Лодка Фофан (общий обзор, технические характеристики)

Технические параметры лодки «Фофан»

Характеристики лодки «Фофан»:

  • длина: 4,37 м;
  • ширина: 1,5 м;
  • высота борта на миделе: 0,48 м;
  • вес: 90 кг;
  • грузоподъёмность: 450 кг;
  • пассажировместимость: 5 чел.;
  • допустимая мощность ПМ: 5 л. с.;
  • разрешённая площадь парусника: 6 м2.

Характеристики лодки «Фофан»:

Гребная лодка «Фофан»

У причалов лодочных станций домов отдыха, турбаз почти всегда можно увидеть привычную гребную деревянную шлюпку, известную под названием «фофан». Многим эта лодка помогла сделать «первые шаги» на воде. Использование её разнообразно: это и спасательная служба, и туризм и, конечно, прогулки, спортивный лов рыбы. Часто в такую шлюпку садятся люди, которые не умеют грести, не имеют представления об остойчивости, мореходности, плавучести, нередко за веслами можно увидеть детей. Поэтому так важно для нее быть безопасной, простой и легкой в управлении.

Основные данные гребной лодки «Фофан»
Длина наибольшая, м4,4
Ширина наибольшая, м1,45
Высота борта на миделе, м0,50
Масса, кг75
Пассажировместимость, чел.4

Когда в начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта прогулочной шлюпки, организаторы конкурса, присуждая первую премию, руководствовались именно такими соображениями.

Победил в этом конкурсе гражданский инженер А. П. Фан-дер-Флит. Шлюпка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения: она быстро обрела популярность, а в народе она получила нарицательное имя — «фофан». За прошедшие три четверти века первоначальные обводы прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита значительно изменились: она стала гораздо уже, борт ниже, уменьшилась седловатость. И в результате участились случаи опрокидывания лодок от волны или перемещения пассажиров на ходу. Так в погоне за не всегда оправданной экономией материала и упрощением постройки лодку лишили ее былых хороших качеств.

Первые попытки возродить первоначальный облик прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита были сделаны в 1940 г. На существовавшем тогда заводе им. Каракозова и на судоверфи ВЦСПС в Ленинграде было построено несколько «настоящих» «фофанов». Испытания подтвердили их отменные качества.

Приводим удачный вариант чертежа обводов шлюпки, по которым она выпускалась в течение ряда лет на одной верфи страны. В конструкции корпуса применялись клееные соединении (ламинированный форштевень, клееная доска транца и т. п.). Шпангоуты — гнутые из ясеня; шпация — 182 мм; обшивка — традиционная — «кромка на кромку» толщиной 10 мм, пазы проклепаны медными заклепками диаметром 4 мм.

Нормальная эксплуатация лодок типа «фофан» возможна при удалении от берега не более 1 км и при высоте волны не более 0,25 м. Лодки рекомендуется постоянно держать на воде во избежание рассыхания их корпуса.

Конструкция

Стеклопластиковая гребная лодка «Фофан» предназначена для передвижения по воде во время туристических прогулок, рыбалки, охоты и других видов активного отдыха. Корпус лодки состоит из двух секций: внешнего корпуса и обшивки кокпита. Между этими секциями организованы блоки плавучести, обеспечивающие непотопляемость лодки.


«Уже продал лодку «Фофан», так как она не выходит на глиссирование. Предпочитаю скоростную езду, хотя в плане комфорта и безопасности вопросов не возникало».

Гуари шлюп Фофан от верфи Афалина

Замечания по штатной поставке

Гребная лодка «Фофан»

Характеристики:

Длина корпуса габаритная4.5 м.
Ширина корпуса габаритная1.5 м.
Осадка в полном грузу0.2 м.
Вес корпуса75 кг.
Площадь парусности
Количество весел4 шт.
Пассажировместимость5 чел.
Цена:230 000 руб.

добавить к сравнению / печать

Деревянная лодка «Фофан» выпускается в двух вариантах: гребном и парусно-гребном. Лодка предназначена для использования в качестве прогулочной на внутренних водоемах.

Проект лодки был разработан в 1900 году известным Санкт-Петербургским кораблестроителем Фан-дер-Флитом для участия в конкурсе на лучшую лодку для народной гребли. С тех пор «Фофан» строился серийно и зарекомендовал себя надежной, безопасной лодкой для отдыха на воде с прекрасными мореходными качествами.

Стандартная комплектация:
1) Гребные весла – 4 шт.
2) Съемные слани (рыбины) – 6 шт.
3) Кильблоки (для хранения лодки на берегу) – 2 шт.
На транце может устанавливаться подвесной мотор мощностью до 5 л.с.

Лодка имеет округлые обводы и транцевую корму. Продольный набор – ламинированный, шпангоуты гнутые. Обшивка выполняется внакрой на медных заклепках.

Корпус лодки изнутри, а также весла пропитаны невымываемым антисептиком и покрыты прозрачной атмосферостойкой декоративно-защитной пропиткой. Корпус снаружи загрунтован свинцовым суриком и окрашен масляной краской.
Благодаря такой схеме окраски, деревянная лодка служит 15-20 лет, а при надлежащем уходе и больше.
Так же, по желанию заказчика, корпус лодки изнутри и снаружи может быть пропитан традиционным народным составом – смесью льняного масла и древесной смолы.

При сборке лодки использован только цветной и нержавеющий крепеж (медные заклепки, латунные шурупы и нержавеющие болты).
Все металлические детали также изготовлены из нержавеющей стали (оковка киля и форштевня, подуключины, обушки).
На лопастях весел устанавливается медная оковка.
Основной материал корпуса и весел – отборная судостроительная сосна ГОСТ 8486-86.
Отдельные детали изготовлены из древесины дуба.

Доставка лодок «Фофан» осуществляется автомобильным транспортом во все регионы России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Чтобы купить деревянную лодку «Фофан» необходимо связаться с нами по телефону или по e-mail.

Корпус лодки изнутри, а также весла пропитаны невымываемым антисептиком и покрыты прозрачной атмосферостойкой декоративно-защитной пропиткой. Корпус снаружи загрунтован свинцовым суриком и окрашен масляной краской.
Благодаря такой схеме окраски, деревянная лодка служит 15-20 лет, а при надлежащем уходе и больше.
Так же, по желанию заказчика, корпус лодки изнутри и снаружи может быть пропитан традиционным народным составом – смесью льняного масла и древесной смолы.

Банковский перевод подробнее


Вы можете оплатить заказ наличными при доставке курьеру

Гребная лодка «Хариус» из фанеры типа «фофан»

Публикуемые чертежи простой по конструкции гребной лодки, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых журналом для самостоятельной постройки.

В течение многих лет на страницах «КиЯ» печатаются преимущественно проекты моторных лодок и небольших разборных туристских судов; незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.

Желательно использовать ленту фабричного изготовления — она широко используется для изоляционных работ. Нужно только проверить, чтобы стеклоткань не оказалась пропитанной замасливателем (в таком случае его можно удалить бензином или ацетоном). Если стеклоткань имеет повышенную влажность, придется прокалить ленту в духовке газовой плиты.

Парусно-гребная лодка «АСКОЛЬД-19»

Чертежи парусно-гребной лодки проекта «Аскольд-19» были разработаны на основе эскиза, опубликованного в книге Г.В. Эша «Руководство для любителей парусного спорта», изданной в Санкт-Петербурге в 1895 году.

Конструкция лодки аналогична конструкции шлюпок и рассчитана на суровые условия эксплуатации, поэтому она прекрасно подходит не только для отдыха на воде, но и для рыбалки и рыбного промысла.

Основным материалом для изготовления деревянного корпуса лодки является судостроительная сосна. Продольный набор корпуса выполняется ламинированным, шпангоуты гнутые. Обшивка – внакрой на медных гвоздях-заклепках. Металлические детали изготавливаются из конструкционной стали. Для соединения деталей корпуса применяются оцинкованные болты и шурупы. Лодка пропитывается изнутри и снаружи смесью льняного масла и древесной смолы. Стальные детали имеют эпоксидное покрытие.

Читайте также:  Ловля судака в отвес: снасти, приманки и процесс ужения

Лодка комплектуется четырьмя вальковыми веслами, рулем с деревянным румпелем, гафельным парусным вооружение. Для установки подвесного мотора мощностью до 8 л.с. в кормовой части корпуса оборудуется ниша.

Характеристики:

Длина корпуса габаритная5.9 м.
Ширина корпуса габаритная2.2 м.
Осадка в полном грузу0.6 м.
Вес корпуса700 кг.
Площадь парусности19.5 м 2
Количество весел6 шт.
Пассажировместимость8 чел.


“Бакай-1” может эксплуатироваться как с веслами, так и с подвесным мотором мощностью до 8 л. с. Розничная цена — 270 руб.

Характеристики лодки “Пелла-фиорд”

Длина наибольшая, мм4300
Ширина наибольшая, мм1390
Высота борта на миделе, мм490
Пассажировместимость, чел.4
Грузоподъёмность, кг300
Масса с оборудованием и снабжением, кг98
Допустимая мощность мотора, л.с.2
Материал корпусастеклопластик
Страна производительСССР


Такие весла появились на свет еще в начале семидесятых и на первых порах удовлетворяли узкие лодки «Березка» или «Форель». Но для современных гребных лодок они совершенно не подходят. С завистью вспоминается «Пелла-фиорд», сделанная специально Е. П. Смургису для продолжения его уникального путешествия на веслах через всю страну и снаряженная отличными клееными веслами на выносных кронштейнах. Но нам для сохранения чистоты эксперимента можно пользоваться только стандартными.

Швы – сварные или клееные.

Считается, что клеевые швы более прочные, там стык прошит, проклеен специальным клеем и защищен сверху дополнительной полосой, придающей еще большую надежность соединению. Но, если бренд, выпускающий лодки со сварными швами, зарекомендовал себя как надежный, то не стоит отказывать себе в понравившийся модели.

Здесь Вам нужно учитывать условия эксплуатации лодки и рельеф прибрежной зоны (наличие острых камней, коряг и т.д.). Если на лодке собираетесь плавать в прибрежной зоне в камышах (охота, рыбалка, подводная охота) и есть риск напороться на корягу, то стоит выбирать лодку с повышенной прочностью днища 1100 или 1350 г/м3. Это модели Гладиатор Актив и Профессионал. Самое уязвимое место – киль, поэтому здесь обязательно должна быть защита.

“Бакай” — лодка для рыбака и туриста

Лодки “Бакай-1” и “Бакай-2” являются удлиненными вариациями лодки “Язь”. Лодки выпускались с 1980 года Херсонским судостроительным производственным объединением имени 60-летия Ленинского комсомола. В 1983 году количество произведенных лодок превысило 2738 штук, в 1986 году число выпущенных лодок превысило 5123, производились они до середины 1990х годов.

Корпуса лодок идентичны и отличаются лишь оборудованием: “Бакай-1” – гребно-моторная лодка, “Бакай-2” – парусно-гребная (комплектовалась парусом).

В журнале “Катера и Яхты” (№118, 1985 год) была опубликована заметка: херсонское судостроительное производственное объединение имени 60-летия Ленинского комсомола в 1986 году будет выпускать гребные лодки “Бакай-1”.

“Бакай-1” — удобная в эксплуатации, легкая и прочная лодка, отличающаяся современным внешним видом. Корпус ее изготовлен из коррозионно-стойкого алюминиевого сплава, поэтому лодка может эксплуатироваться и в прибрежных зонах морей.

“Бакай-1” может эксплуатироваться как с веслами, так и с подвесным мотором мощностью до 8 л. с. Розничная цена — 270 руб.

Заявки на 1986 год от местных торгующих организаций принимает Херсонское оптово-розничное объединение “Спорттовары” (с учетом повагонной нормы отгрузки, равной 11 шт.).

Частным лицам по вопросу приобретения лодок “Бакай-1” следует обращаться в местную торговую организацию.

Характеристики лодки “Бакай-1”

Длина наибольшая, мм3800
Ширина наибольшая, мм1340
Высота, мм580
Грузоподъемность, кг300
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность мотора, л.с.8
Масса с оборудованием и снабжением, кг85
Материал корпусаАМг


Размеры лодки выбраны минимальными для обеспечения приемлемого комфорта для экипажа из 2-х человек. Несмотря на небольшие размеры, лодка достаточно мореходная для выхода в заливы или водохранилища. Корпус остроскулый с относительно высоким бортом и оконечностями.

Преимущества

  • легкость;
  • компактность;
  • удобство переноски;
  • маневренность на воде.


Комплектация Фрегат М 1достаточно скромная, как и положено сподручному плавсредству. Гребная надувнушка оснащена парой гребков — пластиковых лопастей. Для пассажира предусмотрена лавка на стационарном креплении. Два страховочных леера по борту – полезный нюанс, о котором позаботился производитель, для безопасности, опоры и транспортировки судна.

Сверхмалые подводные лодки типа «D» (Япония)

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи

К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».

Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.

По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

Читайте также:  Открытие сезона ловли сахалинского краба. Выбор места и снасти, подбор наживки

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.

Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое оружие могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.


Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com

По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.

Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.

До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

Читайте также:  Нерестовый запрет 2020 года по областям и регионам РФ

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.

14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.

В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.

По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.


После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Основные цели и задания

Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела.

Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.

В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.


Первоначально план разработки ориентировался на выпуск 12 подводных лодок. Позже это количество сократили до 10 субмарин. В период с 1981 по 1989 годы заложено и спущено на воду 6 таких кораблей. Остальные так и не были изготовлены.

Добавить комментарий