Как завязать морской узел: схема вязки для начинающих

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления. Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Беседочный узел — это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Схема вязки для начинающих

Чтобы научиться вязать морской узел, новичку нужно запомнить основные термины, без которых сложно понять схемы, правильно применять их.

Коренной конец

Основные понятия, используемые при обучении:

  • Коренной конец ‒ крайний неподвижный отрезок троса, опосредованно участвующий в вязании.
  • Ходовой конец ‒ подвижное окончание троса, с помощью которого завязывается узел.
  • Петля ‒ концевой отрезок троса, сложенный пополам.
  • Обнос ‒ действие, когда участок троса или лески обматывают вокруг опоры, не перекрещивая концов.

Тренироваться вязать узлы лучше на булине и восьмерке. Они простые, надежные, легкие в освоении.

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Читайте также:  Как солить леща

Что стоит учесть новичкам перед обучением

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

Вяжем прямой узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Один из вариантов контрольного узла:


Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Читайте также:  Транец навесной для лодки ПВХ своими руками: варианты изготовления


Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Place for those who seek to find a way to leave this world behind

Схема вязки булиня:

Как научиться вязать морские узлы

Морские узлы для начинающих яхтсменов – один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы – искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

Морские узлы для начинающих яхтсменов – один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы – искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

Общие сведения

Перед тем как рассматривать схемы вязки морских узлов, стоит тщательно изучить классификацию таких соединений, а также их плюсы и минусы. Новичкам следует обращать внимание и на рекомендации профессионалов, благодаря которым можно будет исключить ошибки и понять общие принципы.

Сейчас коллекция морских узлов включает в себя более 500 наименований. Некоторые из них применяются исключительно на флоте, а остальные можно использовать и в повседневной жизни. Соединения подразделяются на 3 основных вида:

  1. Knot. В эту группу относят все типы узлов, переплетающие или же связывающие неподвижный конец каната со свободным. Из-за этого получается утолщение на какой-нибудь части троса.
  2. Hitch. Этот тип объединяет все соединения, которые предназначены для привязывания конца к любым объектам, например, к скобе или мачте.
  3. Bend. К этой категории относятся только узлы, задача которых заключается в связывании нескольких ходовых концов.

Кроме общей классификации, есть ещё и дополнительные. Самой корректной можно считать распределение по принципу использования. Существуют связывающие канаты с разным или одинаковым диаметром, страхующие, вспомогательные.

Морские соединения встречаются не только в мореходстве, но и во многих других сферах деятельности. Например, их применяют в туристических походах, промышленности, быту, такелажных работах. Иногда используют для страховки людей от несчастных случаев в тяжёлых и опасных условиях. Поэтому нужно вязать морские узлы по схеме, чтобы не допустить ошибку.

Также такие соединения используются в следующих целях:

  1. Соединение тросов.
  2. Закрепление плавсредств у причалов.
  3. Крепление каната к опоре.
  4. Поднятие грузов и различных предметов.
  5. Привязывание палатки.
  6. Соединение лески с крючком.
  7. Связывание мелких предметов.
  8. Изготовление одежды.

Корабельный узел — прекрасное изобретение древности. Сейчас его используют даже во время проведения операций для наложения пациенту швов.

  • Перед началом завязывания следует разобраться в схеме соединения. Иначе будет очень трудно добиться требуемого результата.
  • Вяжется качественный узел только после долгих практических занятий. Если этим пренебрегать, то появляется большая вероятность, что будет допущена какая-нибудь ошибка, из-за которой качество крепления снизится.
  • Любой узел можно завязать несколькими вариантами. Чтобы выбрать наиболее подходящий, следует протестировать их все.
  • Перед использованием соединения необходимо тщательно проверить его на отсутствие повреждений и прочность.
  • Во время завязывания на коренном конце следует следить, чтобы длина остатка троса составляла не менее 10 её диаметров. Также необходимо следить, чтобы длина свободного конца была как минимум 5 см.
Читайте также:  Бесплатная рыбалка в воронежской области

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Бабий узел

10. Подвижный штык

Служит для закрепления дополнительных веревок на основную. Чтобы завязать его, нужно одним из концов вспомогательной веревки завязать узел полуштык (о нем говорилось выше) вокруг основной веревки, а затем внутри образовавшейся петли завязать еще один полуштык. Полученное соединение надежно закрепит дополнительную веревку на теле основной.

Чтобы завязать “прусик”, нужно обернуть петлю из страховочной веревки вокруг главной веревки трижды (понять, как это правильно сделать, можно из приведенного ниже рисунка), после чего провести свободные концы троса внутрь оставшейся петли и выполнить затяжку. Правильно затянутый прусик должен свободно перемещаться по веревке при помощи руки, но останавливаться при резком рывке.

Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец. Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец. Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

Плоский узел

Используют при соединении тросов разного диаметра.


Узел необходим для закрепления швартовных тросов к причалам.

Как их применяют в рыболовстве?

С развитием кораблестроения и появлением пароходов, потребность в огромном количестве хитрых узлов исчезла. Тем не менее многие применяются в любительском и профессиональном спорте, туризме и рыбалке. В последнем случае, морские узлы используют для того, чтобы:

  • зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
  • установить леску на шпуле;
  • пришвартовать лодку или баркас.

  • зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
  • установить леску на шпуле;
  • пришвартовать лодку или баркас.

masterok

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Добавить комментарий