Как оснастить троллинг

Покоряем реку троллингом. С чего начать будущему троллингисту?

Если говорить о троллинге всерьез, то на ум приходит ловля на просторном катере в самых живописных уголках планеты. Современная рыбалка – разностороннее понятие, поэтому многие виды ловли модифицируют, подстраивают под специфику водоемов. Перейти от классического спиннинга к троллингу не так просто. Данное занятие требует покупки плавательного средства и, кончено же, мотора.

В первую очередь понадобится лодка. Троллингом можно ловить практически в любой акватории, поэтому плавательное средство подбирают универсальное. Двухместная лодка с наличием мотора подойдет как для ловли на крупных водохранилищах, так и на малых реках. Мощность двигателя зависит от требований рыболова. Новичку хватит стандартного мотора мощностью 15 лошадиных сил.

Какой должна быть снасть для троллинга

После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.

Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.

Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.

Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, – не покупать наобум.

Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.

Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:

  1. Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
  2. Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
  3. Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
  4. Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
  5. Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
  6. Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.

Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.

После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”

Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.

Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –

  1. Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
  2. Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
  3. Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
  4. Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.

Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:

  1. Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
  2. При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
  3. Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
  4. Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
  5. Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.

Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.

Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.

Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.

Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!

Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.

Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.

Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.

Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.

Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.


Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Ловля троллингом для начинающих и выбор снасти

Рыбалка троллингом стала возможна после стремительно роста доступных маломерных плавательных средств и предназначенных для них лодочных моторов. Прототип этого вида лова в виде дорожки давно отошёл на второй план. Ведь буксировка приманок посредством механической силы намного удобней и комфортней для рыболова, да и мобильность при поиске перспективных участков стоянки хищника является в рыбалке не последним делом.

Частая и быстрая смена мест, возможность облова больших территорий и разнообразных по уровню глубин сделали троллинг самым верным способом добыть реально трофейную рыбу, но в то же время и сыграли с этим способом злую шутку, придав ему репутацию вида лова направленного на истребление маточного поголовья хищника. Стоит отметить, что троллинговая ловля не во всех регионах нашей страны является законным способом добычи рыбы, поэтому планируя рыбалки, стоит уделять данному фактору особое внимание, уточняя трактовку местного закона.

Каким же образом организовать троллинговую рыбалку, обеспечив процесс в аспекте технической части и вспомогательных приспособлений, а также об основных стратегиях ведения охоты, рыболову станет известно после прочтения данной статьи.


Рыбалка троллингом стала возможна после стремительно роста доступных маломерных плавательных средств и предназначенных для них лодочных моторов. Прототип этого вида лова в виде дорожки давно отошёл на второй план. Ведь буксировка приманок посредством механической силы намного удобней и комфортней для рыболова, да и мобильность при поиске перспективных участков стоянки хищника является в рыбалке не последним делом.

Троллинговые спиннинги

Не нужно ставить эту составляющую на первое место по значительности, хотя во многом от работы удилища находится в зависимости успех рыбалки. Для удобства возьмем усредненную цифру количества задействованных удилищ -14. При быстром взгляде на троллинговый катер, который некоторые рыбаки именуют «ежиком», кажется, что он утыкан полностью одинаковыми удилищами.

Но это не совсем так. Для начала поговорим о том, что различает удилище с пометкой troll от любого иного. Если положить вблизи кастинговый и троллинговый спиннинги, просто найти 10 отличий. Нет обычных пробковых рукоятей, а диаметр троллингового удилища гораздо превосходит толщину кастингового.

Количество колец дважды больше, и каждое из них усилено двойной «лапкой». Информация на бланке также порядком иная. Показана длина удилища, но вместо обычных строя и теста на первом плане стоит диаметр используемой лески — относительная величина, которая говорит о возможной нагрузке, одинаковой тесту данной лески.

Обычные строй и тест нас интересуют в наименьшей степени. Не плохое троллинговое удилище должно обладать мощные кольца и основательный держатель катушки, лишенный всяких «примочек». Простота и размер, как в военном автомобиле. Троллинг не имеет в виду деления на «лайт» и «ультралайт».

Цель рыболова — поймать более крупную рыбу, хотя далеко не всегда есть вероятность целенаправленно ловить конкретно такую. Невзирая на это, рыболовы, которые непрерывно перемещаются, странствуя от озер к морскому побережью, применяют одни и те же удилища в различных критериях. Все троллинговые удилища разделяются на две группы: планерные и даунриггерные. Из наименований понятно, как они применяются, общей остается только их длина.

Обычно длина моделей находится в диапазоне 1,9-2,7 м; наиболее распространенной считается длина 2,4 м. Для катера длиной 5,5-8 м более удобны удилища в 2,4-2,7 м независимо от их расстановки — бортовой или на тарге. Но при выборе планерных спиннингов стоит учесть один значимый момент: катер следует оборудовать удилищами не только схожей длины, но и одной модели.

Во время ловли различная работа снастей может привести к дисбалансу системы, запутыванию снастей и остальным неудобствам. Поэтому рыбаки вначале избирают одну приглянувшуюся им модель, а затем получают одинаковые удилища в подходящем количестве. Тогда не только высота, но и работа бланка окажется схожей для всех удилищ.

При подборе планерных удилищ нужно уделить внимание и их строю. Чаще всего применяют наиболее жесткие, говоря языком спиннингистов, — скорые или среднебыстрые удилища. Основное — не преступить грань. Очень жесткое удилище повергнет к частым сходам, так как не сможет смягчать рывки рыбы.

Чрезмерно мягкое будет очень шибко сгибаться под перегрузкой планера и тем самым нарушать стройность постановки всей системы. С даунриггерным попроще, при этом и в прямом, и в переносном смыслах, так как в рабочем состоянии удилище согнуто колесом. Подбирать длину необходимо, исходя из габаритов лодки.

На большом катере больше места для маневра и часто появляется надобность работать удилищем большей длины. На лодке малого размера такого места нет, а следовательно, использование более длинного удилища может доставить конкретные неудобства. Теперь о конкретных моделях. За видимой простотой троллинговых удилищ прячется большой запас крепости, который выявляется во время поклевки большой рыбы. Образцом может работать одна из рыбалок на Финском заливе в российских водах.

Переключившись с прибережный ловли кумжи на целевую ловлю балтийского лосося, мы около трех дней не видели ни одной поклевки. Затем трижды мощные рывки ломали колечки, разгибали тройники и рвали леску. Но итогом пятидневного родео стала поимка настоящего монстра массой 24 кг. вываживание которого продолжалось около часа. Запас прочности в троллинге — главный критерий выбора снастей.

Во время ловли различная работа снастей может привести к дисбалансу системы, запутыванию снастей и остальным неудобствам. Поэтому рыбаки вначале избирают одну приглянувшуюся им модель, а затем получают одинаковые удилища в подходящем количестве. Тогда не только высота, но и работа бланка окажется схожей для всех удилищ.

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете – работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» – по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги – я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость – от 2 максимум до 6 – 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 – 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное – это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

Читайте также:  Рыбалка на Ахтубе дикарем

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина – чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую – предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг – и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» – кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко – и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей – я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один – два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов – ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 – 3 и до 10 – 15 м, а может – и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 – 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело – поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие – и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю – он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 – 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

Общие рекомендации

  • Экспериментируйте, думайте, анализируйте – вы же умнее рыбы.
  • Ловите только снастями известных, проверенных временем фирм. Не пользуйтесь ширпотребом, приобретенным на рынках по совету продавцов, стремящихся «впарить» вам всякую ерунду.
  • Плохая погода на клев не влияет. Исключение – лишь сильный штормовой ветер, когда нет возможности выйти на воду. Если же вам невтерпеж и вы все-таки хотите рискнуть, то помните, что ставите на кон не только судьбу рыбалки, но и свою жизнь.


Для троллинга в море понадобится плавсредство – катер, ял или надежная моторная лодка. Морская рыбалка троллингом специфическая, но интересная рыбалка. Интересен он тем, что дает надежду на поимку крупной, трофейной рыбы.

Троллинговая рыбалка техника ловли для начинающих от А до Я (2 фото)

Где ловить на триллинг щуку и судака
Успешная ловля троллингом обусловлена наличием крупного водоема и удачной погоды. После обнаружения места скопления рыбы можно с легкостью обловить участок спиннингом заякорившись на точке. Вот примерные места где можно удачно обрыбиться при ловле троллингом:

В чем суть троллинга

Троллинг на реке – это методика ловли хищника, суть которой заключается в том, что проводка производится с плавательного средства, находящегося в движении. По сути, это движение на лодке с буксировкой приманки. Воблер, находящийся в непрерывном движении гораздо сильнее привлекает хищную рыбу. Летом, в наиболее жаркие период эта методика дает шанс на рекордный улов, несмотря на то, что рыба достаточно пассивна.

Для троллинга подойдет, как корпусная лодка, так и надувные модели. Легко и без труда можно выловить крупных сомов, окуней, судака в глубоководных водоемах, на судоходных реках и озерах с помощью этой методики. Главное правильно подобрать приманку и хорошо ориентироваться по данным эхолота.


У этой методики есть масса преимуществ, а в отдельных случаях она просто незаменима, если рыбак планирует возвращаться домой с уловом. Троллинг хорош тем, что он дает возможность быстро и результативно рыбачить, поднимать с глубин даже самых крупных представителей хищников в чешуе.

Троллинг судака или ловля на дорожку

Все больше и больше среди рыбаков становится популярнее ловля судака троллингом, это достаточно простой и добычливый метод рыбалки, где попутно попадается и другие хищники, щуки и окуни, если они обитают в данном водоеме. Но при этом такая рыбалка требует серьезной подготовки и наличия хорошей устойчивой лодки для больших акваторий, лодочный мотор и различные снасти для троллинга судака с большим выбором судачьих приманок. Хотя при хороших погодных условиях и не далеко от берега, можно на дорожку ловить на небольшой гребной лодочке, как раньше многие и рыбачили и, кстати, ловили иной раз больше чем на моторных лодках.

Троллинг судака или как многие рыбаки по старинке называют, ловля на дорожку происходит на блесны и воблеры после судачьего нереста, когда рыба, проголодавшись, жадно берет на приманку. Ловля троллингом начинается в середины июня, когда эта рыба начинает активно кормиться, выходя на отмели широко разбредаясь и охотясь на малька и мелкую рыбешку. Ловить клыкастого можно после снятия запрета на ловлю судака, в каждой акватории в зависимости от региона дата снятия запрета немного отличается в ту или другую сторону по календарю, где то разрешен лов с середины июня, а где то только с конца июня. Во время ловли судака троллингом можно наблюдать сотни лодок снующих туда-сюда в поиске клыкастого хищника.

С середины июля троллинг судака прекращается из-за снижения активности клыкастого хищника и снова ловля становится удачной осенью, вообще лучше иметь понимание об образе жизни судака и местах его обитания. Для ловли судака троллингом обычно используют лодку с мотором, и пару троллинговых спиннингов длинной 1,6-2,6 метра, длину удилища лучше выбирать от условий ловли на лодке и применяемых дополнительных троллинговых приспособлений. Троллинговые спиннинги оснащают мультипликаторными катушками, такие катушки являются силовыми и дают возможность без осложнений вытащить больших трофейных рыб даже на ходу при движении лодки.

Как обычно многие рыбаки на дорожку ловят на то, что у них есть, используя спиннинги для заброса или удилища для донки, это не совсем правильно, так как можно легко сломать любимый спиннинг, если на него сядет большая рыба. Поэтому лучше приобрести специально троллинговые удилища, тем более они не такие дорогие по цене. Спиннинги для троллинга выглядят мощно по своему строю и конструкции, они предназначены для такой рыбалки троллингом, и способны выдержать нагрузки, даже если на крючке будет большая рыбина.

Спиннинги для троллинга судака лучше оснастить мультипликаторными катушками, такие катушки хорошего качества стоят хороших денег. А так как на рыбалке часто приходится слышать от других рыбаков, как при вываживании большой рыбы у них ломались катушки и удилища. То поэтому не стоит экономить на снастях для троллинга судака, тем более что снасти прослужат не один год при правильном обращении. И удовольствия от ловли троллингом на качественные снасти получается больше чем на старое дедовское удилище, тем более при поимке трофейного клыкастого хищника, которого иногда приходится искать несколько лет, а упустить его можно в один момент из поломки катушки или удилища.

Оснащение троллингового удилища, достаточно простое, на мультипликаторную катушку лучше намотать леску диаметром 0,3-0,4 мм длиной 150-200 метров. Есть мнение, что толстая леска отпугивает клыкастого, поэтому оптимально, если леска будет диаметром 0,3 мм, хотя многие мультипликаторные катушки допускают леску минимальную по диаметру от 0,4 мм, чтобы она не могла попасть в зазоры между шпулей и корпусом катушки. Поэтом, как выход, это намотать леску 0,4 мм, а перед приманкой сделать лесочный поводок диаметром 0,3 мм и длинной 5-10 метров, даже можно использовать для этого флюорокарбоновую леску для меньшей заметности.

Читайте также:  Джиговая оснастка: техника и приемы ловли судака, видео урок

Если лески связаны правильным узлом то узел не мешает при сматывании и разматывании снасти, а уловистость на более тонкую леску будет лучше. И обязательно при ловле троллингом перед приманкой необходим металлический поводок мягкий и без памяти, так как может клюнуть зубастая щука и откусить уловистый воблер. На катушке большая длина лески 150-200 метров нужна для запаса, если произошел зацеп, чтобы леска сходила с катушки и приманка не оторвалась. Так как лодку сразу остановить не получится, или развернуть и идти к зацепу, пока не будут смотаны другие снасти, а на это потребуется время и расстояние, ту то и понадобится запас лески на катушке.

Продвинутые рыбаки для троллинга судака используют систему планеров или кораблики для ловли сразу на 4-10 спиннингов. А так же кораблики и планеры дают возможность отвести воблеры и блесны в стороны от кильватерного следа оставляемого лодочным мотором, так как рыба боится шума от мотора, а данная система увеличивает шансы поймать больше рыбы. Не стоит забывать, что в правилах рыболовства указано о том, что запрещено использовать более двух приманок при ловле судака на дорожку или при ловле троллингом. Ловля судаков троллингом обычно происходит на больших акваториях Финского залива, Ладожского озера, Онежского озера и других больших водоемах и далеко от берега.

А водоемы эти часто бывают коварные, поэтому лодка для троллинга судака по своим размерам и плавучести должна соответствовать таким большим водоемам, так как на них часто бывает резкое усиление ветра и появление больших волн способных перевернуть и потопить маленькую лодку. И конечно на такой рыбалке не стоит забывать о средствах безопасности, которые рекомендует ГИМС, спасательный жилет и прочие средства спасения, которые помогут в чрезвычайной ситуации остаться среди здравствующих рыбаков и сходить потом еще на много увлекательных рыбалок.

Даже сытый клыкастый хищник редко не соблазнится бойко плывущей мимо его приманкой. Он попадается на дорожку довольно часто, если приманка плывет близко от дна, поэтому необходимо хорошо изучить местность, и иметь собой эхолот для определения глубин и навигатор, чтобы фиксировать на нем точки, где были поклевки рыбы. Для того чтобы при ловле судака троллингом на воблеры пройтись повторно по этим точкам. Эхолот практически обязательная вещь на рыбалке трллингом, чтобы избежать зацепов приманки за дно. Зная заглубление приманки и глубину по эхолоту всегда можно вытянуть приманки или вовремя свернуть, избежав зацепа, если заглубление приманки больше чем глубина.

Судаковые воблеры бывают разные по своим формам, размерам и расцветкам. У всех производителей приманок, есть большой выбор таких воблеров. Как правило, клыкастого хищника привлекают приманки ярких расцветок. С наступлением утра, днем и до вечера более уловистые воблеры с голубыми, серебристыми, зеленоватыми спинками и боками. А после заката и до полной темноты, эта рыба больше предпочитает приманки кислотных расцветок, ярко желтые, салатовые, ярко красные, светонакопительные и флуоресцентные. Расцветок и форм приманок большое множество и подобрать уловистый воблер в конкретной акватории, и в определенные погодные условия, бывает долгим процессом, иногда и одной рыбалки не хватает.

Троллинг судака происходит следующим образом, размотав снасти и отпустив поочередно приманки от лодки лучше на разные расстояния, если ловить на два удилища, то одну приманку на 50-70 метров, а вторую на 70-90 метров. Один спиннинг перпендикулярно к борту выставляется в одну сторону, второй с другого борта так же перпендикулярно в другую сторону, лучше использовать стаканы для этого или другие приспособления для удержания удилищ в таком состоянии. Обязательно необходимо настроить фрикционы катушек, так чтобы при зацепе приманки о дно, траву или камни срабатывал фрикцион, и леска сходила с катушки, чтобы не порвалась при движении лодки.

Далее на малом ходу 2-4 км/час следует идти на лодке, не делая резких поворотов, иначе приманки все перепутаются, повороты нужно делать плавно и с большим радиусом. Если есть желание развернуться на месте, то необходимо смотать все снасти и сделать маневр разворота и опять распустить снасти для троллинга судака уже в другом направлении. А так же обязательно необходимо следить за другими лодками и их направлениями движения, потому что при обилии других лодок, кто-то может своим винтом случайно отрезать ваши приманки, а так же своим винтом можете отрезать, чьи-то приманки при не правильном выборе направления движения.

Бывает, что клыкастый хищник берет приманку совсем не далеко от лодки и даже в кильватерном следе от мотора. А бывает, что необходимо прибавить скорость до 5-7 км/час, этот хищник иногда любит агрессивную и быстро плывущую приманку, особенно при наличии волн на водоеме. Поэтому при ловле судака троллингом на воблер надо экспериментировать с приманками, пробовать разные, так же стоит пробовать разную скорость движения и необходимо исследовать разные глубины, особенно если нет клева, а у других рыбаков ловится один за другим.

Поклевка сразу видна по загибу удилища, лучше не останавливаясь, на малом ходу не меняя направления движения, следует взять удилище подсечь и потихоньку сматывать леску, тащить рыбу к лодке не давая слабины. Клыкастый хищник обычно, как бревно тащится за лодкой с открытой пастью и почти не дергается. Мелких судачков необходимо отпускать, их запрещено ловить, размером меньше 40 см, это промысловый размер рыбы определяется от вершины рыла при закрытом рте до основания средних лучей хвостового плавника.

Очень важно не вылавливать мелких судачков, чтобы в дальнейшем на рыбалке при ловле судака троллингом было чего ловить через пару лет. А так же установлена норма вылова по правилам рыболовства, разрешено поймать 5 экземпляров на одного рыбака за сутки, если инспектор рыбоохраны насчитает более, то карается штрафом за каждый следующий хвост, выловленный сверх нормы.

Троллинг судака или как многие рыбаки по старинке называют, ловля на дорожку происходит на блесны и воблеры после судачьего нереста, когда рыба, проголодавшись, жадно берет на приманку. Ловля троллингом начинается в середины июня, когда эта рыба начинает активно кормиться, выходя на отмели широко разбредаясь и охотясь на малька и мелкую рыбешку. Ловить клыкастого можно после снятия запрета на ловлю судака, в каждой акватории в зависимости от региона дата снятия запрета немного отличается в ту или другую сторону по календарю, где то разрешен лов с середины июня, а где то только с конца июня. Во время ловли судака троллингом можно наблюдать сотни лодок снующих туда-сюда в поиске клыкастого хищника.

Троллинг. Основные приспособления и аксессуары

Автор: umesto · Опубликовано 19.02.2017 · Обновлено 26.12.2019

Т роллинг. Если приобретена лодка и мотор, то первое, что явно захочется, это попробовать половить троллингом. Этот способ рыбной ловли интересный, увлекательный, известный с давних времен, и очень результативный, если конечно к нему подготовится и приобрести или изготовить необходимые приспособления и аксессуары. Без них, конечно, тоже возможно ловить, ведь наши деды обходились при ловле на «дорожку» и всяких новомодных приспособлений, но с ними рыбная ловля комфортнее, и, чаще всего, эффективнее.

Р ассмотрим в данной статье только основные, наиболее применяемые и востребованные при троллинге на пресноводных водоёмах. Не будем рассматривать морской троллинг и огромные катера, это отдельная большая тема. Рассмотрим троллинг с более распространённых лодок ПВХ с небольшим мотором и взгляда рыболова — любителя, который недавно эту лодку с мотором и купил. На каких-то приспособлениях остановимся более подробно, на других, менее. И причина этому только одна, про каждое приспособление, аксессуар, оснастку, приманку, для ловли троллингом, можно рассказывать и анализировать не в одной статье. Троллинг очень многогранный способ рыбной ловли!

Э то как раз та тема, где не то, что не хватит раздела, а и в нескольких книгах не уместить то многообразие снастей и приманок, используемых для троллинга. Но если всю информацию достаточно грубо обобщить, то можно выделить несколько основных моментов при выборе и комплектованию снастей.

  • Удилище. Для троллинга с небольшой лодки мощные удилища может и не к чему, но и лайтовские удилища не подойдут. Зацепы будут обязательно, и хорошо, если фрикцион успешно отработает, иначе поломки не миновать. И выбирайте удилище быстрого строя, так как именно по кончику удилища Вы будете отслеживать поклёвку, даже если спиннинг будет у Вас в руках, а не в держателе. Поклёвка и затем резкая подсечка — без жесткого удилища не обойтись. Длина удилища небольшая, достаточно 2,1 — 2,4 м.
  • Катушка необходима мощная, именно такая катушка позволит выдержать повышенные нагрузки, которые подразумевает троллинг. Не стремитесь сразу устанавливать дорогую катушку, на первое время подойдёт обычная спиннинговая безинерционная катушка. По крайней мере, свою основную задачу по выбору лески она выполнит, пока Вы не решите, что троллинг эта Ваш способ рыбной ловли и пора основательно подойти к приобретению снастей.
  • Леска или плетёнка? Конечно плетёнка, у которой много существенных преимуществ перед обычной монофильной леской. Это и минимальная, практически нулевая растяжимость, и долговечность, и высокая прочность. Плетёный шнур позволяет не только чувствовать поклёвку, он позволяет, и это главное, контролировать движение приманки. Диаметр в 0,17 — 0,2 мм наиболее популярен и востребован при троллинговой ловле.
  • Приманки. При ловле троллингом используются практически все искусственные приманки из арсенала рыбаков. Это и разнообразные блёсна, и различные резиновые и силиконовые приманки, и, конечно воблеры. Именно воблеры считаются основными приманками при ловле троллингом. При правильном выборе воблера для троллинга, этой приманке не будет равного соперника. Наиболее подходят для троллинга, без использования каких — либо приспособлений и нагрузок, плавающие воблеры. Наиболее универсальные воблеры заглубляются на 3 — 5 м, для большинства водоёмов этого достаточно.

2. ЛОДОЧНЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ УДИЛИЩ

О дин из самых необходимых элементов в при троллинговой ловле. Держатели удилищ на плавательных средствах используются как стационарные, так и съёмные. У каждого способа крепления держателей есть и плюсы, и минусы, они достаточно очевидны, или мобильность, или основательность. Правильный выбор во многом способствует удобству, комфорту и успеху при ловле троллингом. Таким образом, держатель спиннингового удилища является обязательным аксессуаром при ловле троллингом. И конечно каждый рыболов подбирает держатели под свои снасти, под свою лодку, под свою технику ловли, под конкретный водоём. Для некоторых достаточно одно удилище держать в руках, другие используют различное дополнительное оборудование и большое количество удилищ. При использовании нескольких удилищ, без жёстко закреплённых держателей не обойтись.

М одификаций держателей существует множество — с креплением к борту, транцу, лавке или другим частям лодки, с возможностью регулировки угла наклона, или без неё, металлические, пластиковые, трубчатые, с креплением спиннинга в двух точках и т.д. Если Вы только начинаете осваивать данный вид ловли, и ещё не определились, какие аксессуары будут наиболее востребованы, и у Вас есть лодка ПВХ, у которой есть ликтрос (на нём держаться сидения, т.е. банки), то приобретите обычный съёмный держатель удилища на ликтрос, который может перемещаться вдоль всей его длины. Этот держатель прост, недорог и достаточно удобен при троллинге с помощью 1 — 2 удилищ. Например, одно удилище Вы держите в руках, а второе установлено в этот держатель. Свои функции он выполняет, а именно, после поклёвки удилище не должно вываливаться за борт, и время, чтобы вытащить удилище должно быть минимальным.

Т аким образом, если у Вас лодка с мотором, пара спиннингов с безинерционными катушками, и несколько воблеров, то значит можно и на рыбалку троллингом направляться. Но если Вы заинтересовались другими приспособлениями, используемые для троллинговой рыбной ловли, рассмотрим ещё несколько, из огромного их количества. Чаще всего эти приспособления служат для заглубления приманки, не зря же есть поговорка, что рыба ищет, где глубже …

3. СИНКЕР (Sinker)

Е сли ловля троллингом идёт на небольших глубинах — до 5 метров, то достаточно подобрать подходящий воблер или использовать небольшой груз. А вот, если глубже, до 6 — 10 метров, и Ваши воблеры уже не опускаются на эту глубину, то идёт следующая категория заглубителей, которые называются синкерами. Синкер — это груз в виде пластины, который позволяет заглубить не только мелководный воблер, но и блесну («вертушку», «колебалку»), на необходимую глубину. Крепится между удилищем и приманкой. Существуют различные модификации синкеров (Diving Sinker, Slide Diver, Bank Sinker, Inline Sinker) — разного веса, различного крепления, регулировки, формы и расцветок. На упаковке обычно указывается необходимая толщина лески, вес приманки, расстояние от лодки, скорость и другие, надо отметить, весьма условные характеристики.

Н аиболее интересен Diving Sinker — заныривающее грузило или как ещё называют — переставной заныривающий груз. Представляет собой свинцовый груз, у которого есть лопатка как у воблера, которая выполняет те же функции — заглубляет синкер при повышении скорости проводки. На одной стороне находится треугольная скоба, на которой перемещается кольцо, к которой крепится основная леска. На другом конце кольцо, к которому крепится поводок с приманкой. Интересны синкеры с регулировочной пластиной, которые позволяет не только заглубить, но и отклонить приманку. Это важно при ловле на несколько спиннингов в одной лодке и позволяет обойтись без ещё одного приспособления для ловли троллингом — «кораблика» (о нём далее).

4. БАУНСЕР (Bouncer)

С насть с баунсером больше напоминает снасть с отводным поводком или даже с тирольской палочкой. В качестве груза служит баунсер — груз обтекаемой формы, в виде трубки с утяжелителями с двух сторон. Существуют ещё проволочные баунсеры. И та, и другая модель вполне удобна в своём применении, но баунсер на трубке более универсален.

Р асстояние от точки крепления поводка до баунсера составляет 40 — 50 см, такой же длины должен быть и поводок. И баунсер, и воблер, и скорость лодки надо подбирать таким образом, чтобы воблер не опускался ниже уровня лески, к которой он крепится. Понятно, что это необходимо для того, чтобы воблер не касался дна водоёма для минимизации зацепов. Этой же цели служит и баунсер. Например, на сильном течении баунсер может идти выше уровня погружения воблера, этого быть не должно. В таким случаях или заменяем баунсер на более тяжёлый, или ставим более лёгкий мелководный воблер, или ставим «плетёнку» вместо поводка, или снижаем скорость лодки. Для примера, на глубине до 3 м ставим баунсер в 30 гр, на 5 м — в 50 гр, но это при умеренном течении. В процессе проводки баунсер идёт по дну, огибая рельеф, воблер идёт с некоторым превышением над дном. Чаще всего баунсеры используют на малых глубинах.

5. ДАЙВЕР (Diver)

Д айвер — это ещё одно интересное приспособление для троллинговой ловли, позволяющее, за счет своей конструкции, заглубить приманку. Приманки с дайверами используются различные, но, чаще всего это различные блёсна и мелководные воблеры. Дайверов существует несколько разновидностей и модификаций. Наиболее популярные:

  • Дипсидайвер (DipsyDiver) — переводится как «пьяный ныряльщик». Прямо скажем, не совсем обычное название. И получил он его за свое поведение при проводке. На нижней стороне дайвера расположен огруженный киль, поворачивая который мы нарушаем его балансировку и он отклоняется в сторону от лодки. По градуированной шкале мы можем настроить не только величину отклонения, но и в какую сторону он будет отклоняться — вправо или влево от кильватерной струи лодки. Т.е. этот дайвер работает и как заглубитель, и как минипланер. При настройке дайвера необходимо отрегулировать не только величину и сторону отклонения, но и защёлку. Чтобы она расстёгивалась при подсечке. Таким дайвером можно заглубить приманку до 13-15 метров. Но не забываем, что чем глубже идёт приманка с дайвером, тем сильнее нагрузка на снасти, и вполне возможно, что придётся использовать более мощные удилище, катушку и более толстую «плетёнку».
  • Джетдайвер (JetDiver). Интересен этот дайвер тем, что при движении лодки он заглубляется, а при остановке всплывает, этим чем-то схож с плавающим воблером. И в этом его преимущество — остановками и возобновлением движения лодки мы или приподнимаем приманку или заглубляем. Приманка движется ступеньками, как при джиге, позволяя облавливать различные горизонты воды. Джетдайвер создаёт меньшее сопротивление воды, чем дипсидайвер, но не может отклоняться в сторону.
Читайте также:  Осетр горячего и холодного копчения — рецепты, как закоптить в коптильне

6. МИНИПЛАНЕР («Кораблик»)

Д остаточно распространённое приспособление для отвода приманки в сторону от лодки под воздействием сопротивления воды и своей несимметричной формы. В нижней части монтируется груз, который удерживает минипланер в вертикальном положении. Используется при установке на плавательное средство нескольких спиннингов для распределения приманок, как по ширине, так и по глубине водоёма и проводки приманки в разных горизонтах. Крепится с помощью клипсы к основной леске, при поклёвке освобождая её. Идеальная приманка для минипланера, это небольшой воблер, который не создаёт большое сопротивление в воде и имеет маленькое заглубление. Неплохо работают с минипланером силиконовые приманки с небольшой огрузкой и колеблющиеся блёсна. А вот «вертушки» ставить не рекомендуется. Учитываем при ловле, что чем больше сопротивление воды, тем хуже работает минипланер — его сносит в кильватерную струю, создаваемую лодкой, и он становится бесполезен.

7. ФЛЕШЕР (Flasher), ДОДЖЕР (Dodger)

Ф лешер — «проблесковый маячок» и доджер — «виляющая обманка». Это такие специальные пластины, которые служат для акустического и визуального привлечения рыбы. Флешеры в отличие от доджера вращаются и имеют изогнутую конфигурацию. А «маячком» его зовут потому, что у него рифлёная поверхность, которая имитирует чешую рыбы. На поверхность флешера и доджера, как правило, ещё наносят и светоотражающее покрытие. Их крепят на леску или плетёнку перед приманкой на расстоянии до 3 м, и они сильно изменяют её движение в воде. Если установлен заглубитель, то их крепят между ним и приманкой.

Э ти приспособления придают воблеру, кроме его собственной игры, дополнительную амплитуду движений в разные стороны. Доджер придаёт приманке колебательные движения вправо — влево, а флешер — дополнительные движения по кругу. Движения придают приманке схожесть с натуральной рыбкой, заметность и дополнительно привлекают хищника с дальнего расстояния. Чем шире доджер или флешер, и больше крылышки, тем активнее с ними работает приманка. Как правило, их устанавливают при троллинге на крупных водоёмах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрена только малая часть всех существующих приспособлений и аксессуаров для троллинга. Данная тема очень многообразна, а метод ловли троллингом интересен и увлекателен. А если использовать ещё и комбинированный метод, т.е. сначала осуществляется поиск стоянки рыбы с помощью троллинга, а затем начинается спиннинговый облов этого места, то, поверьте, он Вам понравится.

Р ассмотрим в данной статье только основные, наиболее применяемые и востребованные при троллинге на пресноводных водоёмах. Не будем рассматривать морской троллинг и огромные катера, это отдельная большая тема. Рассмотрим троллинг с более распространённых лодок ПВХ с небольшим мотором и взгляда рыболова — любителя, который недавно эту лодку с мотором и купил. На каких-то приспособлениях остановимся более подробно, на других, менее. И причина этому только одна, про каждое приспособление, аксессуар, оснастку, приманку, для ловли троллингом, можно рассказывать и анализировать не в одной статье. Троллинг очень многогранный способ рыбной ловли!

Выбор водоема для троллинга судака

Троллинговый способ ужения привлекает рыбаков своей универсальностью и высокорезультативностью. Вести охоту на хищника можно на небольших каналах, на крупных акваториях (реках, озерах, водохранилищах). Главное условие – возможность свободно маневрировать на моторном плавсредстве. Особых ограничений здесь нет, глубина в конкретном водоеме должна быть свыше 2,5 м.

Катушку рекомендуется приобретать мощную с передаточным числом 1:3-1:4. Подойдет безынерционная модель или качественный мультипликатор. Хорошим выбором считается мультипликаторный «бочонок», оборудованный счетчиком лески.

Скорость лодки при троллинге судака

При троллинговой ловле клыкастого чётких требований к скоростному режиму лодки нет. Чаще всего это медленное перемещение в режиме водоизмещения, позволяющее заглубить приманку и проводить её на нужной глубине. Скорость троллинга на судака зависит от выбранного горизонта поиска хищника и используемых воблеров с разными значениями заглубления.

При троллинговой ловле клыкастого чётких требований к скоростному режиму лодки нет. Чаще всего это медленное перемещение в режиме водоизмещения, позволяющее заглубить приманку и проводить её на нужной глубине. Скорость троллинга на судака зависит от выбранного горизонта поиска хищника и используемых воблеров с разными значениями заглубления.

Как оснастить обычную лодку для троллинга

Многие рыбаки, заинтересовавшись троллинговой рыбалкой, хотят попрактиковаться в ней, но, увидев настоящие троллинговые катера, отказываются от этой идеи – понимая, что оснащение такого катера, да и сам катер стоит более чем серьёзных денег. Это, конечно, так, но на самом деле, любую надувную лодку с мотором можно оснастить под троллинг.

Попробуем подсказать, как это сделать с минимальными затратами. Начнём с того, без чего не одна троллинговая рыбалка не обойдётся.

Тарга для троллинга на лодку ПВХ

В первую очередь, отличие троллинга от «дорожки» – это наличие большого количества спиннингов. Минимально расставляется восемь удилищ, а максимум зависит только от возможности установки спиннингов. Обычно используется десять удилищ для разведения их с помощью планерных систем и от одного до четырёх для заглубления приманок с помощью даунриггера или специальных заглубителей. Все эти спиннинги надо куда-то ставить, чтобы они не мешались и была чётко видна поклёвка. Самый удобный способ – это использование специального приспособления, тарги. Но если для больших катеров она монтируется один раз и навсегда, то для надувной лодки это неприемлемо, так как надувнушку нужно сдувать для перевозки. Поэтому таргу надо устанавливать съёмной.

Конструкция такой тарги давно придумана. Её можно изготовить самостоятельно, приложив немного фантазии и умения. И если в наличии есть материал и инструменты, то это не займёт много времени. Первую таргу мы сделали самостоятельно из алюминиевого уголка и пластиковых сантехнических труб. Но это было в тот момент, когда в продаже раз-борных конструкций просто не встречалось. На данный же момент для многих её проще купить. Конечно, это приспособление продаётся далеко не в каждом магазине, но в интернете их вполне можно найти. Вариант из нержавейки будет стоить около 15 000 руб., а из обычного металла тарга обойдётся несколько меньшей суммой.

Торга имеет четыре точки крепления на лодке. В качестве таких пятаков обычно используются уключины для резиновых лодок. Эти уключины приклеиваются к борту лодки, и если она будет достаточно накачана, без проблем будут удерживать таргу и всё, что на неё будет установлено. Торгу устанавливают ближе к носу, это позволят легко увидеть поклёвку, а при вываживании рыбы вам ничего не будет мешать.

Стаканы как вариант установки спиннингов

Более дешёвым, но менее удобным способом установки спиннингов являются стаканы. На надувной лодке они крепятся на специальный леер (ликтрос), который приклеен к внутренней стороне борта. Если на вашей лодке такого леера нет, то его нужно будет приклеить, иначе стаканы вы сможете закрепить только с помощью струбцин на транец или банку. Это не позволит вам разместить большое количество спиннингов. К слову о большом количестве используемых удилищ. Некоторые рыбаки обвиняют троллингистов в жадности, но это не совсем правильно, просто троллинг используют для ловли тех видов рыб, которые редко ловятся в больших количествах, и на обширных водных территориях. А здесь чем больше площадь охвата, тем больше вероятность увидеть поклёвку. Да и возможность подобрать более уловистую приманку значительно выше.

Планер, без которого не обойтись

Следующий элемент, без которого тоже никак не обойтись – это планер. Он представляет из себя катамаран с двумя большими килями, в носовой части срезанными под определённым углом, за счет чего задается направление движения. То есть они бывают право и лево сторонние. А так же элемента который предает плавучесть всей конструкции, чаще всего это какая либо труба, заполненная пеной. Их так же можно сделать самостоятельно, особенно если не требуется что бы они складывались. На Онеге у местных рыбаков, я видел полностью деревянные планеры, у них они называются «катюша». Конструкция таких планеров довольно примитивная, но от них много и не требуется. Главное чтобы он уходили в сторону и не заглублялись. А такое бывает если самостоятельно изготовленный планер не правильно настроен. В продаже можно найти полукустарные изделия, комплект которых обойдется около десяти тысяч, вы-глядеть они будут не очень привлекательно, но свою функцию выполнят. Фирменные планера, стоят уже от пятнадцати тысяч за комплект и внешне конечно значительно привлекательней. Их окрашивают в яркие цвета, хорошо видные издалека. Не редки ситуации с обрывом шнура и тогда их приходится вылавливать, здесь и помогает их яркий цвет. Некоторые модели оснащены дополнительной антенной с флажком. Это так же увеличивает шансы не потерять планер.

Шнур или леска для планера

Планер крепиться к лодке через шнур или леску толстого диаметра. Шнуры бывают разного цвета, обычно так же яркого, они выпускаются в размотках по пятьдесят и сто метров. Лично я распускаю планеры примерно на сорок пять метров, так что мне хватает пятидесяти метров. Но размотка в сто метров стоит несколько дешевле, так что проще купить ее и разделить пополам. Такая бобина стоит от трех тысяч рублей. Имейте ввиду, что шнур расходный материал, и хотя довольно надежный , но может все таки порваться и поэтому имеет смысл держать какой то запас. Некоторые рыбаки используют леску для триммеров. Она продается разного диаметра и длины. И надо отметить не в рыболовных магазинах. Стоит она значительно дешевле чем шнур. К сожалению леска имеет один недостаток – она растягивается. У некоторых производителей это не очень критично, и как минимум один сезон с ними можно отловиться, а вот некоторые рвутся довольно быстро. Определить какая из лесок подойдет можно только опытным путем или по советам бывалых товарищей. Одним из плюсов лески является то, что по ней хорошо скользит прищепка. Не стоит использовать леску тоньше чем 2.5 миллиметра, а лучше выбирать самую толстую.

Один из элементов который на мой взгляд является не обязательным но вносящий некоторые удобства это планерная катушка. Обычно катушка крепится на таргу с помощью специального крепления, но бывают модели. Функциональность её не очень большая, по большому счёту она нужна для того что бы распустить планер, а потом его подтянуть обратно. Стоят они весьма не дешево и комплект обойдется минимум от тринадцати тысяч. Так что если деньги есть, то приобрести их, конечно, стоит. Ну а если такой возможности нет, то это можно отложить на лучшие времена. А для намотки использовать какую нибудь большую бобину. Если вы всё же приобрели планерную катушку, то вам потребуется блок, который крепится на краях тарги или планерной штанге. Он нужен что бы шнур не перетирался при распускании. Есть фирменные изделия и стоят они от полутора тысяч за штуку, я же использую блоки приобретенные в магазинах метизы, там они стоят около трехсот-четырехсот рублей, явная экономия, а разница не велика.

Прищепки для троллинга

А вот прищепки одна из тех частей снастей, без кото обойтись и самостоятельно их не изготовить. Основной задачей прищепок является удержание лески с приманкой, до момента поклевки. Они полностью изготавливаются из пластика, некоторые модели имеют регулировку, что на мой взгляд не очень нужно. А силу зажима регулируется глубиной вставления лески в прищепку. Стоимость прищепок начинается от ста рублей, а минимальный комплект необходимый для рыбалки двадцать штук. После любой поклевки, прищепка остается на шнуре и достать ее получится только в конце рыбалки, при вытаскивании планера.

Для оснащения троллинговой лодки надо от 32 000 до 59 000 рублей. Суммы конечно не маленькие, но вполне «подьемные». Правда это касается только части оборудования, сюда мы не включили даунриггеры, стоимость которых то же не маленькая, но наличие их не обязательно на первых порах. А вот снасти, удилище и катушка, которых необходимо по числу стаканов, минимально обойдутся в четыре пять тысяч за комплект, плюс леска, так что еще тысяч пятьдесят вам потребуется. Приманки в эту сумму не входят, и некоторые из них стоят порой весьма недешево. Эта сумма расчитана по минимуму, так что если вы захотите всерьез заниматься троллинговой рыбалкой, придется несколько «раскошелиться».

Следующий элемент, без которого тоже никак не обойтись – это планер. Он представляет из себя катамаран с двумя большими килями, в носовой части срезанными под определённым углом, за счет чего задается направление движения. То есть они бывают право и лево сторонние. А так же элемента который предает плавучесть всей конструкции, чаще всего это какая либо труба, заполненная пеной. Их так же можно сделать самостоятельно, особенно если не требуется что бы они складывались. На Онеге у местных рыбаков, я видел полностью деревянные планеры, у них они называются «катюша». Конструкция таких планеров довольно примитивная, но от них много и не требуется. Главное чтобы он уходили в сторону и не заглублялись. А такое бывает если самостоятельно изготовленный планер не правильно настроен. В продаже можно найти полукустарные изделия, комплект которых обойдется около десяти тысяч, вы-глядеть они будут не очень привлекательно, но свою функцию выполнят. Фирменные планера, стоят уже от пятнадцати тысяч за комплект и внешне конечно значительно привлекательней. Их окрашивают в яркие цвета, хорошо видные издалека. Не редки ситуации с обрывом шнура и тогда их приходится вылавливать, здесь и помогает их яркий цвет. Некоторые модели оснащены дополнительной антенной с флажком. Это так же увеличивает шансы не потерять планер.

Основы троллинговой ловли

Для поимки хищных видов рыб существуют различные способы, одна ловля на спиннинг имеет несколько подвидов. Но не всегда рыбаку удается поймать достойный трофей, который и друзьям не стыдно было бы показать. Это и послужило одной из причин, по которой рыбалка троллингом становится все более популярной.


Последнее время в нашей стране к наиболее распространенным способам рыбной ловли можно отнести троллинг. Само слово пришло к нам из Соединенных Штатов и при дословном переводе означает ужение с моторизированного плавсредства на разнообразные приманки, которые тянутся за лодкой или катером. Многие путают этот вид рыбалки с ловлей на дорожку, но основы троллинга в другом. Главным отличием является отсутствие мотора при ужении на дорожку. Такого понятия, как троллинг на веслах просто не существует.

Электронное оборудование

Самый простой способ измерить глубину — это опустить в воду веревку с грузилом на конце. На каждом метре этой веревки крепится небольшая пластиковая метка, и когда грузило достигает дна, остается только сосчитать количество этих меток. Однако этот длительный процесс занимает много времени при частом его использовании.

Электронное оборудование для измерения глубины сделало спортивное рыболовство и особенно троллинг увлекательным и эффективным занятием. Существует несколько различных типов эхолотов: с системой подсветки, системой LCD, графические и цветные. Эхолот с подсветкой наиболее дешевый и дает весьма четкую картину глубин и строения дна — каменистого, песчаного или илистого. Более сложные их вариации показывают также скопления рыбы, отдельных особей и подают звуковые сигналы при обнаружении рыбы или приближении отмели. Вся эта информация высвечивается на экране в виде световых сигналов.

Графический самописец фиксирует всю информацию на рулоне бумаги. Этот тип эхолота предоставляет информацию о глубине, структуре дна, отмелях, затонувших стволах деревьев, небольших рыбах, хищниках, термокпинах и течениях. В видеоэхолотах используется более передовая технология. Они предоставляют ту же информацию, но в цвете. Среди другого оборудования, которое может быть установлено в помощь рыболову, можно назвать датчик для измерения температуры воды и прибор, показывающий скорость троллинга.

Механизм высвобождения лески должен быть тщательно отлажен. Он может быть изготовлен в виде зажима или пружины, которые при поклевке освобождают леску, чтобы рыболов имел возможность вываживать рыбу с помощью удилища. Когда вода прогревается, хищники переходят в те водные слои, температура которых их больше устраивает. Иногда они заходят на глубины в 30 — 50 метров. Индикатор температуры, укрепленный на шнуре даунриггера, может показать, какова температура в месте нахождения приманки.

Добавить комментарий