Все виды якорей для лодки: обзор и особенности, список самых популярных лодочных якорей

Якорь Холла

Это также старинный якорь, который в XIX веке и доброй части двадцатого столетия служил эталоном во многих флотах мира, впоследствии и в советском флоте. К примеру, знаменитый крейсер «Аврора» также имел в своём снаряжении эти якоря. Якорь Холла относится к типу якорей, имеющих качающиеся лапы. Это и стало причиной его популярности, поскольку при такой конструкции якорь отдавали на ходу, когда при натяжении он начинал забирать донный грунт, при этом врезаясь в него и образуя перед собой насыпной холм. Эта скорость отдачи якоря иногда очень важна для быстрой и надёжной остановки судна. При этом данный якорь имеет ряд недостатков. Самым важным из этих недостатков является соотношение веса к держащей силе. По этому показателю якорь Холла уступает адмиралтейскому и многим другим якорям. Поэтому для достижения успешной работы якоря вес его должен быть больше, чем у других якорей. Для маломерных судов выпускаются аналоги якоря Холла, чуть видоизменённые и, понятно, гораздо легче. В нынешнем современном виде этот якорь делают с ПВХ покрытием, что делает его безопасным для лодки.

Новинкой, быстро завоевавшей рынок и ставшей прототипом самоделок, можно назвать этот оригинальный якорь. Сама конструкция не является чем-то новым. Этот якорь является улучшенной и модифицированной копией якоря Денфорта, а также Матросова. Но если эти якоря нужно было дополнительно подгружать, то в «непотеряйке» были учтены недостатки и в этой конструкции цевьё получило дополнительную подгрузку в нижней части. Этот груз прижимает якорь ко дну, делая и без того мощную держащую силу ещё больше. Но при этом, несмотря на большое заглубление, как у якоря Денфорта, доставать этот якорь со дна не представляет сложности даже, если он засядет на первый взгляд «мёртво». Здесь имеется конструктивное нововведение в виде кольца, к которому крепится фал. При перемещении кольца при обратном ходе лодки в нижнюю часть, где крепятся лапы, якорь свободно сдёргивается с грунта. Это похоже на спасение блесны во время потяжки лески в сторону, противоположную зацепу. Были учтены недостатки в якоре Денфорта и выверены новые параметры толщины, размеров лап и веретена, а также основные размеры и углы прочих элементов якоря. Кроме того в этом якоре втулка имеет специальные ограничители, которые не дают лапам отклоняться больше, чем это предусмотрено изначально. Эти якоря выпускаются, как оцинкованные, так и окрашенные специальными красками, а умельцы делают простые копии этого успешного якоря.

Итак, для чего же на лодке вообще нужен якорь?

Ответ на этот вопрос нужно искать в истории мореплавания. Ещё древние греки хорошо усвоили урок, что судно, потерявшее в бурю парус, становилось неуправляемым и оказывалось лёгкой игрушкой для ветра и волн. Как правило, финал в этой ситуации был весьма предсказуем, и попавшим в шторм финикийским, греческим или римским морякам в ужасе оставалось ждать только одного – когда их трирему разобьёт о прибрежные скалы. В таких случаях сохранялась надежда только на «священный якорь» – самый большой и тяжёлый из всех находящихся на судне, спустив который моряки могли переждать шторм в относительной безопасности. Именно поэтому якоря почитали, якорям молились и наконец – якоря дорого стоили. Следы поклонения якорю можно найти даже в христианстве. Так по-гречески якорь называется «Сотер», что в переводе означает ни больше ни меньше как «спаситель». Более того, вплоть до 300-х годов н. э. на христианских надгробиях можно увидеть изображения якорей.

Сейчас же трудно представить себе современного водномоторника, который бы истово молился своему якорю. Хотя случаи бывают разные, и тут главную роль начинает играть не размер и вес якоря (хотя это тоже очень важные показатели), а его правильный выбор. Ведь главная задача любого якоря была и остаётся неизменной – любой ценой удержать судно на одном месте.

Для маломерных судов есть два основных способа подбора якоря, каждый из которых основывается на параметрах лодки.

1. В качестве точки отсчёта берётся масса, которую может удерживать судно. В этом случае масса якоря зависит от водоизмещения лодки и должна составлять минимум 10% от общей массы. Для примера: судно водоизмещением 250 кг должно быть оснащено якорем, вес которого должен быть не меньше 2.5 кг. Однако этот способ расчёта больше подходит для водоизмещающих судов с жёстким корпусом. Для надувных лодок из-за их специфических характеристик больше подойдёт следующий способ.

2. В качестве отсчёта берётся длина лодки. И в этом случае применяется следующая формула: масса якоря = 1% общей длины лодки. Таким образом, лодка длиной 300 см должна быть оснащена якорем весом не менее 3 кг.

Но и это утверждение верно лишь отчасти. Дело в том, что удерживающая сила любого якоря зависит не только от его собственного веса, но и от его формы и типа дна, на котором он будет использован. Так, если мы будем использовать якорь на песчаном или илистом дне, то утверждение «метр лодки = килограмм якоря» будет верным, так как лапы якоря войдут в грунт и тем самым надёжно зафиксируют положение лодки (при условии, что у нас будет именно якорь, а не гладкий камень или кирпич, для которого удерживающая сила будет измеряться примерно как один метр длины лодки на 5 кг веса минимум). В то же время если мы бросим тот же самый якорь на каменистое дно, то лодку будет сносить до тех пор, пока он не зацепится своей лапой за какое-либо препятствие.

Таким образом, кроме собственно веса при выборе якоря его будущему владельцу предстоит определиться с другими параметрами и ответить на следующие вопросы:

— На каком типе дна чаще всего будет использоваться якорь? Это может быть ил, песок, камни или что-то другое в зависимости от особенностей региона.

— Наличие или отсутствие течения на водоёме, где предполагается использовать якорь.

— На открытом или закрытом водоёме чаще всего нужно будет вставать на якорь? Это важно для того, чтобы учесть влияние ветра и других погодных условий. В частности, что чаще бывает в местах предполагаемого использования – штиль или это может быть штормовое состояние.

Только ответив на эти вопросы можно приступать к выбору типа якоря, который больше всего подойдёт для тех или иных условий. Ведь нужно отдавать себе отчёт в том, что универсальных решений не бывает и каждый тип якоря, выигрывая в чём-то одном, может проигрывать в ряде других позиций.

Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в продаже типы якорей и расскажем о специфических особенностях каждого из них.

Но и это утверждение верно лишь отчасти. Дело в том, что удерживающая сила любого якоря зависит не только от его собственного веса, но и от его формы и типа дна, на котором он будет использован. Так, если мы будем использовать якорь на песчаном или илистом дне, то утверждение «метр лодки = килограмм якоря» будет верным, так как лапы якоря войдут в грунт и тем самым надёжно зафиксируют положение лодки (при условии, что у нас будет именно якорь, а не гладкий камень или кирпич, для которого удерживающая сила будет измеряться примерно как один метр длины лодки на 5 кг веса минимум). В то же время если мы бросим тот же самый якорь на каменистое дно, то лодку будет сносить до тех пор, пока он не зацепится своей лапой за какое-либо препятствие.

Основные критерии при выборе якоря

  • Самое главное требование является главным назначением якоря, то есть якорь должен обеспечивать надежную и качественную фиксацию на водной местности, сопротивляясь течению и ветру.
  • Коэффициент удерживающей силы, который обычно рассчитывается по специальным математическим формулам, обычно указывается на каждом якоре в магазине.
  • Масса должна быть не слишком большой, но и не слишком маленькой, оптимальным вариантом будет якорь массой 7-9 кг.
  • Весьма важным критерием при выборе является тип грунта, так как каждый якорь по-разному ведет себя на разном грунте.
  • Также очень важным требованием являются погодные условия, смотря в каком месте будет проводиться рыбалка, где постоянный ветер или штиль.
  • Очень важно выбирать якорь, который будет защищен от химической коррозии. Самым популярным и качественным методом защиты является оцинковывание.


Во-первых, проволоку необходимо изогнуть так, чтобы получилось веретено, а в верхней его части приварить планку.
  • Во-вторых, нужно планки и шайбы, которые будут фиксировать якорь, прикрепить к штоку. При попадании на дно, они разворачивают лапу и обеспечивают ее сильную и надежную фиксацию за грунт.
  • Затем концы веретена у штока необходимо сварить полосой металла. Благодаря этому, лапа существует в рабочем положении.
  • Якорь для лодки ПВХ

    в Советы 0 4,000 Просмотров

    Для любого корабля или лодки якорь является очень важным элементом, в т.ч. и для ПВХ лодки. Якорь для лодки ПВХ выполняет единственную функцию – останавливает и фиксирует судно в месте рыбалки. Фиксация лодки должна быть прочная, вне зависимости от течения или ветра, а для этого якорь должен плотно сидень на дне.

    Читайте также:  Самодельные приманки для ловли ультралайтом. Как сделать своими руками

    Главные особенности такого типа якорей:

    • Малый вес,
    • Не большой размер,
    • Удобный в использовании,
    • Высокое сопротивлении коррозии.


    в Советы 0 4,000 Просмотров

    Как правильно подобрать якорь для лодки

    Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко рассказывает о достоинствах и недостатках разных якорей, используемых на лодках ПВХ, а также о том, как подобрать наилучший якорь для Вашей лодки.

    Я бы поставил на первое место в списке необходимого оборудования именно якорь. Вещь, без сомнений, необходимая. Объяснять для чего нужен якорь нет никакой нужды, но не лишним будет знать, какой именно якорь подходит к той или иной лодке.

    Так как видов якорей превеликое множество и разнообразие, рассмотрим самые популярные из них.

    Владельцы лодок ПВХ из экономии или по незнанию в качестве якоря часто используют тяжелые подручные предметы.

    Они не цепляются за донный грунт, как обычные якоря. Их удерживающая способность обусловлена исключительно весом.

    Это могут быть звенья траков гусеничной техники, куски рельсов, мешки или пластиковые канистры, предварительно наполненные на берегу камнями или песком, стальные подкладочные пластины железнодорожных путей, связки кирпичей, балансиры-противовесы стиральных машин и т.д.

    Использование таких предметов с заведомо завышенным весом как минимум неудобно. Так, например, звено тракторной гусеницы весит порядка 8-10 кг. Смывать с такого изделия донную грязь, держа его в одной руке, да еще перегнувшись через борт лодки – не самое приятное занятие. Подкладка под рельс, помимо веса в 8 кг, требует перед использованием обработки острых кромок, чтобы уберечь ткань ПВХ от повреждения. Подвязывание камней или кирпичей перед спуском судна на воду так же представляется малоприятным времяпрепровождением.

    Поэтому здесь обсудим преимущества настоящих якорей.

    Пожалуй, самый популярный якорь в маломерном флоте. Надёжен, удобен, универсален. Такая конструкция позволяет хранить якорь в транспортировочном положении занимая минимум места в лодке. При использовании же, якорь раскладывается и увеличивает свою зацепляемость за грунт за счёт клыков (рогов). Якорь сделан складным не только для удобства транспортировки, такая конструкция предусмотрена для того, чтобы легко снять якорь с зацепа, выдернув его за тренд на противоположной стороне веретена.

    Второй по популярности якорь в маломерном флоте. Обеспечивает отличную зацепляемость на илистых и песчаных грунтах. Существуют модели таких якорей в резиновом покрытии. На мой взгляд, лучший якорь для лодок ПВХ. Абсолютно безопасен для самой лодки, лучшая извлекаемость при зацепе, по сравнению с кошкой. Можно крепить за бортом лодки, протянув фал в носовую ручку, таким образом, чтобы веретено в ней заклинило, и закрепив фал в рыму.

    Более популярен на твердокорпусных лодках. Отличное зацепление на любых грунтах, но вместе с этим есть и недостатки. Плохая извлекаемость при зацепе за корягу. Довольно громоздкий, хранится, как правило, в якорных ящиках. Наиболее подходит при использовании в море.

    Якорь Холла.

    Так же популярен на твердокорпусных лодках, но хорошо подходит для больших надувных лодок, более 4-х метров. Благодаря подвижному веретену, как на якоре Денфорта, хорошо входит в грунт клыками. Очень эффективен на течении. Но, к сожалению, имеет те же минусы, что и Денфортов якорь.

    Довольно интересная вещь! И как выяснилось, весьма полезная. Принцип действия плавучего якоря отличается от классического. Он используется для замедления лодки, дрейфующей при ветре, или там, где невозможно использовать обычный якорь из-за большой глубины. Так же может использоваться как якорь-балансир, для того, что бы судно всегда стояло носом к ветру. Существенно замедляет дрейфование при ветре. Очень прост в использовании. Необходимо разложить якорь и просто сбросить за борт. Благодаря своей нулевой плавучести и ветру, который тянет лодку в противоположную сторону, якорь сам расправится в воде.

    Якорей существует великое множество и разнообразие, и рассказать о них не хватит одной статьи. На мой взгляд, это самые популярные якоря, перекрывающие все потребности капитанов маломерного флота.

    С преимуществами того или иного якоря разобрались, теперь подберём необходимый вес.

    Существует относительная формула: 1 кг якоря – 1 метр лодки.

    Но это не всегда актуально. Например, на хорошем течении трехкилограммовый якорь может не удержать трехметровую лодку. Как быть? Брать якорь потяжелее? Можно и так, однако, если вы не всегда якоритесь на течении, можно и не покупать якорь «с запасом».

    Любой якорь можно усилить отрезком цепи. Как на фото.

    Например, якорь весом 3 кг, можно утяжелить вдвое отрезком цепи длиной 0,5 метра и диаметром 8 мм. Можно не наматывать цепь на тренд, а смонтировать её на верхнее кольцо веретена (рым), таким образом обеспечив гарантированное падение веретена параллельно дну и обязательный вход клыков в грунт. Кроме того, цепь гасит рывки фала при волнении.

    Постановка на якорь – это не просто выброс якоря за борт лодки. Следует помнить о правильной постановке. Якорь не будет держать лодку при отвесной постановке, разве что очень тяжелый. Отдав якорь, нужно вытравить фал длиной, как минимум, соответствующей двум длинам глубины, а то и трём. Затем следует дать якорю принять правильное положение, немного выбрать фал, а потом снова вытравить, позволив веретену якоря занять горизонтальное положение. После этого фал можно крепить.

    Семь футов под килем и спокойной воды!

    Но это не всегда актуально. Например, на хорошем течении трехкилограммовый якорь может не удержать трехметровую лодку. Как быть? Брать якорь потяжелее? Можно и так, однако, если вы не всегда якоритесь на течении, можно и не покупать якорь «с запасом».

    Как выбрать якорь для катера

    От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

    Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

    1. Якорь-кошка
    Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся “подарить” якорь-кошку коряге.
    Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

    Плавучий якорь: конструкция, принцип работы.

    Плавучий якорь имеет форму усеченного конуса, для его изготовления используются непромокаемые ткани, к примеру, брезент или парусина. Основу якоря составляет металлический обруч, основной функцией которого является укрепление всей конструкции.

    По своему внешнему виду он напоминает сачок, к которому вместо ручки прикреплены специальные стропы, а они, в свою очередь, крепятся к основному канату. При помощи каната якорь прикрепляется к лодке. Обычно плавучий якорь имеет 4 стропы, кроме того, к основанию также крепится трос, позволяющий в случае необходимости вытащить якорь из воды.

    Узнать о расположении конструкции относительно судна позволяет буек. Якорь опускается в воду с носа яхты или лодки, при этом конструкцию следует расположить основанием в сторону носа судна, удерживать ее будет якорный канат, буек при этом должен находится на поверхности воды. В купол попадает вода, за счет чего он расправляется, при этом судно поворачивается носом по отношению к направлению ветра.

    Сопротивление конструкции течению позволяет судну оставаться на месте. Судно принимает устойчивое положение, уменьшается дрейф, волны не могут развернуть лодку в другую сторону. По принципу действия, собственно говоря, плавучий якорь очень похож на парашют.

    Якорь непосредственным образом закрепляется к судну при помощи специального троса или веревки. Показатели длины троса по отношению к глубине, должны быть больше в пять раз.

    Вильчатый якорь

    По своей конфигурации сходен со сдвоенной вилкой, между двух концов которой размещается лапка. При погружении лапа закапывается в почву и закрепляется в ней, а вилка обеспечивает сильное сцепление. Недостаток – устройство довольно непросто выдернуть назад.

    Этот вариант напоминает плуг. Такой образец нельзя назвать очень легковесным и компактным, однако он обладает большой силой сцепления с почвой и галькой. Посредством своих гладких лопаток он попросту зарывает себя в почву на довольно приличную глубину, затем наталкивается на уплотненную почву и стопорится вместе с плавсредством. Якорь (при массе 2 кг) способен удержать лодку весом до 80 кг. Несомненный плюс этого удерживающего приспособления – простота в освобождении от подводного зацепа.

    Читайте также:  Сезонная ловля карпа

    Как выбрать

    Какой-то одной, лучшей модели назвать нельзя. На выбор будут влиять условия рыбалки.

    При ловле на спиннинг вам необходимо быть мобильным, быстро сняться с якоря и переместиться в другое место. Это значит, что на спиннинговой рыбалке якорь должен быть не тяжёлым и легко вытаскиваться из воды.

    При поплавочной ловле, когда перемещений не потребуется, тяжёлый якорь обеспечит вам необходимую устойчивость и максимальную неподвижность лодки.

    Илистое или песчаное дно идеально подойдёт для якоря с лапами. Там, где дно плотное, каменистое, хорошо будет работать тяжёлый грибовидный якорь.


    Ассортимент такого, казалось бы, простого аксессуара для лодки достаточно велик.

    Якорь не получается извлечь из дна, что делать?

    Зачастую случается так, что якорь настолько зацепляется за дно, что его невозможно извлечь без обрыва каната. Поэтому, любители поплавать на лодке придумали интересный метод извлечения якоря в таком случае. К тренду закрепляется дополнительный канат, к его концу привязывают поплавок, пенопласт или пластиковую бутылку 0,5 л. Благодаря пенопласту или поплавку, рыболов может точно определить, где лежит якорь. В случае зацепа якорь извлекается за тренд, вспомогательным канатом.

    Зачастую случается так, что якорь настолько зацепляется за дно, что его невозможно извлечь без обрыва каната. Поэтому, любители поплавать на лодке придумали интересный метод извлечения якоря в таком случае. К тренду закрепляется дополнительный канат, к его концу привязывают поплавок, пенопласт или пластиковую бутылку 0,5 л. Благодаря пенопласту или поплавку, рыболов может точно определить, где лежит якорь. В случае зацепа якорь извлекается за тренд, вспомогательным канатом.

    Теперь клюет только у меня!

    Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.


    Якорь – одно из самых неприметных, но в то же время самых нужных устройств, поэтому правильный выбор данного устройства – залог беспроблемной и безопасной рыбалки с применением лодки ПВХ.

    Как выбрать якорь?

    Правило первое- вес якоря примерно равен 10% от веса удерживаемого судна.
    Второе правило, которое тоже работает – вес якоря = 1% от длины лодки (280-2,8 кг; 320- 3,2 кг).

    Выбор якоря

    Рыбацкая лодка, независимо от размеров или материалов, из которых она изготовлена, нуждается в приспособлении, фиксирующем его положение на воде в определённом месте, проще говоря – в якоре.
    В настоящее время в мире существует порядка двух тысяч различных конструкций якорей, среди которых есть и те, которые специально разработаны для небольших катеров и лодок.
    Наиболее популярными и востребованными для маломерных судов являются якоря двух типов: обыкновенные грибовидные и якоря – «кошки». Оба вида, в общем, подойдут для эксплуатации на надувной лодке, однако «кошку» нужно приобретать непременно складывающуюся, чтобы снизить до минимума вероятность повреждения корпуса лодки её растопыренными лапами и уменьшить занимаемое этим якорем пространство, которого на надувном судёнышке и так не много.
    Основное требование к якорю – это надежное закрепление судна на месте при воздействии волн, ветра или течения. Поэтому главной характеристикой якоря любого типа является его держащая сила, одним из основных параметров которой является масса якоря. Вес якоря либо рассчитывается по сложной формуле, либо определяется по таблицам. В конечном итоге получается, что для судна водоизмещением 500 кг требуется якорь 5-6 кг, а водоизмещением 250 кг- 2,5-3 кг и так дальше.

    Правило первое- вес якоря примерно равен 10% от веса удерживаемого судна.
    Второе правило, которое тоже работает – вес якоря = 1% от длины лодки (280-2,8 кг; 320- 3,2 кг).

    Якорь, легко снимаемый с зацепа
    Сам предохранитель изгибается по принципу заводного кольца. К нижнему концу якоря фал вяжется наглухо. К верхнему концу крепится предохранитель. На фал крепится кольцо, которое надевается на предохранитель. Часть фала между нижним узлом и предохранителем должна образовать свободную петлю, чтобы был допуск на разгибание предохранителя.

    Расчёт веса якоря, подбор толщины каната
    Несмотря на то, что условия использования якоря на рыбалке могут быть разными, и соответственно требуется разный вес, длина каната, есть несколько примерных расчётов.
    Например: Вес якоря = длина лодки+1 (выраженное в кг) . Допустим у вас лодка 3м 70см, значит вес якоря, для гарантированного удержания посудины, должен быть не менее 4кг 700гр.
    Не прибегая к формулам, можно воспользоваться вот такой таблицей для подбора веса якоря и толщины якорного каната:

    Якорь-кошка — широко распространённый тип якорей.

    Для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью в 0,5 кг. Для небольших, водоизмещением 200—400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.

    Якорь-кошка может применяться для траления (поиска утопленных снастей и других предметов).

    Обычная четырехлапая кошка с успехом используется на речных лодках и катерах; для повышения ее
    надежности рекомендуется закрепить дополнительный груз на веретене.

    Данный якорь популярен среди рыбаков. А самодельный якорь-кошка был ничем иным как пучком
    арматурной проволоки, сваренной посредине длины стержней, свободные концы стержней были отогнуты как крючки или шипы. Идея была в том, что крючья могут
    распрямиться под нагрузкой, высвобождая зацепившийся якорь-кошку, после чего шипы можно повторно загнуть в исходное положение. Этот якорь можно забрасывать и в каменистые расщелины, на сильно захламлённое дно, и на участке вроде «кладбища затонувших кораблей», не сильно рискуя оказаться с якорем, намертво застрявшем на дне.

    Якорь состоит из веретена, заканчивающегося внизу утолщённой частью — трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными лапами с остриями — носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Выше штока веретено соединено со скобой якоря посредством болта, проходящего через отверстие в веретене. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей с неподвижными лапами и штоком.
    Шток якоря может быть деревянным, закрепленным постоянно, или металлическим. Деревянный шток используется на больших якорях. Он постоянно закреплен на якоре, менее долговечен, чем сам якорь, и требует бережного обращения. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении такой шток фиксируется чекой, а в походном – сдвигается и укладывается вдоль веретена, для чего один из концов штока, остающийся в веретене, выполняется изогнутым. Чтобы металлический шток ни при каких условиях не выпал, на концах его сделаны утолщения.

    При отдаче адмиралтейского якоря он приходит в соприкосновение с грунтом сначала лапой или пяткой. Когда вытравится на грунт некоторая часть якорной цепи, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в грунт. После того как слабина якорной цепи будет выбрана и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, а лапы станут вертикально. Шток при этом действует как рычаг. Вследствие продолжающегося натяжения якорной цепи нижняя лапа, как плуг, начнёт входить в грунт, пока веретено не ляжет на дно всей своей длиной, при этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком.

    Приличный коэффициент держащей силы (отношение максимальной удерживающей силы к весу якоря) – обычно около 10—12. Он, часто, выше, чем у других якорей того же веса и выше, чем у якоря Холла.
    Проверенная временем простая конструкция, отсутствие или минимум механических частей.
    Универсален ко всем типам грунта, но по сравнению с якорями других моделей имеет меньшую держащую силу.
    Конструкция пригодна для якорей самых разных размеров.

    Якорь с плоскими лапами, поворачивающимися на оси. Основных деталей всего две: веретено и коробка с лапами. Веретено снизу имеет выступы, образующие ось. При сборке веретено продевается сквозь коробку, затем в коробку вставляются два болта, запирающие веретено. Коробка качается на выступах (поперечной оси) веретена. Угол отклонения лап ограничен пазом в коробке. К тонкому четырёхгранному концу веретена при помощи болта присоединяется скоба якоря.
    Приливы на лапах и коробке служат для того, чтобы заставить их повернуться и углубиться в грунт. Для увеличения держащей силы лап приливы их снабжены лопатообразными утолщениями.

    Якорь действует следующим образом: упав на дно, он ложится плашмя; когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу.
    В своё время якорь произвел технологическую революцию, так как его конструкция позволяет заменить дорогую поковку из качественного сортового железа более простым, технологичным и доступным чугунным или стальным литьём. Приспособленность конструкции к массовому производству способствовала его успеху.

    Читайте также:  Рыба на мангале. Какую рыбу приготовить. Рецепт с фото

    Хотя устройство холловского якоря (кованое веретено с выступами, продетое в
    литую коробку с лапами) остаётся классическим, сама конструкция за более чем сто лет сильно устарела. Мнение об этом якоре, как об идеальном, в конце XX века подвергается серьёзным сомнениям. Якорь, будучи одним из первых в своем роде, вскоре после своего создания породил множество новых конструкций (шпек-анкер, якорь Байерса, «Юнион», якорь Дэнфорта и др.) с большей держащей силой, более надёжных на разных грунтах, несравнимо более удобных для втягивания в клюз. В новых конструкциях существенно изменялись форма лап и приливов на коробке, размеры и форма веретена, изменялся способ фиксации веретена в коробке, простая ось иногда заменялась шаровым шарниром. Иногда коробку стали выполнять сварной из стального листа. Всё это позволило достичь лучших результатов при сопоставимых или даже меньших затратах материалов и труда.

    Якорь Матросова имеет две широкие лапы, примыкающие непосредст-венно к веретену. Каждая лапа имеет форму треугольника, так как зазор между лапами небольшой, то обе лапы можно рассматривать как одну. Такая конструкция увеличивает держащую силу в 4 – 5 раз большее, чем якоря Холла. По бокам сделаны приливы, которые выполняют роль штока, которые предохраняют якорь от опрокидывания. Угол разворота лап составляет 32 – 350.

    Созданный в период с 1943 по 1946 годы советским инженером И.Р. Матросовым якорь Матросова относится к категории бесштоковых якорей повышенной удерживающей силы (усилие, воспринимаемое якорем, без перемещения и выхода из грунта). Конструкция данного якоря включает: веретено; примыкающие к веретену две поворотные широкие треугольные лапы; якорная скобу; боковые штоки (приливы), предохраняющие якорь от опрокидывания. Отличительная особенность – очень близкое расположение поворотных лап к веретену.

    В конструкции якоря Матросова применяется принцип кривошипного механизма, согласно которому ось вращения веретена размещается относительно оси боковых штоков таким образом, что веретено при натяжении цепи якоря играет роль шатуна, разворачивая по оси вращения лапы. Весьма быстро проникая в грунт, якорь матросова при повороте судна на 360 градусов не извлекается из грунта. Он весьма устойчив на мелкокаменистом твердом грунте и надежно держит в песчано-илистом слабом грунте.

    Неоднократно проведенные испытания на величину силы держания на различных грунтах показали неоспоримые преимущества якоря матросова по отношению к холловским и адмиралтейским якорями. При равности масс удерживающая сила якоря матросова в четыре с небольшим раза превосходит силу адмиралтейского якоря. Якорь идеален для речных судов, а широкий диапазон кгс позволяет подобрать якорь для практически любого судна внутреннего плавания. Кроме того, якорь рекомендуется для крупных катеров и яхт. Поскольку якорь относится к легким, он отлично подходит в качестве вспомогательных якорей, что и практикуется для судов морского флота

    Бесштоковый однорогий якорь повышенной держащей силы, разработанный шотландской фирмой «Bruce anchor ltd.».
    Якорь Брюса является одной из разновидностей якоря-плуга, в последнее время очень популярного среди рыбаков. Способен принимать правильное положение без помощи шарнира.
    Он обладает держащей силой до 30 кг на каждый килограм собственного веса. Точно подобранная форма и правильно рассчитанная конструкция якоря Брюса гарантируют глубокое заглубление при любом варианте падения на грунт.

    Является модификацией однорогого якоря адмиралтейского типа. Плоская лапа якоря Брюса снабжена своеобразными загибами, что позволяет ему зарываться в грунт даже в случае падения на дно боком. Внутренняя сторона веретена этого якоря, обращенная к лапе, заострена подобно режущей кромке меча, что позволяет ему легко входить в грунт.

    Якорь Брюса, выпускаемый в больших весовых категориях, используется в основном как мёртвый якорь и служит для обеспечения длительной стоянки плавучих маяков, навигационных знаков, рейдовых якорных бочек, нефтяных платформ и других плавучих объектов. Однако, благодаря сохранению большой держащей силы и в малых весовых категориях, этот якорь пользуется популярностью в качестве станового для маломерных судов (катеров, буксиров, яхт, лодок).

    Это разновидность станового судового якоря повышенной держащей силы, изобретен американским инженером Ричардом Дэнфортом. При испытаниях на песчаном грунте в апреле 1948 года, опытный образец якоря показал феноменальную держащую способность.

    В начале 1920-х годов немецкий инженер Генрих Хейн установил основные требования к якорю повышенной держащей силы — максимально сближенные лапы, шток внизу и «обтекаемая» головная часть. Конструкция Дэнфорта полностью соответствует этим требованиям.

    Якорь Дэнфорта имеет длинное веретено и плоские лапы треугольной формы. При падении на дно он укрепляется не в верхнем рыхлом слое грунта, а уходит глубже и достигает твёрдой основы, где надёжно «держит» судно. Удлинённый шток расположен в нижней части и служит стабилизатором, не позволяющим якорю опрокидываться на бок. Коробка якоря (место соединения лап с веретеном) лишена каких либо выступающих частей, мешающих зарываться в грунт.

    Дэнфорт разработал более десятка модификаций своего якоря, от облегчённых (несколько килограмм), до тяжёлого, в 7 тонн весом.

    Якорь Дэнфорта имеет некоторые недостатки: в малых весовых категориях он мало пригоден для использования на крупной гальке, перемещаясь по ней скачками, якорь углубляется здесь довольно редко. На сильном течении лёгкий якорь Дэнфорта долго дрейфует в воде и падает на дно не там, где ожидалось. Якорь этой конструкции иногда так глубоко зарывается в грунт, что оторвать его от дна вручную практически невозможно.

    Отличительной особенностью якоря Дэнфорта является пара откидных заостренных “рогов”, которые обычно просто лежат на дне, но закапываются, если только якорь потянуть.
    В сложенном состоянии «Дэнфорт» занимает совсем немного места и немного весит, тогда как обладает высоким отношением держащей силы к собственному весу. Это проверенная и надежная конструкция, однако, все же не идеальная. Как и все прочие конструкции, с годами «Дэнфорт» также изменялся, и порой кажущиеся незначительными изменения могли дать разительные результаты.

    Данный якорь популярен среди рыбаков. А самодельный якорь-кошка был ничем иным как пучком
    арматурной проволоки, сваренной посредине длины стержней, свободные концы стержней были отогнуты как крючки или шипы. Идея была в том, что крючья могут
    распрямиться под нагрузкой, высвобождая зацепившийся якорь-кошку, после чего шипы можно повторно загнуть в исходное положение. Этот якорь можно забрасывать и в каменистые расщелины, на сильно захламлённое дно, и на участке вроде «кладбища затонувших кораблей», не сильно рискуя оказаться с якорем, намертво застрявшем на дне.

    Материал и тип

    Цепи для надувных лодок противопоказаны. Категорически! Канаты из природных материалов (например, пеньки или джута), скорее всего, не встретятся в продаже или в сараях даже самых рачительных хозяев. Стало быть, выбирать придётся среди синтетических изделий

    Прочность на разрыв материала определяется под усилие, превышающее массу якоря в 70 раз. Канат должен быть скручен из волокон, диаметром не менее 10 мм во избежания передавливания рук при манипуляциях с якорем.

    На втором отрезке с одной стороны сверлятся отверстия под кольцо, а с другой – делаются косые спилы с таким расчетом, чтобы обеспечить вращение относительно короткого (200 мм) куска трубки. В оставшихся ушках сверлятся отверстия под болт М8.

    Как сделать своими руками?

    Некоторые любители предпочитают сами изготавливать различные приспособления, это касается и такого устройства как плавучий якорь. Главная задача в этом случае определить все рабочие размеры. Если у обычных якорей основным параметром является вес, который должен составлять 1% от веса судна с максимальной загрузкой, то в случае с плавучим вариантом, основополагающими будут размеры купола (внешний и внутренний диаметры), длина строп и основного каната.

    Обычно для шитья используют выкройку, первоначально построенную на бумаге. Также потребуется материал, это должна быть плотная, жесткая ткань, обладающая водонепроницаемыми свойствами (брезент, парусина и т.д.), канат и специальный клей.

    Выкройку раскладывают на ткани, вырезают заготовку. В случае если ткань очень плотная, можно сшить купол из нескольких частей. При этом варианте изготовления у каждой детали нужно оставить припуски на швы. Затем заготовка сшивается прочными нитками, лучше использовать синтетику, т.к. она обладает высокими атмосферостойкими качествами.

    Далее из прочного материала изготавливают обруч для основания конструкции. Если форма будет пирамидальный, то делают крестовину, к которой прикрепляют края тканевой заготовки. После этого пришивают стропы, чаще всего их 4 шт. Если при подвешивании якорь висит строго параллельно земле, то он отбалансирован, если нет, то корректируют расстояние между стропами. В заключение стропы собираются в узел и пришиваются к основному канату. Все швы надо обработать водонепроницаемым клеем, например, герметиком.


    Выкройку раскладывают на ткани, вырезают заготовку. В случае если ткань очень плотная, можно сшить купол из нескольких частей. При этом варианте изготовления у каждой детали нужно оставить припуски на швы. Затем заготовка сшивается прочными нитками, лучше использовать синтетику, т.к. она обладает высокими атмосферостойкими качествами.

    Добавить комментарий