мы вырезали сегодня все это. И начали приваривать люки.Пока на прихватках стоят. Но думаю в ближайшее время заварю. Люки…

Сегодня погода жаркая. И надо идти доваривать люки. Просто на прихватках вчера оставил. Значит насчитал я в этих понтонах 27 мелких дырок из них пару заплаток придется поставить. В общем…

Наконец у меня появилось время написать в свой блог. Вчера ездил в деревню резать понтон для постройки домика на воде. я уже писал вроде в прошлой записи что мы не…

Сегодня погода жаркая. И надо идти доваривать люки. Просто на прихватках вчера оставил. Значит насчитал я в этих понтонах 27 мелких дырок из них пару заплаток придется поставить. В общем…

Собираем прицеп своими руками: опыт участников портала

Привезти навоз, дрова, доставить стройматериалы и мебель на дачу, вывезти с участка урожай и заготовки – задачи обычные для загородного жителя. Багажник легкового авто не очень приспособлен под эти нужды, а заказывать каждый раз доставку неудобно, да и дорого. Наши форумчане делятся полезными “транспортными” решениями, которые они с успехом реализовали своими руками.

К участнику FORUMHOUSE с ником Yuriy202 осознание необходимости прицепа пришло при первой же уборке салона автомобиля после перевозки “какого-то хлама”. Готовый прицеп покупать не хотелось – выходило дороже, а качество ниже. Поэтому решено было собрать прицеп к культиватору самостоятельно. Сначала форумчанин нарисовал схему, купил балку от “Оки”, колеса, металл – профтруба 40*25, 20*25, круглая под опору самосвала. И приступил к сварке.

Дай Бог здоровья тому, кто придумал угловые тиски – сварку рамы смогли сделать за день. Последняя поперечина рамы кузова выполнена не из проф. трубы, а из двух круглых труб (дюймовка, в которую вставлена труба 3.4). Дальше внутренняя труба обваривается на раму через сделанные заранее окошки, а внешняя труба делается короче на 1 см (чтобы не тёрло по сварным швам). Вращается такая конструкция идеально.

Для дышла Юрий использовал все ту же дюймовку. Для соединения с мотоблоком сделали Т-образный классический соединитель из цельного прута стали. Затем сварили каркас сидения и “поженили” балку от ОКИ и раму прицепа.

Ни в какие подвески с пружинами играться не стал – амортизации высокой резины на таких скоростях вполне достаточно.

После пробного выезда рамы с колесами и проверки геометрии еще день участник портала потратил на сборку кузова. Готовую конструкцию покрасили в три слоя с промежуточной сушкой слоев. В качестве обшивки прицепа подошел обычный профлист, а дно выполнили из фанеры 10 мм и выстелили сверху оцинковкой. Сидение форумчанин сделал из поролона для матрасов (отдал товарищ с производства) и обшил кожзамом.

Всерьёз задумываюсь об установке туда аккумулятора, выводе розетки прикуривателя (иногда нужно телефон зарядить, а под рукой ничего) и, ради смеха, магнитолы с динамиком. Эпилог. Я доволен. Штука прекрасная и в хозяйстве необходимая.

На прицепе Юрий возил дрова, землю в теплицу – получалось, что за раз перевозил по 500 кг. При такой нагрузке прицеп никак не менял своего поведения – работал отлично, а вот мотоблоку приходилось тяжеловато.

Участник портала с ником Zhumi поступил проще – вместо сварного кузова использовал металлическую бочку. Основанием прицепа стали б/у задние ступицы с цапфой, диски и резина от ВАЗ 2108 и С-образный профиль собственной конструкции. Форумчанин не использовал сварку, а действовал по-современному: компьютерное моделирование, лазер, гибка с ЧПУ, порошковая окраска.

Еще более простой вариант прицепа быстрой сборки (1 день!) предлагает форумчанин Baza211.

  1. Варим две тележки, оси из прутка 20 мм.
  2. Надеваем колеса (700 руб. 1 шт.).
  3. Варим раму.
  4. Прикручиваем волокуши рыбацкие (1300 руб.).

На своем прицепе самодельщик уже перевозил камни и песок и, вопреки опасениям некоторых форумчан, пластиковые рыбацкие волокуши проявили себя отличным образом – не сломались и не потрескались.

На портале Сергей приводит рисунок – как мог бы выглядеть такой подъемник. Правда, до практической реализации у форумчанина дело так и не дошло, хотя пользователи признали схему годной.

Преимущества лодочного прицепа сделанного собственными руками

Самодельный металлический прицеп строить для собственной лодки значительно выгоднее, чем приобретать в магазине. Собранная своими руками конструкция имеет такие преимущества:

  • итоговая цена окажется для самоделки значительно ниже, чем для покупного транспортного средства;
  • в процессе эксплуатации можно в любой момент своими силами усовершенствовать конструкцию или быстро ремонтировать с минимальными вложениями;
  • готовый прицеп легко собрать так, чтобы он соответствовал всем установленным в стране стандартам, касающихся подобных автомобильных аксессуаров.

Некоторые автомобилисты могут выделять в качестве недостатка тот факт, что собранное в гараже изделие может оказаться менее надёжным, чем его заводской аналог. Однако это не так, ведь если грамотно рассчитать нагрузки и следовать чертежам, то такое транспортное средство способно прослужить хорошую службу в течение многих лет.

Лодочный прицеп, изготовленный своими руками в соответствии с нормативами для таких приспособлений, относится к полноправным транспортным средствам, и на него распространяются правила дорожного движения.

Прикрепленные изображения

  • ЮРИЙ.М, Medvegonok, Вадим63 и 4 другим это нравится


Вот хороший вариант из Кургана. “Водник”

Якорь «Кошка»

Этот якорь по праву можно считать наиболее универсальным и приспособленным для использования на маломерных судах, так как при правильном применении он отлично держит практически на всех типах поверхности дна, начиная от песчаных и заканчивая каменистыми. Складная конструкция обеспечивает удобство при транспортировке и хранении и возможность быстрого приведения его в рабочее состояние. Также якоря этого типа могут быть использованы в качестве средства для поиска и подъёма затонувших предметов методом траления.

Якорь кошка

Уникальная особенность складных якорей типа «кошка» заключается в их способности к самоосвобождению в случае зацепа за любой находящийся на дне предмет, начиная от топляков и заканчивая корпусами затонувших судов и проложенных по дну тросов или кабелей. Но для того чтобы воспользоваться этой полезной возможностью, основной узел крепления якоря необходимо делать не за верхнее, а за нижнее кольцо, находящееся под складными лапами. При этом цепь или трос не пропускаются через кольцо, находящееся на вершине веретена якоря, а просто фиксируются на нём с помощью пластикового хомута, петли из рыболовной лески или любого другого подручного материала. В рабочем положении якорь получается закреплённым за кольцо веретена, но в случае зацепа с помощью резкого рывка крепящая петля разрывается, якорь переворачивается лапами вниз и освобождается от зацепа.

Только ответив на эти вопросы можно приступать к выбору типа якоря, который больше всего подойдёт для тех или иных условий. Ведь нужно отдавать себе отчёт в том, что универсальных решений не бывает и каждый тип якоря, выигрывая в чём-то одном, может проигрывать в ряде других позиций.

Якорь-кошка

Данный тип устройства — самый популярный у рыболовов. И не зря. Он обладает прекрасными техническими характеристиками, подходит для применения на любых типах грунта и обладает сравнительно небольшим весом, так как удержание плавательного судна происходит, главным образом, за счет зацепления за грунт.

Несомненным его плюсом является широкий функционал. Его можно применять для поиска оборванных снастей, благодаря его конструкции, в которой свободные концы представляют собой загнутые шипы.

Читайте также:  Виды и обзор насосов для лодки ПВХ

Минусом является то, что при ловле на течении его необходимо утяжелять подручными материалами (например, цепью). Также, он может быть модернизирован свободной муфтой, позволяющей транспортировать его в сложенном виде.

Вес данного типа якоря варьируется от 1 до 12 кг. Для малого плавательного средства, такого как лодка ПВХ, вполне подойдет устройство весом до 4,5 кг.


Несомненным плюсом является надежность сцепления с грунтом. Из минусов можно отметить неудобство и громоздкость в транспортировке, необходимость наличия дополнительного троса для обеспечения зацепа.

Как выбрать якорь?

Не только конструкция маломерного судна определяет, какой якорь следует использовать. Огромное значение имеют условия плавания. Тип донного грунта, наличие течения, ветра и волн в районе предполагаемого плавания.
На пример Адмиралтейский якорь универсален ко всем типам грунта, но по сравнению с якорями других моделей имеет меньшую держащую силу. Якорь Дэнфорта при повышенной держащей силе имеет большие размеры, примерно так же обстоит дело с якорем Брюса (плуг) и якорем Холла. При этом, зарываясь в мягком донном грунте, эти якоря очень трудно поднять вручную, особенно это относится к якорю Дэнфорта. Так что же выбрать?
Обобщив информацию, полученную из глобальной сети и печатных изданий, можно определить якоря наиболее подходящие владельцам надувных лодок ПВХ.
Из признанных типов это якорь грибовидной формы американской фирмы “Attwood”.

Выбор якоря

Рыбацкая лодка, независимо от размеров или материалов, из которых она изготовлена, нуждается в приспособлении, фиксирующем его положение на воде в определённом месте, проще говоря – в якоре.
В настоящее время в мире существует порядка двух тысяч различных конструкций якорей, среди которых есть и те, которые специально разработаны для небольших катеров и лодок.
Наиболее популярными и востребованными для маломерных судов являются якоря двух типов: обыкновенные грибовидные и якоря – «кошки». Оба вида, в общем, подойдут для эксплуатации на надувной лодке, однако «кошку» нужно приобретать непременно складывающуюся, чтобы снизить до минимума вероятность повреждения корпуса лодки её растопыренными лапами и уменьшить занимаемое этим якорем пространство, которого на надувном судёнышке и так не много.
Основное требование к якорю – это надежное закрепление судна на месте при воздействии волн, ветра или течения. Поэтому главной характеристикой якоря любого типа является его держащая сила, одним из основных параметров которой является масса якоря. Вес якоря либо рассчитывается по сложной формуле, либо определяется по таблицам. В конечном итоге получается, что для судна водоизмещением 500 кг требуется якорь 5-6 кг, а водоизмещением 250 кг- 2,5-3 кг и так дальше.

Правило первое- вес якоря примерно равен 10% от веса удерживаемого судна.
Второе правило, которое тоже работает – вес якоря = 1% от длины лодки (280-2,8 кг; 320- 3,2 кг).

Якорь, легко снимаемый с зацепа
Сам предохранитель изгибается по принципу заводного кольца. К нижнему концу якоря фал вяжется наглухо. К верхнему концу крепится предохранитель. На фал крепится кольцо, которое надевается на предохранитель. Часть фала между нижним узлом и предохранителем должна образовать свободную петлю, чтобы был допуск на разгибание предохранителя.

Расчёт веса якоря, подбор толщины каната
Несмотря на то, что условия использования якоря на рыбалке могут быть разными, и соответственно требуется разный вес, длина каната, есть несколько примерных расчётов.
Например: Вес якоря = длина лодки+1 (выраженное в кг) . Допустим у вас лодка 3м 70см, значит вес якоря, для гарантированного удержания посудины, должен быть не менее 4кг 700гр.
Не прибегая к формулам, можно воспользоваться вот такой таблицей для подбора веса якоря и толщины якорного каната:

Якорь-кошка — широко распространённый тип якорей.

Для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью в 0,5 кг. Для небольших, водоизмещением 200—400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.

Якорь-кошка может применяться для траления (поиска утопленных снастей и других предметов).

Обычная четырехлапая кошка с успехом используется на речных лодках и катерах; для повышения ее
надежности рекомендуется закрепить дополнительный груз на веретене.

Данный якорь популярен среди рыбаков. А самодельный якорь-кошка был ничем иным как пучком
арматурной проволоки, сваренной посредине длины стержней, свободные концы стержней были отогнуты как крючки или шипы. Идея была в том, что крючья могут
распрямиться под нагрузкой, высвобождая зацепившийся якорь-кошку, после чего шипы можно повторно загнуть в исходное положение. Этот якорь можно забрасывать и в каменистые расщелины, на сильно захламлённое дно, и на участке вроде «кладбища затонувших кораблей», не сильно рискуя оказаться с якорем, намертво застрявшем на дне.

Якорь состоит из веретена, заканчивающегося внизу утолщённой частью — трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными лапами с остриями — носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Выше штока веретено соединено со скобой якоря посредством болта, проходящего через отверстие в веретене. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей с неподвижными лапами и штоком.
Шток якоря может быть деревянным, закрепленным постоянно, или металлическим. Деревянный шток используется на больших якорях. Он постоянно закреплен на якоре, менее долговечен, чем сам якорь, и требует бережного обращения. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении такой шток фиксируется чекой, а в походном – сдвигается и укладывается вдоль веретена, для чего один из концов штока, остающийся в веретене, выполняется изогнутым. Чтобы металлический шток ни при каких условиях не выпал, на концах его сделаны утолщения.

При отдаче адмиралтейского якоря он приходит в соприкосновение с грунтом сначала лапой или пяткой. Когда вытравится на грунт некоторая часть якорной цепи, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в грунт. После того как слабина якорной цепи будет выбрана и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, а лапы станут вертикально. Шток при этом действует как рычаг. Вследствие продолжающегося натяжения якорной цепи нижняя лапа, как плуг, начнёт входить в грунт, пока веретено не ляжет на дно всей своей длиной, при этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком.

Приличный коэффициент держащей силы (отношение максимальной удерживающей силы к весу якоря) – обычно около 10—12. Он, часто, выше, чем у других якорей того же веса и выше, чем у якоря Холла.
Проверенная временем простая конструкция, отсутствие или минимум механических частей.
Универсален ко всем типам грунта, но по сравнению с якорями других моделей имеет меньшую держащую силу.
Конструкция пригодна для якорей самых разных размеров.

Якорь с плоскими лапами, поворачивающимися на оси. Основных деталей всего две: веретено и коробка с лапами. Веретено снизу имеет выступы, образующие ось. При сборке веретено продевается сквозь коробку, затем в коробку вставляются два болта, запирающие веретено. Коробка качается на выступах (поперечной оси) веретена. Угол отклонения лап ограничен пазом в коробке. К тонкому четырёхгранному концу веретена при помощи болта присоединяется скоба якоря.
Приливы на лапах и коробке служат для того, чтобы заставить их повернуться и углубиться в грунт. Для увеличения держащей силы лап приливы их снабжены лопатообразными утолщениями.

Якорь действует следующим образом: упав на дно, он ложится плашмя; когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу.
В своё время якорь произвел технологическую революцию, так как его конструкция позволяет заменить дорогую поковку из качественного сортового железа более простым, технологичным и доступным чугунным или стальным литьём. Приспособленность конструкции к массовому производству способствовала его успеху.

Хотя устройство холловского якоря (кованое веретено с выступами, продетое в
литую коробку с лапами) остаётся классическим, сама конструкция за более чем сто лет сильно устарела. Мнение об этом якоре, как об идеальном, в конце XX века подвергается серьёзным сомнениям. Якорь, будучи одним из первых в своем роде, вскоре после своего создания породил множество новых конструкций (шпек-анкер, якорь Байерса, «Юнион», якорь Дэнфорта и др.) с большей держащей силой, более надёжных на разных грунтах, несравнимо более удобных для втягивания в клюз. В новых конструкциях существенно изменялись форма лап и приливов на коробке, размеры и форма веретена, изменялся способ фиксации веретена в коробке, простая ось иногда заменялась шаровым шарниром. Иногда коробку стали выполнять сварной из стального листа. Всё это позволило достичь лучших результатов при сопоставимых или даже меньших затратах материалов и труда.

Читайте также:  Ловля леща на спиннинг: хитрости оснащения, тактика и техника рыбалки.

Якорь Матросова имеет две широкие лапы, примыкающие непосредст-венно к веретену. Каждая лапа имеет форму треугольника, так как зазор между лапами небольшой, то обе лапы можно рассматривать как одну. Такая конструкция увеличивает держащую силу в 4 – 5 раз большее, чем якоря Холла. По бокам сделаны приливы, которые выполняют роль штока, которые предохраняют якорь от опрокидывания. Угол разворота лап составляет 32 – 350.

Созданный в период с 1943 по 1946 годы советским инженером И.Р. Матросовым якорь Матросова относится к категории бесштоковых якорей повышенной удерживающей силы (усилие, воспринимаемое якорем, без перемещения и выхода из грунта). Конструкция данного якоря включает: веретено; примыкающие к веретену две поворотные широкие треугольные лапы; якорная скобу; боковые штоки (приливы), предохраняющие якорь от опрокидывания. Отличительная особенность – очень близкое расположение поворотных лап к веретену.

В конструкции якоря Матросова применяется принцип кривошипного механизма, согласно которому ось вращения веретена размещается относительно оси боковых штоков таким образом, что веретено при натяжении цепи якоря играет роль шатуна, разворачивая по оси вращения лапы. Весьма быстро проникая в грунт, якорь матросова при повороте судна на 360 градусов не извлекается из грунта. Он весьма устойчив на мелкокаменистом твердом грунте и надежно держит в песчано-илистом слабом грунте.

Неоднократно проведенные испытания на величину силы держания на различных грунтах показали неоспоримые преимущества якоря матросова по отношению к холловским и адмиралтейским якорями. При равности масс удерживающая сила якоря матросова в четыре с небольшим раза превосходит силу адмиралтейского якоря. Якорь идеален для речных судов, а широкий диапазон кгс позволяет подобрать якорь для практически любого судна внутреннего плавания. Кроме того, якорь рекомендуется для крупных катеров и яхт. Поскольку якорь относится к легким, он отлично подходит в качестве вспомогательных якорей, что и практикуется для судов морского флота

Бесштоковый однорогий якорь повышенной держащей силы, разработанный шотландской фирмой «Bruce anchor ltd.».
Якорь Брюса является одной из разновидностей якоря-плуга, в последнее время очень популярного среди рыбаков. Способен принимать правильное положение без помощи шарнира.
Он обладает держащей силой до 30 кг на каждый килограм собственного веса. Точно подобранная форма и правильно рассчитанная конструкция якоря Брюса гарантируют глубокое заглубление при любом варианте падения на грунт.

Является модификацией однорогого якоря адмиралтейского типа. Плоская лапа якоря Брюса снабжена своеобразными загибами, что позволяет ему зарываться в грунт даже в случае падения на дно боком. Внутренняя сторона веретена этого якоря, обращенная к лапе, заострена подобно режущей кромке меча, что позволяет ему легко входить в грунт.

Якорь Брюса, выпускаемый в больших весовых категориях, используется в основном как мёртвый якорь и служит для обеспечения длительной стоянки плавучих маяков, навигационных знаков, рейдовых якорных бочек, нефтяных платформ и других плавучих объектов. Однако, благодаря сохранению большой держащей силы и в малых весовых категориях, этот якорь пользуется популярностью в качестве станового для маломерных судов (катеров, буксиров, яхт, лодок).

Это разновидность станового судового якоря повышенной держащей силы, изобретен американским инженером Ричардом Дэнфортом. При испытаниях на песчаном грунте в апреле 1948 года, опытный образец якоря показал феноменальную держащую способность.

В начале 1920-х годов немецкий инженер Генрих Хейн установил основные требования к якорю повышенной держащей силы — максимально сближенные лапы, шток внизу и «обтекаемая» головная часть. Конструкция Дэнфорта полностью соответствует этим требованиям.

Якорь Дэнфорта имеет длинное веретено и плоские лапы треугольной формы. При падении на дно он укрепляется не в верхнем рыхлом слое грунта, а уходит глубже и достигает твёрдой основы, где надёжно «держит» судно. Удлинённый шток расположен в нижней части и служит стабилизатором, не позволяющим якорю опрокидываться на бок. Коробка якоря (место соединения лап с веретеном) лишена каких либо выступающих частей, мешающих зарываться в грунт.

Дэнфорт разработал более десятка модификаций своего якоря, от облегчённых (несколько килограмм), до тяжёлого, в 7 тонн весом.

Якорь Дэнфорта имеет некоторые недостатки: в малых весовых категориях он мало пригоден для использования на крупной гальке, перемещаясь по ней скачками, якорь углубляется здесь довольно редко. На сильном течении лёгкий якорь Дэнфорта долго дрейфует в воде и падает на дно не там, где ожидалось. Якорь этой конструкции иногда так глубоко зарывается в грунт, что оторвать его от дна вручную практически невозможно.

Отличительной особенностью якоря Дэнфорта является пара откидных заостренных “рогов”, которые обычно просто лежат на дне, но закапываются, если только якорь потянуть.
В сложенном состоянии «Дэнфорт» занимает совсем немного места и немного весит, тогда как обладает высоким отношением держащей силы к собственному весу. Это проверенная и надежная конструкция, однако, все же не идеальная. Как и все прочие конструкции, с годами «Дэнфорт» также изменялся, и порой кажущиеся незначительными изменения могли дать разительные результаты.

Является модификацией однорогого якоря адмиралтейского типа. Плоская лапа якоря Брюса снабжена своеобразными загибами, что позволяет ему зарываться в грунт даже в случае падения на дно боком. Внутренняя сторона веретена этого якоря, обращенная к лапе, заострена подобно режущей кромке меча, что позволяет ему легко входить в грунт.

Какой якорь используется на течении

Течение накладывает свои требования к устойчивости надувной лодки. На течении обычно бросают два якоря—носовой и кормовой.

Один из них будет с хорошим зацепом, на носу, а второй – большого веса, на корме. Так, вы избежите болтанки и отлично заякорите лодку в нужном месте.

На течении ваша лодка будет постоянно подвергаться воздействию силы волн и водного потока.

Выбирать якорь надо с учётом структуры дна. Конструкция типа кошки будет хорошо зацепляться, но если дно рыхлое и мягкое, будет все больше вязнуть в нём. На таком дне лучше предпочесть якорь без лап.


По стандарту, трос нужен такого сечения, при котором его разрывное усилие будет превышать массу якоря в 70 раз. Для синтетических материалов этот показатель – 7-10 мм при разрывной нагрузке в 1000 кг.

Как выбрать якорь для катера

От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся “подарить” якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

Добавить комментарий