Как хранить катушки для рыбалки и как ухаживать за безынерционными катушками

Как хранить катушки для рыбалки и как ухаживать за безынерционными катушками

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).


1. Шпули и вкладыши.

2. Справа шпуля со специально отполированным бортом, слева – без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.


3. Фторопластовые нашпульники.

4. Снята шпуля.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить (рис.6).


5. Снята рукоятка.

6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.


7. Удаляется смазка с деталей главной передачи.

8. Удаляется смазка с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом.


9. Удаляется грязь из труднодоступных мест.

10. Чистый внутренний механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.


11. Наружное смазывание катушки.

12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7.

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.


13. Разобранный узел лесоукладывателя.

14. Чехол, катушка, запасные подшипники, инструменты для ремонта, тюбики со смазкой, спирт.

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто – ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины “нештатного поведения” катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, – едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, – конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Наиболее уязвимые узлы катушки

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше – тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.


15. Смазывание ролика лесоукладывателя.

16. Запасная возвратная пружина дужки лесоукладывателя.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и “выбираются” люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы – для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих – стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.


17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, – например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без “техухода” и два года. Как только “бархатный” ход пропал – пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Читайте также:  Ловля карася на боковой кивок и мормышку весной, летом

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:


После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).

1. Шпули и вкладыши.2. Справа шпуля со специально
отполированным бортом, слева –
без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

3. Фторопластовые нашпульники.4. Снята шпуля.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить (рис.6).

5. Снята рукоятка.6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

7. Удаляется смазка с деталей
главной передачи.
8. Удаляется смазка
с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом.

9. Удаляется грязь
из труднодоступных мест.
10. Чистый внутренний
механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.
12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя – через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7.

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

13. Разобранный узел
лесоукладывателя.
14. Чехол, катушка, запасные
подшипники, инструменты
для ремонта, тюбики со
смазкой, спирт.

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

Уход за рыболовными катушками

Современная катушка – это достаточно сложное устройство. Катушка не только помогает ловить рыбу проще и легче, но и требует свою обязательную порцию заботы, выражающуюся в постоянном и правильном уходе за ней. В настоящее время самой популярной разновидностью катушки является безынерционная как самая демократичная во всех отношениях – и ценовом, и эксплуатационном.

Для того, чтобы катушка служила долго и при этом не теряла своих эксплуатационных свойств, за ней нужно правильно ухаживать. Конечно, если это катушка для спиннинга, то она волей или неволей постоянно находится в работе, главное при этом – как следует зафиксировать ее катушкодержателе, чтобы не было даже намека на люфт. Если же катушка используется на обычной удочке, не важно, донной или поплавочной, то, кроме отсутствия люфтов, нужно следить и за тем, чтобы в катушку не попадал разный мусор, песок, влага, и чтобы не происходило ее соприкосновение с землей. Для этого используются самые разные подставки под удилища, ведь чем дальше от земли и воды располагается катушка, тем меньше вероятность попадания в нее разных посторонних частиц.

Такая подставка может быть как самой простой самодельной рогулькой, так и специализированным фирменным держателем, род-подом, подставкой или стойкой. Если все-таки катушка не убереглась от падения в воду или, того хуже, в прибрежную грязь, отчаиваться не стоит. Если катушка упала в воду, то нужно просто дать воде вытечь, просто отложив ее в сторону. Вращать ее не нужно. Дома ее нужно аккуратно разобрать, тщательно удалить оставшуюся влагу, просушить малодоступные места феном и заново смазать все подшипники. Ели же при падении в катушку попала не только вода, но и набился мусор, катушку нужно отложить, чтобы вытекла вода, при этом вращать ее нельзя, чтобы не повредить механизм. Дома пострадавшую катушку нужно разобрать, удалить влагу и посторонние частицы, при необходимости – промыть детали в бензине, собрать и смазать ее заново.

Даже если катушка эксплуатируется в идеальных условиях, техобслуживание ее все равно нужно проводить регулярно. Регулярность зависит от условий и частоты использования. Хорошая фирменная катушка без проблем прослужит лет пять, а то и больше. Если же в ее работе появились посторонние шумы вроде скрипа или ее ход стал тяжелым и неравномерным, то пришла пора делать ТО.

Для проведения ТО понадобится набор крестовых отверток, смазка, плоскогубцы, пинцет, бензин, тряпка и кисточка. Первым делом с катушки нужно снять ручку, затем шпулю. Затем со штыря нужно снять все звездочки и шайбочки, открутить гайку и винт, снять ротор. Для обслуживания внутреннего механизма катушки нужно снять крышку. Перед разборкой внутреннего механизма нужно не забыть сделать пометку в том месте, где пальчиковая шестеренка своими зубцами касается главной, чтобы потом правильно собрать все обратно. Дальше в катушке выкручивается винт, снимается шток и вынимается основная шестерня. Если катушка в хорошем состоянии, смазка не почернела и не набилась грязь, то дальше можно не разбирать, а аккуратно протереть тряпочкой, смазать и собрать обратно. Если смазка черная и грязная, то придется разобрать катушку до конца, промыть все детали бензином, просушить их, вычистить как следует корпус, собрать все обратно, предварительно как следует смазав каждую деталь. Сборка проводится в обратном порядке. Вычищенная и смазанная катушка должна иметь легкий ход без посторонних шумов.

Читайте также:  Как выглядит белый амур, фото рыбы

Для того, чтобы катушка служила как можно дольше, а ТО требовалось как можно реже, после каждой рыбалки катушку нужно снять с удилища, насухо вытереть, уложить в специальный чехол. Хранить катушку нужно при постоянной температуре, поэтому балкон для этой цели использовать не рекомендуется. Если же катушка фирменная у или есть сомнения в собственных силах, то разумнее будет отнести ее в специализированную мастерскую, где ей сделают полноценное ТО профессионалы.

Для того, чтобы катушка служила долго и при этом не теряла своих эксплуатационных свойств, за ней нужно правильно ухаживать. Конечно, если это катушка для спиннинга, то она волей или неволей постоянно находится в работе, главное при этом – как следует зафиксировать ее катушкодержателе, чтобы не было даже намека на люфт. Если же катушка используется на обычной удочке, не важно, донной или поплавочной, то, кроме отсутствия люфтов, нужно следить и за тем, чтобы в катушку не попадал разный мусор, песок, влага, и чтобы не происходило ее соприкосновение с землей. Для этого используются самые разные подставки под удилища, ведь чем дальше от земли и воды располагается катушка, тем меньше вероятность попадания в нее разных посторонних частиц.

Подставка для хранения спиннингов

Данный способ хранения позволит воздуху свободно циркулировать, а специальные подставки в которых каждая рукоять воткнута в свой отсек не дадут спиннингам деформироваться. Подставки бывают самых разных видов и различной вместимости.

При желании, подставка для хранения удилищ может быть изготовлена своими руками.


Зимнее хранение не отличается от описанных выше способов.

Чем смазывать катушки

Для экономии денег и времени многие рыбаки используют то что есть под рукой – солидол, моторное масло для автомобиля любой марки. Такая смазка поможет временно, а в некоторых случаях может даже навредить.

Смазочные материалы желательно использовать те, которые предназначены для обслуживания именно данной области, а именно – втулок, подшипников и шестерней.

Густые специализированные смазки для обслуживания подшипников и шестерней – плотная, вязкая смазка, не стекает с движущихся элементов, обеспечивая лучшую защиту от износа.

Жидкие смазки – для обслуживания валов и роторов.

Для разборки и сборки катушки нам понадобиться:

Уход за катушкой

В сравнении с инерционными катушками, безынерционки нуждаются в постоянном уходе и контроле за их техническим состоянием. Рекомендуется не менее одного раза в год, желательно перед открытием нового сезона, провести техническую профилактику механизма, которая заключается в очистке от загрязнений и смазывании шестерёнок и подшипников специальными смазочными материалами.

Смазки, предназначенные для ухода за катушками, лучше покупать в рыболовных магазинах. Не рекомендуется пользоваться автомобильными маслами и солидолом, так как они значительно отличаются по вязкости от требуемых для нежных деталей механизма смазывающих материалов и способны увеличить силы трения и привести к заклиниванию механизма и выходу его из строя.


Хотел бы представить рейтинг безынерционных катушек для спиннинга наиболее любимых у рыболовов, где можно выбрать недорогие, но в то же время качественные их варианты, и уже в зрелом рыбацком возрасте, с опытом, растратиться на элитарный аксессуар.

Преимущества безынерционных катушек

Приспособление для хранения лески, способствующее легкому ее выбросу без спутывания, находит широкое применение. Механизм становится неотъемлемой частью имущества рыболова благодаря преимуществам:

  • с помощью шпули происходит быстрая смена прикорма, увеличивается расстояние заброса, элемент удерживает массу кормушки;
  • устройство безынерционной катушки позволяет леске сбегать с торца в нужном направлении заброса, т. к. ось установлена параллельно удилищу;
  • нить выпускается строго в необходимом метраже для заброса, рыболову после окончания требуется только поворачивать лескоукладыватель, следя за попаданием струны на соответствующий ролик;
  • детали катушек из металла повышают надежность и продлевают срок службы;
  • катушки с бесконечным винтом при осуществлении периодического ухода служат долгое время;
  • допускается к применению леска различного диаметра.


Независимо от типа намотки витки должны ложиться равномерно, не пересекаться. При укладывании снасти у бортика оставляют 1 мм, чтобы не возникали запутывания и борозды. На правильность намотки влияет приобретенный опыт и материал нити. Мягкая плетенка или мононить чаще путается, чем жесткий жгут.

Варианты, как работает безынерционная катушка

Рассмотрим принципы, как работает безынерционная спиннинговая катушка. Во время закидывания леса скользит через боковую щечку стационарной шпули. Перед закидыванием снасти укладыватель лесы отщелкивается вбок, чтобы не мешать сходу нити.

После поворота скобы лесоукладывателя нить ложится на ролик, за счет которого и ведется правильная намотка на шпулю. Намотка осуществляется двумя способами:

  • виток к витку, правда, в этом случае верхние горизонты нередко проваливаются вниз, препятствуя высвобождению лесы в момент заброса;
  • крестообразное наматывание, минус которого – уменьшается лесоемкость шпули.

Принцип работы безынерционной катушки заключается в особом креплении шпули, осуществляется которое двумя вариантами: торцевой кнопкой на замке либо жестко. Жесткий монтаж предпочтительнее, так как имеется вероятность смены шпули.

Если неизбежна запредельная нагрузка на снасть при вываживании трофейных экземпляров, необходимо использовать фрикционный тормоз, который имеет регулировку. Регулировка может быть выполнена как в виде барашка на шпуле либо ручки, что более предпочтительно.

Переключатели существуют разнообразных видов – движковые либо флажковые – за счет них осуществляется работа безынерционной катушки, вернее, ее тормозного механизма. Наибольшее распространение получили движковые переключатели, которые находятся внизу либо сзади корпуса.

Любая катушка имеет собственный профиль намотки лесы, и для регулировки геометрии используются специальные шайбы, которые могут идти в комплекте. Если они отсутствуют, можно самостоятельно определиться, из чего сделать шайбу для безынерционной катушки. Важно помнить, что катушки с передним и задним фрикционом имеют различную регулировку.

Использование безынерционки начинается с момента намотки на нее плетеного шнура либо монофильной лески. Делается это следующим образом. Мясорубка крепится к удилищу, затем, начиная с вершинки, через кольца пропускается леса. Скоба лесоукладывателя откидывается, леса фиксируется на шпуле с помощью специального стопора либо самозатягивающимся узлом.

Катушки для рыбалки. Виды и характеристики рыболовных катушек

В начале своей истории, рыболовные катушки были предназначены только для удобного хранения запаса лески на удочке. Позже, они стали неотъемлемым элементом почти на всех удилищах и используются как при забросе, вываживании рыбы, так и для проводки приманки в толще воды (например, при ужении спиннингом).
Большинство катушек для рыбалки более или менее универсальны, и позволяют их использовать для различных видов ловли рыбы. Но мы, все же, постараемся рассмотреть виды катушек для рыбалки и их характеристики более подробно.

5.2 Расположение ручек мультипликатора

Мульты с правосторонним расположением рукояти подойдут для тех спиннингистов, которые имеют опыт пользования инерционными катушками, то есть, выполнив заброс правой рукой, нужно переложить бланк в левую руку и начать выполнение проводки. Почему расположение ручки так важно? Всё просто. Именно в момент смены рук может произойти долгожданная поклёвка и секундное замешательство все испортит.

Для любителей безынерционнок, можно свой выбор остановить на левостороннем размещении ручки, поскольку сделав заброс правой рукой, подмотка рыболовной лески будет производиться левой и перекладывать снасть не нужно.

Совет: при покупке мультипликаторной рыболовной катушки, в магазине протестируйте обе ручки.


Минимально допустимый диаметр и максимальная нагрузка говорят о том, что если использовать снасть мощнее, то катушка с такими параметрами может не выдержать. Также мощность катушки определяется по количеству оборотов барабана катушки за оборот ручки (передаточное число) и чем это число ниже, тем мощнее мульт и ниже скорость подмотки лески. Мощными катушками считаются те, у которых передаточное число не превышает отметки в 4,8 оборотов.

Из чего сделан корпус?

Как правило, для производства корпуса применяется три вида материала: металл, графит и всевозможные его производные, пластик. Алюминий и его сплавы применяются для того, чтобы корпус получился максимально прочным. Конечно, это сказывается на весе катушки. Графит – более современный материал, который позволяет получить необходимую прочность при меньшей массе. Пластик применяется в самых бюджетных моделях.


Механизм может быть червячного типа, который часто называют просто «червяк» или “бесконечный” винт. Второй вариант – планетарный механизм. Нельзя утверждать, какой из этих вариантов лучше или хуже, тут все зависит от предпочтений рыболова. Еще одна важная деталь, от которой во многом зависит комфорт ловли, – это рукоять. Как и сам корпус, она может быть выполнена из графита, металла или пластмассы. На конце рукояти есть специальный элемент – кноб. Перед покупкой загляните во взрыв-схему – если внутри него есть шариковый подшипник, то это большой плюс. Кноб может быть из резины, пластика, ЭВА и пробки. Форма может быть шаро- или Т-образной. Бывают и плоские кнобы у мелких моделей. Именно за кноб вы осуществляете вращение, поэтому выбирайте ту геометрию, которая способна обеспечить наиболее удобный хват.

Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.

Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.
Читайте также:  Виды зимних удочек: выбор и особенности конструкции

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.


Руководство по съедобной резине – экспертная аналитика и подробный разбор лучших брендов и моделей ароматизированных приманок.

Основные параметры

Сегодня на рынке представлено множество различных катушек. Далее описаны параметры, на которые нужно обращать внимание во время выбора: количество подшипников, передаточное число, размер и вес катушки, объем (вместимость) и тип шпули. Про все вышеперечисленные параметры можно узнать из надписей на изделии либо на упаковке.

Также есть много вспомогательных и дополнительных систем, однако они чаще всего не оказывают значительного влияния на результат ловли, хоть могут быть довольно удобными и полезными.

Основные параметры такие:

  • Передаточное число. Проще говоря, указывает отношение одного оборота рукояти к соответствующему количеству оборотов лескоукладывателя. Обозначено на изделии после надписи «Gear racio». Может колебаться от 1:3 до 1:7,6. Модели с меньшим передаточным числом применяются для ловли спиннингом. Так как в условиях ловли спиннингом более скоростные модели не позволят провести на медленном ходу приманку ровно и плавно. Скоростные же модели (более 1:6,2) эффективнее во время ловли на поплавок.
  • Количество подшипников. Количество подшипников указано в надписи, которая содержит слова «ball bearing». Их бывает от 0 до 17 штук. Они требуются для более плавной и устойчивой работы всех систем и механизмов. Чем количество больше, тем катушка вам дольше будет служить, при этом она и стоит дороже. Как правило, выбирают «золотую середину».
  • Вспомогательные системы Match Spool, Gyper Cast, Long Cast. Все данные названия можно найти на безынерционной катушке для дальних забросов. Эти системы, характеризующиеся вытянутой формой шпули, дают возможность выполнять сверхдальние забросы и без увеличения диаметра шпули наматывать тонкую леску. Нужно не забывать, чтобы сделать дальний заброс надо намотать леску почти до верхнего края шпули. А когда же вы используете тонкую леску на стандартной шпуле, то вам нужно будет сделать подмотку более толстой. Конструкция безынерционной шпули «Match Spool» даёт возможность этого избежать. Чем длиннее шпуля («Gyper Cast», «Long Cast»), тем меньше витков лески на ней находится, то есть, ниже её сопротивление при забросе.
  • Фрикцион. Необходим для предотвращения обрыва лески во время рывков, превышающих её допустимую разрывную нагрузку. В таком случае шпуля вращается, стравливая леску, пока нагрузка не снизится.
  • Противовибрационная система. «Dyna balance», «AVS» – когда вы увидели эти надписи на катушке, то знайте, что эта модель оборудована данной системой. Зачастую она используется одновременно с системой «Double Handle» – двойная рукоять. Обе системы требуются для снижения колебательных пространственных движений шпули (а, соответственно, и вибрации во время подмотки) во время её вращения. Помимо этого, система «Double Handle» служит для быстрого захвата ручки после заброса – она в любом своём положении становится «под руку».
  • Система нулевого обратного хода. С частым использованием «плетёных шнуров» и иных сверхпрочных волокон, рыбаки начали жаловаться на недолговечность катушек. Это объясняется тем, что любое изделие рассчитано на конкретную нагрузку, а когда у вас произошёл зацеп на «шнуре», у которого, при одинаковом диаметре с монофильной леской нагрузка на разрыв значительно больше, и подтягиваете при помощи спиннинга лодку к зацепу, то немудрено поломать катушку. Расчётная нагрузка указана на шпуле диаметром обычных лесок, а не шнуров. Желательно использовать леску, сечение которой предпоследнее из указанных на шпуле. В данном случае катушка будет вам служить максимально дольше. Когда вам всё-таки нужно использовать шнур, то выбирайте специальные или более мощные катушки.
  • «Quick Fire», «Speed cast», «Avto Cast». Данные надписи указывают на то, что катушка оборудована системой полуавтоматического заброса, которая представляет собой пластину для захвата лески и рычаг для отвода скобы лескоукладывателя. Заброс при помощи этой системы происходит таким образом: оттягивается на себя рычаг взвода, причём пластина захватывает леску, а скоба лескоукладывателя отходит в сторону. Удерживая рычаг, выполняется заброс. Рычаг отпускается одновременно с леской. Рычаг ставится в среднее положение, пластинка отпускает леску и приманка летит в необходимое место. Рычаг ставится в изначальное положение, закрывается на скобу лескоукладывателя. Система не сильно эффективная, в некоторых случаях, даже мешающая на рыбалке. Она не влияет на скорость заброса. Дополнительно появляются выступающие части, за которые цепляется леска. Катушка получается намного тяжелей. В момент заброса не чувствуется натяжения лески, так как её удерживает пластина, а не палец человека.

  • Передаточное число. Проще говоря, указывает отношение одного оборота рукояти к соответствующему количеству оборотов лескоукладывателя. Обозначено на изделии после надписи «Gear racio». Может колебаться от 1:3 до 1:7,6. Модели с меньшим передаточным числом применяются для ловли спиннингом. Так как в условиях ловли спиннингом более скоростные модели не позволят провести на медленном ходу приманку ровно и плавно. Скоростные же модели (более 1:6,2) эффективнее во время ловли на поплавок.
  • Количество подшипников. Количество подшипников указано в надписи, которая содержит слова «ball bearing». Их бывает от 0 до 17 штук. Они требуются для более плавной и устойчивой работы всех систем и механизмов. Чем количество больше, тем катушка вам дольше будет служить, при этом она и стоит дороже. Как правило, выбирают «золотую середину».
  • Вспомогательные системы Match Spool, Gyper Cast, Long Cast. Все данные названия можно найти на безынерционной катушке для дальних забросов. Эти системы, характеризующиеся вытянутой формой шпули, дают возможность выполнять сверхдальние забросы и без увеличения диаметра шпули наматывать тонкую леску. Нужно не забывать, чтобы сделать дальний заброс надо намотать леску почти до верхнего края шпули. А когда же вы используете тонкую леску на стандартной шпуле, то вам нужно будет сделать подмотку более толстой. Конструкция безынерционной шпули «Match Spool» даёт возможность этого избежать. Чем длиннее шпуля («Gyper Cast», «Long Cast»), тем меньше витков лески на ней находится, то есть, ниже её сопротивление при забросе.
  • Фрикцион. Необходим для предотвращения обрыва лески во время рывков, превышающих её допустимую разрывную нагрузку. В таком случае шпуля вращается, стравливая леску, пока нагрузка не снизится.
  • Противовибрационная система. «Dyna balance», «AVS» – когда вы увидели эти надписи на катушке, то знайте, что эта модель оборудована данной системой. Зачастую она используется одновременно с системой «Double Handle» – двойная рукоять. Обе системы требуются для снижения колебательных пространственных движений шпули (а, соответственно, и вибрации во время подмотки) во время её вращения. Помимо этого, система «Double Handle» служит для быстрого захвата ручки после заброса – она в любом своём положении становится «под руку».
  • Система нулевого обратного хода. С частым использованием «плетёных шнуров» и иных сверхпрочных волокон, рыбаки начали жаловаться на недолговечность катушек. Это объясняется тем, что любое изделие рассчитано на конкретную нагрузку, а когда у вас произошёл зацеп на «шнуре», у которого, при одинаковом диаметре с монофильной леской нагрузка на разрыв значительно больше, и подтягиваете при помощи спиннинга лодку к зацепу, то немудрено поломать катушку. Расчётная нагрузка указана на шпуле диаметром обычных лесок, а не шнуров. Желательно использовать леску, сечение которой предпоследнее из указанных на шпуле. В данном случае катушка будет вам служить максимально дольше. Когда вам всё-таки нужно использовать шнур, то выбирайте специальные или более мощные катушки.
  • «Quick Fire», «Speed cast», «Avto Cast». Данные надписи указывают на то, что катушка оборудована системой полуавтоматического заброса, которая представляет собой пластину для захвата лески и рычаг для отвода скобы лескоукладывателя. Заброс при помощи этой системы происходит таким образом: оттягивается на себя рычаг взвода, причём пластина захватывает леску, а скоба лескоукладывателя отходит в сторону. Удерживая рычаг, выполняется заброс. Рычаг отпускается одновременно с леской. Рычаг ставится в среднее положение, пластинка отпускает леску и приманка летит в необходимое место. Рычаг ставится в изначальное положение, закрывается на скобу лескоукладывателя. Система не сильно эффективная, в некоторых случаях, даже мешающая на рыбалке. Она не влияет на скорость заброса. Дополнительно появляются выступающие части, за которые цепляется леска. Катушка получается намного тяжелей. В момент заброса не чувствуется натяжения лески, так как её удерживает пластина, а не палец человека.

Поплавочные катушки и спиннинговые – в чем различие?

Применение поплавочных катушек актуально при рыбалке в стоячей воде – озере, ставке или водохранилище. Конструкция поплавочной удочки направлена на внимание рыбака, его сообразительность и, естественно, скорость реакции. Устройство разработано на мелкую ловлю, и не применяется на крупных водоемах с сильными течениями. По своей сути катушка для поплавочных удочек – это спиннинговая катушка, которая была адаптирована под поплавочные удочки. Итак, в чем же различия этих катушек?

Были выделены следующие аспекты классификации:

  • При использовании поплавочных катушек приманка и поплавок взаимодействуют непосредственно с удилищем. В случае спиннинга – вся чувствительность реакций перекладывается на устройство.
  • Спиннинг выбирают те рыбаки, кто приходит за серьезным уловом. Мелкая рыбка, частое забрасывание удочки в водоем предназначены для поплавочных удочек. При работе с поплавочными катушками важна скорость отмотки лески и забрасывания поплавка. Спиннинг применяется для вылова тяжелой и крупной рыбы, чтобы удилище и устройство катушки смогло справиться выловом из толщи воды.

Из предыдущего сравнения вытекает последнее и важное – сила мощности и тяги каждой катушки. Для ультралайта и поплавочной удочки весовая категория рыбы может быть приблизительно одинакова. Для спиннинга категории «хеви» применяется более тяжелая приманка, соответственно и категория веса рыбы увеличивается.

Как бы то ни было, но начинать ловлю рыбы лучше со спиннинга ультралайт. Он оптимален для различных условий рыбалки и вам не придется носить с собой запчасти для другой удочки. Каждый новичок должен знать основное правило выбора безынерционных катушек – катушка и удилище должны быть гармоничны между собой. Большая катушка только может показаться наиболее оптимальным вариантом для каждого удилища, но на самом деле будет создавать помехи во время ловли рыбы. Для начинающего рыбака оптимален будет спиннинг размером около двух с половиной метров. Для удилища подобной длины соответствует катушка с объемом шпули на 2500 тысячи. Итак, как выбрать безынерционную катушку для вашего спиннинга? Существует несколько основных показателей, на которые мы и будем ориентироваться.

  • При использовании поплавочных катушек приманка и поплавок взаимодействуют непосредственно с удилищем. В случае спиннинга – вся чувствительность реакций перекладывается на устройство.
  • Спиннинг выбирают те рыбаки, кто приходит за серьезным уловом. Мелкая рыбка, частое забрасывание удочки в водоем предназначены для поплавочных удочек. При работе с поплавочными катушками важна скорость отмотки лески и забрасывания поплавка. Спиннинг применяется для вылова тяжелой и крупной рыбы, чтобы удилище и устройство катушки смогло справиться выловом из толщи воды.
Добавить комментарий