Проект и чертежи катера на воздушной подушке

Как изготовить корпус?

Поскольку чертежи уже имеются, то форму судна следует привязать к готовому чертежу. Но если имеется техническое образование, то, скорее всего, будет построено судно не похожее ни на какой из вариантов.

Днище судна изготавливается из пенопласта, толщиной 5-7 см. Если нужен аппарат для перевозки больше, чем одного пассажира, то снизу крепится еще один такой лист пенопласта. После этого, в днище делаются два отверстия: одно предназначается для потока воздуха, а второе для обеспечения подушки воздухом. Вырезаются отверстия с помощью электрического лобзика.

На следующем этапе осуществляют герметизацию нижней части транспортного средства от влаги. Для этого, берется стекловолокно и клеится на пенопласт с помощью эпоксидного клея. При этом, на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри. Чтобы от них избавиться, поверхность покрывается полиэтиленом, а сверху еще и одеялом. Затем, на одеяло ложится еще один слой пленки, после чего она фиксируется к основанию скотчем. Из этого “бутерброда” лучше выдуть воздух, воспользовавшись пылесосом. По истечении 2-х или 3-х часов эпоксидная смола застынет и днище будет готовым к дальнейшим работам.

Верх корпуса может иметь произвольную форму, но учитывать законы аэродинамики. После этого приступают к креплению подушки. Самое главное, чтобы в нее поступал воздух без потерь.

Трубу для мотора следует использовать из стирофома. Здесь главное, угадать с размерами: если труба будет слишком большой, то не получится той тяги, которая необходима для подъема СВП. Затем следует уделить внимание креплению мотора. Держатель для мотора – это своеобразный табурет, состоящий из 3-х ножек, прикрепленных к днищу. Сверху этой “табуретки” и устанавливается двигатель.

Имеется два варианта: первый вариант – это применение двигателя от компании “Юниверсал Ховеркрафт” или использование любого подходящего движка. Это может быть двигатель от бензопилы, мощности которого вполне хватит для самодельного устройства. Если хочется получить более мощное устройство, то следует брать и более мощный двигатель.

Ховеркрафт как средство передвижения

Транспорт на воздушной подушке, носящий звучный технический термин «ховеркрафт», отличается от традиционных моделей лодок и автомобилей не только способностью к перемещению по любой поверхности (водоем, поле, болото и т. п. ), но и возможностью развивать приличную скорость. Единственное требование, предъявляемое к такой «дороге», она должна быть более или менее ровной и относительно мягкой.

Однако использование воздушной подушки катером-вездеходом требует довольно серьезных энергетических затрат, что в свою очередь влечет существенное увеличение расхода топлива. Функционирование судов на воздушных подушках (СВП) основано на сочетании следующих физических принципов:

  • Малое удельное давление СВП на поверхность почвы или воды.
  • Высокая скорость движения.

Этот фактор имеет довольно простое и логическое объяснение. Площадь контактных поверхностей (днища аппарата и, к примеру, почвы) соответствует или превышает площадь СВП. Говоря техническим языком, транспортное средство динамически создает опорную тягу необходимой величины.

Избыточное давление, создаваемое в специальном устройстве, отрывает машину от опоры на высоту 100−150 мм. Именно эта подушка из воздуха прерывает механический контакт поверхностей и минимизирует сопротивление поступательного движения СВП в горизонтальной плоскости.

Избыточное давление, создаваемое в специальном устройстве, отрывает машину от опоры на высоту 100−150 мм. Именно эта подушка из воздуха прерывает механический контакт поверхностей и минимизирует сопротивление поступательного движения СВП в горизонтальной плоскости.

Проект и чертежи катера на воздушной подушке

Постройке транспортного средства, которое позволяло бы передвигаться как по суше, так и по воде, предшествовало знакомство с историей открытия и создания оригинальных амфибий — аппаратов на воздушной подушке (АВП), изучение принципиального их устройства, сравнение различных конструкций и схем.

С этой целью я посетил немало интернетовских сайтов энтузиастов и создателей АВП (в том числе и зарубежных), познакомился с некоторыми из них очно.

В конце концов, за прототип задуманного катера взял английский «Ховеркрафт» («парящее судно» — так в Великобритании называют АВП), построенный и испытанный тамошними энтузиастами. Наши наиболее интересные отечественные машины этого типа большей частью создавались для силовых ведомств, а в последние годы — для коммерческих целей, имели большие габариты, и потому мало подходили для любительского изготовления.

Мой аппарат на воздушной подушке (я его называю «Аэроджип») — трехместный: пилот и пассажиры располагаются по Т-образной схеме, как на трицикле: пилот впереди посередине, а пассажиры позади рядом, один около другого. Машина одномоторная, с разделяющимся воздушным потоком, для чего в его кольцевом канале немного ниже его центра установлена специальная панель.

Технические данные катера на воздушной подушке
Габаритные размеры, мм:
длина3950
ширина2400
высота1380
Мощность двигателя, л. с.31
Масса, кг150
Грузоподъемность, кг220
Запас топлива, л12
Расход топлива, л/ч6
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град.20
волна, м0,5
Крейсерская скорость, км/ч:
по воде50
по грунту54
по льду60

Катер на воздушной подушке состоит из трех основных частей: винтомоторной установки с трансмиссией, стеклопластикового корпуса и «юбки» — гибкого ограждения нижней части корпуса — так сказать, «наволочки» воздушной подушки.


Катер на воздушной подушке «Аэроджип»:
1 — сегмент (плотная ткань); 2 — швартовная утка (3 шт.); 3 — ветровой козырек; 4 — бортовая планка крепления сегментов; 5 — ручка (2 шт.); 6 — ограждение воздушного винта; 7 — кольцевой канал; 8 — руль направления (2 шт.); 9 — рычаг управления рулями; 10 — лючок доступа к бензобаку и аккумулятору; 11 — сиденье пилота; 12 — пассажирский диван; 13 — кожух двигателя; 14 — двигатель; 15 — наружная оболочка; 16 — наполнитель (пенопласт); 17 — внутренняя оболочка; 18 — разделительная панель; 19 — воздушный винт; 20 — втулка воздушного винта; 21 — приводной зубчатый ремень; 22 — узел для крепления нижней части сегмента.
увеличить, 2238х1557, 464 КБ

После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и сторона стекломата с более мелкими порами промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (4—5 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезаются при выклейке «помокрому».

#5 Dmitry1974

  • Основной экипаж
  • 5 сообщений
    • Из: Свободный

    Прошу переместить топик в “СВП и экранопланы”

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
  • Офицер
  • 1 847 сообщений
    • Из: Петербург

    Технические характеристики судна

    Средний самодельный СВП может развивать достаточно высокую скорость — какую конкретно — зависит от массы пассажиров и самого катера, а также от мощности двигателя, но в любом случае, при одинаковых параметрах мотора и массе, обычная лодка будет в несколько раз медленнее.

    Касательно грузоподъемности можно сказать, что предложенная здесь модель одноместного ховеркрафта способна выдерживать водителя массой в 100-120 кг.

    К управлению придется привыкать, поскольку оно существенно отличается от обычной лодки, во-первых, потому что там совсем разные скорости, а во-вторых, принципиально разные способы передвижения.

    К управлению придется привыкать, поскольку оно существенно отличается от обычной лодки, во-первых, потому что там совсем разные скорости, а во-вторых, принципиально разные способы передвижения.

    Полный вперед!

    Обычно у судов на воздушной подушке есть как минимум два винта: один маршевый, сообщающий машине поступательное движение вперед, и один вентилятор, нагнетающий воздух под юбку. Как же наша «летающая тарелка» будет двигаться вперед, и сможем ли мы обойтись одной воздуходувкой?

    Этот вопрос мучил нас ровно до первых успешных испытаний. Оказалось, юбка так хорошо скользит по поверхности, что даже малейшего изменения баланса достаточно, чтобы аппарат сам собой поехал в ту или иную сторону. По этой причине устанавливать на машину кресло нужно только на ходу, чтобы правильно сбалансировать машину, и лишь затем привинтить ножки к днищу.

    Мы попробовали вторую воздуходувку в качестве маршевого двигателя, но результат не впечатлил: узкое сопло дает быстрый поток, но объема проходящего через него воздуха недостаточно, чтобы создать мало-мальски заметную реактивную тягу. Что вам действительно понадобится при движении, так это тормоз. Вот на эту роль идеально подходит метла Бабы-яги.

    Обычно у судов на воздушной подушке есть как минимум два винта: один маршевый, сообщающий машине поступательное движение вперед, и один вентилятор, нагнетающий воздух под юбку. Как же наша «летающая тарелка» будет двигаться вперед, и сможем ли мы обойтись одной воздуходувкой?

    АМФИБИЯ НА «ПОДУШКЕ»

    Прототипом представляемой амфибийной машины стал аппарат на воздушной подушке (АВП) под названием «Аэроджип», публикация о котором была в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 2007 год. Как и предшествующий аппарат, новая машина – одномоторная, одновинтовая с распределённым воздушным потоком. Эта модель тоже трёхместная, с расположением пилота и пассажиров по Т-образной схеме: пилот впереди посередине, а пассажиры – по бокам, сзади. Хотя ничто не мешает и четвёртому пассажиру расположиться за спиной водителя – длины сиденья и мощности винтомоторной установки вполне хватает.

    Новая машина, кроме улучшенных технических характеристик, имеет ряд конструктивных особенностей и даже нововведений, повышающих её надёжность в эксплуатации и живучесть – всё-таки амфибия – «птица» водоплавающая. А «птицей» её называю потому, что и над водой, и над землёй передвигается она всё же по воздуху.

    Конструктивно новая машина состоит из четырёх основных частей: стеклопластикового корпуса, пневмобаллона, гибкого ограждения (юбки) и винтомоторной установки.

    Ведя рассказ о новой машине, неизбежно придётся повторяться – ведь конструкции во многом схожи.

    Корпус амфибии идентичен прототипу как по размерам, так и по конструкции – стеклопластиковый, двойной, объёмный, состоит из внутренней и наружной оболочек. Здесь же стоит отметить, что отверстия во внутренней оболочке в новом аппарате расположены теперь не у верхней кромки бортов, а примерно посередине между ней и днищевой кромкой, что обеспечивает более быстрое и стабильное создание воздушной подушки. Сами отверстия теперь не продолговатые, а круглые, диаметром 90 мм. Их около 40 штук и расположены они равномерно по бортам и спереди.

    Каждая оболочка выклеивалась в своей матрице (использованы от предыдущей конструкции) из двух-трёх слоёв стеклоткани (а днище – из четырёх слоёв) на полиэфирном связующем. Конечно, эти смолы уступают винил-эфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене – они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее +22°С.

    Рис. 1. Аэроамфибия:

    1 – сегмент (комплект 60 шт.); 2 – баллон; 3 – швартовная утка (3 шт.); 4 – ветровой козырёк; 5 – поручень (2 шт.); 6 – сетчатое ограждение воздушного винта; 7 – наружная часть кольцевого канала; 8 – руль направления (2 шт.); 9 – рычаг управления рулями; 10 – лючок в тоннеле для доступа к топливному баку и аккумулятору; 11 – сиденье пилота; 12 – пассажирский диван; 13 – кожух двигателя; 14 – весло (2 шт.); 15 – глушитель; 16 – наполнитель (пенопласт); 17 – внутренняя часть кольцевого канала; 18 – фонарь ходового огня; 19 – воздушный винт; 20 – втулка воздушного винта; 21 – приводной зубчатый ремень; 22 – узел крепления баллона к корпусу; 23 – узел крепления сегмента к корпусу; 24 – двигатель на мотораме; 25 – внутренняя оболочка корпуса; 26 – наполнитель (пенопласт); 27 – наружная оболочка корпуса; 28 – разделительная панель нагнетаемого воздушного потока

    Матрицы изготавливались заранее по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, только толщина их стенок была побольше и составляла 7 -8 мм (у оболочек корпуса – около 4 мм). Перед выкпейкой элементов с рабочей поверхности матрицы были тщательно убраны все шероховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. После этого на поверхность распылителем (или валиком) был нанесён тонкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) красного цвета.

    После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и одна сторона стекпомата (с более мелкими порами) промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (3-4 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезались при вы-клейке «по-мокрому».

    Рис. 2. Оболочки корпуса амфибии:

    а – внешняя оболочка;

    б – внутренняя оболочка;

    2 – подмоторная плита (дерево)

    После изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковывались, скреплялись струбцинами и саморезами, а затем склеивались по периметру полосками промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40 -50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки. После присоединения оболочек к кромке лепестковыми заклёпками прикреплялась по периметру вертикальная бортовая планка из 2-мм дюралюминиевой полосы шириной не менее 35 мм.

    Дополнительно кусочками пропитанной смолой стеклоткани следует аккуратно проклеить все углы и места вворачивания крепёжных деталей. Наружная оболочка сверху покрыта гелькоутом – полиэфирной смолой с акриловыми добавками и воском, придающими блеск и водостойкость.

    Стоит отметить, что по такой же технологии (по ней изготавливались наружная и внутренняя оболочки) выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Бензобак (промышленный из Италии) на 12,5 л вставляется внутрь корпуса, в консоль, перед скреплением нижней и верхней части корпусов.

    Читайте также:  Воблер Dam Effzett Wing Diver

    Днище амфибии:

    внутренний оболочка корпуса с выпускными воздушными отверстиями для создания воздушной подушки; выше отверстий – ряд тросовых клипс для зацепления концов платка сегмента юбки; к днищу приклеены две деревянные лыжи

    Тем, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую начинать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с лыжами и полосой из алюминиевого сплава, диффузором и рулями направления – от 80 до 95 кг.

    Пространство между оболочками служит воздуховодом по периметру аппарата от кормы по обоим бортам к носу. Верхняя и нижняя части этого пространства заполнены строительным пенопластом, который обеспечивает оптимальное сечение воздушных каналов и дополнительную плавучесть (а соответственно и живучесть) аппарату. Куски пенопласта склеивались между собой всё тем же полиэфирным связующим, а к оболочкам приклеивались полосами стеклоткани, тоже пропитанной смолой. Далее из воздушных каналов воздух выходит наружу через равномерно расположенные отверстия диаметром 90 мм в наружной оболочке, «упирается» в сегменты юбки и создаёт под аппаратом воздушную подушку.

    К днищу наружной оболочки корпуса для защиты от повреждений приклеены снаружи пара продольных лыж из деревянных брусков, а в кормовой части кокпита (то есть изнутри) – под-моторная деревянная плита.

    Баллон. Новая модель катера на воздушной подушке имеет чуть ли не вдвое большее водоизмещение (350 – 370 кг), чем прежняя. Этого удалось добиться за счёт установки надувного баллона между корпусом и сегментами гибкого ограждения (юбкой). Баллон выклеен из плёночного на лавсановой основе ПХВ материала Уіпуріап финского производства плотностью 750 г/м 2 по форме корпуса в плане. Материал прошёл испытания на больших промышленных судах на воздушной подушке, таких как «Хиус», «Пегас», «Марс». Для повышения живучести баллон может состоять из нескольких отсеков (в данном случае – из трёх, каждый имеет свой клапан наполнения). Отсеки в свою очередь могут разделяться и вдоль пополам продольными перегородками (но такой их вариант исполнения пока ещё только в проекте). При такой конструкции пробитый отсек (или даже два) позволит продолжить движение по маршруту, а тем более добраться до берега для ремонта. Для экономного раскроя материала баллон разделён на четыре секции: носовая, две боркормовая. Каждая секция, в свою очередь, склеивается из двух частей (половинок) оболочки: нижней и верхней – их выкройки зеркально отображённые. В данном варианте баллона отсеки и секции не совпадают.

    Рис. 3. Баллон:

    а – внешняя оболочка; б – внутренняя оболочка;
    1 – носовая секция; 2 – бортовая секция (2 шт.); 3 – кормовая секция; 4 – перегородка (3 шт.); 5 – клапаны (3 шт.); 6 – ликтрос; 7 – фартук

    По верху баллона приклеен «ликтрос» – полоса из сложенного вдвое материала Vinyplan 6545 «Арктик», с вложенным по сгибу плетёным капроновым шнуром, пропитанным клеем «900И». «Ликтрос» прикладывается к бортовой планке, и с помощью пластмассовых болтов баллон крепится к алюминиевой полосе, закреплённой на корпусе. Такая же полоса (только без вложенного шнура) приклеена к баллону и снизу-спереди («на полвосьмого»), так называемый «фартук» – к которому привязываются верхние части сегментов (язычки) гибкого ограждения. Позднее к передней части баллона был приклеен резиновый бампер-отбойник.

    Мягкое эластичное ограждение «Аэроджипа» (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых элементов -сегментов, выкроенных и сшитых из плотной лёгкой ткани или плёночного материала. Желательно, чтобы ткань была водоотталкивающей, не твердела на морозе и не пропускала воздух.

    Я использовал опять же материал Vinyplan 4126, только плотностью поменьше (240 г/м 2 ), но вполне подойдёт отечественная ткань типа перкаль.

    Сегменты имеют несколько меньший размер, чем на «безбаллонной» модели. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно самому даже вручную, либо сварить токами высокой частоты (ТВС).

    Сегменты привязываются язычком крышки к ликпазу баллона (два – одним концом, при этом узелки находятся внутри под юбкой) по всему периметру «Аэроамфибии». Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых строительных хомутиков подвешиваются свободно к стальному тросику диаметром 2 – 2,5 мм, обхватывающим нижнюю часть внутренней оболочки корпуса. Всего в юбке размещается до 60 сегментов. Стальной трос диаметром 2,5 мм крепится к корпусу посредством клипс, которые в свою очередь притягиваются к внутренней оболочке лепестковыми заклёпками.

    Рис. 4. Сегмент:

    1 – платок (материал «Виниплан 4126»); 2 – язычок (материал «Виниплан 4126»); 3 – накладка (ткань «Арктик»)

    Такое крепление сегментов юбки не намного превышает время замены вышедшего из строя элемента гибкого ограждения, по сравнению с предыдущей конструкцией, когда каждый крепился по отдельности. Но как показала практика, юбка оказывается работоспособной даже при выходе из строя до 10% сегментов и частой замены их и не требуется.

    Рис.5 Схеммы крепления баллона и сегментов к оболочкам корпуса:

    1 – наружная оболочка корпуса; 2 – внутренняя оболочка корпуса; 3- накладка (стеклопластик) 4 — планка (дюралюминий, полоса 30х2); 5 – шуруп-саморез; 6 – ликтрос баллона; 7 – пластмассовый болт; 8 – баллон; 9 – фартук баллона; 10 – сегмент; 11 – шнуровка; 12 – клипса; 13-хомут(пластмассовый); 14-трос d2,5; 15-вытяжнаязаклёпка; 16-люверс

    Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастного воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии.

    Двигатель – РМЗ-500 (аналог «Ротакс 503») от снегохода «Тайга». Выпускается ОАО «Русская механика» по лицензии австрийской фирмы Rotax. Мотор двухтактный, с лепестковым впускным клапаном и принудительным воздушным охлаждением. Зарекомендовал себя как надёжный, достаточно мощный (около 50 л.с.) и не тяжёлый (около 37 кг), а главное -сравнительно недорогой агрегат. Топливо – бензин марки АИ-92 в смеси с маслом для двухтактных двигателей (например, отечественное МГД-14М). Средний расход топлива – 9 – 10 л/ч. Смонтирован двигатель в кормовой части аппарата, на мотораме, прикреплённой к днищу корпуса (а точнее -к подмоторной деревянной плите). Моторама стала выше. Это сделано для удобства очистки кормовой части кокпита от снега и льда, которые попадают туда через борта и скапливаются там, и замерзают при остановке.

    Рис. 6. Трансмиссия и узлы крепления винтомоторной установки:

    1 – выходной вал двигателя; 2 – ведущий зубчатый шкив (32 зуба); 3 – зубчатый ремень; 4 – ведомый зубчатый шкив; 5 – гайка М20 крепления оси; 6 – дистанционные втулки (3 шт.); 7 – подшипник (2 шт.); 8 – ось; 9 – втулка винта; 10 – задняя подкосная опора; 11 – передняя надмоторная опора; 12 — передняя подкосная опора-двунога (на чертеже не показана, см. фото); 13 – наружная щёчка; 14 – внутренняя щёчка

    Воздушный винт – шестилопастный, фиксированного шага, диаметром 900 мм. (Была попытка установить два пятилопастных соосных винта, но она оказалась неудачной). Втулка винта -дюралюминиевая, литая. Лопасти – стеклопластиковые, с напылением гелькоутом. Ось втулки винта была удлинена, хотя на ней остались прежние подшипники 6304. Смонтирована ось на стойке над двигателем и закреплена здесь двумя распорками: двухлучевой – спереди и трёхлучевой – сзади. Перед винтом расположена сетчатая решётка ограждения, а сзади – перья воздушного руля.

    Передача крутящего момента (вращения) с выходного вала двигателя на втулку воздушного винта осуществляется через зубчатый ремень с передаточным отношением 1:2,25 (ведущий шкив имеет 32 зуба, а ведомый – 72).

    Воздушный поток от винта распределён перегородкой в кольцевом канале на две неравные части (примерно 1:3). Меньшая его часть идёт под днище корпуса на создание воздушной подушки, а большая – на образование пропульсивной силы (тяги) для передвижения. Несколько слов об особенностях вождения амфибии, конкретно – о начале движения. При работе двигателя на холостом ходу аппарат остаётся неподвижным. При увеличении числа его оборотов, амфибия сначала приподнимается над опорной поверхностью, а затем начинает движение вперёд при оборотах от 3200 – 3500 в минуту. В этот момент важно, особенно при трогании с грунта, чтобы пилот сначала приподнял заднюю часть аппарата: тогда кормовые сегменты ни за что не зацепятся, а передние проскользят по неровностям и препятствиям.

    Рис. 7. Подмоторная рама:

    1 – основание (стальной лист s6, 2 шт.); 2 – портальная стойка (стальной лист s4,2 шт.); 3 – перемычка (стальной лист s10, 2 шт.)

    Управление «Аэроджипом» (изменение направления движения) осуществляется аэродинамическими рулями направления, закреплёнными шарнирно за кольцевым каналом. Отклонение руля производится посредством двухплечего рычага (руля мотоциклетного типа) через итальянский боуденовский трос, идущий к одной из плоскостей аэродинамического руля. Другая плоскость соединена с первой жёсткой тягой. На левой рукоятке рычага закреплена манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора или «курок» от снегохода «Тайга».

    Рис. 8. Схема рулевого управления:

    1 – руль; 2 – боуденовский трос; 3 – узел крепления оплётки к корпусу (2 шт.); 4 – боуденовская оплётка троса; 5 – рулевая панель; 6 – рычаг; 7 – тяга (качалка условно не показана); 8 – подшипник (4 шт.)

    Торможение осуществляется «сбросом газа». При этом пропадает воздушная подушка и аппарат корпусом ложится на воду (или лыжами – на снег или грунт) и останавливается за счёт трения.

    Электрооборудование и приборы. Аппарат снабжён аккумуляторной батареей, тахометром со счётчиком моточасов, вольтметром, индикатором температуры головки двигателя, галогенными фарами, кнопкой и чекой выключения зажигания на руле и др. Двигатель запускается электростартёром. Возможна установка любых других приборов.

    Амфибийный катер получил название «Рыбак-360». Он прошёл ходовые испытания на Волге: в 2010 г. на слёте компании «Велход» в посёлке Эммаус под Тверью, в Нижнем Новгороде. Участвовал по просьбе Москомспорта в показательных выступлениях на празднике, посвящённом дню ВМФ в Москве на Гребном канале.

    Технические данные «Аэроамфибии»:

    Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастного воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии.

    Судно на воздушной подушке (СВП)

    Доброго всем времени суток. Хочу Вам представить на суд свою модель СВП сделанную за месяц. Сразу извинюсь, в введении не совсем то фото, но тоже относящееся к этой статье. Интрига.

    Отступление

    Доброго всем времени суток. Хочу начать с того, как я увлекся радио моделированием. Чуть больше года назад, на пятилетие ребенку подарил катер на воздушной подушке

    Все было ничего, заряжали, катались до определенного момента. Пока сын, уединившись в своей комнате с игрушкой, решил засунуть антенну от пульта в пропеллер и включить его. Пропеллер разлетелся на мелкие кусочки, наказывать не стал, так как ребенок сам был в расстройстве, все игрушка испорчена.

    Зная, что у нас в городе есть магазин «Мир Хобби» я поехал туда, а куда еще! Нужного (старый был 100мм) пропеллера у них не было, а самый маленький, который был это 6’x 4’ в количестве двух штук, прямого и обратного вращения. Делать нечего взял, что есть. Обрезав их под нужный размер, установил на игрушку, но тяга была уже не та. А еще через неделю у нас проводились судомодельные соревнования на которых мы с сыном тоже присутствовали в качестве зрителей. И все, вот и загорелась та искорка и тяга к моделированию и полетам. После чего я познакомился с данным сайтом parkflyer.ru заказал детали для первого самолета. Правда, до этого допустил небольшую ошибку, купив пульт в магазине за 3500, а не ПФ аналогичный пульт в районе 900+доставка. В ожидании посылки из Китая, летал на симуляторе через аудио шнурок.

    За год было построено четыре самолета:

    1. Бутербродный Mustang P-51D, размах-900мм. (разбит в первом полете, оборудование снято),
    2. Cessna 182 из потолочки и пенополистерола, размах-1020мм. ( битый, перебитый, но живой, оборудование снято)
    3. Самолет “Дон-Кихот” из потолочки и пенополистерола, размах-1500мм. (три раза разбитый, два крыла переклеено, сейчас на нем летаю)
    4. Extra 300 из потолочки, размах-800мм (разбита, ждет ремонта)
    5. Построен аэроглиссер “Патрульный”

    Так как меня всегда влекла вода, корабли, катера и все что с ними связано, решил построить СВП. Покопавшись в интернете, я нашёл сайт model-hovercraft.com и статью о постройке СВП Griffon 2000TD.

    Процесс постройки:

    Изначально корпус сделал из фанеры 4мм, все выпилил, склеил и после взвешивания отказался от идеи с фанерой (вес составил 2.600 кг.), а еще планировалось обклеить стеклотканью, плюс электроника.

    Корпус было решено делать из пенополистерола (утеплитель, далее пеноплекс) обклеенного стеклотканью. Лист пеноплекса толщиной 20мм был распущен пена резкой на два по10мм.

    Вырезан и склеен корпус, после чего обклеен стеклотканью (1м. кв., эпоксидки 750гр.)

    Надстройки тоже были сделаны из пеноплекса распущенного по 5мм, перед покраской прошёл все поверхности и детали из пены эпоксидной смолой, после чего покрасил все акриловой аэрозольной краской. Правда, в нескольких местах чуть подъело пеноплекс, но не критично.

    Материалом для гибкого ограждения (далее ЮБКА) сперва была выбрана прорезиненная ткань (клеёнка из аптеки). Но опят же из-за большого веса была замене на плотную водоотталкивающую ткань. По выкройкам была вырезана и сшита юбка для будущего СВП.

    Юбка и корпус между собой были склеены клеем UHU Por. Поставил мотор с регулятором от “Патрульного” и провел испытания юбки, результат порадовал. Подъем корпуса СВП от пола составляет 70-80мм,

    проверил способность хода на ковролине и на линолеуме, результатом остался доволен.

    Ограждение-диффузор основного пропеллера сделал из пеноплекса оклеенного стеклотканью. Руль направления был сделан из линейки, бамбуковых шпажек склеенных Poxipol-ом.

    Также использовались все подручные средства: линейки 50 см, бальза 2-4мм, бамбуковые шпажки, зубочистки, медная проволока 16кв, нитки скотч и т.п. Сделаны мелкие детали (петли люков, ручки, поручни, прожектор, якорь, ящик для якорного линя, контейнер спасательного плота на подставке, мачта, радар, поводки дворников с дворниками) для более детализирования модели.

    Читайте также:  Платная рыбалка зимой в Подмосковье - ловля форели

    Стойка для основного мотора также сделана из линейки и бальзы.

    На судне были сделаны ходовые огни. В мачту были установлены белый светодиод и красный мигающий, так как желтый не нашел. По бокам рубки установлены красный и зеленый ходовые огни в специально сделанных для них корпусах.

    Управление питанием освещения осуществляется через тумблер включаемым серво машинкой HXT900

    Отдельно был собран и установлен блок реверса тягового двигателя, с использованием двух концевых выключателей и одной серво машинки HXT900

    Очень много фотографий в первой части видео.

    Ходовые испытания проводил в три этапа.

    Первый этап, обкатка по квартире, но из-за немалых размеров судна (0.5 м.кв.) не очень, то и удобно кататься по комнатам. Особых вопросов не возникло, все прошло в штатном режиме.

    Второй этап, ходовые испытания на суше. Погода ясная, температура +2. +4,ветер боковой поперек дороги 8-10м/с порывами до 12-14м/с, поверхность асфальтовая сухая. При развороте по ветру очень сильно заносит модель (не хватало полосы). Зато при развороте против ветра вполне все предсказуемо. Обладает хорошей прямолинейностью хода с небольшим тримированием руля влево. После 8 минут эксплуатации по асфальту следов износа на юбке не обнаружено. Но всё-таки не для асфальта он строился. Очень сильно пылит из-под себя.

    Третий этап, самый интересный на мой взгляд. Испытания на воде. Погода: ясно, температура 0. +2,ветер 4-6м/с, водоём с небольшими зарослям травы. Для удобства ведения видеосъемки перекинул канал с ch1 на ch4. На старт, оторвавшись от воды, судно с легкостью пошло над водной гладью, немного волнуя пруд. Рулиться довольно уверенно, хотя, на мой взгляд, рули надо сделать пошире (использовалась ширина линейки 50см). Брызги воды даже до середины юбки не долетают. Несколько раз наезжал на траву, растущую из-под воды, препятствие преодолел без труда, хотя на суше в траве завяз.

    Четвертый этап, снег и лед. Осталось только дождаться снега и льда, чтобы завершить данный этап с полна. Думаю, по снегу можно будет достичь максимальной скорости на данной модели.

    Компоненты, используемые в модели:

    1. Передатчик Turnigy 9X (Mode2 – газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов) – 1комплект
    2. Бесколлекторный двигатель Turnigy L2205-1350 (нагнетательный мотор) -1шт.
    3. Регулятор для бесколлекторных двигателей Turnigy AE-25A (для нагнетательного мотора) -1шт.
    4. Мотор бесколлекторный TURNIGY XP D2826-10 1400kv (маршевый двигатель)-1шт
    5. Регулятор скорости TURNIGY Plush 30А (для маршевого двигателя) -1шт.
    6. Поли композитный винт JXF 7×4 / 178 x 102 мм -2шт.
    7. Аккумулятор ZIPPY Flightmax 1500mAh 3S1P 20C -2 шт.
    8. Бортовой сигнализатор разряда аккумулятора (2S-4S) -2шт.
    9. HXT900 9-граммовая микро-сервомашинка (управление реверсом и ходовыми огнями)-2шт.
    10. Сервомашинка HXT 5010, 6.9кг / 39.2г / 0.16с, с двумя подшипниками (руль направления)-1шт.

    Как придет зависшая посылка, поменяют маршевый двигатель, на такой.

    И пропеллер, на такой специально заказывал для этого СВП

    Подключение элементов к приемнику:

    Ch 3-газ маршевого двигателя

    Ch 4-руль направления (сперва было Ch 1)

    Ch 5-ходовые огни (тумблер слева с торца)

    Ch 6-реверс маршевого двигателя (тумблер справа с торца)

    Ch 7-мотор нагнетания (крутилка слева сверху)

    Техническая характеристика:

    Длина корпуса: 1060мм.

    Общая длина: 1150мм.

    Ширина корпуса: 500мм.

    Общая ширина: 600мм.

    Высота по мачте min: 320мм.

    Высота по мачте мах: 400мм.

    Высота от поверхности до днища: 70-80мм

    Полное водоизмещение: 2450гр. (с аккумулятором 1500 mAh 3 S 1 P 20 C -2шт.).

    Запас хода: 7-8мин. (с аккумулятором 1500 mAh 3S1 P 20 C, на маршевом двигателе просел раньше, чем на нагнетательном).

    Видео отчет о постройке и испытаниях:

    Часть первая – этапы постройки.

    Часть вторая – испытания

    Часть третья – ходовые испытания

    Еще несколько фотографий:

    Вывод

    Модель СВП получилась, легкой в управлении, с неплохим запасом мощности, боится бокового сильного ветра, но справиться можно (требует активного руления), идеальной средой для модели считаю водоём и заснеженные просторы. Не хватает емкости аккумулятора (3S 1500mA/h).

    Отвечу на все интересующие вопросы по данной модели.


    Часть первая – этапы постройки.

    Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке

    В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2016» предприятия отечественной оборонной промышленности демонстрировали различные разработки того или иного назначения. Среди прочих экспонатов специалистам и посетителям выставки показали некоторые перспективные образцы техники для инженерных войск. Одним из самых интересных элементов этой части выставки стал новейший амфибийный инженерный разведывательный катер ИРК.

    Проект перспективного амфибийного катера ИРК был разработан инженерами Центрального конструкторского бюро «Нептун» (г. Санкт-Петербург) в интересах инженерных войск вооруженных сил. Основной сферой деятельности этого конструкторского бюро является разработка катеров и легких судов различных классов, в том числе использующих воздушную подушку. За время своей работы ЦКБ «Нептун» предложило большое количество проектов гражданского и военного назначения. Теперь на основе накопленного опыта был разработан новый проект, целью которого является обновление парка техники инженерных войск.

    По имеющимся данным, работы над проектом катера ИРК стартовали в 2014 году. Впервые в отечественной практике было предложено оснастить инженерные войска катером на воздушной подушке, способным решать различные задачи по изучению и разведки местности. В настоящее время инженерная разведка водных преград осуществляется при помощи надувных лодок и т.п. легкой техники. Существующие лодки и катера позволяют решать основные задачи, однако имеют некоторые ограничения, касающиеся мобильности. В частности, они могут передвигаться только по открытым водоемам, тогда как берег или покрытые льдом участки недоступны для них. Для значительного повышения мобильности инженеров-разведчиков и расширения круга решаемых задач было предложено разработать новый катер с амфибийными возможностями.

    Первый результат работ по новому проекту впервые был показан публике в ходе прошлогодней выставки «Инженерный салон-2015». В мае 2015 года на базе войсковой части инженерных войск в г. Кстово (Нижегородская область) состоялась выставка, посвященная существующим и перспективным системам различного назначения. В ходе этого мероприятия ЦКБ «Нептун» продемонстрировало опытный образец перспективного инженерного разведывательного катера на воздушной подушке.

    По информации разработчика, новый амфибийный катер предназначен для ведения круглосуточной инженерной разведки водных преград и местности. Целью подобных работ является обеспечение боевых действий войск, а также развертывания переправ и т.д. Кроме того, катер имеет возможность перевозить личный состав или различное имущество, прежде всего разведывательную группу со специальным оборудованием. Отмечалось, что в конструкции катера используются некоторые идеи, направленные на сокращение транспортных габаритов. В транспортном положении разведывательный катер-амфибия может перевозиться по автомобильным дорогам без создания помех другим участникам движения.

    На выставочной площадке присутствовал опытный образец новой техники, что позволяло определить основные особенности конструкции и оценить успешность предложенных идей.

    Инженерный разведывательный катер, показанный в прошлом году, получил корпус оригинальной конструкции. Агрегат сравнительно малой толщины, служащий основой для установки всех прочих узлов, был выполнен в виде трех отдельных секций. Центральная секция выполняла функции основы корпуса, а бортовые элементы предлагалось делать складываемыми. При переведении катера в транспортное положение бортовые секции должны были подниматься в вертикальное положение, уменьшая поперечный габарит всего катера. Перед спуском на воду предлагалось осуществлять раскладывание секций. К нижней поверхности всех трех элементов корпуса крепилось гибкое резиновое ограждение-юбка, необходимое для создания воздушной подушки.

    На носовой части катера находилась небольшая площадка, пригодная для использования в различных целях. Для обеспечения безопасности экипажа, находящегося на ней, площадка получила жесткое ограждение с креплениями для спасательного круга. Также на площадке предусматривались кнехты для якорного каната. Позади нее находился широкий и длинный кожух небольшой высоты, вмещающий некоторые агрегаты. Позади кожуха разместили сравнительно крупную рубку для экипажа. Она получила лобовую часть, состоящую из трех основных деталей с остеклением и небольшой крыши. С лобовой частью соединялись борта небольшой длины. По-видимому, для сокращения веса конструкции катер не получил сплошных бортов рубки. Из-за этого сбоку от мест экипажа находились только небольшие передняя и задние металлические секции. Пространство между ними предлагалось закрывать легкими тканевыми тентами с прозрачными вставками. Корма корпуса катера отдавалась под элементы силовой установки, в том числе воздушный винт в кольцевом канале.

    Внутри рубки должны были располагаться члены экипажа. Кроме того, там предусматривались места для перевозки специального оборудования, необходимого для ведения разведки. Для самообороны предлагалось использовать пулемет ПК, установленный на шкворневой установке над лобовой частью рубки.

    В ходе военно-технического форума «Армия-2016» ЦКБ «Нептун» представило новый вариант инженерного разведывательного катера под обозначением ИРК. Внешний вид этого катера явно показывал, что за прошедшее время более ранний проект претерпел самые серьезные изменения, результатом чего стало появление новой конструкции с улучшенными параметрами. Была изменена компоновка основных агрегатов, переработана конструкция корпуса, а также, вероятно, внесены коррективы в состав оборудования и другие особенности проекта.

    В обновленном проекте сохранилась архитектура корпуса на основе трех секций, однако размеры бортовых устройств заметно сократились. При этом, как и ранее, для уменьшения габаритов катера в транспортном положении, они могут подниматься в вертикальное положение и фиксироваться в нем. По периметру трехсекционного корпуса, как и ранее, крепится резиновое ограждение.

    Модернизированный катер получил новую компоновку основных элементов конструкции, которая должна оказать положительное влияние на технические и эксплуатационные характеристики. Так, носовая часть корпуса теперь отдана под размещение рубки экипажа и отсека для перевозки некоторого имущества. Рубка занимает примерно половину общей длины корпуса, а за ней размещаются элементы силовой установки, воздушные винты и прочее оборудование. При этом, как и в предыдущем проекте, корпус рубки разделен на две отдельные части, промежуток между которыми может быть перекрыт соответствующим тентом.

    Для размещения экипажа новым проектом ИРК предлагается рубка обновленной конструкции, состоящей из двух основных элементов. Непосредственно в носовой части корпуса закрепляется агрегат характерной граненой формы, образованной несколькими прямыми панелями. Передний отсек агрегата имеет меньшую высоту и имеет люк в верхней панели. Более высокая задняя часть, в свою очередь, является носовым участком рубки. Для наблюдения за окружающим пространством носовая часть рубки получает остекление большой площади. Кроме того, отсутствие части крыши позволяет вести наблюдение «через борт», в том числе используя оптические системы. С кормы рубка ограничивается вертикальной стенкой с креплениями для тента.

    В передней части рубки предусматриваются рабочие места двух членов экипажа. У левого борта размещается командирский пульт, у правого – пост управления. Управление движением катера предлагается осуществлять при помощи штурвала и набора рычагов, а для контроля за работой систем имеется жидкокристаллический дисплей. На месте командира располагается аналогичный экран с пультом управления. Также рядом с местами экипажа в рубке находятся несколько ящиков для хранения различного имущества.

    Кормовая часть корпуса катера-амфибии ИРК отдается под размещение силовых агрегатов. Непосредственно на корпусе помещаются несколько прямоугольных кожухов, вмещающих некоторые элементы силовой установки. Перед ними помещаются цилиндрические отсеки, вероятно, вмещающие компрессоры для поддержания воздушной подушки. Для движения катер должен использовать единственный шестилопастной маршевый винт, помещенный в кормовой части и заключенный в кольцевом канале. Управление в движении предлагается осуществлять при помощи трех вертикальных и одного горизонтального руля, помещенных позади винта.

    Представленный на недавней выставке образец катера ИРК получил достаточно простое вооружение, необходимое для самообороны. На крыше переднего отсека рубки была установлена несложная конструкция с креплениями для стрелкового оружия. Выставочный образец катера был вооружен ручным пулеметом РПК-74. Также возможно применение другого оружия схожего класса.

    Для ведения инженерной разведки водоемов и берега катер нового типа должен использовать различное специальное оборудование. В частности, ИРК комплектуется современным гидроакустическим комплексом неуказанного типа, при помощи которого может осуществляться обследование состояния водоема, его дна, берегов и т.д. Также возможно использование перевозимого комплекса инженерной разведки, средств визуального наблюдения и другого оборудования, необходимого разведчикам инженерных войск для решения поставленных задач.

    В рабочем положении, при наполненном ограждении и функционирующей воздушной подушке, катер нового типа имеет длину 7,8 м, ширину – 3,1 м. Высота катера с учетом воздушной подушки – около 3 м. При спущенной воздушной подушке общая высота сокращается до 2,5 м. Катер может брать на борт полезную нагрузку массой до 900 кг. Также имеется возможность перевозки пяти человек, включая экипаж. Используемые силовая установка и движитель могут разгонять катер до скорости 60 км/ч как на воде, так и на суше. Дальность хода – до 250 км. Имеется возможность непрерывной работы в течение двух суток.

    Транспортировка инженерного разведывательного катера должна осуществляться при помощи грузового автомобиля КамАЗ-63501 или иной схожей машины, а также комплекта специальных систем в виде колесного полуприцепа и некоторого другого оснащения. Конструкция самого катера и средств транспортировки позволяет перевозить его по дорогам общего пользования без каких-либо особых мер.

    В обновленном виде перспективный катер-амфибия ИРК может представлять большой интерес для инженерных войск. В ряде ситуаций, таких как подготовка переправ различных типов и т.д., инженерные войска нуждаются в данных о параметрах и состоянии водной преграды, а также о наличии подходов к ней, их расположении и других особенностях. В настоящее время разведка подобного рода осуществляется при помощи надувных моторных лодок и иной техники схожего типа. Легкие суда «традиционной» конструкции имеют определенные недостатки в виде возможности перемещения только по воде. В новом проекте ИРК эта проблема была решена при помощи использования воздушной подушки.

    Читайте также:  Как и когда ловить окуня

    Разведывательный катер на воздушной подушке, в отличие от другой техники, имеет возможность перемещения по водоемам вне зависимости от времени года и метеоусловий. Благодаря этому разведчики получают возможность буквально лететь над водой или надо льдом. Кроме того, появляется возможность выхода на некрутой берег для обследования его состояния и поиска возможных подходов к водной преграде. Также высокие ходовые характеристики перспективного катера могут использоваться в транспортных целях, например, для высадки группы инженеров-разведчиков на нужном участке, расположенном на некотором удалении от береговой линии. Не исключается и решение иных задач транспортного характера.

    За счет сохранения габаритов и веса катера в приемлемых пределах эксплуатант подобной техники получает возможность быстрой и не связанной с какими-либо проблемами переброски ИРК в нужный район, где он самостоятельно может приступать к решению поставленных задач. С точки зрения габаритов перспективный катер-амфибия почти не отличается от другой техники аналогичного назначения, используемой инженерными войсками.

    С весны прошлого года ЦКБ «Нептун» успело представить на выставках два прототипа перспективного инженерного разведывательного катера. Как показывает внешний вид двух выставочных образцов, в 2015-16 годах конструкторы-судостроители самым серьезным образом доработали исходную конструкцию, результатом чего стало появление катера ИРК с обновленным обликом и, возможно, повышенными характеристиками. В будущем развитие существующего проекта может продолжиться. Так, в контексте тематики катеров-амфибий для инженерных войск уже фигурируют рисунки, изображающие подобную технику пока не существующих типов. Вполне возможно, что дальнейшее развитие уже разработанных проектов приведет к появлению новых версий разведывательных катеров на воздушной подушке.

    Точные перспективы двух проектов инженерного разведывательного катера, разработанных ЦКБ «Нептун» и представленных на нескольких выставках последнего времени, пока неизвестны. В существующем виде эта техника представляет определенный интерес с технической и эксплуатационной точки зрения. Принятие катера ИРК на вооружение позволит повысить эффективность инженерной разведки в сравнении с работами, осуществляющимися при помощи состоящих на вооружении образцов техники. Тем не менее, пока информация об интересе, проявляемом военным ведомством к проекту ИРК, отсутствует. Точно так же нельзя говорить и о реальных перспективах разработки. Возможно, она будет принята на вооружение и поставлена в серию, однако даже примерные сроки этого еще не определены.

    По материалам сайтов:
    http://neptun-ckb.ru/
    http://vestnik-rm.ru/
    https://portal.rusarmyexpo.ru/
    http://otvaga2004.ru/
    http://sdelanounas.ru/

    Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Инженерный разведывательный катер, показанный в прошлом году, получил корпус оригинальной конструкции. Агрегат сравнительно малой толщины, служащий основой для установки всех прочих узлов, был выполнен в виде трех отдельных секций. Центральная секция выполняла функции основы корпуса, а бортовые элементы предлагалось делать складываемыми. При переведении катера в транспортное положение бортовые секции должны были подниматься в вертикальное положение, уменьшая поперечный габарит всего катера. Перед спуском на воду предлагалось осуществлять раскладывание секций. К нижней поверхности всех трех элементов корпуса крепилось гибкое резиновое ограждение-юбка, необходимое для создания воздушной подушки.

    Судно на воздушной подушке своими руками: фото, видео

    Самодельное судно на воздушной подушке которое может передвигаться по суше, воде, по льду и глубокому снегу: фото постройки с описанием, а также видео испытаний вездехода на воздушной подушке.

    Технические характеристики транспортного средства:

    • Длинна – 3,4 м.
    • Ширина – 1,8 м.
    • Высота – 1,3 м.
    • Масса – 150 кг.

    Двигатель – «Lifan» мощностью 15 л. с.

    Установка винтомоторная – диаметр 0,9 м.

    Винт — «Hascon wing».

    Грузоподъёмность судна — 250 кг.

    Судно может парить над поверхностью на высоте 17 см.


    Судно может парить над поверхностью на высоте 17 см.


    СВП скегового типа, проект А48 Фото: wikimedia.org

    В камерных СВП воздух нагнетается под куполообразное днище и свободно вытекает по его периметру. В сопловых судах воздушная подушка ограждается воздушной завесой, которую создают сопла по периметру днища. С изобретением «юбки» − мягкого ограждения для воздушной подушки – этот тип СВП стал самым распространенным. Минусом амфибий является их сравнительно плохая управляемость, связанная с отсутствием контакта с водой. При сильном ветре скорость судна падает, и его может просто сдуть с курса.

    В камерных СВП воздух нагнетается под куполообразное днище и свободно вытекает по его периметру. В сопловых судах воздушная подушка ограждается воздушной завесой, которую создают сопла по периметру днища. С изобретением «юбки» − мягкого ограждения для воздушной подушки – этот тип СВП стал самым распространенным. Минусом амфибий является их сравнительно плохая управляемость, связанная с отсутствием контакта с водой. При сильном ветре скорость судна падает, и его может просто сдуть с курса.

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Recent Entries
    • Archive
    • Friends
    • Profile
    • Memories

    11 марта 1939 года приказом наркома судостроительной промышленности И.Ф. Тевосяна профессор Левков был назначен начальником и главным конструктором нового ЦКБ-I, а производственной базой для строительства летающих катеров стал завод №445 (бывший планерный) в Тушино, под Москвой.

    Развитие российских катеров

    Развитие российских катеров можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап начинается с 1937 по 1940 годы с проектирования катеров серии «Л» инженером Левковым. К сожалению, вес построенные и испытанные корабли не выдержали суровых боевых условий войны 1940-1945 года, и были уничтожены.

    Важным этапом развития судов является конструкторская идея английского профессора Коккерела, который предложил в 1955 г. нагнетать воздух с помощью сопел. В дальнейшем основные сконструированные суда основывались на его изобретении.

    Ведущее судостроительное бюро «Алмаз» стало главным местом развития советских катеров с воздушной подушкой. Первым серийным катером организации, который был создан в 1969 году, стал десантный штурмовик «Скат». Далее он стал основой для модификаций «Мурена» и «Омар». В следующие годы был создан десантный катер «Кальмар».

    В 1988 году был создан быстроходный самый большой катер в мире «Зубр» с грузоподъёмностью в 150 тонн.

    Все технологии, применяемые в строительстве военных судов, были учтены и в гражданских катерах. Но в дальнейшем, проанализировав весь предыдущий опыт создания плавательных средств, конструкторы пришли к выводу, что проект убыточен. И было решено использовать более экономичные дизельные двигатели.

    Десантный катер проекта 1205 «Скат» – первый серийный проект конструкторского бюро «Алмаз». Судно рассчитано на перевозку 40 солдат. Длина корабля – 21,4 метра, ширина – 7,3 метра, а осадка – 50 сантиметров. На «Скате» установлено две газовые турбины ТВД-10М и одна ТДВ-10. Катер развивает скорость до 49 узлов. Дальность плавания составляет 200 миль. Экипаж корабля – 4 человека. Десантный катер вооружен четырьмя 30-мм гранатомета БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Также на борту установлено радиолокационное оборудование «Кивач-1».

    Самостоятельное изготовление СВП

    Почему возникает желание изготовить судно на воздушной подушке своими руками? Причин несколько:

    1. Высокая стоимость ховеркрафтов, изготовленных промышленным способом. Заводская модель обойдется в 650−700 тысяч рублей, что является очень значительной суммой для большинства российских потребителей.
    2. Модельный ряд СВП, предлагаемый производителем, предназначен для представителей специальных служб, профессиональных охотников и рыболовов.
    3. Значительные материальные затраты на проведение технического обслуживания.

    Именно поэтому большого распространения СВП не получили. Действительно, в качестве дорогой игрушки можно приобрести квадроцикл или аэросани. Другой вариант — сделать лодку-автомобиль самостоятельно.

    Выбирая рабочую схему, необходимо определиться с конструкцией корпуса, оптимально соответствующей заданным техническим условиям. Заметим, СВП своими руками с чертежами сборки самодельных элементов создать вполне реально.

    Готовыми чертежами самодельных судов на воздушной подушке изобилуют специализированные ресурсы. Анализ практических испытаний показывает, что самым успешным вариантом, удовлетворяющим условиям, возникающим при движении по воде и грунту, являются подушки, сформированные камерным способом.


    Выбирая рабочую схему, необходимо определиться с конструкцией корпуса, оптимально соответствующей заданным техническим условиям. Заметим, СВП своими руками с чертежами сборки самодельных элементов создать вполне реально.

    Проект и чертежи катера на воздушной подушке

    Описание

    Катера производится только партиями под одного заказчика.
    Скоростной амфибийный катер на воздушной подушке Нептун 3 “Соболь” предназначен для перевозки 150 кг груза или до 2 пассажиров. Ховеркрафт относится к классу «спортивно-развлекательных» КВП и предназначен для получения удовольствия от быстрой езды по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег и скатыванием обратно. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 60 см и не сглаженные – до 20 см. Катер способен развивать скорость на воде около 70 км/ч.

    Корпус

    Корпус выполнен из стеклопластика. Конструктивно состоит из двух частей: наружного корпуса и палубы. Форма наружного корпуса – плоское днище с закругленными бортами по всему периметру.
    Прочность конструкции обеспечивается необходимой толщиной обшивки и дополнительными подреплениями.
    Ховеркрафт сохраняет плавучесть при выключеном двигателе за счет водонепроницаемого корпуса.

    Салон

    Салон ховеркрафта выполнен без надстройки. По центру, вдоль корпуса судна находится продольное сиденье с рундуком на котором размещается судоводитель и пассажир. Перед судоводителем установлено брызгозащитное ветровое стекло. По бортам ховеркрафта установлены продольные поручни. Ховеркрафт оснащается круговым огнем белого цвета и оранжевым проблесковым огнем.
    По отдельному заказу возможно изготовление надстройки со стеклопластиковой носовой частью и тентом в корме.

    Двигатель

    В качестве главного двигателя на ховеркрафт установлен один ROTAX-582, мощностью 64 л.с.
    Поршневой двигатель ROTAX 582 Model 99 – бензиновый, двухтактный, двухцилиндровый, с рядным расположением цилиндров, с жидкостной системой охлаждения, с вращающимся дисковым золотником управления впуском, с электронной дублированной системой зажигания, с карбюраторным смесеобразованием.
    Двигатель оборудован выхлопной системой резонансного типа.
    Система запуска двигателя может иметь ручной или(и) электрический стартер.
    Интегрированный 12-ти полюсный генератор обеспечивает работу системы зажигания двигателя и электросистемы аппарата.
    Для крепления к мотораме двигатель имеет четыре резьбовые шпильки на нижней части картера.
    Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, а также межремонтный ресурс — 300 моточасов.
    Гарантийный ресурс — 100 часов наработки или 6 месяцев с даты первого запуска, или 1 год с даты покупки.
    Для контроля за работой двигателей в панели управления установлены тахометр и датчик температуры ОЖ.
    Двигатель установлен в кормовой части корпуса перед винтом. На двигатель устанавливается одноступенчатый редуктор для понижения частоты вращения вала воздушного винта относительно частоты вращения коленчатого вала. Вращающий момент с редуктора передатся напрямую на винт.
    На ховеркрафте предусмотрен топливный бак 23 л. Расход топлива на максимальных оборотах составляет приблизительно 20 л/ч.

    Гибкое ограждение

    На ховеркрафте принята одноярусная схема гибкого ограждения со съемными элеменатми по всему периметру, без гибкого ресивера. Роль ресивера выполняет пространство между корпусом и палубой.
    Роль нагнетателя воздушной подушки играет секторный заборник воздуха за винтом. Каждую секунду в ВП подает воздух под давлением в ресивер, который через множество отверстий направляет его к съемным элементам. Далее воздух выходит через кромку между съемным элементом и поверхностью.
    Данная схема позволяет оставаться съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождении препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой не пытаясь сопротивляться ему.
    В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя фиксаторами. Замена проста и не требует специальных инструментов и навыков; осуществляется за 3-5 минут.
    Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения ховеркрафта даже при потере нескольких съемных элементов.
    Материал ГО – прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.

    Пропеллеры и нагнетатели ВП

    На ховеркрафте установлен один 12-ти лопастной винт фиксированного шага диаметром 850 мм в аэродинамической насадке. Материал лопастей – стеклопластик.
    За винтами на аэродинамических насадках устанолены блок воздушных рулей. Управление воздушными рулями осществляется за счет поворота руля мотоциклетного типа. Воздушные рули создают управляющий момент в районе носа.
    Изменение крена и диферента осуществляется за счет перемещения массы тела судоводителя.

    Прочее

    Ховеркрафт оснащается спасательными жилетами, приборами контроля двигателя, топливным баком, электростартером, глушителем выхлопных газов.

    Главные размерения

    Длина наибольшая по корпусу, м4.0
    Ширина наибольшая по корпусу, м2.0
    Высота подушки (клиренс), м0.2
    Пассажировместимость, чел.1-2
    Минимальный экипаж, чел.1
    Полезная нагрузка, т0.17
    Скорость эксплуатационнная (на воде), км/ч45
    Скорость максимальная (на воде), км/ч65
    Скорость эксплуатационная (на льду), км/ч50
    Запас топлива, л20
    Суммарный расход топлива, л/час20
    Автономность по запасам топлива, ч1
    Безопасная высота волны, м0.2
    НадзорностьГИМС, судно особой конструкции (СВП)

    Двигатель

    Тип двигателейДвухтактный двухцилиндровый ROTAX-582UL
    Мощность65 л.с. (48 кВт)
    Максимальные обороты6500 об/мин
    Рабочий объем580 куб.см
    Степень сжатия11.5:1
    Топливная системабензиновая, карбюраторная
    Удельный расход топлива425 г/кВтч
    Система охлажденияЖидкостная
    Масса сухого двигателя29.1 кг



    Описание

    Катера производится только партиями под одного заказчика.
    Скоростной амфибийный катер на воздушной подушке Нептун 3 “Соболь” предназначен для перевозки 150 кг груза или до 2 пассажиров. Ховеркрафт относится к классу «спортивно-развлекательных» КВП и предназначен для получения удовольствия от быстрой езды по водоемам в летнее или зимнее время, в том числе с кратковременным выходом на берег и скатыванием обратно. Катер способен преодолевать сглаженные уступы высотой до 60 см и не сглаженные – до 20 см. Катер способен развивать скорость на воде около 70 км/ч.

    Добавить комментарий