Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Поставлю скоростной винт – лодка поедет быстрее.

Поставлю грузовой – и моя 3-х метровая «ласточка» под мотором 3,5 л.с. легко будет выводить на глиссирование 4-х человек.

К сожалению, это очень распространенные заблуждения. Давайте попробуем разобраться, как правильно подобрать винт, и в каких случаях от этого будет толк, а в каких нет.

Сначала тезисы – утверждения, что должно быть.

Правильно подобранный винт должен дать мотору возможность работать в оптимальном режиме:

в рабочем диапазоне оборотов

выдавать максимальный крутящий момент и, соответственно, мощность.

Очень важный момент! Шаг винта подбирается под конкретный комплект лодка+мотор и очень сильно зависит от габаритов, конструкции, веса и непосредственно загрузки лодки. На разных лодках один и тот же мотор дает разные динамические показатели. Поэтому сказать заранее о необходимом шаге винта невозможно!

Правильно подобрать шаг винта можно только зная обороты мотора, на слух определить их очень сложно, а для новичка невозможно, следовательно, нужен тахометр. И, только измерив обороты, можно говорить, что нужен винт с большим (меньшим) шагом.

Обычно винт подбирается исходя из средней, наиболее часто используемой загрузки лодки, каждый раз менять винт будут далеко не все, поэтому выбирается винт, оптимальный для этого режима, и в случае большей или меньшей загрузки нужно просто контролировать нагрузку на мотор за счет оборотов.

Если обороты мотора превышают максимально допустимые «перекрут», значит установлен винт с маленьким шагом или слишком «легкий» винт. Если мотор не может развить максимально возможные обороты «недокрут», значит установлен винт со слишком большим шагом «тяжелый» винт.

Работа мотора в условиях «перекрута», также как и при «недокруте», когда мотор не может развить нужных оборотов чрезвычайно вредна для мотора и значительно сокращает его ресурс. Поэтому попытки «выжать» из мотора мощность и скорость, которые он не может выдать, за счет смены шага винта ведут к поломкам мотора.

Эксперименты с винтами на слабосильных моторах до 8-10 л.с. крайне неэффективны и дают минимальный положительный эффект или не дают его вовсе! Поскольку на многие слабосильные моторы идет возможность установки только винта с одним диаметром и шагом, то пытаются найти нестандартные винты, которые могут привести к серьезным дисбалансам в работе двигателя.

Здесь совет один, хотите, чтобы лодка ехала быстрее – лучше менять не винт, а мотор, на более мощный.

Теперь немного теории.

Шаг винта

Это расстояние в дюймах, пройденное винтом за один оборот. Или наклон лопастей. Фактически пройденное винтом расстояние меньше теоретического за счет “проскальзывания”.

Увеличение шага на 1 — снизит количество оборотов мотора на 200 — 250 об/мин, добавит на мотор дополнительную нагрузку. И наоборот.

Режимы работы двигателя

Превышение максимально допустимых оборотов вызывает огромные нагрузки на все узлы лодочного мотора, нарушается внутренняя работа смазочного механизма, целостность масляной смазывающей пленки, покрывающая детали, возникают задиры поршней и цилиндров, разрушение всех деталей двигателя вследствие возросших вибраций и биений, это называется работа мотора «вразнос». (По одной из этих же причин запрещается обкатка лодочного мотора в бочке – двигатель работает без нагрузки, следовательно, легко может превысить максимальные обороты).

Если мотор постоянно не может развить свои рекомендуемые максимальные обороты он так же быстро может выйти из строя, как и при «перекруте». Здесь также возникают чрезмерные нагрузки на все узлы, возникает перегрев, существует мнение, что это способствует выходу из строя элементов электронного зажигания. Возникает эта ситуация, если слабосильный мотор вешают на большую для него лодку и при этом сильно загруженную, или используют «тяжелый» винт с большим шагом.

Кавитация — процесс, возникающий при увеличении разницы давления на разных сторонах лопастей. На одной стороне лопасти создается сильное разряжение, при котором происходит закипание воды. При встрече этой области на границе лопасти с областью высокого давления, происходят микровзрывы, сила которых довольно высока. Происходит выкрашивание кромок лопастей, которое так же называют кавитационной эрозией. При этом кромки лопастей с механическими повреждениями еще больше разрушаются.

Крейсерская скорость движения – скорость лодки при которой достигается наименьший расход топлива, при небольшом уменьшении скорости относительно максимальной.

Четырехлопастные винты. Для уменьшения времени выхода лодки в режим глиссирования можно применить не трех-, а четырехлопастные винты. При этом, на крейсерском режиме движения максимальная скорость может уменьшиться из-за возросшего сопротивления и меньшего КПД относительно трехлопастного. Работа винта станет более плавной и менее шумной. К тому же при использовании четырех лопастей, гораздо позже наступает явление кавитации.

Стальные винты — самые хорошие винты, особенно, для соленой воды. За счет прочности стали толщину лопастей можно существенно уменьшить, по сравнению с алюминием.

При одинаковых параметрах, стальной винт обладает большим КПД и можно ставить винт на шаг больше. Мотор будет развивать такие же обороты, скорость возрастет, а кавитация не будет наносить винту из стали такой же ущерб, как на алюминиевом. У стальных винтов есть существенный недостаток – они значительно дороже, а еще найти такой винт на мотор до 10 л.с. задача не из легких.

При ударе о подводное препятствие алюминиевый винт оказывается более разрушительным для редуктора. Жесткий алюминий при ударе всю энергию передает редуктору, а стальной — часть ее тратит на свою деформацию. Больший вес стального гребного винта не скажется отрицательно на работе мотора, редуктор рассчитан на гораздо большие нагрузки.

Стальные винты гораздо долговечней, при критическом износе вы увидите маленькие трещины, что даст Вам возможность вовремя поменять винт. Алюминий, накопив усталость и внутренние повреждения, может разваливается сразу.

За состоянием своего гребного винта надо тщательно следить. Сколы и погнутости вносят серьезный дисбаланс при вращении на высоких оборотах, вызывают разрушительные процессы в редукторе, кавитацию на лопастях и серьезно снижают КПД мотора.

При дальних переходах, желательно иметь запасной винт, особенно если он алюминиевый.

Толщина лопастей винта у разных производителей разная. Более толстые лопасти, возможно, имеют больший ресурс работы, но худшие гидродинамические показатели.

Демпфер – впрессованная резиновая втулка предохраняет детали редуктора от резкого пуска при включении передачи, и не служит для защиты редуктора от удара о подводное препятствие. В некоторых случаях при ударе она помогает, но, чаще всего, сработать просто не успевает. На слабосильных лодочных моторах гребной винт прочней деталей редуктора. При ударе вал гнется, зубья шестерен выкрашиваются. На мощных моторах редуктора гнут и ломают более слабые гребные винты. Поэтому нужно очень внимательно следить за глубиной, вовремя поднимать мотор (или переводить в режим мелководья).

Крейсерская скорость движения – скорость лодки при которой достигается наименьший расход топлива, при небольшом уменьшении скорости относительно максимальной.

Оптимальный винт для лодочного мотора

Лодочный мотор, который не развивает паспортные обороты при полностью открытой заслонке дросселя, по сути дела “захлебывается” топливом. При этом сильно возрастает нагрузка на клапаны, поршни и подшипники. Лодочный мотор сильно нагревается и может перегреться от работы с опережающим зажиганием при недостаточном поступлении горючего в цилиндры. Работа лодочного мотора с опережающим зажиганием подобна работе автомобильного двигателя, который на третьей передаче заставляют тащить автомобиль с долины на вершину холма. Детонация, когда топливо дожигается в системе выхлопа, заклинивание поршня, общее повреждение мотора – всё из-за неправильно подобранного винта.

С другой стороны, превышение рекомендованной скорости вращения на валу лодочного мотора приводит к разрушению лепестковых клапанов, ускоряет износ всех деталей, в трущихся деталях образуются стружка и мелкие частицы. И, как результат – лодочный мотор разрушается.
Поэтому становится понятной важность правильного подбора оптимального винта для обеспечения нормальных условий работы лодочного мотора применительно к условиям эксплуатации, наиболее соответствующим Вашему выбору. Выбирайте винт к своему лодочному мотору по каталогу производителя, но помните, что наилучший результат, может быть, достигнут только на основе собственного опыта.

Типоразмеры винтов созданы таким образом, чтобы изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствовало изменению скорости вращения винта на 150-200 об/мин. Если первоначально выбранный винт “тормозит” судно, попробуйте винт с меньшим шагом для увеличения скорости вращения вала. Чем больше шаг винта, тем ниже скорость его вращения.

ВЫЧИСЛЕНИЕ ШАГА ВИНТА

  • Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:
    Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Если начинающий судовладелец сначала полностью доверяет штатному винту лодочного мотора, то со временем он начинает задумываться над тем, как же улучшить скоростные показатели своего судна. Есть три важнейших момента, которые влияют на характеристики любой лодки – минимум веса, максимум возможной мощности и наиболее подходящий винт. Если с улучшением первых двух характеристик разобраться сможет любой, то вот как улучшить скоростные показатели, не приобретая новый мотор и не экономя на перевозимом грузе, а только лишь за счет грамотно подобранного винта?

Почетное право изобретения судового винта в его нынешнем виде принадлежит Смиту и Эрикссону, на что им в 1835 году был выдан соответствующий патент. Эта дата считается днем рождения судового винта. Патент описывал вращающееся колесо с лопастями, причем предполагалась возможность как одно-, так и двухвинтовой установки. С тех пор прошло почти два столетия, и судовой винт пережил множество модернизаций. Что же мы имеем на данный момент?

Характеристики современного винта

Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая – диаметр. Если у винта две или четыре лопасти, то достаточно просто измерить расстояние между кончиками противостоящих лопастей. Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два. Вторая цифра – шаг, т.е. теоретическое расстояние (в принятых единицах – сантиметрах или дюймах), на которое винт продвинется за один полный оборот.

Итак, если имеется винт диаметром 35 см и шагом 53 см, то конфигурацию винта записывают как «35×53». Центральную часть гребного винта называют «втулка».

Втулка служит для центровки винта на приводном валу. У винтов, через которые двигатель выбрасывает выхлопные газы, как это принято в большинстве современных подвесных моторов и кормовых приводов, вокруг втулки имеется обойма, к которой и крепятся лопасти.

Как работают гребные винты?

Лопасти винта толкают воду в одном направлении, а лодка движется в противоположном направлении («каждому действию имеется равно и противоположно направленное противодействие»).

На что влияет форма лопасти?

Лопасти могут иметь самую разнообразную форму. Наиболее распространены лопасти типа «круглое ухо» и эллиптические. Такие гребные винты обеспечивают оптимальное соотношение тяги и скорости. Лопасти других винтов сужаются к кончикам. Это уменьшает трение, и обычно такие лопасти ставят на винты скоростных судов.

Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Лопасти с нулевым гребком обеспечивают оптимальный подъем носа лодки, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если лопасть наклонена к хвостовой кромке винта, то это и есть гребок. Если лопасть наклонена в обратную сторону, то говорят, что винт имеет сильный гребок. Такой гребок измеряют в градусах, и, как правило, чем больше гребок, тем больше подъем носа лодки.

Серповидные или полусерповидные винты можно узнать по прямой выходной кромке лопастей. Такая форма предотвращает засасывание воды, и кончики лопастей не захватывают воздух с поверхности, не допуская вентиляции. Пониженное сопротивление движению приповерхностных винтов позволяет при той же установленной мощности достигать более высокой скорости вращения. Винты, лопасти которых закручены в направлении вращения, называются косыми. Такая форма идеально подходит для движения в заросших водоемах, поскольку такие лопасти не склонны накручивать водоросли.

Алюминевые, стальные и
композитные гребные винты

Для подвесных моторов и кормовых приводов производители обычно используют алюминиевые винты. Последние достижения в технологии, усовершенствование конструкции и производства винтов из алюминия дали такие превосходные результаты, что их характеристики ни в чем не уступают их цене. Именно поэтому на большинстве небольших лодок установлены такие винты из алюминия.

Поскольку алюминий гребного винта – тот же алюминий, из которого сделан дейдвуд подвесного мотора или кормовой привод, то проблемы с коррозией также сведены до минимума.

Однако серьезные удары по алюминиевому винту порой нельзя с легкостью выправить без опасности растрескивания материала. По сравнению с гребными винтами из нержавеющей стали, алюминиевые хуже сопротивляются растягивающим напряжениям. Именно поэтому они изготавливаются с более толстыми лопастями, и как следствие, они примерно на 3 км/ч медленнее стальных при движении на полных оборотах.

Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.

Винты из полированной нержавеющей стали – лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости. К несчастью, если ваша лодка несет мощный гоночный винт с несъемной втулкой, то винт из стали может выдержать удар о подводное препятствие, но этот же удар может разнести редуктор. В этом причина широкого внедрения пластиковых втулок, которые при ударе или заклинивании винта прокрутятся или срежутся, как это происходит с алюминиевыми втулками.

Распространены два типа стальных винтов: полированные и шлифованные (менее полированные). Несмотря на распространенное мнение, полировка винта не имеет отношения к его характеристикам.

Современные винты, как правило, делают из композитных материалов. Благодаря достижениям химии, нейлоновые и углеродные волокна широко применяются в судостроении. Кроме повышенной относительно алюминия прочности, винты из композитных материалов не подвержены коррозии, а потому поставляются с пожизненной гарантией на втулку или даже со сменными лопастями. По цене они очень близки к алюминиевым винтам.

Сколько нужно лопастей
на гребном винте?

Для чего нужен винт с тремя-четырьмя лопастями? По мере увеличения размера лопасти или с увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение. Вообразите широкие колеса автомобиля, и сравнение будет полным. Чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше (но не меньше двух, разумеется).

В последние годы существенно возросла мощность лодочных моторов, а конструкторы корпусов современных лодок нашли новые методы уменьшения трения смачиваемой поверхности за счет использования облегченных и композитных материалов, а также придания «ступенчатой» формы днищу лодки. В итоге стало возможным применение четырехлопастных винтов. Если судно и установленный лодочный мотор способны работать с четырехлопастным гребным винтом, то станут доступными еще несколько полезных достоинств. У четырехлопастного винта количество противостоящих лопастей равно, что делает его работу ровной, позволяет быстрее разгоняться с холостого хода, уменьшает минимальную скорость выхода лодки на глиссирование, и даже экономит топливо при движении на крейсерском ходе. Некоторые водномоторники переходят на четырехлопастные гребные винты только из-за одного этого. Следует помнить, что максимальная скорость судна в общем случае не возрастет, а иногда даже слегка уменьшится.

Читайте также:  Как поймать речного окуня в зимний сезон

В общем, вывод относительно количества лопастей можно сделать такой: суда длиной более 6 метров вроде легких круизных яхт в общем случае ведут себя лучше с четырехлопастными гребными винтами. Во всех других случаях выбирайте трехлопастной винт, и вы сбережете деньги.

Как подобрать наиболее
подходящий винт

Для начала замечу, что один гребной винт может иметь преимущества в одной области, но проигрывать в другой. Возможно, это наиболее существенный вывод, который основывается на практическом опыте. Так что, выбирая винт, решение следует принимать по наиболее важным для вас характеристикам винта. Анализируя характеристики, следует иметь в виду, что у разных винтов лопасти разной формы. Можно выбрать винт, эффективно создающий подъем носа лодки, прежде всего, винты для рыбацких лодок, а можно выбрать винт для прогулочных катеров, которые создают оптимальную тягу.

Ключ к выбору подходящего винта – знание оборотов используемого мотора. Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно. Если мотор не может развить максимальные обороты, то, пожалуй, следует подобрать винт размером поменьше. Если мотор развивает слишком большие обороты, размер винта можно немного увеличить. Однако в случае превышения максимальных оборотов мотора, следует обратить внимание на загрузку лодки. Если загрузка лодки мала, то, возможно, вам еще рановато менять «коней».

Если нужно больше тяги для тяжелогруженой лодки или для буксировки, то берите винты большего диаметра, как более широкие шины для автомобиля. Если же нужна только быстроходность, то выбирайте винт увеличенного шага, но меньшего диаметра, чтобы мотор смог создать требуемые обороты. Представляйте всегда диаметр и шаг как две чашки весов, которые нужно сбалансировать. Если достигнуты максимально возможные обороты лодочного мотора, то можно только увеличивать шаг при уменьшении диаметра, или увеличивать диаметр, соответственно уменьшая шаг.

Ремонт винта

Ремонт алюминиевого винта или покупка бывшего в употреблении – это плохое вложение денег, поскольку при ремонте винт нужно сначала накалить. Нагрев меняет молекулярную структуру материала, резко его ослабляя. Даже если вы всего лишь спрямляете зазубрины или обрезаете лопасти, то тем самым меняете их форму (вместе с характеристиками всего винта).

Винты из нержавеющей стали, с другой стороны, равно как и винты из композитных материалов, можно надежно ремонтировать, так что им вполне можно вернуть первоначальные характеристики. На некоторых современных винтах можно менять отдельные лопасти, что очень удобно.

Винт – не та вещь, на которой имеет смысл экономить деньги. Деньги, потраченные на новый грамотно подобранный мотор, безусловно, окупятся – и через комфорт, и через экономию топлива.

По материалам газеты
«Охотник и рыболов Сибири»

Ключ к выбору подходящего винта – знание оборотов используемого мотора. Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно. Если мотор не может развить максимальные обороты, то, пожалуй, следует подобрать винт размером поменьше. Если мотор развивает слишком большие обороты, размер винта можно немного увеличить. Однако в случае превышения максимальных оборотов мотора, следует обратить внимание на загрузку лодки. Если загрузка лодки мала, то, возможно, вам еще рановато менять «коней».

Геометрия лопасти

По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.

Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.

Как узнать, что винт подобран неправильно?

Скоростная и грузовая настройки имеют свой предел, за которым работу мотора можно назвать неправильной и неэффективной. При этом винт называют тяжелым либо прокручивающимся.

Тяжелый винт можно узнать по тому, что мотор не может набрать максимальных оборотов, а судно даже при минимальной нагрузке не выходит на глиссирование или делает это с большим трудом. Проблема заключается в слишком большом шаге винта, который следует уменьшить.

Прокручивающийся винт наоборот приводит к тому, что мотор чрезмерно раскручивается при любых нагрузках, вплоть до срабатывания ограничителя оборотов, при этом скорость не соответствует оборотам мотора. Решение – покупка гребного винта с большим шагом.

Такая настройка рассчитана на увеличение предельной скорости. Достичь которую можно на предельных оборотах и при минимальной загрузке. Сделать это можно уменьшив шаг винта, снизив его диаметр.

Разновидности гребных винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.
  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Как подобрать правильный винт к мотору

Подбор правильного винта — это как выбор резины на машину. Можно весь год ездить на всесезонке размера, выбранного производителем, и иметь средние показатели, а можно подобрать резину, точно подходящую под нужный вам тип эксплуатации. И тогда неважно — преодолеваете ли вы бездорожье или отжигаете на ровных магистралях. С винтом история примерно такая же: можно оставить все как есть или выбрать винт, оптимальный для своей лодки, нагрузки и варианта использования, получив максимальные характеристики с минимальными затратами топлива. Неправильно же подобранный винт грозит не только занизить все существенные характеристики, но и быстро убить двигатель: все детали подвергаются повышенным нагрузкам, что ускоряет их износ.

Прежде всего, нужно понимать, где лодка будет ходить, в каких активностях участвовать и с какой загрузкой передвигаться. Если нужна скорость и маневренность, то подбираем винт увеличенного шага и меньшего диаметра. Для буксировщиков, когда нужна хорошая тяга, отдаем предпочтение винтам большего диаметра — как колесам с более широкой резиной. Диаметр и шаг — два показателя, которые необходимо сбалансировать, подбирая наиболее оптимальный винт под необходимые вам условия. Кроме того, винты отличаются количеством и формой лопастей, материалом, из которого изготавливаются, диаметром ступицы, разной шлицевой посадкой. Чтобы использовать винт для разных моторов, делают съемную втулку, а вот если вы подбираете несколько винтов под один мотор, то диаметр ступицы и количество шлицов должно совпадать.

Основные показатели нанесены маркировкой на каждый винт. Более подробные значения, например, 3×10–3/8×11 R, поясняют количество лопастей (3), диаметр винта (10 3/8), шаг (11) и правостороннее движение (R). Некоторые производители указывают тип винтов и ступицы. Но главное — определить диаметр и шаг. Если на самом винте заводская маркировка вроде такой — 323-101-14, то полная расшифровка обязательно будет в прилагаемой инструкции.

Подбор правильного винта — это как выбор резины на машину. Можно весь год ездить на всесезонке размера, выбранного производителем, и иметь средние показатели, а можно подобрать резину, точно подходящую под нужный вам тип эксплуатации. И тогда неважно — преодолеваете ли вы бездорожье или отжигаете на ровных магистралях. С винтом история примерно такая же: можно оставить все как есть или выбрать винт, оптимальный для своей лодки, нагрузки и варианта использования, получив максимальные характеристики с минимальными затратами топлива. Неправильно же подобранный винт грозит не только занизить все существенные характеристики, но и быстро убить двигатель: все детали подвергаются повышенным нагрузкам, что ускоряет их износ.

Для моего катера есть винт 13″ и 14″ диаметра. Меньший диаметр с большим шагом – это же самое?

a – диаметр винта; b – шаг винта.

Шагом нельзя заменить диаметр. Диаметр непосредственно связан с мощностью двигателя, количеством оборотов в минуту и скоростью, на которую указывают ваши требования.

Если эксплуатационные режимы предполагают 13″ диаметр, то при установке 12″ будет уменьшена его эффективность.

Пластмассовые винты катеров – используются на двигателях меньше чем 50hp (предпочтительнее меньше чем 20hp). Много водномоторников, используют пластмассовый винт как запасной, а не как штатный. Хотя они дешевле, но их эффективность ограничена прогибающимся под нагрузкой лопастями, неспособными сохранить форму, из за относительной слабости тонких пластмассовых лопастей.
Большинство пластмассовых винтов не может быть восстановлено, хотя некоторые лопасти можно купить поштучно для замены. Ни одни винты до настоящего времени не имеют лучших свойств, чем винты, сделанные из металлов – хороший винт должен иметь длительный срок службы и поддаваться ремонту. Пока имеющиеся пластмассы проигрывают по всем этим параметрам.

Таблица лодок моторов и гребных винтов

В этой статье мы постарались подобрать для вас данные по комплектам лодка + мотор.

Данные собраны с просторов интернета от реальных пользователей лодок.

На основании этих данных можно сделать некоторые выводы и без труда подобрать себе винт на лодку.

Казанка 5м4, мотор Меркурий 2т. 3ц. 50 сил.
Загрузка лодки: я 135, бенз 50-85, аккум, шмурдяк. кароч 250 кг когда иду пустой
Алюминий
SOLAS 3*11.1*14 белого цвета. Обороты 5200 скорость 55
SOLAS 3*11.1*13 белого цвета. Обороты 5800 скорость 53
БаекСан 3*11*15 черного цвета. Обороты 4900 скорость 53
Ямаха оригинал 3*11.1/4*14 белого цвета. Обороты 5400 скорость 57
Сталь
Туринг пойнт экспресс 3*10.5*15. Обороты 5100 скорость 57
Ощущения
На солас 3*11.1*13 на глисс “аж выпрыгивает”
На всех винтах спокойно выходил на глисс с загрузкой 500-600 кг.
БаекСан не понравился “жёстким” включением передачи. У меня был без резиновой втулки.
Оригинальный ямаховский понравился больше всего. Хорошо раскручивается и отличные показатели.
На стальном самый приятный звук мотора.

ЛОДКА ОБЬ М мотор мерк 30,2т (тохацу) ,винт родной 13 ,4 человека по 80-90кг скорость по навигатору 42-43-44, обороты по тахометру 3800-4000, думаю не докручивает ,какой лучше винт ?,но в глис встаёт где то 5 -10 сек.

Виндбот 47 ДС и Ямаха F60CETL.
1.Солас алюминий 11 1/4Х14 обороты 5900 63 км/ч
2.Родной Ямаха 11 1/8Х13G обороты 6100 59км/ч.
3.Ямаховский 11 3/8Х12G обороты 6100 и перекрут 50 км/ч.
Я в лодке один и бенза литров 50.

“Неман2” мотор МС40 2Т винт 14 ,2человека(по 80 кг) бенз 10л шмурдяка примерно 30-40кг скорость под 60

Ротан-460, Ямаха 25 2 такта, винт Солас 13 максимальная скорость на пустой лодке 44 км/ч, с грузом 39-40, чувствуется недокрут. Винт 11, оригинал, загрузка не имеет значения, максимум 40 км/ч, из воды как пуля вылетает!

Сузуки-15 2 такта, L-нога, транец штатный S-ка, винт 10-й, 27 км/ч

Сарепта,рубка снята,мотор Эвинруд-30 2т,винт 13″,штиль
1 чел 100кг+ 46-47км/ч 6100об/мин
5 чел 40км/ч

Казанка 5М + Mercury ME 40 M Sea Pro = 42 км/ч
загрузка 2 человека около 200 кг, шмурдяк 20 кг, топливо 20 л.

ОКА 4
1. Сиденья 40кг., Аккум 20кг., Бенз 10кг., Барахло 10кг. = 80кг.
2. Чел. 65кг., 75кг., 85кг. = 225кг.
Итого: 305кг.
Мотор Yamaha F40FET
Винт Yamaha 11 1/8 13-G
Скорость 49-50км/час, без отжима тримом, max 5400об.
Скорость 52-53 с отжимом тримом, max 5700об.

Лодка Ладога-2М, мотор Yamaha 90 AETO старенькая, винт 13 ¼ х 17. Один на борту + бензин 40-50 л. + мелочь всякая – максимальная скорость 58 км/ч, полная загрузка 5 взрослых + бензин 40-50 л. + мелочь всякая – максималка 50 км/ч.

Лодка “Казанка 5М3”, мотор “Меркури 60ЕО” 2011 г.в. Винт с шагом 14″ “ямаховский”.
Скорость вдвоем с грузом около 100 кг – 57 км/ч.

Лодка ОКА-4.
Загрузка лодки: Люди – 260кг. Оснащение, шмотки – 120кг. Итого: 380кг.
Мотор Yamaha F40FETs.
Винт Yamaha 11 1/8 х13 алюминий.
Результаты:
50км/час – 5300об. без трима.
52км/час – 5500об. с отжимом тримом.
5600об – дельфин.

Прогресс-2М, мотор Suzuki DT30, 3х лопастной винт Solas, шаг 10.
Комплект для дальних походов – лодка выходит на глиссирование при загрузке 500+ кг. При загрузке около 500кг максимальная скорость 33 км/ч, обычно хожу около 30км/ч. При загрузке меньше 400кг скорость до 36км/час.

К5м4, мерк 50, загрузка около 250кг
Винт родной мерковский
10.3/8*13
Обороты 5800, скорость макс 57

Прогресс 2 Ямаха F40BETL
Винт SOLAS 11*1/8*13
Обороты 4800- скорость 40-42 км/ч
Макс газ обороты 5800- скорость 46-48 км/ч
Загрузка 270кг

Неман-500 + Suzuki DF70; Solas 13,25*17; 180 кг; 59,5 км/ч при 5800 об/мин

Крым, мотор Я-40ХВС, пустой как барабан(просто корпус, табуретка и оганы управления) 51км/ч
При загрузке 500кг, 40км/ч при 5000об, расход от 9-13л/ч.
Винт 13 шага, вроде родной! На 15 соласе все грустно, и расход бешеный!

Ока-4, мотор Suzuki DF 30ATS, винт родной 13 дюймов.
49-50 км/ч при 5900 об/мин. В лодке: я один – 75 кг, якорь 5 кг, АКБ 40 А-ч, всякого на 6-7 кг, бензин 20л,

Прогресс-4 Джонсон-60. 500 кг загрузка.
Винт Солас 3х13х19.
Обороты 5500. Скорость 61 км час.
Обороты 6000. Скорость 68 км.час.
Обороты 5500 и 6000 на данном комплекте не применяются,
были использованы исключительно для снятия характеристик винта.
Процент проскальзывания равен 7.
Крейсерская и экономичная скорость 44-45 км.ч.
достигается на оборотах 4000 с расходом 10-13 литров в час.

Лодка ПВХ 360 надувной киль, вес лодки 52 кг Мотор Ветерок -8 вес 26 кг.
Бак неполный 10 кг. пассажир – 115 кг.
Итого 203 кг. Скорость 22 км

HDX 300 + HDX 9,9 с родным винтом загрузка я 60кг, бензин 20кг, мелочевка 10кг. По жпс идёт 41-42 км/ч, управляется ужасно – рыскает. Вдвоём скорость падает до 36, втроём 34

Южанка2. мотор Ямаха 30/2т, винт 12 шаг родной, три человека по 85 кг + бенз 45 л, скорость 43-44 км по течению, против течения 36 км,

Лодка Крым, мотор Ямаха 40 2т 2ц.
Винт 13″ бексан скорость 50 км/ч, перекрут с любой нагрузкой (до 500кг)
Винт 15″ солас, скорость 50 км/ч, больше 5000 оборотов с нагрузкой 400кг раскрутить не могу мотор.
Стоит Трим сеа про Елп01.

Флинк-280ТЛА (навесной транец, пол-аэродек), мотор Судзуки 2,5ДФ 4т. (100 кг) и шмурдяка килограммов 20, сидя в корме – 10 км/час, сидя посередине лодки с удлинителем румпеля – 16 км/час. +пассажир (70 кг), тот же шмурдяк – 9 км/час.

Смарт 310 килевая, пол-фанера:
Мотор Судзуки 2,5, я один – 12 км/час,
другой водила (70 кг) – 16 км/час,
мы вдвоем – 9 км/час,
Мотор Ямаха 5 (2т.), мы вдвоем – около 20, глисса нет,
Двое по 70 кг – около 25, глиссирует,
Мотор НДХ 9,8, в лодке двое 100+70+шмурдяк – после 30 км/час выгибает полы (без стрингеров), запас газа еще приличный.

Казанка-М реданная:
Судзуки 2,5, в лодке я и шмурдяк – 12 км/час, двое и шмурдяк – 10 км/час,
Ямаха 5 (2т), в лодке я и шмурдяк – те же 12 км/час,
НДХ 9,8, в лодке я, пассажир и шмурдяк – 25 км/час,
Тохатсу-18, в лодке те же – 40 км/час.

Ниссамаран 320 + мерк 15. Винт родной
1 в лодке = 38-39 км/ч
2 в лодке + шмурдяк = 35 км/ч

Обь 3 + Суза 30. Винт родной.
2 в лодке = 44 км/ч

Лодка Неман-500, комбинированный (низ – алюминий)
Мотор Evinrude 120 2-х тактник
Винт Solas 3-х лопастной 13х19″
На 3000 об/мин скорость 35-38 км/ч с лыжником
На 4000 об/мин скорость 48-50 км/ч с лыжником
Макс. скорость 75 км/ч (на 5500+ об/мин., 2 тела (135 и 80 кг), четверть бака)
На 3500 об/мин скорость около 40-45 км/час, расход около 20 литров/час.

Риб 480, мотор Я40веос, винт 15. Загрузка 60 л. бенз, 100кг водила скорость 63кмч
тоже самое только 200кг и шмотки. скорость 57кмч

Phoenix 530HT, Suzuki DF90ATL, винт родной 21, на глисс встает тяжело, недокрут приличный, всего 5200, обороты развивает тяжело, на 3000 встатет в ступор, по мере набора скорости и выхода на глисс обороты взлетают. Макс скорость 60 удалось развить. С тримом баловался, находил оптимальные значения.

Ладога 1 + джонсон 40 лс ,без тахометра пока ,винты 113,417 скорост 52-54 км выход на глис 5-8 сек ,винт 122515 скорость таже 52-54 выход на глис 3-5 сек ,загрузка я 110 + друг 85 + бак 43л и шмурдяк прим 50 кг

ВятБот(нептун) 490 Плм джонсон 70, 3ц. Винт ОМС 3 D 13H 19,
Загрузка примерно 350кг Мах скорость 62 км/ч

Ока-4 Меркури 30
с 13-м винтом 43 км/ч, 4700 об.
с 12-м винтом 45 км/ч 5600 об.

ОКА 4
1. Сиденья 40кг., Аккум 20кг., Бенз 10кг., Барахло 10кг. = 80кг.
2. Чел. 65кг., 75кг., 85кг. = 225кг.
Итого: 305кг.
Мотор Yamaha F40FET
Винт Yamaha 11 1/8 13-G
Скорость 49-50км/час, без отжима тримом, max 5400об.
Скорость 52-53 с отжимом тримом, max 5700об.

Виды винтов

Прежде чем приступать к выбору и покупать винт, стоит разобраться в классификациях винтов, их видах.

Читайте также:  Виды и обзор насосов для лодки ПВХ

В продаже можно встретить варианты, изготовленные из различных материалов: алюминия, стали, бронзы, пластика и сплавов металлов. Чаще предпочтение отдается именно стальным моделям, они более прочные, по сравнению с теми же алюминиевыми и пластиковыми. При этом их цена на порядок выше, что вполне очевидно в силу высокого показателя прочности и продолжительности срока службы.

Существуют разновидности винтов по их шагу. В данном случае речь идет о расстоянии, преодолеваемом винтом за 1 оборот. Если шаг больше, то это положительно влияет на скорость. Если шаг меньше, то моторная лодка сможет увезти больше груза. Опять-таки важно помнить о параметрах самого двигателя, чтобы оптимально подобрать винт по данному показателю. Только так можно будет оснастить мотор винтом, который позволит ему работать с полной отдачей.

Предусмотрена классификация винтов по диаметру, который выражается в крайних точках окружности, создаваемой при вращении лопастей. Чем он больше, тем выше тяговые свойства двигателя. Этот параметр напрямую связан с дисковым отношением – соотношением общей площади лопастей и площади диаметра.

Особенностью конструкции является и количество лопастей. Их может быть от 2 до 5 штук. Более распространенными являются 3-хлопастные. Количество лопастей влияет на эффективность, плавность хода. Чем их больше, тем меньше скорость, но снижается уровень вибрации, вырастает тяга.

Винты отличаются по типу крепления. На моторы до 5 л.с. крепятся модели шпонкой на вал, которая при встрече с подводным препятствием берет удар на себя, тем самым, защищая винт, гребной вал. Винты на более мощные двигатели крепятся шлицевым видом креплений. При этом может быть несколько шлицев (чем больше, тем надежнее).


Предусмотрена классификация винтов по диаметру, который выражается в крайних точках окружности, создаваемой при вращении лопастей. Чем он больше, тем выше тяговые свойства двигателя. Этот параметр напрямую связан с дисковым отношением – соотношением общей площади лопастей и площади диаметра.

Оригинальные гребные винты для лодочных моторов

Собственным производством гребных винтов занимаются все производители лодочных моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты. Мы конечно же не будем верить им на слово и попытаемся узнать почему и как. Кроме шага винта, сами винты различаются еще несколькими характеристиками. И если вы даже установите винт не оригинальный, но с тем же шагом на свой лодочный мотор, то не факт, что вы получите положительные эффект в скорости.

Серия Vortex – 3-ч и 4-х лопастные алюминиевые и нержавеющие сборные винты, имеющие сборную конструкцию втулки. Это позволяет устанавливать винты Vortex на моторы разных производителей.

Статьи > Выбор гребного винта для достижения лучшего КПД

Для начала, необходимо определиться с постановкой задач для своего катера или мотолодки. Важна большая максимальная скорость, уверенный и скорейший выход на глиссер с максимальной загрузкой, или же нужна скорость оптимальная для троллинга. Не всегда возможно решить все эти задачи установкой одного винта, однако всегда можно подобрать компромисс, т.е. оптимально комфортный винт для нужных режимов. Можно, конечно, возить с собой два или три винта, на все случаи жизни, но практика показывает, что нам просто лениво заниматься переустановкой винтов. Правда, существуют еще винты с изменяемым шагом, о которых мы недавно писали, но не будем зацикливаться на них и рассмотрим другие варианты.

Стальной или алюминиевый? Определяемся с материалом, из которого выполнен винт.

Плюсы стального винта.

КПД стального винта лучше, чем у алюминиевого (легкосплавного) это достигается за счет малой толщины лопасти, более сложной модели крыльчатки и лучшей зеркальности поверхности. Стальной винт меньше подвержен кавитации. Как следствие он имеет высокие скоростные характеристики, до 5-7% прибавка в скорости в сравнении с алюминиевым аналогом.

Прочность стального винта позволяет не стираться о песчаное дно, на нем не образуется, выщерблен. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим ударом о топляк или дно.

Стальной винт не коррозирует в соленой воде.

Минусы стального винта.

Стоимость стального винта выше, чем алюминиевого. В случае удара о камень стальной винт окажет нбольшее сопротивление, чем алюминиевый и значительная часть разрушительной энергии удара перейдет на редуктор редуктор и вал. Следствием может быть деформация частей редуктора, что намного хуже повреждения самого винта.

Плюсы алюминиевого винта.

Относительно недорогая цена (особенно у неоригинальных винтов производства SOLAS для моторов Suzuki, Tohatsu, Selva, Mercury, Mariner, Yamaha, Johnson/Evinrude, Honda) Ремонтопригодность, В случае жесткого удара о камень или топляк – минимальный ущерб для дорогостоящих деталей редуктора двигателя, винт примет часть энергии удара на себя.

Минусы алюминиевого винта.

Мягкий алюминиевый винт стирается о песчаное дно, образующиеся на его лопастях выщерблены (от песка поднимаемого винтом при движении по мелководью) создают дополнительную турбулентность и уменьшают КПД. Геометрия лопастей может меняться при столкновении с незначительными препятствиями – затопленные коряги, бутылки.

Подбор лодочного винта по шагу.

Шаг винта – это основная техническая характеристика. Шаг винта соответствует расстоянию, которое пройдет винт в плотной среде, без проскальзывания, за полный оборот и измеряется в дюймах. Это угол наклона лопасти к горизонтальной оси крыльчатки. Чем больше шаг (угол наклона лопасти), тем больший упор создает винт при вращении. Упор создаваемый при вращении переходит в энергию движения мотолодки или катера. Шаг винта напрямую влияет на максимальные обороты подвесного лодочного мотора. Чем шаг меньше – тем большие максимальные обороты может развить мотор. Наша задача подобрать шаг винта так, что бы при максимально открытой дроссельной заслонке обороты двигателя находились в рабочем диапазоне рекомендованным производителем лодочного мотора.

Получим и хороший выход на глиссирование, и достойную максимальную скорость и самое главное – правильную работу двигателя без лишнего износа.

Разберем подбор шага на примере катера:

Катер длинной 5.5 метра без транцевых плит. Мотор 115 л.с. четырех тактный, рабочий диапазон 5400 – 5900 об в мин. Загрузка – 5 человек на борту.

Шаг винта 15; Максимальные обороты 6200; Макс. Скорость 65 км/ч
Быстрый выход на глиссирование, после 5500 оборотов скорость не увеличивается. Тенденция к перекручиванию мотора. Повышенная нагрузка на шатуны. Винт слишком гидродинамически легкий.

Шаг винта 17; Максимальные обороты 5900; Макс. Скорость 72 км/ч
Нормальный выход на глиссирование, скорость увеличивается до 5700 об в мин. Двигатель работает комфортно. Винт оптимальный.

Шаг винта 19; Максимальные обороты 5400; Макс. Скорость 75 км/ч
Затяжной выход на глиссирование, скорость равномерно увеличивается до 5400 об в мин. Показано максимальное значение скорости. Двигатель работал с явным натягом. Винт тяжеловат. Но если высадить трех пассажиров, то нормально. Скорость не вырастает, но выход на глиссер уверенный.

Шаг винта 21; Максимальные обороты 5000; Макс. Скорость 65 км/ч
На глиссер вышли, только оставшись вдвоем на катере. Повышенная нагрузка на поршневую группу мотора. Повышенный расход топлива. Винт гидродинамически тяжелый.

В данном примере специально не указаны водоизмещение, обводы катера, марка двигателя – эти характеристики индивидуальны, но принцип изменения технических показателей будет примерно одинаков.

Правило – изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает/добавляет у двигателя 150 – 200 оборотов в минуту.

Винты с четырьмя лопастями.

Все выше написанное относилось к трех лопастным винтам. Однако, существуют винты с четырьмя и более лопастями. Винты с четырьмя лопастями активно применяются. Например компания HONDA изначально комплектует свои подвесные лодочные моторы четырех лопастными винтами.

Наличие еще одной лопасти плюсы и минусы.

Плюсы: Меньшая скорость глиссирования, можно экономить топливо, мягкая работа на малом ходу особенно удобно для троллинга 4 – 7 км в час. Возможность при тех же оборотах что и с трех лопастным винтом, выводить на глиссер мотолодку с еще большим грузом.

Минусы: Меньшая максимальная скорость судна по сравнению с трех лопастным винтом того же шага, потеря скорости до 10%.

Правило – изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает/добавляет у двигателя 250 – 300 оборотов в минуту.

Подведем итоги: Выбор винта дело индивидуальное. Желательно что бы двигатель был оборудован тахометром.

Поскольку мы имеем более чем десятилетний опыт установки и продажи винтов, нашим специалистам известны варианты оптимального подбора винтов для различных комплектаций катеров и двигателей. Наши менеджеры www.boats24.ru всегда готовы оказать помощь в выборе винта, так что звоните по телефонам указанным на сайте, спрашивайте.

+7 ( 921 ) 845-9353

Наш новый адрес:
Колтушское шоссе 6-ой км
Складской комплекс Янино-1
схема проезда

Плюсы: Меньшая скорость глиссирования, можно экономить топливо, мягкая работа на малом ходу особенно удобно для троллинга 4 – 7 км в час. Возможность при тех же оборотах что и с трех лопастным винтом, выводить на глиссер мотолодку с еще большим грузом.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Как правильно выбрать винт для лодочного мотора Ямаха

Подбор винта для лодочного мотора Ямаха выполняется на основе веса лодки, специфики и стиля предстоящей эксплуатации. Далеко не всегда штатный винт «из коробки» гарантирует оптимальную гидродинамику в реальных условиях использования. Инженеры завода в Японии не могут точно знать, будут их двигатель использовать на тихом озере или бурной реке, для плавания с грузом или скоростных прогулок с легкой лодкой. Поэтому стандартный вариант всегда ориентирован на усредненные показатели, которые одинаково неплохо подходят как для движения на скорости, так и для троллинга. И если вы желаете оптимизировать характеристики мотора путем раскрытия его потенциала в полной мере, то статья о том, как подобрать винт к лодочному мотору Ямаха – точно для вас.

Из какого материала лучше выбрать винт на лодку?

Есть три наиболее используемых вида материалов:

  • алюминий;
  • сталь;
  • пластик.

Алюминий. Самый распространенный вариант для Yamaha. На это есть следующие причины. Во-первых, алюминий легкий. Во-вторых, при ударе о камни он гнется с возможностью последующей рихтовки. Благодаря тому, что лопасти из «крылатого металла» не отличаются повышенной жесткостью, они легко принимают силу удара на себя, сохраняя шестерни трансмиссии в целости.

Нержавеющая сталь. У железа также есть свои сторонники, что обусловлено увеличенной прочностью конструкции. Стальные винты для лодочных моторов Ямаха могут выполняться с куда более тонкими лопастями (толщина в 2-3 раза меньше). Это обеспечивает меньшее сопротивление в плотной среде, винт охотнее врезается в воду, а значит, возрастает КПД. Таким нехитрым способом можно получить прибавку в скорости от 2 до 7 км/ч (в зависимости от мощности силового агрегата). Кроме того, железо лучше сопротивляется разрушительному действию кавитации.

ВАЖНО:

Почему производитель не снабжает свои двигатели стальными винтами? Ответ прост: увеличенная жесткость уменьшает поглощение вибраций – при контакте с камнем сталь не гнется так, как алюминий. В результате сила удара в своем большинстве передается шестерням редуктора, и они могут не выдержать. Куда проще выровнять или заменить винт – это легко сделать прямо на воде, чего нельзя сказать о редукторе.

Пластик. Более дешевый в производстве винт, изготовленный с использованием мягких сортов полимерного сырья. Во многих ситуациях лопасти просто гнутся от контакта с препятствием. Но при поломке отремонтировать такую модель нельзя. Впрочем, не это главная проблема пластмассовых аналогов. Дело в том, что для обеспечения достаточной жесткости лопастей их делают утолщенными. А это негативно сказывается на скорости вращения. Двигателю приходится тратить мощность на борьбу с трением лопастей в воде. Нередко вызывает претензии и качество литья изделий – малейшие отклонения по геометрии гарантируют плохую гидродинамику, наличие вибраций, увода и т.д.

СОВЕТ:

Если при покупке вы в первую очередь смотрите на то, сколько стоит винт на лодочный мотор Ямаха, то выбирайте среди пластиковых вариантов. Но когда вы ищете качественный движитель с высокой скоростью и минимумом вибраций – берите лучше алюминиевый винт оригинальных размеров. Что касается стальной альтернативы, то она опасна при ходьбе по мелководью, но оправданна для скоростных катеров, а также лодок с большим суточным пробегом. Ведь использование стали в таких случаях понизит расход топлива и масла на 3-5%.

Маркировка винтов лодочных моторов Ямаха

Необходимо научиться читать символы и цифры, обозначенные на самих изделиях и фирменных упаковках. Эти величины помогут сориентироваться в размерах винтов, количестве лопастей, величине шага. В качестве примера рассмотрим несколько типоразмеров для двигателей японской марки.

  • Y– Yamaha;
  • 15 – мощность;
  • 9¼– диаметр в дюймах;
  • 9– шаг в дюймах.

Также маркировка может включать дополнительную информацию. Например, в названии винта Y8 3×8.5x7RB указано, что направление вращения (Rotation), обозначенное литерой R – правое, то есть «right». В свою очередь, тройка в начале – это количество лопастей, 8.5 – диаметр, 7 – шаг.

Читайте также:  Технические характеристики лодки Казанка 5М4

ВАЖНО:

Искать маркировку следует на ступице. Если там она отсутствует, то значит, она нанесена на одну из лопастей.

Подбор винта для лодочного мотора Ямаха по диаметру и шагу

Диаметр винта определяется по крайним точкам лопастей и всегда измеряется в дюймах, независимо от марки производителя. Чем меньше диаметр, тем меньше лопасти создают сопротивления воде. Тем легче двигателю вращать винт. Обычно агрегат уже по умолчанию заточен под определенный диаметр и радикально отклоняться в этой плоскости не стоит.

При использовании винтов увеличенного диаметра вырастает показатель упора, наблюдается уверенный подхват на старте. Но достичь высокой скорости на такой конструкции сложно, так как двигателю сложнее вращать большой винт. Обычно большие диаметры применяются либо на мощных двигателях, либо на тяговых суднах, не рассчитанных на глиссирование.

Шагом называется расстояние в дюймах, теоретически проходимое винтом в воде по результатам полного оборота. В рамках одного диаметра может предлагаться 2-3 и даже больше разновидностей шага. Чем больше шаг, тем ниже обороты и больше забор воды лопостями, лучше упор. С уменьшением шага лопасти «вгрызаются» в толщу воды чаще, это позволяет добиться больших оборотов и повышенной скорости.

Как выбрать винты Yamaha на конкретную лодку?

Предположим, вы приобрели четырехтактный двигатель F15CMHSмощностью 15 л.с., а вместе с ним винт размерностью 3X9¼x9. Это хороший выбор, обеспечивающий высокую скорость для небольшой лодки. Но точную подгонку можно выполнить только по факту полного снаряжения плавсредства с учетом общего веса, течения, количества пассажиров. Главным показателем, говорящим об оптимальности выбранного шага, является частота оборотов двигателя. Определить ее можно с помощью тахометра.

Подойдет самый обычный цифровой тахометр, один из проводков которого крепится на массу двигателя, а второй – наматывается на бронепровод (неважно, какой из двух). Лодка спускается на воду с ожидаемой загрузкой и разгоняется «до упора». При полностью утопленной рукоятке румпеля выполняется снятие показаний счетчика оборотов (тахометр реагирует на количество искр в единицу времени). По паспорту двигатель оптимально работает в диапазоне 5000-6000 об/мин. Поэтому и пустая, и полностью загруженная лодка в идеале должна двигаться именно в этих пределах.

Возможные сценарии тест-драйва:

  1. На полном газу обороты зашкаливают (выше 6 тысяч или на пределе) – налицо «перекрут», что чревато повышенным шумом, перегревом, увеличенным расходом топлива, а также снижением ресурса двигателя. Решение – необходимо взять винт с большим шагом, например 3X9¼x10.
  2. Обороты под нагрузкой не могут подняться выше 5000 в минуту или достигаются с трудом – это «недокрут», который негативно отражается на скорости и ресурсе двигателя. Значит, винт нужно заменить аналогом с уменьшенным шагом.
  3. Обороты колеблются в допустимом диапазоне – ничего менять не нужно, так как замена не даст ощутимого эффекта.

СОВЕТ:

При увеличении либо уменьшении шага следует придерживаться рекомендаций производителя, которые обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Завод изначально дает информацию о всех возможных типоразмерах, которые можно применять на конкретном моторе.

Установка винта на лодочный мотор Ямаха

Ничего сложного в замене либо первичной установке (если мотор шел без винта) нет. Оригинальные винты, а также изделия сторонних производителей, выполненные в соответствии с заводскими характеристиками, без труда сочленяются с гребным валом. На валу во избежание проскальзывания есть шлицы – втулка винта должна устанавливаться на шлицы плотно: без люфта и заклинивания. Фиксация выполняется с помощью обычной контрящейся гайки с проволочным шплинтом.

Некоторые владельцы пытаются использовать неродные винты, предназначенные для установки на вал сторонних производителей. Чтобы достичь унификации, они извлекают оригинальную резинометаллическую втулку и запрессовывают ее в «чужой» винт. Это может повредить сам винт, втулку, а также обеспечить перекос, что негативно скажется на стабильности движения. Втулка призвана нивелировать вибрации от винта, способные при жестком соединении повредить редуктор, особенно в случае контакта с грунтом, скалами.

СОВЕТ:

Многие используют сразу несколько винтов. Один – для скоростного движения на глиссере, другой – для троллинга или перевозки груза. Заменить аксессуар в полевых условиях не составит труда, ведь достаточно поднять дейдвуд из воды и с помощью гаечного ключа, плоскогубцев выполнить монтажно-демонтажные работы.

Если у вас возникают трудности при подборе лодочного винта, вы не знаете, какую модель выбрать в качестве базового варианта, то обращайтесь за консультацией к специалисту. Консультант официального дистрибьютора Yamaha лучше других знает, как винты допустимо ставить на японский двигатель, а какие не будут нормально работать. Это исключит ситуацию, когда приобретенный к мотору винт пылится в гараже, будучи невостребованным либо вообще несовместимым с выбранной моделью двигателя.

Некоторые владельцы пытаются использовать неродные винты, предназначенные для установки на вал сторонних производителей. Чтобы достичь унификации, они извлекают оригинальную резинометаллическую втулку и запрессовывают ее в «чужой» винт. Это может повредить сам винт, втулку, а также обеспечить перекос, что негативно скажется на стабильности движения. Втулка призвана нивелировать вибрации от винта, способные при жестком соединении повредить редуктор, особенно в случае контакта с грунтом, скалами.

Подбор винта для моторов 9.9 после прибавки 5 л.с.

Сегодня по существующим правилам нет необходимости регистрировать судно с мотором, если его мощность менее 10 лошадиных сил. Есть и другие плюсы – отсутствие налогов, прохождения техосмотра. Реакция на это производителей, продавцов и конечного покупателя привела к тому, что на рынке появились моторы, которые очень просто из 9.9 л.с. превращаются в 15 л.с. Довольны все стороны. Но надо понимать, что плюс 5 «лошадок» – это увеличение не только мощности, но и аппетита.

Из паспорта, приложенного к 9.9-сильному мотору, мы получаем, что при 5000 оборотах в минуту достигаются 9.9 л.с. А разрешается крутить мотор до 5500. Резонно возникает вопрос: а дадут ли те 500 оборотов ещё прибавку «лошадок»? Кривая прироста здесь выравнивается, и не забывайте, что вода примерно в 800 раз плотнее воздуха, и тащить в воде лодку мотору нелегко. Так что этим лишним оборотам есть чем заниматься. Главное, чтобы лишних оборотов не было в избытке.

Подготовка к тесту

Получив заветные 5 л.с. сверху, мы сталкиваемся с тем, что с родным (штатным) винтом мотор начинает перекручивать. Чтобы это проверить, мы провели тест. Компания «Планета лодок» предоставила на испытание комплект: лодочный мотор Yamaha 9.9, переделанный в 15-сильный, и 4 винта фирмы Rivertec с шагом с 9 по 12 дюймов. После недолгих рассуждений мы выбрали для испытаний лодку Silverado 36 F. Именно на лодках длиной от 3.6 м чаще всего и устанавливаются «пятнашки». К тому же бренд Silverado недавно отметил свое десятилетие. Местом проведения теста был обозначен южный берег Финского залива. Ветер небольшой, 3–4 м/с, волна 10–20 см. Из оборудования мы взяли тахометр, два навигатора и приспособление для замера топлива. Набросали для себя план теста. Будем измерять обороты двигателя, скорость и расстояние, которое может пройти данный тандем на 1 литре топлива на максимальной скорости.

Если вы разбудите ночью рядового водномоторника и зададите вопрос «какие бывают винты», то на 95% вы получите ответ «штатный, грузовой и скоростной». И вроде всем всё понятно. Штатный – универсал, а если надо груз тащить – ставим грузовой, ну а хочется прохватить – остановим свой выбор на скоростном винте.

ОПРЕДЕЛИМ ТРИ ВИДА ВИНТОВ
1. Оптимальный. Его шаг подбирается исходя из тандема мотор, лодка и частотная загрузка( Частотная загрузка – это наиболее часто используемая загрузка. Например, лодка и мотор + два человека + запас топлива + вещи.) Нам важен вес водителя, матроса, топлива и всего остального, что перемещаем в лодке. 2. Гидродинамически тяжёлый. Он же «скоростной». Именно с его помощью достигается максимальная скорость, но с ним мотор «недокручивает». Логически напрашивается вывод: крутить его тяжело, поэтому и «недокручивает».
3. Гидродинамически лёгкий. Мы его определяем как «грузовой». Здесь все наоборот. Мотор с легкостью его крутит. А когда мы лодку грузим от души, то винт надо обязательно ставить из этой категории, и есть шанс, что лодка с этим винтом может выйти на глиссирование. Или хотя бы пойдёт в переходном режиме, но в любом случае мы облегчаем жизнь мотору и существенно уменьшим расход топлива, что очень важно при длительных переходах

Пример. Лодка длиной 3.3 м с «пятнашкой» просто «полетит», а лодка 4.2 м с тем же мотором едва будет выходить на глиссирование и при волнении будет «сваливаться» с этого режима в переходный. Но стоит в тандеме 4.2-метровой лодки и 15-сильного мотора заменить винт на гидродинамически лёгкий (грузовой), как ситуация значительно улучшится. А всё потому, что мотор начнёт раскручиваться и, как следствие, отдавать свои лошадиные силы. Надеюсь, теперь понятно, что штатный винт – не обязательно оптимальный для разных лодок и загрузки.

Вернемся к нашему тандему. Изначально на моторе 9.9 завод-изготовитель устанавливает винт с шагом 9 дюймов. И он для большинства вариантов применения является оптимальным. Но в нашем случае мощность увеличена на 5 л.с., и с этим винтом мотор начинает перекручивать. Перекручивая, мотор начинает быстро разрушаться. Нарушается тепловой режим, в результате перегрев и быстрый износ всех движущихся механизмов. Отсюда наша цель подобрать винт оптимальный. Напрашивается ответ: ну что здесь мудрить, берём винт от «пятнашки» и делу конец. А так ли всё однозначно? На этот вопрос мы и попытаемся ответить. Из нашего опыта подходящим винтом для испытуемого комплекта будет винт с шагом 10 1/2. Начнём замеры.

Из ТАБЛИЦЫ №1 мы видим, что мотор при загрузке в 120 кг не сильно перекручивал, а с двумя человеками на борту практически не потерял в скорости, всего 2 км. Опыт подсказывает, что если добавить ещё одного человека весом 80 кг, то скорость упадёт до 30 км/ч, что будет очень хорошим показателем. ТАБЛИЦА №2 нам нужна для скоростных показателей. Почему выбраны три скоростных режима. Очень просто: – 4.1км/ч – троллинг (дорожка) во время рыбалки,
– 24 км/ч – наиболее комфортная и экономичная скорость,
– 28 км/ч – полноценное глиссирование.

Есть мнение, и оно часто высказывается, что надувная лодка может глиссировать при 17 км/ч. Поднимать спор по этому поводу желания нет. Многолетняя практика показала, что настоящее, полноценное глиссирование у хорошо загруженной надувной лодки начинается от 28 км/ч. Именно при этой скорости при 90% случаев лодка не «сваливается» с этого режима даже при сильном волнении. Скоростной режим между 17 и 28 км/ч можно обозначить как переходный или просто указать, что скорость была равна, например, 25 км/ч. Думаю, такой подход наладит мир между всеми сторонами.

Продолжаем наши замеры. Ставим винт с шагом 11. ТАБЛИЦА №3 показывает, что с одним человеком максимальная скорость возросла, обороты незначительно упали. С двумя человеками на борту мотору уже тяжело крутить этот винт, поэтому обороты упали на 300 единиц. Для данного тандема этот винт нам будет хорош для достижения максимальной скорости и получения экономии топлива при малой загрузке. Движемся далее и ставим винт с шагом 12.

Из ТАБЛИЦЫ №5 мы отмечаем, что вновь появились данные о пройденном расстоянии. И мы фиксируем разницу между винтами 10 1/2 и 12 в 600 единиц. Неплохо. На 12-м винте при той же скорости 36 км/ч мы прошли на одном литре топлива на 600 м больше, чем на винте с шагом 10 1/2. Здесь пришло время открыть небольшой секрет. Вы помните, мы выбрали скоростной режим 24 км/ч как наиболее комфортную и экономичную скорость. Так вот, если поддерживать скорость 24–25 км/ч, расход топлива очень существенно падает, и при волнении 10–15 см этот режим просто идеален. И разрыв в расходе топлива между двумя этими винтами будет ещё более весомым. Даже при максимальной скорости он составил 13%. А при скорости 24 км/ч может приблизиться к 25%. Но ещё раз повторю: сильно зависит от волнения и силы ветра, под каким углом вы будете двигаться к волне. Встречная небольшая волна помогает снизить смачиваемую поверхность днища, а уменьшая сопротивление, мы увеличиваем скорость. При этом мотор крутит около 4000 об/мин, а эти обороты очень близки к максимальному крутящему моменту. Этот параметр нам важен для продления ресурса мотора.

Как видите, 12-й винт, ранее обозначенный как гидродинамически тяжёлый (скоростной), даёт нам преимущество в расходе топлива. Главное, к этому надо подходить осознанно. Если мы ясно и чётко понимаем, какую скорость нам надо поддерживать и для каких целей, то, подбирая винт, мы добиваемся оптимальных скоростных показателей и расхода топлива. Например, в режиме троллинга (дорожки) на 12-м винте, по сравнению с 10-м, можно ходить практически за «спасибо». Следующий наш герой – штатный винт с шагом 9. ТАБЛИЦА №7 явно нам указывает, что мотор перекручивает, и в избытке 500 оборотов. К чему это приведёт, мы уже знаем. Для данного тандема этот винт будет являться грузовым. И его судьба – выводить лодку на глиссирование при перемещении больших грузов. А это прямая экономия топлива.

Как применять полученные данные

Математика здесь очень простая. Например: с винтом 10 1/2 при большой загрузке лодка пойдёт в водоизмещающем режиме, и расстояние 20 км со скоростью 12–14 км/ч мы преодолеем за 1 час 30 минут. Затраты по топливу составят около 6–7 л. А для того чтобы выйти в режим глиссирования и развить скорость 28–30 км/ч, нам нужен винт с 9-м шагом. Тогда и расход топлива составит менее 4 л, и времени на переход у нас уйдёт менее одного часа. После разгрузки лодки от нас потребуется замена «девятки» на «оптимальный» винт – 10 1/2 , и мы вновь получаем отличные показатели, как по скорости, так и по расходу. Если учесть, что замена винта от силы занимает 5 минут, то стоит побороться за экономию топлива и времени, и всегда иметь под рукой запасной винт! Это особенно важно, когда в длительный поход идут несколько экипажей, и если одна из лодок начинает отставать и выбиваться из графика, то это тормозит всех, и топливо начинает сгорать в большем количестве уже у всей команды! Стоит об этом задуматься.

Если к мотору Yamaha 9.9 были добавлены 5 л.с., а он был приобретён для лодок длиной 3.3–3.8, то в большинстве случаев 9-й винт остаётся в резерве как запасной или для перемещения грузов. Оптимальным винтом можно считать для лодок длиной 3.3–3.6 м винт с шагом 11, а 3.6–3.8-метровых подойдёт «десятка». Надо упомянуть, что лодка Silverado 36 F на тесте показала отличные мореходные качества. Мы не наблюдали ни забрызгивания из-под скулы и за транцем, ни «прохватов» воздуха винтом. Отметили комфортное размещение грузов за счёт увеличенного кокпита. Из минусов мы отметили крепление банок, они пару раз соскочили. Но производитель нас уверил, что эта переходная модель, и в ближайшем будущем этот недочёт будет устранён. Добавят в носовой части леер безопасности. В новом моторе Yamaha 9.9 мы обнаружили новинку – удобную ручку для переноски. Во-первых, рука по отношению к телу имеет естественное положение, во-вторых, она в руку ложится, как влитая. Удачное решение! А сам мотор отлично потрудился во время теста – великолепная «рабочая лошадка».

Подготовка к тесту

Четырёхлопастные модификации винтов

Отдельно следует выделить винты с четвёркой лопастей. Четырёхлопастные модификации отличаются такими свойствами, как ускоренный вывод судна на глиссирование. Моторы с винтами на четыре лопасти «держат» лодку в состоянии глиссирования даже в условиях низких скоростей движения. Показатели среднескоростного хода у винтов с четырьмя лопастями выше, чем у «троек».

Кроме того, 4-лопастные конструкции винтов отличаются:

  • более выраженным ускоряющим эффектом,
  • плавным и ровным ходом судна,
  • стабилизацией корпуса лодки на неспокойной воде,
  • пониженной кавитацией на поворотах,
  • уверенным управлением в режиме низкой скорости.

Многолопастные гребные винты традиционно предназначаются под моторы океанских яхт и прочих судов увеличенного водоизмещения. Многолопастные гребные винты малошумные. Работа их также отличается малым уровнем вибраций. За счёт увеличенного числа лопастей поднимается коэффициент тяги, обеспечивается ускоренный выход на глиссирование.

  • более выраженным ускоряющим эффектом,
  • плавным и ровным ходом судна,
  • стабилизацией корпуса лодки на неспокойной воде,
  • пониженной кавитацией на поворотах,
  • уверенным управлением в режиме низкой скорости.
Добавить комментарий