Резиновый амортизатор для удочки. Как правильно ловить?

Какая длина

Длина амортизатора обычно выбирается из расчета его закрепления в конце 3 колена (начале 2-го колена), при этом она будет составлять до 1,5 метров. Но для карповой рыбалки, желательно ставить и амортизатор подлиннее – не менее 3 колен удилища, плюс к тому же, хлыстик вообще лучше убрать, а тефлоновую втулку подбирать сразу под второе колено удилища.

Также длинным маховым удилищем (8 – 9 метров) оснащенным амортизатором, можно ловить рыбу также как и штекером – сдвигая и выдвигая колена. Это может понадобиться в стесненных условиях ловли – под деревьями, в окнах растительности и коряг, где например нужно точно опускать оснастку – прямо под нос карасю.

Такие места всегда очень рыбные. Конечно, охотиться за мелкой рыбой таким способом затруднительно из за задержек времени с раздвижкой и сдвижкой, но все же он иногда очень и очень выручает. В такой ситуации оснастку удочки укорачивают по обстоятельствам.

Такие места всегда очень рыбные. Конечно, охотиться за мелкой рыбой таким способом затруднительно из за задержек времени с раздвижкой и сдвижкой, но все же он иногда очень и очень выручает. В такой ситуации оснастку удочки укорачивают по обстоятельствам.

Маховая удочка с амортизатором

В настоящее время, маховая удочка с амортизатором никого не удивляет.

Изначально, амортизатор использовался в штекерных удилищах, но потом его стали использовать и на маховых удочках. Амортизатор ставится на удочку в том случае, если собираетесь ловить большую рыбу. С резиновым амортизатором, рыболову можно применять более тонкую оснастку. Смысл его установки в следующем – он помогает гасит рывки крупной рыбы. Резиновый амортизатор состоит из: резины, стопорного конуса, тефлонового наконечника и коннектора. Крепиться данная конструкция в нутрии секций удилища (обычно между первым и третьим коленами). И так, дальше по теме – маховая удочка с амортизатором.

Самый основной элемент данной оснастки это резина. Она должна обладать хорошей растяжкой, обычно в 5-ть раз. Классифицируется она по диаметру в нейтральном состоянии, в основном это 0,5 – 2,5 мм., но есть и более толстая резина. В зависимости от размера рыбы, которую планируете ловить, подбирается толщина резинового амортизатора.

Если это 100 граммовый карасик, подойдет амортизатор диаметром до 0,8 мм., если это полукилограммовая рыба, то ставить нужно до 1,2 мм. и так далее. Неправильно выбранная толщина амортизатора, может существенно испортить вам рыбалку. Если поставить диаметр меньше, то тем самым мы даем рыбе большую свободу и увеличиваем время на ее вываживание, если амортизатор толще – то становится больше сходов рыбы и появляется вероятность оборвать поводок. Так же, когда готовиться маховая удочка с амортизатором, необходимо помнить, что длинна амортизатора зависит от его диаметра. Если амортизатор на маховой удочке до 0,7 мм., то его ставим в первое колено, если до 1 мм. – то во второе, затем в третье. Еще, место монтажа амортизатора может зависеть и от длинны колен. Для лучшей работы резины, в рыболовных магазинах продается специальная смазка. Применять ее желательно перед каждой рыбалкой, она продлевает срок работы амортизатора и улучшает скольжение резины.

Стопор – служит опорой для амортизатора. Он может быть конусовидной формы, или в виде небольших мотовил. В продаже имеются конусы разного диаметра под разные колена удочки.

Есть стопорные конусы с постоянным диаметром, а есть такие, в которых можно изменять диаметр.

Следующий не заменимый элемент резинового амортизатора – тефлоновая втулка. Она может быть внутренней, или внешней и монтируется на кончике хлыста удилища.

Служит втулка для предохранения перетирания резины об острые края хлыстика, а так же, обеспечивает беспрепятственное скольжение резины. Внутренний диаметр втулки должен быть больше размера резины, чтобы она свободно скользила внутри отверстия.

Коннектор – застежка, которая в данной конструкции соединяет резину и основную леску. Подбирать коннектор необходимо под размер резины и внутренний диаметр втулки, он не должен в ней застревать.

При использовании данной оснастки, необходимо проверять место контакта резины и коннектора, поскольку в донном месте резина быстро перетирается. Обращать внимание на это необходимо после каждой рыбалки.

Далее в статье маховая удочка с амортизатором, будет представлена схема крепления амортизатора и порядок его установки.

  1. Определяем место на кончике удочки куда будем крепить, или вставлять трубку. Место выбираем по диаметру тефлоновой трубки. Место можно замерить штангенциркулем, а можно и на глаз. Затем обрезаем кончик удочки, обрабатываем край напильником, или наждачной бумагой, смазываем клеем и монтируем нашу трубку. Трубка должна вставляться, или одеваться с усилием.
  2. Потом протягиваем в отверстие трубки резинку и за верхний конец привязываем коннектор.
  3. Хлыстик вставляем во 2-е колено удочки и замеряем длину резинки до места где будет находиться стопор. Если удилище телескопическое, то стопор будет находиться почти в конце колена, а если это штекерное удилище, то стопор необходимо утопить на сантиметров 20. Затем собираем две секции и регулируем натяжение резины. Степень натяжки амортизатора определяем на глаз, он не должен свисать из удилища, но быть в небольшой натяжке. Если это конусная втулка, то натяжка регулируется закручиванием, или откручиванием. Если мотовило – просто наматываем, или разматываем резину.
  4. К обратному концу стопорного конуса привязываем кусочек лески, делаем это для того, чтобы его было удобней доставать из колена удочки. Какими узлами лучше воспользоваться при монтаже данной оснастки можно посмотреть здесь.

Служит втулка для предохранения перетирания резины об острые края хлыстика, а так же, обеспечивает беспрепятственное скольжение резины. Внутренний диаметр втулки должен быть больше размера резины, чтобы она свободно скользила внутри отверстия.

3.3.3 Как установить амортизатор на штекер

Об этом подробно расскажет в своей видео-инструкции Андрей Кавчинский



Для того чтобы резиновый амортизатор был эффективен, его устанавливают на определённых коленах снасти:

Резиновый амортизатор на поплавочной удочке

Большинству рыболовов-спортсменов, конечно же, знакомо оснащение поплавочного удилища резиновым амортизатором и особенности его применения. Для тех рыболовов, кто еще не знаком с этим приспособлением, попробуем объяснить, что это такое.

Резиновый амортизатор – это элемент оснастки штекерного удилища, хотя он с успехом применяется и на маховых. Он позволяет рыболову более эффективно производить подсечку и дальнейшее вываживание рыбы, особенно при использовании очень тонких, деликатных оснасток, хотя основная область его применения – это ловля крупной рыбы. Именно поэтому от правильного применения резинового амортизатора в большинстве случаев зависит успех предстоящей рыбалки.

Описываемая конструкция располагается в так называемом ките (верхняя часть штекерного удилища) и, как правило, крепится между первым и третьим коленом, в исключительных случаях – в четвертой или пятой секции кита. Схема монтажа амортизатора выглядит довольно просто. Он состоит из следующих элементов: коннектор, тефлоновый наконечник, отрезок резины, стопорный конус.

Основным рабочим элементом, на который приходится вся нагрузка, является резина, которая может растягиваться, как правило, в несколько раз, в среднем до пяти. В то же время в процессе растяжения увеличивается сила противодействия. Главным показателем резины является ее диаметр в свободном состоянии, обычно от 0,5 и до 2,5 мм, хотя существуют и более толстые материалы для достаточно крупной рыбы.

Диаметр используемой резины напрямую зависит от размера рыбы, которую вы предполагаете ловить. К примеру, для рыбы весом от 30 до 100 г вполне подойдет резина диаметром 0,5-0,7 мм, от 100 до 250 г – 0,8-0,9 мм, до 500 г – 1,0-1,2 мм, большего веса соответственно – 1,4-1,6 мм и выше. Неправильно подобранный диаметр может привести к таким последствиям: при занижении возможно значительное вытягивание амортизатора, что дает рыбе излишнюю свободу действий, доставит вам проблемы и заберет больше времени при ее вываживании. При применении резины неоправданно большого диаметра, в свою очередь, моментально возрастет количество сходов из-за отсутствия необходимой амортизации, а также увеличится вероятность обрыва поводка. Так что опытный рыболов знает, что при наличии этих признаков в первую очередь следует заменить используемый кит на другой, с соответствующим амортизатором. Хотя бывают ситуации, когда рыболовы сознательно ставят амортизатор с номером на одну-две единицы больше, чем оптимальный амортизатор. Это необходимо в тех случаях, когда нужно увеличить скорость вываживания, в основном на соревнованиях.

Размер амортизатора, который применяется при ловле плотвы весом от 100 до 500 г, на мой взгляд, колеблется от 0,8 до 1,0 мм. Если в процессе рыбалки вес вылавливаемой вами рыбы увеличивается, то стоит увеличить размер амортизатора на 1-2 номера. При этом нет необходимости в переоснастке удилища, нужно просто заме -нить кит. При монтаже амортизатора следует также знать, что от номера резины зависит ее длина. Например, амортизатор диаметром 0,5-0,7 мм можно устанавливать в первое колено, 0,8-1,0 мм – во второе, соответственно, большие номера устанавливают в третье и даже в четвертое колено. Место установки может также зависеть и от длины колен кита, в который вы монтируете амортизатор.

Следующий элемент оснастки – это так называемый конус, имеющий разнообразные формы: от полых конусообразных конструкций до полуполых мотовилец, на которые наматывают неиспользуемый запас резины. На мой взгляд, основным показателем качества конуса является его рабочая поверхность, которой он непосредственно упирается в стенки колена и слу жит

опорой для амортизатора, а также простота использования. Одной из удачных конструкций, к примеру, может быть конус фирмы Stonfo. Также заслуживает внимания конус в виде мотовильца от Trabucco благодаря простоте его использования. Хотя этот конус не рекомендуется при ловле достаточно крупной рыбы из-за маленькой площади соприкосновения с поверхностью колена, так как из-за неравномерного давления на стенки он может опуститься к кончику удилища.

Конусы бывают разных диаметров и под различные колена удилищ. У некоторых предусмотрена возможность изменения диаметра, у других он постоянен, тогда конус нужно обрезать под необходимый размер (диаметр).

Еще одним элементом амортизатора является так называемая тефлоновая втулка, надеваемая на кончик удилища. Ее основная задача – предохранить резину от контакта с острыми частями кончика и обеспечить максимально беспрепятственное скольжение резины. Размер втулки несколько больше диаметра резины и подбирается с таким условием, чтобы резина могла свободно перемещаться в отверстии втулки. Внешняя часть втулки работает в постоянном соприкосновении с последним элементом нашей оснастки – коннектором.

Коннекторы всех производителей имеют в основном стандартную форму. Размер коннектора должен соответствовать диаметру резины, а главное – размеру втулки, с которой он непосредственно контактирует. Он не должен застревать в ней и тем более проваливаться. Все коннекторы имеют в основном яркую окраску, что в процессе вываживания рыбы поможет вам определить степень растяжения амортизатора, цвет которого контрастирует с цветом коннектора.

Критическое место коннектора, а возможно, и всей оснастки – это место соприкосновения резины с коннектором, точнее, с его зажимным кольцом. При постоянных контактах под достаточно большой нагрузкой резина в этом месте со временем изнашивается. Поэтому после каждой рыбалки необходимо проверить поверхность ре -зины в этом месте и при появлении микротрещин на ней этот участок амортизатора следует удалить, пере -вязать коннектор, а главное – заново отрегулировать натяжение резины.

После некоторого числа таких опе -раций запас резины будет исчерпан, это значит, ее придется заменить но -вой. Срок работы амортизатора прямо зависит от интенсивности использования, порой его хватает даже не на один сезон, хотя многие спортсмены, независимо от состояния резины, все равно меняют ее после зимы, что совершенно оправдано.

Еще одна важная мелочь оснастки – это смазка для амортизаторов. Это

средство применяется практически постоянно, что улучшает скольжение резины, ее износоустойчивость и работу при соприкосновении с водой, что помогает продлить срок эксплуатации резинового амортизатора. Практически все производители предлагают подобную смазку, стоит она сравнительно недорого, хватает ее надолго, а главное, она достаточно эффективна, что сказывается на успехе рыбалки в целом.

В процессе монтажа амортизатора вам понадобятся, кроме основных элементов оснастки, следующие инструменты и материалы: ножницы, алмазный надфиль, тросик для протягивания резины и клей.

Сначала определяем место на кончике удилища, где будет установлен тефлоновый наконечник. Для этого лучше использовать штангенциркуль, хотя многие делают это на глаз. Определив нужное место, обрезаем кончик удилища надфилем и обрабатываем торец, снимаем фаску.

При посадке на место втулка должна надеваться с небольшим усилием. Убедившись, что втулка садится плотно, приклеиваем ее к кончику удилища. При помощи металлического тросика пропускаем резину сквозь кончик.

Продеваем конец резины в блокирующее кольцо, а затем привязываем сам коннектор простым узлом. Причем

узел желательно смочить и затянуть с некоторым усилием. Обрезаем свободный конец резины, оставляя примерно 2 мм, потом фиксируем весь узел зажимным кольцом.

Кончик удилища вставляем во второе колено и измеряем длину резины до места, где будет находиться стопор, то есть выполняем одну из самых главных операций – регулируем натяжение амортизатора. Если соединение между вторым и третьим коленом телескопическое, то стопор может находиться почти у самого края колена, если же

это соединение штекерное, то стопор следует утопить на 15-20 см, чтобы обеспечить нужную посадку секций.

Собираем кит (в данном случае 2 секции), регулируем натяжение амортизатора. Если применяется стопор конусного типа, то регулировка производится за счет изменения диаметра втулки: вы просто ее откручиваете или

закручиваете. Если этого недостаточно, то у вас есть запас резины, с помощью которого можно отрегулировать натяжение.

При использовании стопора в виде мотовильца все намного проще: натяжение регулируется путем наматывания или, наоборот, сматывания резины с конуса. Степень натяжения опре деляется

экспериментальным путем: амортизатор не должен находиться в ненатянутом состоянии, а тем более свисать из кончика удилища. Правда, натяжение должно быть незначительным, чтобы амортизатор работал при вываживании даже небольшой рыбки. Это можно проверить, подвесив к

коннектору двадцатиграммовый глубиномер, который и должен показать, что даже при такой незначительной нагрузке амортизатор начнет работать.

Научившись регулировать натяжение амортизаторов из тонкой резины, вы без особого труда сможете установить амортизаторы больших размеров. Покажу это на примере процесса монтажа амортизатора с резиной диаметром 0,9 мм во второе колено трех-секционного телескопического кита. Предварительное натяжение также необходимо для того, чтобы амортизатор, особенно в мокром состоянии, даже после сильного растяжения и нагрузки убирался в кончик кита. Также можно отрегулировать натяжение, уменьшив длину амортизатора. Скажем, если длина резины в свободном состоянии равна длине двух секций кита, в который мы установили амортизатор, то со стороны конуса отмеряем 10-15 см и делаем на резине отметку, затем на этой отметке и привязыва ем конус. Немного поэкспериментировав, в дальнейшем вы сможете уже сами определять, на каком расстоянии делать эту отметку, чтобы достичь нужной степени натяжения амортизатора.

Читайте также:  Как выбирать фидерные удилища новичку

Для того чтобы можно было извлечь стопор из колена, к противоположному ушку конуса привязывают отрезок лески диаметром 0,5-0,6 мм, тогда при случайном попадании между стыками она будет минимально деформировать стенки секций. Некоторые рыболовы предпочитают использовать для этого капроновую нить.

Теперь остается только привязать резину (желательно смоченную) к ушку в конусе, можно повторить узел для надежности крепления. Оставляем свободным конец резины длиной 20-30 см, который и будет в дальнейшем служить запасом.

Описанная схема крепления амортизатора с таким же успехом может быть применена на маховом удилище, где конус можно вставлять как в первое, так и во второе и третье колена. Некоторые рыболовы даже умудряются, не применяя конус, использовать заглушку удилища, к которой крепится достаточно толстая леска, протянутая внутри удилища. Вот к ней-то и крепится через вертлюжок амортизатор нужной длины. Тем самым вся нагрузка приходится на заглушку, что особенно важно при поимке крупной рыбы, тогда как само удилище не испытывает нагрузку, а служит только носителем этой оснастки, как, скажем, бо-лонское удилище.

Теперь, когда вы оснастили свое удилище амортизатором, скорее на водоем! И там вы убедитесь, что тот трепет, с которым резиновый амортизатор будет реагировать на подергивание рыбы на крючке вашей удочки, компенсирует время, потраченное на монтаж оснастки.

опорой для амортизатора, а также простота использования. Одной из удачных конструкций, к примеру, может быть конус фирмы Stonfo. Также заслуживает внимания конус в виде мотовильца от Trabucco благодаря простоте его использования. Хотя этот конус не рекомендуется при ловле достаточно крупной рыбы из-за маленькой площади соприкосновения с поверхностью колена, так как из-за неравномерного давления на стенки он может опуститься к кончику удилища.

Амортизатор для маховой удочки

Для того чтобы рассмотреть варианты применения резинового амортизатора для маховой удочки, сначала нужно выяснить что такое маховая удочка. Это инструмент который не предусматривает использования катушки с фрикционом, и вообще-то он не предназначен для ловли крупной рыбы. Но как же быть если у вас есть маховая удочка, и нет других снастей, а рыбы в водоеме где вы ловите, мега капризны… То не клюют на грубую снасть, то обрывают нежную.

Да не проблема… У нас же есть очумелые ручки:)

Нужно для начала погрузиться в астрал и коснуться воспоминаний о способе лова.

Ловля рыбы на поплавок — это медитации, чистка чакры, целая религия! Простая удочка с поплавком, как раньше, так и сейчас, ловит рыбу, и доставляет колоссальную психологическую разгрузку организму. В этом можно убедиться любому рыбаку, с любым опытом. На поплавок сейчас ловят на 4 типа удилищ:

  1. Маховым
  2. Матчевым
  3. Болонским
  4. Штекером

В этой статье рассмотрим пункт №1.К первому типу относятся телескопические удилища, без колец. На них не предусмотрена установка катушек, оснастка крепится глухо, либо к специальной трубочке, либо к установленному в последнее колено колечку, либо к приобретённому отдельно и приклеенному коннектору. Последнее колено, он же хлыст, может быть как полым, так и со вклеенной вставкой(китовый ус). В сети есть множество информации о том, как встроить штекерный амортизатор внутрь полого хлыстика, но как быть в случае с китовым усом, а именно такие удилища сейчас набирают популярность? Очень просто!

Как оснастить любую маховую удочку амортизатором?

Есть простой, ДЕШЁВЫЙ способ! Не надо тратить средства на дополнительные коннекторы, пилить хлыст до диаметра амортизатора, всё что для этого нужно — кембрик и сама резина.

Любая, хоть предназначенная для резинки:) Отрезаем кусок резины длиной до 40 см. С одной стороны делаем петлю с двойным узлом(если леска к хлысту крепится с помощью колечка петлю нужно пропустить в кольцо, как при способе петля в петлю), с другой, пропустив кембрик, привязываетесь к основной леске(предварительно удалив леску, длиной в 2 куска резины) любым удобным для вас способом, и устанавливаете на соединение кембрик так, чтобы от закрыл весь узел. Петлю надеваете на коннектор. Дёшево и сердито!

Визуально это выглядит так:

Как оснастить любую маховую удочку амортизатором?

Основная леска и поводки

Основная леска должна быть довольно прочной, диаметром 0,35-0.45 миллиметра. Рабочий участок (ставка) в длину составляет, как правило, не более 15 метров, но на мотовиле должен оставаться запас лески.

Толщину лески для поводка каждый рыболов использует по своему усмотрению, в зависимости от размера рыбы. Разумеется, она должна быть тоньше основной лески.

При этом нужно учитывать, что при ловле с обрывистого берега, рыбу приходится приподнимать из воды на поводке, и он должен выдерживать вес дергающейся рыбы. Оптимальным можно считать диаметр 0.16-0.22 мм.

Длина поводка может составлять от 10 до 70 сантиметров. Расстояние между поводками на вытянутой леске должно быть таким, чтобы два соседних крючка не могли достать друг до друга.

Для крепления поводков к снасти можно использовать способ «петля в петлю». Для этого на конце каждого поводка вяжется петелька простым двойным узлом (хирургическая петля), а на основной леске узлом «восьмерка».

Хирургическая петля и восьмерка

Петелька основной лески продевается в петельку поводка, в неё же заводится крючок и стягивается. Получается, такое вот крепление:

Хирургическая петля и восьмерка

19Сергей62


Сорок метров в рассмотренном выше случае были предельной дистанцией. Иногда, и достаточно часто, требуется положить крючки ближе. И даже в строго определенную точку. В заветное место, выбранное, к примеру, промером глубины. Или просто строго рядом с кормушкой.
Технология в целом остаётся той же самой, что и раньше. По-прежнему важно, чтобы расстояние между первым и вторым маркером было равно длине резинки. Однако есть и заметные отличия. Положение первого маркера на леске уже не является заранее заданным. Теперь оно определяется расстоянием от места крепления донки на берегу до требуемой точки водоема, куда должны лечь крючки. И это расстояние еще предстоит измерить. Потому для работы с тем концом лески, что на берегу лучше воспользоваться помощью напарника. Или иметь начально леску намотанной на катушку типа ‘Невская’ с достаточно жестким стопором-трещёткой.

Резиновый амортизатор для ловли крупных нехищных рыб

Резиновый амортизатор необходим при ловле со штекером крупных нехищных рыб. С его помощью при вываживании удается уверенно извлекать из воды даже сильных бойцов. Про две проверенные оснастки с резиновым амортизатором рассказывает эксперт Ян ван Шендель.

При поплавочной ловле я полагаюсь на проверенные временем техники ловли. Против нового поначалу бываю настроен скептически. Так было со мной и тогда, когда появилась ловля со штекером и резиновым амортизатором. Несмотря на то, что все большее количество экспертов по ловле нехищных рыб монтировали эластичную резину, считая, что с ее помощью им удастся вытаскивать крупных и сильных рыб, я не верил этому. Но однажды моя непоколебимая уверенность пошатнулась. Я ловил на канале, известном крупными лещами. Рыбы в этот день клевали крайне осторожно. Поэтому я поставил тонкий поводок диаметром 0,06 мм и крючок № 26. В конце рыболовного дня произошла долгожданная первая поклевка.

■ Вожделенная поклевка

Поплавок нырнул почти незаметно для нетренированного глаза. Я сделал подсечку и сразу же почувствовал, что приманку взяла крупная рыба. Большое давление из-за тонкой лески и маленького крючка я оказать на рыбу не мог, поэтому мне ничего другого не оставалось, кроме крайне осторожного ее вываживания. Через какое-то время лещ вынырнул на поверхность. Это была рыбина минимум в 2,5 кг. Когда лещ оказался у самого подсачка, я посчитал, что мой рыболовный день спасен. Но рыба предприняла последний бросок, и тонкая леска лопнула. С этого дня я использую, особенно, когда рассчитываю на наличие в водоеме крупных рыб, резиновый амортизатор. Благодаря такому вспомогательному средству мне удалось поймать много крупных рыб, которые без резинового амортизатора, вероятно, были бы потеряны вышеописанным образом. Резиновые амортизаторы бывают различных диаметров. Для ловли лещей следует использовать амортизатор диаметром 0,8-1,4 мм. Для карповой ловли нужен несколько более толстый резиновый амортизатор. Я рекомендую использовать полую резину диаметром 2-3 мм. Желающим ловить с резиновым амортизатором необходимо знать некоторые составные части оснастки и их названия. Через тефлоновую втулку, которая смонтирована на вершинке удилища, проходит резиновый амортизатор. Тефлоновые втулки бывают двух видов: внутренние и наружные. Пригодны обе модели. Я использую чаще всего втулку, располагающуюся внутри. Только если ставлю толстые амортизаторы, например при ловле карпов, беру наружную. Необходимо следить за тем, чтобы тефлоновая втулка плотно сидела на вершинке удилища. При необходимости втулку можно зафиксировать каплей быстросохнущего клея.

■ Классическая оснастка

В классической оснастке с амортизатором используется внутренний конус, который служит для закрепления резинового амортизатора в удилище. Внутренние конусы бывают различных форм и размеров. Конец резинового амортизатора привязывают к конусу, который закрепляют в удилище. В зависимости от длины амортизатора конус располагается во второй, третьей или даже четвертой секции удилища. Чтобы продеть резиновый амортизатор через отдельные секции удилища, можно воспользоваться протяжкой (Tube Threader). Это длинный отрезок проволоки, к которому прикрепляют резиновый амортизатор. Так его можно без проблем провести через различные секции удилища. Оснастка с поводком и поплавком крепится с помощью коннектора на другом конце резинового амортизатора. Коннектор состоит из двух частей: ушка и гильзы. Сначала продевают резину через надвижную гильзу, затем резиновый амортизатор привязывают к коннектору. После этого гильзу надвигают поверх узла (см. рисунок «Коннектор – узел»). Теперь нужно прикрепить предварительно подготовленную оснастку, и рыболов наилучшим образом подготовлен к вываживанию крупного леща или даже карпа.

■ Pulla Kit

Наряду с классическим монтажом амортизатора есть еще один вариант, который хорошо себя зарекомендовал. Это ловля с резиновым амортизатором и Pulla Kit. При ловле с Pulla Kit задний конец резинового амортизатора прикрепляют не к внутреннему конусу удилища, а к специальной бусинке, которая называется Pulla Bead (рисунок «Бусинка – узел»). Резина проходит через отверстие в нижней части кита, бусинка находится снаружи. Если рыба клюнула, удилище расстыковывают с китом, затем берутся за бусинку и подтаскивают рыбу рукой к себе. Использование Pulla Kit дает преимущества по сравнению с обычными оснастками с резиновым амортизатором. Обеспечивается лучший контакт с рыбой, потому что резиновый амортизатор находится в руке рыболова. Если при вываживании необходимо оказать большее давление на рыбу, нет необходимости вставать и отводить удилище в сторону, надо просто потянуть несколько сильнее за резиновый амортизатор, и рыба направляется к подсачку. Большое преимущество дает Pulla Kit при вываживании трофейной рыбы.

Именно перед извлечением из воды карпы часто предпринимают мощные попытки к бегству. В этом случае порой невозможно достаточно быстро среагировать и подать удилище вперед. При зафиксированном в удилище резиновом амортизаторе нагрузка может оказаться слишком большой, и рыба все же сойдет. С резиновым амортизатором на Pulla Kit рыболов лучше подготовлен к критической ситуации. Если рыба стремительно идет прочь, нужно рукой несколько ослабить натяжение резины или вообще ее отпустить. Получается эффективный буфер для решающего момента в ходе вываживания. Если вы еще никогда не использовали резиновый амортизатор, стоит попробовать оба варианта оснастки. С помощью этого метода вам, несомненно, удастся поймать больше крупных рыб, чем тогда, когда вы обходились без резины.

При поплавочной ловле я полагаюсь на проверенные временем техники ловли. Против нового поначалу бываю настроен скептически. Так было со мной и тогда, когда появилась ловля со штекером и резиновым амортизатором. Несмотря на то, что все большее количество экспертов по ловле нехищных рыб монтировали эластичную резину, считая, что с ее помощью им удастся вытаскивать крупных и сильных рыб, я не верил этому. Но однажды моя непоколебимая уверенность пошатнулась. Я ловил на канале, известном крупными лещами. Рыбы в этот день клевали крайне осторожно. Поэтому я поставил тонкий поводок диаметром 0,06 мм и крючок № 26. В конце рыболовного дня произошла долгожданная первая поклевка.

Перевозка и разборка

Оснащённые амортизатором хлысты лучше всего перевозить в отдельном тубусе или матерчатом чехле, тогда резина не повреждается при перевозке. На рыбалке из удочки вывинчивают нижнюю пробку, вставляют хлыст во второе колено и раскладывают удилище как обычно: начиная с хлыста и заканчивая самым толстым коленом перед комлем. Такая методика исключает попадание резины между колен и их заклинивание. После выдвижения двух или трёх верхних колен проверяют предварительное натяжение амортизатора — оно должно составлять 5–15 см в зависимости от длины и толщины. При необходимости его регулируют, наматывая или сматывая с мотовильца резину. Если вдруг в процессе ловли амортизатор перестаёт убираться внутрь хлыста, то можно увеличить предварительное натяжение. Если же такая ситуация возникает постоянно, это свидетельство малого диаметра хлыста и втулки, в которых резина залипает. В таком случае придётся подобрать втулку бульшего диаметра и еще укоротить хлыст.

Ещё одна проблема, которая возникает при ловле штекером, — необходимость освобождения от зацепа. Не важно, что повисло на крючке: лещ или коряга, резина будет работать до последнего. Поэтому махать удилищем, и уж тем более бить по нему в состоянии натяжения, что гарантирует его поломку, категорически нельзя. Освободиться от зацепа или оборвать поводок можно, отходя от берега и держа удочку под небольшим углом к поверхности воды. Если отойти некуда, то удилище постепенно складывают, начиная с нижних колен, но в этом случае оно должно располагаться точно в направлении зацепа, чтобы не сломались верхние колена из-за чрезмерной нагрузки.

Как забрасывать (заводить) донку с резинкой

  • Перед забросом вся снасть, от резинки до мотовильца, разматывается и раскладывается спирально на берегу, так, чтобы не было помех от камней или растительности.
  • К концу резинки надежно привязывается груз.
  • Мотовильце с запасом лески крепится к колышку (можно удерживать его в свободной руке).
  • Встав сбоку от разложенной лески, рыбак проводит заброс груза в нужное место. Если это река, следует учесть снос груза течением до опускания его на дно.
  • Берется пауза, 5-10 минут, чтобы груз надежно осел на дно.
  • На берег вытягивается участок лески, где будут крепиться поводки. Выше него на леске делается петля, которая цепляется за специально установленную рогатику, так, чтобы был свободный доступ ко всем поводкам.
  • Вешаются поводки, крепится наживка, и леска аккуратно стравливается в воду.
  • Излишек лески сматывается на мотовильце, которое крепится на заранее вбитый колышек.
  • Остается прикрепить сторожок (колокольчик или иной сигнализатор поклевки), и ждать.
  • Если заброс проводится с лодки, также обязательно учитывается течение реки. Иногда имеет смысл разложить снасть вдоль берега, против хода воды, чтобы начать заплыв на лодке именно оттуда, а в нужном месте опустить груз с буйком на дно.
  • Если предполагается ловля на небольших глубинах, в летнее время, можно установить груз забродом.
Читайте также:  Уловистая приманка балда на окуня своими руками за 5 минут

Таковы общие правили заброса резинки. А вот процесс ловли той или иной рыбы может существенно различаться.

Судак на спиннинг – руководство по выбору снасти, приманок и рассказ о технике ловли глубоководного клыкастого охотника.

Лучший рыболовный узел – не развязывается, не снижает прочность соединения и не перемещается, научитесь правильно вязать восьмерку.


Недостаток всего один – без определенных навыков заброса можно здорово запутать леску. Однако если все получилось, дальнейшая рыбалка труда не составит.

Выбор резинового амортизатора

Даже достаточно опытные рыболовы нередко теряются при выборе резины для штекерного удилища перед предстоящей рыбалкой. Конечно, всегда можно, имея опыт ловли на данном водоеме, сориентироваться заранее. Но что делать, если его нет и нет информации о водоеме?

Опыт спортивной рыбалки показывает, что нужно быть готовым к любой ситуации на водоеме; и к отсутствию клева, и к необходимости вымучивать мелкую плотву, и к подходу крупной рыбы. Каждый вариант требует соответствующей подготовки штекерного удилища – подбора оптимальной резины для амортизатора.

Критерии выбора

Прежде всего, следует учитывать величину и силу рыбы. Понятно, что ловить плотву, используя толстую карповую резину, дело неблагодарное, так как будет много сходов. И наоборот, даже некрупный карп легко вытянет тонкий эластик буквально до «звона» и с легкостью оборвет поводок или амортизатор. Поэтому предполагаемая величина трофея – самый важный критерий выбора резины. Конечно, нередко бывает незапланированная поклевка крупной рыбы на легкую, не предназначенную для нее снасть, но если такая вероятность существует, надо заранее быть к ней готовым и ставить резину как минимум на один номер больше. В трофейной рыбалке, когда порой ждут одну-единственную поклевку, а поимку мелочи рассматривают скорее как помеху, резину устанавливают исключительно в расчете на трофей, мелочевкой в этом случае сознательно пренебрегают.

Весьма приблизительно при выборе можно руководствоваться следующими соотношениями: для рыбы до 200 г – диаметр эластика 0.7-0.9 мм: до 500 г – 0,9-1,2 мм; до 1 кг 2-1,6 мм; свыше 1 кг – 1.5-1.8 мм; для крупной, сильной рыбы 1.8-2,2 мм. Диаметр амортизатора 2,5 мм и более применяются для ловли крупного карпа.

Условия ловли

Свободная от травы, коряг и прочего подводного мусора акваватория не требует более мощной снасти по сравнению с обычно применяемой для ловли данной рыбы. Если же ловить приходится в стесненных условиях, например рядом с корягами или возле кромки камыша, купа может уйти рыба при вываживании, это обязательно надо учитывать. Иногда при ловле карася это вообще решающий фактор: не оказав рыбе сопротивления, эластик позволит уйти ей в траву, сойти с крючка или оборвать снасть.

Особенно внимательным надо быть с рыбами, сильно сопротивляющимися при вываживании карпом и карасем. При ловле этих рыб нужно ставить эластик на пару номеров больше а для особо тяжелых случаев даже более. К условиям ловли можно отнести и силу течения. На сильном рыба сопротивляется значительно активнее; нередко тот же лещ в стремлении освободиться использует поток воды.

Снасть

Необходимо учитывать как толщину лески (поводка), так и мощность удилища. Снасть со значительным запасом прочности, рассчитанная на силовое или скоростное вываживание, плохо сочетается с тонкой резиной, дающей свободу рыбе. Однако хотя и редко, но такой вариант применяют. Хуже, когда удилище оснащенное жесткой резиной, ставят оснастку с тонким поводком. Это чревато либо частыми сходами при ловле мелочи либо обрывами поводка. Очень важно правильное соотношение мощности штекерного удилища и используемого эластика. Производители нередко указывают примерный диапазон выбираемого эластика для данного удилища, на который следует ориентироваться и верхнюю границу которого не стоит превышать, чтобы не сломать удилище. Верхняя граница напрямую зависит от прочности удилища. Если этот параметр для удилища не указан (например, в каталоге), то можно ориентироваться на следующие соотношения. Для штекерных удилищ класса матч (самые легкие и жесткие модели) максимальный эластик не должен превышать № 12, для олраунд (универсальные) – № 14, для карповых – № 16, для моделей типа экстрим-карп можно использовать самую толстую резину. Однако часто матчевые удилища комплектуют легкими карповыми китами, универсальные удочки – полноценными карповыми. В таких случаях на них можно ставить эластик на пару номеров больше. При этом все же стоит обязательно соблюдать осторожность при вываживании, всегда помня о том. что в руках не полноценная карповая удочка, а легкая и жесткая спортивная модель.

Длина резинового амортизатора

Существует довольно простая зависимость: чем короче амортизатор, тем меньше он станет растягиваться и меньше амортизировать рывки рыбы, то есть фактически будет жестче. Поэтому правильнее выбрать более длинный амортизатор, который даст хороший резерв при вываживании рыбы. Тонкие амортизаторы чаще всего встраивают в два колена (совсем тонкие – иногда в одно, только в вершинку), средние – в два или три. толстые (карповые) – в три и даже четыре колена штекерного удилища. С учетом растяжения эластика в пять раз и более получается длина более 20 м, то есть резерв почти как у катушечной снасти. Существует нехитрый прием, позволяющий немного улучшить работу резины при поимке крупной рыбы: когда используют внутреннюю пробку типа цанговой, то нижнюю петлю амортизатора делают длиной 15-20 см. Перед завязыванием узла формируют скрутку, чтобы амортизатор не болтался в удилище. Такой отрезок сложенного вдвое амортизатора включится в работу, когда основной уже полностью вытянется. Но чтобы избежать заклинивания, в максимально растянутом виде узел не должен доставать до предыдущего колена (хлыста).

Амортизатор на маховой удочке

Даже на таком удилище амортизатор дает значительный резерв для вываживания рыбы. Но существует ограничение по длине амортизатора. В маховую удочку не получается установить очень длинный амортизатор, поскольку из-за изгиба верхней части удилища он перестает нормально работать и начинает подклинивать. Кроме того, длинный амортизатор утяжеляет верхнюю, самую тонкую часть маховой удочки и делает ее «хлыстоватой». Мои попытки объединить легкость конструкции и длинный, хорошо работающий амортизатор успеха не принесли. Идея состояла в том, чтобы в хлысте и втором-третьем коленах удилища была пропущена толстая (0,3-0,4 мм) леска, соединяющая коннектор и резину. (Что-то подобное я уже делал, когда у меня появилось первое штекерное удилище (1995-1996 гг.), а об оснащении, не говоря уже о необходимых аксессуарах, никто тогда и не слыхал.) Основная трудность возникла при раскладывании-складывании телескопической удочки оснащенной таким вариантом амортизатора, а также с риском заклинивания узла леска-резина внутри хлыста при обрыве резины. Тем не менее схема оказалась вполне рабочей и на штекере прослужила до появления фирменных принадлежностей Большой ее плюс заключается в минимальном укорачивании хлыста удочки и малом износе эластичной резины.

Универсальный диаметр амортизатора для махового удилища – 1.2-1.4 мм, максимум – 1.6 мм. Более тонкие для ловли мелкой рыбы ставить нет смысла – маховая удочка неплохо с ней справится с помощью гибкого хлыста и без амортизатора. Более толстый амортизатор тоже не совсем оправдан, поскольку часть нагрузки на себя должно брать само удилище, а ловить крупного карпа с глухой оснасткой на маховой удочке – это экстрим, чреватый поломкой удилища. Разумеется, амортизатор должен свободно входить в хлыст маховой удочки, для чего его приходится значительно обрезать.

Несколько советов

Несмотря на предварительно выбранный амортизатор, на рыбалке часто приходится подстраиваться под реальные условия. Для этого стоит брать с собой дополнительные хлысты для удилища, уже оснащенные амортизатором. Их удобно хранить и перевозить в простеньком тубусе, сделанном из пластиковой сантехнической трубы. Чтобы хлысты в нем не бились и не портили нежный пластик, я их заворачиваю в обрезок хлопчатобумажной ткани (можно сшить простенький органайзер с кармашками для хлыстов) или подходящий кусок тонкого полиэтилена. Кстати, при транспортировке удочки на большие расстояния хлысты с резиной лучше перевозить отдельно от удилища. Непосредственно перед ловлей при раскладывании удочки хлыстики устанавливают на место. Так можно перевозить хлысты, которые телескопически соединяются со вторым звеном. При оснащении амортизатором двух и более колен карповые удлиненные киты приходится возить в полноценных тубусах, складывая кит гармошкой. Чтобы резина не повреждалась при перевозке, вырезают по размеру приклеивают в заглушки тубов пенополиэтилен толщиной 4-5 мм.

Верхняя часть резины постоянно находится в работе и довольно быстро изнашивает поэтому надо проверять качество резины перед каждой рыбалкой и при необходимсти перевязывать коннектор.

Когда требуется поставить хлыст с другим амортизатором, последний надо проверить на степень натяжения, поскольку резина немного усыхает и в случае перевязывания коннектора укорачивается. Для этого хлыст убирают в колено и смотрят, насколько под действием собственной массы он выходит из предыдущего колена. Предварительное натяжение должно быть около 10 см (для длинного эластика – в три колена – 15 см), что гарантирует качественную работу резины – она не будет свисать из хлыста во время ловли и залипать в хлысте из-за попавшей воды, и в то же время при работе сохранит ее максимальную эластичность.

Свободная от травы, коряг и прочего подводного мусора акваватория не требует более мощной снасти по сравнению с обычно применяемой для ловли данной рыбы. Если же ловить приходится в стесненных условиях, например рядом с корягами или возле кромки камыша, купа может уйти рыба при вываживании, это обязательно надо учитывать. Иногда при ловле карася это вообще решающий фактор: не оказав рыбе сопротивления, эластик позволит уйти ей в траву, сойти с крючка или оборвать снасть.

Резиновый амортизатор для удочки. Как правильно ловить?

Хороший совет: Замените традиционный колокольчик на вершинку квивера.
Само удилище “Quirer tip” довольно дорогое удовольствие, но купить вершинку
под силу каждому.
Установив ее на мотовиле, вы будете наблюдать даже самую осторожную поклевку.
Что неизменно скажется на качестве улова.
Запас лески хранится на катушке, установленной на деревянном удильнике 2
длиной 500 и диаметром 15-20 миллиметров.
В вершинке удильника закрепляется пропускное кольцо для лески, противоположный
конец заостряется и втыкается в землю.

Один из основных вариантов использования донной снасти с резиновым амортизатором.
К грузилу кроме рабочей части оснастки крепится дополнительная
леска диаметром 0,5 миллиметра – к колечку, где привязан шнур.
Она помогает вытаскивать грузило после окончания рыбалки и при обрыве резины.
Такая компоновка почти исключает потерю снасти из-за зацепов.
Основную и дополнительную леску укладывают кольцами или змейкой на очищенных
от мусора участках берега (лучше на подстилку) в полутора-двух метрах друг от друга.
Удильник втыкают в землю, свободный конец дополнительной лески прикрепляют к
отдельному колышку.

Чтобы лески не перепутались, надо соблюдать порядок их укладки:
от удильника (колышка) – к грузилу.
Затем повесить на конец жесткой палки длиной 1,5-2 метра грузило за петлю 9
и резко забросить его в нужном направлении (рис. 3).
Рис.3. Заброс грузила с помощью палки:
1- дополнительная леска; 2- резина.
Рис.4. Дополнительная оснастка, используемая в первом варианте:
1- буек из пенопласта диаметром 30-40 мм;
2- леска длиной 1-2 м; 3- застежка.

Как только грузило опустится на дно, надо выбрать слабину дополнительной лески и
закрепить ее на колышке, чтобы она не мешала движению основной лески.
Затем необходимо выбрать на берег основную леску и надеть петлю на страховочный
колышек, прикрепить к петле застежкой леску с буйком (рис. 4), снять петлю с
колышка и стравить под действием резины основную леску в воду.
Буек показывает местонахождение поводков с крючками.
Туда забрасывают прикормку, снасть выбирают, леску с буйком отцепляют и можно
начинать ловлю.

Удильник удобнее располагать в метре-полутора от уреза воды, а леску от него
положить на небольшие рогульки над землей.
Расстояние от страховочного колышка до уреза воды должно быть равно длине
лески для крепления поводков с крючками.

Несколько способов оснащения
Способ первый
Первый и самый простой (рис 5):
К основной лески привязывается наглухо поводок с крючком.
Этот способ можно сказать для одноразовой рыбалки.
Оборвётся поводок или крючок, остаются узлы на основной лески. Поводки лучше ставить съёмные.
Преимущество: такую донку можно собрать при
необходимости прямо на водоеме и в случае
надобности увеличить число поводков.

Способ второй

На основную леску одеваются кусочки изоляции по количеству предполагаемых поводков. После этого завязываются петли на основной леске.
При этом каждый кусочек кембрика оказывается между двух петель.
При перевозке в кембрик заправляется крючок.
Также, кембрики хорошо предохраняют снасть при забросе, поводки с крючками
ни за что не цепляются (трава и т. п). их можно применять при любом оснащении.
Только нельзя брать кембрики броских цветов – могут отпугнуть рыбу. (Рис 6)
На заметку: Основные поводки с крючком, при любом способе крепление (на петлю, вертлюжок, бусинку и т.п.), лучше заводить петлёй.

Например, как на показано на рисунке 7.

Способ третий
Со съемными поводками.
На каждый поводок привязывается карабин с вертлюжком. (Рис 8)
До того, как закинута снасть, поводки находятся отдельно от основной лески, что облегчает перевозку, её забрасывание,
а также замену поводков при необходимости.
Четвертый способ – крепление поводка через тройной вертлюжок
В изготовлении один из самых долговременных, но и снасть прослужит
не один сезон.
Да и для крепления поводков можно выбрать любой из подходящих способов. (Рис 9)
Способ пятый
Напоминает четвёртый вариант. (Рис10)
На основную леску, предварительно, одеваются бусинки или можно пуговицы от рубашки по количеству поводков.
Перед и после каждой бусинки (пуговицы) вяжутся стопорные узлы.
Если применяется бусинка – поводок крепится через отверстие, где проходит
основная леска.
Если применяется пуговица – то поводок крепиться как показано на рисунке,
а лучше петлёй. Преимущество этого способа над первыми в том, что поводок
не скручивается вокруг основной лески..
Способ шестой
Полностью съемная снасть. В этом случае с двух сторон ставятся карабины с
вертлюжком. По окончании рыбалки леска с поводками отстегивается от основной
лески и резинки.
Недостатки зависят от того, как собрана снасть. (Рис 11)
Техника ловли на “резинку” (некоторые советы)
Немного повторимся и по подробнее

Забрасывают донку с резиновым амортизатором обычно с берега вручную:
(с руки или с помощью вспомогательных средств – варианты, пример на рисунке 3 )
Леску при этом готовят теми же приемами, что ж для заброса простой донки.
К ее концу (без крючков) при помощи застежки или карабинчика пристегивают резинку,
второй конец которой привязан к метровому отрезку шнура или прочной тесьмы,
прикрепленному к грузилу.
Резинку укладывают кольцами на чистом месте отдельно от лески.

При забросе грузила правой рукой рыболов становится справа от резинки, берет
грузило за шнур и забрасывает его маятниковым способом или круговым вращением в
вертикальной плоскости. Шнур (тесьма) предохраняет резинку от обрыва.

Выбрав слабину лески после заброса, рыболов в течение пяти-десяти минут резинку
не натягивает, давая грузилу лучше «присосаться» к грунту дна.
После этого леску надо осторожно выбрать на берег; при этом должно ощущаться
нарастающее сопротивление растягиваемой резинки.
Если сопротивление ослабевает, значит, грузило не держит, ползет по дну.
Его следует заменить более тяжелым и повторить заброс.
Затем конец резинки надевают петлей на стойку (колышек) возле удильника и оснащают
леску крючками.
Тут возможны варианты (как показано на рисунках выше).
Например: основные два.
В первом крючки
на поводках с петельками или застежками соединяют с заранее
сделанными на леске петлями.
А во втором между резинкой и леской помещают вставку в виде отрезка лески с
заранее подвязанными к ней крючками.
Второй вариант предпочтительней, так как требует меньше времени для подготовки
снасти к забросу.

Наживив крючки, рыболов плавно отпускает леску в воду, приподнимая ее над головой,
чтобы крючки не задевали за траву или дно.

Значительно проще устанавливать донку с резиновым амортизатором с лодки.
Грузило завозят на место, а полностью подготовленную оснастку отпускают с берега
по мере удаления лодки.
Грузило при этом может быть тяжелее. Чтобы его было легко найти после рыбалки,
к нему привязывают небольшой буек.

В качестве амортизатора лучше других – круглая авиамодельная резинка.
Покупая ее, надо проверить качество.
При предельном растяжении на резинке не должны быть видны волосяные поперечные
трещины. Цвет должен быть одинаковый, обычно – белый или сероватый.
Желтый оттенок – признак старения резинки.

Длина резинки для оснащения донки определяется по простой формуле:
где: S – расстояние крючков от берега, м; n – коэффициент растяжения резинки.
Пример. Рыболов собирается ловить рыбу на расстоянии 40 метров от берега и имеет
резинку, удлиняющуюся при растягивании в пять раз.
Тогда длина резинки должна быть равна: 40 : (5 – 1) = 10 метров.

Целесообразно длину резинки увеличивать против расчетной примерно на метр.
Тогда она будет работать не на пределе прочности и для удержания ее на дне
потребуется грузило меньшего веса, что важно для забросов.
Тяжелое грузило забросить на большое расстояние могут не все.

Грузило делают из свинца, придавая ему плоскую форму с незакругленными гранями.
Поверхность должна быть шероховатой, тогда грузило лучше «держит»
или как на рисунке 2 (есть множество вариантов)
Поскольку снасть не маневренная, на незнакомом водоеме особое внимание приходится
уделять выбору места ловли. Не надо на это жалеть время.
Полезно сделать несколько пробных забросов лески с грузилом в разных направлениях
для определения глубин и рельефа дна.

Если после рыбалки грузило извлекают из воды вручную, предотвратить возможную
потерю резинки и грузила можно таким способом: перед забросом к грузилу
привязывают вспомогательную толстую леску и за нее вытаскивают грузило.
Однако все это усложняет заброс и пользование снастью, поэтому многие рыболовы
предпочитают вытаскивать грузило за резинку.

Вначале его «отрывают» от грунта резким рывком, а затем быстро выбирают резинку
рукам, чтобы грузило было в постоянном движении и над дном.
Если оно зацепилось за какое-то препятствие, силу применять нельзя.
Резинку надо отпустить и попробовать тащить грузило с разных направлений,
перемещаясь по берегу в ту или другую сторону.
Иногда приходится резинку рвать. Бывают потери и при забросах в начале рыбалки.
Поэтому непременно надо иметь запасную резинку с грузилом.

Самый ненадежный элемент снасти – резинка. Она довольно быстро изнашивается,
при неправильном хранении теряет амортизирующие свойства, ее сильно ослабляются
узлы, в местах соприкосновения с ржавыми карабинами, застежками, кольцами она
быстро портится.
Концы резинки лучше привязывать к пластмассовым кольцам для подвески штор,
а узлы промазывать резиновым клеем.

В ловле донкой с резиновым амортизатором требуется соблюдать меры предосторожности:
Нельзя манипулировать с крючками, не закрепив предварительно леску или резинку на
стойке. Резинка может сработать, как праща, и тогда крючки могут сильно поранить
рыболова.

Донка с резиновым амортизатором не рекомендуется любителям активного ужения,
ищущим рыбу, а не дожидающимся, когда она подойдет к приманке.

Длина резинки для оснащения донки определяется по простой формуле:
где: S – расстояние крючков от берега, м; n – коэффициент растяжения резинки.
Пример. Рыболов собирается ловить рыбу на расстоянии 40 метров от берега и имеет
резинку, удлиняющуюся при растягивании в пять раз.
Тогда длина резинки должна быть равна: 40 : (5 – 1) = 10 метров.

Резиновый амортизатор для удочки. Как правильно ловить?

Штекерная ловля подразумевает обязательное использование резинового амортизатора (эластик, “резина”). В отличии от других удилищ, штекер – очень жесткий. Максимум жесткости – единственный способ обеспечить ювелирное управление оснасткой. Амортизирующих рывки рыбы колен в штекере нет. Поэтому нужен эластик.

Все колена штекера – полые. Амортизатор протягивается внутри верхних колен. Функция амортизатора – устранение шоковых нагрузок на всю снасть от крючка до бланка, возникающих в процессе вываживания. Перегрузка любого из пречисленных элементов штекерной удочки приводит к потере рыбы:

  • Узлы на поводке и основной леске. Прочность лески на узле всегда ниже, чем на ровном участке. Поэтому если нет других повреждений леска – рвется на узлах. Узлы оснастки: узел на крючке, петля на поводке и две петли на основной леске. Порваться может любой из узлов, но в силу меньшей толщины поводка, как правило, рвутся те, что связаны именно на нем.
  • Обрыв лески может произойти на поврежденном ее участке. Применительно к штекерной ловле это на 90% непроизвольно образовавшиеся узлы на основной леске и повреждения лески, вызываемые смещениями дробинок при подборке оптимального размера подпаска и конфигурации распределения огрузки.
  • Изношенный участок амортизатора – ближайшие 10-30 см резины от коннектора. При должной степени износа эластик рвется как гнилая нитка, следи за его состоянием и вовремя перевязывай, вырезая изношенный участок.
  • Крючок, чья прочность не соответствует клюнувшей рыбе, может быть разогнут прежде чем оборвется леска поводка. В тоже время, выбор крючка определяется не столько рыбой, которую ловят, сколько насадкой, которую планируют использовать. Сия коллизия отчасти разрешается с помощью выбора соответствующего амортизатора.
  • Крючок, неудачно засекший рыбу, может разорвать ткани ротовой полости рыбы или просто выскочить
  • Наконец, при ловле крупной рыбы (карпа) установка излишнего мощного амортизатора вполне может привести к поломке штекера на рыбе.

Наиболее часто используются обычный латексный амортизатор и полый эластик. Среди латексных для темповой ловли некрупной рыбешки настоятельно рекомендуется пользовать prelubricated-амортизаторы. Они гораздо лучше скользят внутри кита и представляются в целом более мягкими.

Латексный амортизатор имеет круглое сплошное сечение диаметром от 0,5 до 2,5 мм. Широкий ряд доступных диаметров позволяет подобрать оптимальную “рассеиваемую мощность” (это я красиво сказал!) для конкретных условий.

При выборе латесного амортизатора руководствуйся следующим:

d 0,7 мм. Можно ставить в два колена. Очень хорош при ловле мелочи – уклейки, плотвиц до 100-150 гр, мелкого окушка, пескарика, ельчиков. Вдвойне хорош – при ловле такой рыбы в зимний период по холодной воде. Если нет серьезных ожиданий поклевок рыбы свыше 300 гр, то d 0,7 мм – очень правильный выбор. Незаменим для деликатной любительской рыбалки и на соревнованиях с трудовой ловлей: отлично отрабатывает тонкие поводочные лески 0,06-0,07 мм, мелкие и тонкие мотыльные крючки, компенсирует все огрехи гладкости отката штекера с подсеченной рыбой. Хорошо работает с оснастками до 2 гр.

Очень высокая изнашиваемость – коннектор следует перевязывать, удаляя изношенный участок в районе втулки, каждую вторую активную рыбалку. Побочным способом применения d 0,7 мм является ловля штекером в заметный минус, когда рано или поздно амортизатор в ките подмерзает и начинает работать лишь небольшой его отрезок. В этой ситуации при ловле мелкого окушка, секущегося в слабые губы, тонкий амортизатор позволит доставить окушка к берегу. Максимальная толщина используемого поводка – 0,08 мм. Это максимальная – шансов оборвать вместо поводка резину и потерять всю оснастку – достаточно. Правильнее с такой резиной пользовать поводки 0,06-0,07 мм.

d 0,8 мм. Универсальный амортизатор при установке в два колена. Если поставить в три колена – вообще песня. С одной стороны, мощность амортизатора уже вполне позволяет быстро ловить рыбу 150-200 гр, а “бель” до 1 кг берется без особых сложностей. При этом мягкость – еще весьма высокая для того, чтоб комфортно ловить некрупную и неуверенно берущую насадку рыбешку деликатными оснастками.

Амортизатор выдерживает несколько активных рыбалок без перевязки. Хорошо работает с оснастками до 5 гр. Максимальная толщина поводка 0,1 мм. Лучше не увлекаться и ставить 0,08-0,09 мм.

d 0,9 мм. Универсальная резина для белой рыбы при установке в три колена. В два колена ставить не стоит – жестковато получается. Зато, если не пожадничать и поставить в три, то получим амортизатор на все случаи жизни. С такой резиной можно спокойно ловить и мелкую плотвичку и крупного леща на несильном течении. Очень хороший выбор для скоростной ловле рыбы до 300 гр. Отлично работает с оснастками до 8-10 гр и с плоскими поплавками до 8 гр. В номре перевязывать коннектор можно два-три раза за сезон. Но лучшще не лениться и следить за состоянием резины.

Деликатные оснастки и плохо секущуюся рыбу такой эластик отрабатывает уже далеко не идеально, но и применяются такие оснастки летом – нечасто. Можно смело использовать поводки до 0,12 мм.

d 1.0 мм. Переходим в разряд толстых резин. 1 мм – амортизатор для рыбы от 100 гр. А если по-честному, то от 300 гр. Даже в трех коленах плохо отрабатывает тонкие поводки и мелкие крючки навроде Colmic R100 18 и 20-го номеров. Никак не отрабатывает рыбешку мельче 50 гр. Зато позволяет гораздо увереннее себя чувствовать при ловле “плоскатуры” на сильном течении. Можно успешно пользовать с плоскими поплавками до 12 гр.

Начиная с этого номера резину можно перевязывать практически лишь по итогам сезона – изнашиваемость невысока. Однако, лишний раз проверить состояние резины в процессе подготовки к ловле – нетрудно и не долго, рекомендуется делать это регулярно. Порвать миллиметровую резину невозможно никаким разумным поводком для белой рыбы.

d 1,2 – 1,4 – 1,6 мм. В моем понимании это диаметры для целенаправленной ловли крупой и сильной рыбы (лещ, голавль, крупная плотва, крупный окунь) на сильном течении прежде всего плоскими поплавками. Такая резина оправдана также в случае реальных ожиданий поклевок карпиков, хотя, как мне кажется, полый эластик в данном случае окажется более правильным выбором.

d 1,8 – 2,5 мм жесткие карповые резины. Резину толще 1,8 мм я бы не стал ставить в матчевый штекер даже в карповый кит

Полый эластик – представлен ограниченным набором диаметров 1, 6, 1,8, 2,1, 3,0 мм. Лично я не очень понимаю – на фиг этот эластик вообще нужен. Разве что диаметр 3,0 – хорош при ловле карпов до 3 кг. Ну и за счет высокой растяжимости такой эластик выручает зимой при ловле с подмерзающей в ките резинкой. Думается что при ловле разнорыбицы на платнике с чистым дном, где наряду с плотвицей может сесть и карпуша, полый эластик может оказаться существенно лучше, чем сплошная резина больших диаметров. Но и только.

d 1,2 – 1,4 – 1,6 мм. В моем понимании это диаметры для целенаправленной ловли крупой и сильной рыбы (лещ, голавль, крупная плотва, крупный окунь) на сильном течении прежде всего плоскими поплавками. Такая резина оправдана также в случае реальных ожиданий поклевок карпиков, хотя, как мне кажется, полый эластик в данном случае окажется более правильным выбором.

Сигнализатор поклевки

Этим элементом оснастки может быть колокольчик, бубенцы, электронный сигнализатор или даже кусок глины, который цепляется на основную леску.


Конструкция простейшая, подготовить ее к забросу сможет даже начинающий рыболов.

Выбор резинового амортизатора

Даже достаточно опытные рыболовы нередко теряются при выборе резины для штекерного удилища перед предстоящей рыбалкой. Конечно, всегда можно, имея опыт ловли на данном водоеме, сориентироваться заранее. Но что делать, если его нет и нет информации о водоеме?

Опыт спортивной рыбалки показывает, что нужно быть готовым к любой ситуации на водоеме; и к отсутствию клева, и к необходимости вымучивать мелкую плотву, и к подходу крупной рыбы. Каждый вариант требует соответствующей подготовки штекерного удилища – подбора оптимальной резины для амортизатора.


Опыт спортивной рыбалки показывает, что нужно быть готовым к любой ситуации на водоеме; и к отсутствию клева, и к необходимости вымучивать мелкую плотву, и к подходу крупной рыбы. Каждый вариант требует соответствующей подготовки штекерного удилища – подбора оптимальной резины для амортизатора.

Добавить комментарий