Устройство безынерционной катушки

Элементы

Классическая инерционная катушка имеет достаточно непростое устройство, соединяющее в себе множество небольших деталей. Также необходимо учитывать, что модели разных производителей имеют различную конструкцию, поскольку при производстве каждой катушки используются собственные разработки и ноу-хау. Однако основные узлы на всех безынерционках, как правило, одинаковы и представлены следующими элементами:

  1. корпус;
  2. ножка;
  3. привод;
  4. ротор;
  5. фрикционный тормоз;
  6. стопор обратного хода;
  7. шток шпули;
  8. дужка лесоукладывателя;
  9. ролик лесоукладывателя;
  10. зубчатое колесо;
  11. крышка корпуса;
  12. шпуля.

Очевидно, что в данном случае рассмотрены лишь основные элементы, которые можно встретить в каждой катушке. Более того, на разных моделях устройство даже этих элементов может иметь ощутимые различия. Например, существуют конструкции как с фрикционным тормозом, расположенным впереди шпули, так и с задним фрикционом, как на изображении выше.

Очевидно, что в данном случае рассмотрены лишь основные элементы, которые можно встретить в каждой катушке. Более того, на разных моделях устройство даже этих элементов может иметь ощутимые различия. Например, существуют конструкции как с фрикционным тормозом, расположенным впереди шпули, так и с задним фрикционом, как на изображении выше.

Как подобрать катушку

К снасти безынерционка подбирается по принципу гармоничности и соответствия её параметров предполагаемому виду лова. Для троллинговой и фидерной ловли катушки подбирают, учитывая тяговые характеристики. Силовой тип катушки именно в эту тему. Кстати, катушка для морской рыбалки также принадлежит к её силовому варианту. Фрикционный тормоз в заднем расположении при медленной ловле более удобен и практичен.

В матчевой ловле, при оснащении болонской удочки и ловле на бомбарду предпочтительны катушки универсального типа. Шпули в виде конуса позволяют достаточно далеко забрасывать оснащение с наименьшим усилием. Фрикцион в передней части мясорубки даёт возможности его быстрой корректировки уже во время самого вываживания рыбы или зацепа.

Подбирая безынерционную катушку для зимней рыбалки, джига, твичинга и ультралайта, ориентируются на её размер и высокие скоростные характеристики. Здесь скоростные типы в приоритете. Обращают внимание на крепления катушки к спиннингу.

Важно! В раздвижное седло ножка катушки должна входить без ощутимого натяга, зажиматься без образования даже мизерного люфта.


Подбирая безынерционную катушку для зимней рыбалки, джига, твичинга и ультралайта, ориентируются на её размер и высокие скоростные характеристики. Здесь скоростные типы в приоритете. Обращают внимание на крепления катушки к спиннингу.

Количество подшипников

Число шариков в механизме обозначается на корпусе цифрой с дополнительным знаком плюс, при этом присутствует обозначение ball bearing. Например, надпись 5+1 говорит об использовании 5 шариков, а в ролике работает еще 1. Показатель влияет на долговечность механизма и обеспечивает плавность передвижения лески. В катушке элементы располагаются:

  • под ротором на оси;
  • в корпусе на оси;
  • на главном шестереночном валу;
  • на центральном стержне;
  • в ролике лескоукладывателя;
  • на подшипниковых осях в промежутках;
  • в модели с передним фрикционом под шпулей.

Большое количество подшипников все чаще воспринимается как маркетинговый ход. Качественные ведущие бренды обходятся небольшим числом шариков, а в плохих китайских подделках представлено по 12−15 элементов.

  • лов на крупные породы требует соотношения 5,0:1 или 4,0:1;
  • скоростные мелкие выуживания эффективно проходят при отношении выше числа 5 — 5,3:1 или 6,0:1.

Мультипликаторы

Наиболее надёжными и самыми высококачественными считаются катушки-мультипликаторы от известных компаний. Это довольно сложные системы. Большинство из них имеют огромное количество функций, которые состоят из многочисленных механизмов управления с автоматической намоткой лески, торможением обратного хода, автоматическим подтормаживанием и т.д., вплоть до встроенного мини-компьютера. Некоторые изделия, самые дорогостоящие и самые современные, даже оборудованы определителем месторасположения рыбака с помощью навигационных систем.

Современный мультипликатор, по дальности заброса и лёгкости практически сравнялся с безынерционными моделями, а по надёжности и мощности, равных себе не имеет. Стоимость таких изделий остаётся очень высокой.

Конструктивно мультипликатор представляет собой инерционную катушку, которая снабжена определённым передаточным числом, как правило, находящимся в пределах 3-7. Передаточным числом называется числовое соотношение между количеством оборотов шпули и количеством оборотов ручки. Оно чаще всего указано на корпусе. Например, «Gear Ratio 4,5-1», это значит: во время одного оборота рукояти шпуля сделает 4,5 оборота.

Мультипликатор может использоваться почти на всех снастях, когда необходимо качество, мощность и надёжность.


У профессиональных рыбаков выбор катушки занимает немало времени. Это лишь на первый взгляд довольно обыденный предмет.

Установка катушки на спиннинг

Установка не представляет какой-либо сложности. Катушкодержатель имеет паз для лапки катушки и прижимную закручивающую гайку. Прижимная гайка может быть совмещена с верхней частью рукояти. Закручивать ее необходимо плотно, чтобы не было люфтов.


Установка не представляет какой-либо сложности. Катушкодержатель имеет паз для лапки катушки и прижимную закручивающую гайку. Прижимная гайка может быть совмещена с верхней частью рукояти. Закручивать ее необходимо плотно, чтобы не было люфтов.

Устройство современной безынерционной катушки

Давно уже на российском рынке превалируют безынерционные катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах – технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения.

И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про “антифрикционный подшипник”, и про бесконечный винт, ошибочно называемый “червяком”, да мало ли еще чего.

Серия публикаций в рубрике “Как это по-русски?”, надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала – немного про безынерционные катушки.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL – шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI- BACKLASH SYSTEM – буквально система против соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса.

Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески – перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, – что и способствует увеличению дальности заброса.

Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит – долой “бороды” при забросе. Помимо этого, “обратный конус” позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 – с лева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под “плетенку”, шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY – (регулируемая намотка лески) – система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) – в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT

AERO WRAP – (фигурально – превосходная намотка) – система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIR BAIL (дутая дужка) – полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно – из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой – мягче удар по леске.

Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение – NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT – (скорее всего, это можно перевести как “концепция применения авиационного металла”) – обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем – на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять.

Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма – тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность – при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) – антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM – дужка лесоукладывателя (фото 4 – сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING – пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; “вечная” (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) – система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли.

Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу.

Читайте также:  Ловля леща с берега: снасти и тонкости летней ловли на течении

Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

ВВ (BALL BEARING) – просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос-какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM – тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) – система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора – это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG – градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза.

Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности – порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками – всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) – сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но этот шарикоподшипник – закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR – (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN – буквально “цифровой (в смысле – компьютерный) расчет передачи”), HYPERGEAR – суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки.

Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE – рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)

DYNA BALANCE SYSTEM – система динамической балансировки (то же, что и GYRO SPIN BALANCED – отбалансировано во вращении).

Эта надпись говорит о том, что изготовителем была проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической схемы безынерционной катушки – от клавиши рукояти до дужки лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.

DIRECT DRIVE HANDLE – рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN’ DRAG – буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT – плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG – передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO – передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY – гибридный алюминиевый корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности – корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE – сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE – мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER – быстрый стопорный механизм. Еще – CO NTINUOUS ANTI-REVERSE – антиреверс постоянного действия.

Все это – обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото 75), разница между ними – не принципиальная.

При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено.

Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY – лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER – ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP – клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле – после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) – шпуля для дальнего заброса. Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика – не менее 0,4 (см. фото 7).

У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне “сдергивания”, поэтому основное требование при использовании LC – сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2-3 мм.

MAIN SHAFT – главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER – максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) – у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP – быстрая защелка.

ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL – одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL – принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.

Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER – ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) – уничтожитель перекручивания. Еще – ANTI-TWIST LINE ROLLER.

Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески – до 20 – 40%.

Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто – со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например – из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED) DRUG – задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE – переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) – роликовый подшипник. На деле – это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) – контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности – для защиты от самосброса дужки.

SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) – медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) – (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM – система плотной намотки, SILENT OSCILLATION – тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей.

В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен.

В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть.

Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR – треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM – разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью.

Читайте также:  Ловим леща на кольцо

Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOF DRAG – влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT – масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах – например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4r.

WORM SHAFT SYSTEM – система червячного вала. То, что мы называем “бесконечный винт” (фото 21). Правильное название – винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача – endless screw.

И хотя по сути “червяк” и “бесконечник” – ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй – винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле – до 8) и бесконечный винт – ведомым.

Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.

Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с “бесконечником” специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.

Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок “бесконечника”, и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест.

Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более – “плетенки”) сокращается.

BRAKE SYSTEM – тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

Передаточное число и скорость подмотки

Передаточное число информирует о том, как много оборотов производит ротор во время однократного оборота катушки. Передаточное отношение 5:1 означает, что когда катушка поворачивается один раз, происходит 5 роторных оборотов.

Скорость подмотки показывает, как много лески накручивается на шпулю при однократном обороте рукоятки. Показатель этот зависим от диаметра шпули и от передаточного отношения. Например, передаточное отношение 5:1, шпуля в диаметре составляет 0,4 см. Скорость подмотки: 3,14 умножаем на 5 и на 40, получаем 628. За однократный оборот рукоятки катушки на шпулю наматывается 628 миллиметров лески.

  • с винтовой передачей;
  • с шестерней-кулисой.

4. Обозначения, используемые на безынерционных катушках

Так, наличие функции long cast или match spool – означает наличие функции для дальности заброса приманки, что важно при определении условий ловли.

На безынерционных катушках могут быть нанесены и другие обозначения, знание о которых, поможет вам лучше ориентироваться в выборе конкретной модели:

  • «gear ratio» – чем больше это число, тем больше скорость подмотки лески;
  • «ball bearing» – данное обозначение определяет численность подшипников;
  • «ats», или «anti-twis» – обозначает наличие противозакручивающейся системы, снижающей способность закручивания лески;
  • «fightin’ drag» – двухступенчатая регулировка фрикциона;
  • «continuous anti-reverse»– смягчение ударной силы по шестерням;
  • «avto cast», или «speed cast» – полуавтоматический заброс;
  • «avs», «dyna balance» –противовибрационная система;
  • «ergonomic design» – наличие эргономичного дизайна.

Такими параметрами, например, наделены катушки от производителя Daiwa.

  • компактные габариты;
  • лёгкие;
  • походят для любых способов спиннинговой ловли;
  • быстрая подмотка, что отлично отражается при динамической джиговой ловле;
  • простая конструкция катушки позволяет выполнить новичку заброс с первого раза;
  • высокая чувствительность фрикциона.

Маркировка безынерционных катушек.

Каждая катушка производится с определенными параметрами и функциями. Производитель наносит на изделие специальную маркировку для того, чтобы можно было быстро разобраться в основных возможностях катушки.
Итак, выделим самые важные маркировки:

Эта маркировка, пожалуй, самая заметная и броская для глаз. Обозначает она вместимость шпули для лески или шнура и состоит обычно из числа кратного 500 или 1000.

Чем больше число, тем больше шпуля и, соответственно, сама катушка.

Условно считается, что это своеобразное отношение диаметра лески к длине лески. Например, шпуля с маркером 2000 вмещает 100 метров лески диаметром 0,20. Если же маркер 5000, то, соответственно, вмещается 100 метров лески 0,50. Используя данные соотношения, можно подсчитать длину лески определенного диаметра, которую можно намотать на шпулю. К примеру, можно считать, что на 5000 шпулю зайдет 200 метров лески, если ее диаметр не превышает 0.25 мм.
Нужно подчеркнуть, что все это условные значения. При таких расчетах можно получить примерные величины. Математической точности тут нет. К тому же, многое зависит от равномерности укладывания лески при намотке и самой лески (качество, эластичность и т.д.). Также, вы не наматываете леску до уровня бортика шпули, в любом случае остается порог в несколько миллиметров.
На многих катушках можно встретить еще один вариант маркировки, отвечающий за размер шпули:

  • mm/M 0.20/240 0.25/160 0.3/110
  • lb/YDS 4/355 6/225 8/175

Здесь более понятно: на катушку можно намотать 240 метров лески 0.2 и т.д. Нижняя маркировка выражается в lb (фунтах) – разрывная прочность (1 фунт = 453,6 грамм) и в yd (ярдах) – длина (1 ярд = 91,4 сантиметра).

Gear ratio – передаточное число (ПЧ).

Эта маркировка означает количество оборотов лесоукладывателя вокруг шпули за один оборот рукоятки катушки. Т.е. она характеризует скорость намотки лески на шпулю и определяется цифровой пропорцией.

Чем больше передаточное число, тем быстрее крутится катушка и, соответственно, чем меньше ПЧ, тем медленнее будет прокрутка.

Например, маркировка вида GEAR RATIO 5.0:1 означает, что лесоукладыватель прокрутиться ровно 5 раз за один оборот рукоятки катушки. Передаточное число может иметь и дробное значение, например, 5.5:1, что соответствует пяти с половиной оборотам.
Благодаря данной маркировке можно подобрать катушку для скоростной или для медленной, тяговой проводки. Катушки с ПЧ 3.2:1 – 4.5:1 считаются тяговыми. ПЧ 4.6:1 – 5.2:1 предполагает, что катушка универсальна, т.е. ее можно использовать для разных типов проводок. ПЧ 5.3:1 – 6.2:1 – это скоростные катушки для быстрых проводок.

Ball bearings – количество подшипников.

В безынерционных катушках используются как подшипники скольжения, так и подшипники качения. Они отвечают за качество хода лесоукладывателя и рукоятки.

В идеале, чем больше подшипников в катушке, тем она лучше в плане легкости и плавности прокрутки.

Также можно заметить, что, чем больше подшипников в основных узлах катушки, тем проще механизмам переносить нагрузки. Но самое главное – это качество подшипников. Ведь их износ приводит к увеличению люфтов, перекосу и заклиниванию зубчатой пары. При условии, что качество подшипников на высоком уровне, можно считать, что их достаточно в количестве 4 штук: 2 по оси рукоятки, 1 в голове ротора и 1 в ролике лесоукладывателя.

Это основные маркировки, которые помогут рыбаку выбрать подходящую для определенного вида ловли катушку. Теперь перейдем к классификации.

Это основные маркировки, которые помогут рыбаку выбрать подходящую для определенного вида ловли катушку. Теперь перейдем к классификации.

Техника заброса спиннинга с безынерционной катушкой

Спиннинг с безынерционной катушкой прекрасно подходит для дальних забросов.

Существует три вида заброса:

  • боковой;
  • маятником;
  • вертикальный.

В боковом забросе сначала делается свис приманки, удилище отводится в сторону и забрасывается сбоку. Заброс получится далеким, хотя и не совсем точным. После каждого броска нужно фиксировать леску. Чтобы не стёрся бороздок, необходимо чтобы леска укладывалась прямо в ролик лесоукладывателя. Когда приманка уйдёт на глубину, нужно сделать подмотку лески. Удилище должно располагаться под углом к леске. Вертикальный заброс намного точнее, но его нужно тренировать. В этом случае свис с приманкой может быть как спереди, так и сзади. В маятниковом забросе сначала делается свис на две трети удилища , а потом производится несколько махов и бросок. Скоба катушки закрывается, леска укладывается в ролик. Такой бросок очень точный.

От техники заброса зависит размер улова. Новичкам лучше не тренироваться на сложных участках водоемов.

    Ryobi Excia.Безынерционная. Подшипников 8+1, число 4.9:1, масса 290, одинарная ручка. Япония. Отличная катушка для опытных рыболовов.

2.2. Безынерционные катушки

Современная «безынерционка» содержит порядка 50-80 деталей, а иногда и больше. Для большинства спиннингистов такая глубокая проработка вопроса не нужна, поэтому здесь мы ограничимся рассмотрением только основных элементов и узлов.

Шпуля для дальнего заброса неглубокая, вытянутая в длину и изредка даже слегка конусная. При этом, чем ширина «выемки» под леску больше ее глубины – тем дальнобойнее шпуля. Однако такое «растягивание» создает и дополнительные трудности: увеличивает амплитуду возвратно-поступательных движений, усложняет равномерную намотку лески, сильно удлиняет и утяжеляет всю катушку – поэтому тоже имеет разумный предел.

Стопор обратного хода

Стопор обратного хода (антиреверс) при включении блокирует обратное вращение ротора и рукоятки.

Когда-то считалось, что это нужно только для того, чтобы при переноске спиннинга с места на место зацепить приманку за кольцо и застопорить катушку. Ловить с включенным антиреверсом не рекомендовалось, некоторые варианты – например, «Орион» – даже имели на это «сигнальную трещотку». Согласитесь, рыбачить «с треском» – это слишком.

Читайте также:  Куда поехать на рыбалку зимой в Подмосковье - перспективные места

Затем выяснилось, что ловить с включенным стопором не только можно, но даже удобно. Ведь если при резкой подсечке левая рука «упустит» рукоять, подсечка все равно получится, да и последующий рывок рыбы не страшен – сработает фрикцион. А значит, истошный крик со стороны: «Слабины не давай!» нам уже не грозит.

Только вот как это отразится на механизме катушки?

Сначала антиреверс был ступенчатым. При его включении специальный подпружиненный рычаг скользил по скошенным зубьям храповика «туда», и упирался в них «обратно». Однако стопор срабатывал не мгновенно – в зависимости от шага зубьев ротор и рукоятка всегда успевали провернуться на какой-то свой угол. Для механизма катушки, особенно при сильном рывке, это было опасно – с разгона получался достаточно сильный удар по храповику антиреверса, в результате чего последний мог быстро выйти из строя. Поэтому данная деталь потребовала значительного усиления.

Затем на базе игольчатого подшипника появился мгновенный антиреверс. В результате значительно снизились нагрузки на механизм катушки и прекратилось «болтание» ротора и рукоятки. Очень полезная и удобная штука!

Не могу утверждать, что мгновенный стопор обязателен во всех случаях – это не так. Сам много лет пользовался ступенчатым, и все обходилось. Но перешел на «плетенку», – и за сезон «полетели» две катушки. Ведь зацеп не всегда можно отличить от поклевки, а мощная подсечка при нерастяжимой леске явно перегружает ступенчатый антиреверс. Да и в современные рывковую или падающую проводки, где требуется мощная подсечка, «старый» стопор как-то не вписывается. Зато в остальных случаях при ловле на обычную леску существенной разницы теоретически нет. Хотя, честно говоря, нервирует лишний стук в катушке.

Так что лично я уже как-то привык к мгновенному антиреверсу и сейчас ловлю только на соответствующие модели. Поэтому советую и вам сделать то же самое – тем более, сейчас вся лучшая половина катушек делается как раз в таком исполнении. А если ловить с постоянным стопором, то абсолютно не важно, где находится переключатель – на ножке «под мизинцем» или же под корпусом катушки. Один раз включили – и забыли!

Устройство безынерционной катушки таково, что она закручивает леску уже «по определению». Поэтому, будем реалистами, сегодня решается задача лишь в какой-то мере снизить это закручивание. Хотя, в принципе, любой вопрос можно решить – только вот когда и как?

Роликовая муфта

Сама по себе обгонная, или роликовая, муфта была известна в технике довольно давно. Она с успехом применялась там, где необходимо было совместить сразу несколько условий вращения: легкость, мгновенное торможение до полной остановки системы и минимальные размеры устройства при достаточной его прочности. Применение обгонной муфты во втулке заднего колеса самого обычного велосипеда, не имеющего системы переключения передач, получило прямо-таки мировую известность. Так, если раскрутить педали, добившись приемлемой скорости, можно немного передохнуть, прекратив работать ногами. При этом велосипед с седоком легко продолжит движение по инерции, а педали сами по себе крутиться не будут. Если же возникает необходимость резко и действенно затормозить, то проще это сделать не руками, когда сначала нужно перехватить руль и только потом потянуть на себя рычаг переднего тормоза, а ногами на педалях.

Простое движение педалей «в обратку» может сразу, до дыма от резины на асфальте, остановить вращение заднего колеса. Именно это изобретение человечества и было внедрено во многие катушки. обгонной муфты катушки довольно простое. Между вращающейся осью ротора и неподвижным корпусом муфты установлен сепаратор – кольцевая обойма с находящимися в ней роликами. Ролики из термообработанной стали с высокой чистотой обработки являются одновременно и элементами подшипника качения. Корпус муфты имеет гнезда под ролики, которые выполнены не цилиндрическими, а как бы сужающимися, в виде запятой (рис. 1).

Рис. 1. Схема устройства роликовой муфты:
1 – неподвижный корпус приманки; 2 – сепаратор; 3 – неподвижная ось; 4 – направление свободного вращения ротора; 5 – ось ротора; 6 – ролики.

В отдельных конструкциях сам сепаратор является одновременно деталью, управляющей смещением роликов по окружности на не-большой угол. Как только ось начинает вращаться в противоположную сторону (на рисунке – против часовой стрелки), ролики силой трения смещаются по окружности и прижимаются к внутренней поверхности корпуса муфты. Их заклинивает между подвижной осью и этой деталью, что полностью и чрезвычайно быстро останавливает вращение. От прочности внешнего корпуса муфты или управляющего сепаратора зависит максимально допустимая нагрузка на данное устройство.

Конструкция оказалась настолько простой, технологичной и дешевой, что ее стали буквально «втискивать» чуть ли не во все модели катушек. Причем даже в те, которые по сфере своего реального применения совершенно не нуждались в мгновенном антиреверсе. Производителей вполне можно понять: если есть компактная система роликовых подшипников, обеспечивающая длительную работу вращающихся частей без износа и люфтов, то почему бы ее не применить? Собственно, роликовая муфта в качестве подшипника качения по надежности и долговечности равна двум-трем шариковым однорядным подшипникам. А в некоторых простых по конструкции катушках муфта свободного хода явно улучшает потребительские свойства. Так, например, в нахлыстовых катушках «обгонка» добавляет опцию: выполненная в виде отдельной детали, она позволяет легко делать из «леворукой» катушки «праворукую». Для этого достаточно все-го лишь снять фигурную пружину А (7), вытащить и перевернуть саму муфту (8), что меняет направление вращения и задействует систему управляемого подтормаживания шпули.


7. Роликовая обгонная муфта в нахлыстовой катушке.

8. Перевернув муфту, изменяем направление вращения катушки.

Справедливости ради следует заметить, что именно постоянный, а не отключаемый по желанию рыболова мгновенный антиреверс, то есть стопор обратного хода ротора на безынерционных катушках, не всегда жестко необходим. А ведь многие модели катушек (включая низкопрофильные байткастинговые – так называемые «мыльницы») оснащены именно постоянным антиреверсом, что иногда осложняет точную регулировку длины свиса приманки при забросе. Особенно явно это проявляется при ловле на очень легкие приманки.

За обгонной муфтой среди определенной категории спиннингистов закрепилась и дурная слава из-за отказа в работе этого узла в катушке, которая используется на холоде. Зимний спиннинг все больше распространяется по планете, на которую наступает глобальное потепление. Так стоит ли зимой отказываться от применения катушки с роликовой муфтой?

В домашних условиях допустимо использовать блистерную упаковку от воблеров или блесен. Вырезать такую шайбу можно и ножницами, но гораздо точнее – с помощью чертежного кронциркуля из готовальни. Его нужно выставить по нужному диаметру и вращать, удерживая центр и прижимая инструмент к пластику. Острый конец кронциркуля в виде иглы легко прорезает пластик за 10-15 оборотов. Сначала вырезается внешний диаметр, а потом – внутренний. Потом следует уложить готовую шайбу на муфту, установить крышку и проверить легкость вращения – ось ротора должна вращаться без заеданий. После такого «лечения» катушка работает безотказно.

Shimano Nasci

Фото 1. Shimano Nasci

Необычный дизайн катушка получила благодаря корпусу Slim Fit Body. В комплекте имеется облегченная алюминиевая шпуля. Чтобы снизить захлестывание лески за ролик лесоукладывателя, производитель сделал L-образный изгиб. Отличительной особенностью рабочей пары является увеличенное колесо и шестерня с опорой на передний и задний подшипник. Кроме идеальной укладки лески и мягкого хода мясорубка может похвастаться долговечностью и хорошими тяговыми способностями.

Стоимость модельного ряда колеблется в пределах 9900-10900 руб.


Стоимость модельного ряда колеблется в пределах 9900-10900 руб.

10 советов по выбору безынерционной катушки

Когда выбираешь свою первую безынерционную катушку, всегда возникает куча вопросов – а какой размер взять, какой объем, для какого типа рыбалки, нужна дополнительная шпуля или нет, сколько должно быть подшипников, и еще много подобных вопросов, ответы на которые новички иногда не знают.

Итак, прежде всего, давайте разберемся, что же такое безынерционная катушка.

Безынерционная катушка нужна не только для заброса оснастки в водоем, но и оказывает ощутимую помощь при вываживании из толщи воды подсеченной рыбы. Важно отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время проводки и вываживания, шпуля остается ограниченной от вращения, совершая возвратно — поступательные движения «вперед-назад». Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило этот вид катушки от многих недостатков ее предшественницы — инерционной катушки. Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»).

Основные элементы безынерционной катушки

  • Ручка регулятора фрикционного тормоза;
  • Ролик лесоукладывателя;
  • Скоба лесоукладывателя;
  • Шпули;
  • Ротора;
  • Корпуса;
  • Стопора обратного хода или стопора реверса;
  • Рукояти.

Первое, с чем надо определиться, до того, как переходить к техническим моментам проверки катушки – это понять, какой именно класс, типоразмер, вид безынерционной катушки вам нужен, и для какой рыбалки вы ее берете.

Итак, прежде всего, давайте разберемся, что же такое безынерционная катушка.

Добавить комментарий