Катер “Борей”: описание модели, технические характеристики, отзывы

Устройство кокпита

В планировке кокпита использовано оригинальное решение – имеется возможность выполнять центровку катера, буксирующего спортсмена, с учетом расположения рулевого и членов экипажа, а также их массы. Для этого посадочное место водителя, выполненное в виде удобного кресла, может смещаться в нужную сторону. В левой части кокпита имеется диван для двух пассажиров, наблюдающих за тренировками и выступлениями спортсменов.

Лобовое стекло имеет увеличенную высоту, по сравнению с другими катерами. Это обеспечивает более комфортные условия для водителя и членов экипажа, которым длительное время приходится находиться на борту.

Моторный отсек, в котором установлен двигатель, расположен под капотом в мидельной части судна. На палубе имеется воздухозаборный канал, благодаря которому хорошо вентилируется моторное пространство. Выход трубы, отводящей от двигателя выхлопные газы, находится под водой. В корпусе судна имеется топливный бак, объем которого позволяет вместить 90 л бензина. Заливочная горловина размещена на корме судна в специальной полости и соединена с баком с помощью резинового шланга. Катер «Борей»-спортивное судно

Воднолыжный буксировщик катер «Борей»

Ленинградский эскпериментальный завод спортивного судостроения — единственное в стране предприятие, специализирующееся на выпуске катеров для буксировки воднолыжников. Здесь в 1979 г. в связи с переходом на выпуск стеклопластиковых корпусов вместо деревянных был создан проект первого стеклопластикового катера типа «Барс», предназначенного для обучения начинающих воднолыжников, а также для проведения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту.

За годы эксплуатации серийных буксировщиков типа «Барс» накопилось много полезной информации по модернизации катеров, которая обычно проводилась на местах. Поэтому перед конструкторами завода встал вопрос — модернизировать ли «Барс» или создавать новый проект с учетом уточненных требований тренировочного процесса и возросшего мастерства спортсменов. На состоявшемся в Спорткомитете СССР совещании было принято решение поддержать инициативу завода по созданию нового катера.

Как правило, на катерах-буксировщиках двигатель находится с центре кокпита и закрывается капотом. Так сделано и на «Борее», однако воздухозаборник устроен несколько необычно — он установлен на носовой палубе и соединен дюритовым шлангом с моторным отделением. За счет скоростного напора двигатель получает необходимый объем воздуха для эффективного сгорания горючего и вентиляции объема под капотом.

5tudent

Чуть-чуть истории нашего катера. Катер был произведен в далеком 1985 году и вышел из стен Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения под номером 89, и сразу отправился служить в речную милицию г.Москвы, в конце 90-х его выкупил предыдущий владелец и отвез в город Серпухов на реку Оку, ну а в 2012 году Бориска, волей случая оказался у нас.

К-550 подводная лодка пр. 955 “Борей”

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Основные характеристики:

  • Тип корабля: РПКСН 4 поколения;
  • Обозначение проекта: 955 «Борей»;
  • Разработчик проекта: ЦКБ МТ «Рубин»
  • Главный конструктор: С.Н. Ковалёв
  • Кодификация НАТО: Borei
  • Водоизмещение надводное: 14 720 т
  • Водоизмещение подводное: 24 000 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ): 170 м
  • Ширина корпуса наиб.: 13,5 м
  • Средняя осадка (по КВЛ): 10 м
  • Скорость надводного хода: 15 узлов (27,8 км/ч)
  • Скорость подводного хода: 29 узлов (53,7 км/ч)
  • Глубина погружения предел.: 450—480 м
  • Глубина погружения рабочая: 380—400 м
  • Автономность: 90 суток
  • Экипаж: 107 человек
  • Силовая установка Атомная. 1 ядерный реактор, 1 ПТУ с ГТЗА, 1 Гребной вал, 1 водомётный движитель
  • Вооружение:
  1. Торпедно-минное вооружение (6 ТА калибра 533 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты);
  2. Ракетное вооружение (Р-30 (SS-NX-30) «Булава». Количество ракет: 16);
  3. ПВО – ПЗРК

О модели:
Целью постройки было освоение моделирования, как нового вида хобби для меня. При этом хотелось сразу сделать достойную модель, чтобы на нее было приятно смотреть. В результате постройка вылилась в очень приличный долгострой, усугубленный полугодовым перерывом.
Когда определялся с объектом строительства, в галерее просматривал множество экземпляров различной тематики. Модели подводных лодок “зацепили” больше всего. Конкретную модель Bronco “Александр Невский” выбрал исходя из лестных отзывов коллег и из того факта, что эта “изкаробка” выглядела наиболее детализированной.
Изначально предполагал аккуратно собрать чисто “изкаробку”, не прибегая к допилам и модификациям, опасаясь напортачить без должных навыков. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. В результате получилась “изкаробка” с некоторыми модификациями. Ниже перечислю, что я под этим подразумеваю:

  • В корпус опытным путем подобраны и вставлены распорки для придания более правильной формы и улучшения стыковки;
  • В местах расположения шпигатов вырезаны отверстия. В этих местах со внутренней стороны корпуса уменьшена толщина пластика и вставлены металлические сетки. Кроме того, сымитирован прочный корпус. Подобные действия проведены и с окнами в рубке. Данный этап оказался весьма трудоемким процессом…не знаю решусь ли на этот шаг в следующий раз
  • Местами углублена расшивка;
  • Рубка закруглена в задней части, ибо изначально имела неправильную квадратную форму; просверлены отверстия для ВУ;
  • Водометная насадка приближена к рулям;
  • Держатели для ВУ смастерены из швейных игл;
  • Подставка заменена на деревянную.

Много хлопот доставила ватерлиния в местах изгибов, так как производитель совсем не угадал с их радиусом. Путем размягчения, вытягивания, деления на мелкие кусочки, получил более-менее приемлемый результат. Тут стоит отдать должное декалям, которые мужественно выдержали эти испытания. Приваривал их жидкостью Revell Decal Soft.

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Мир без героев. Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»

Лодки с названием «Борей» стали известны в России и за рубежом задолго до вступления в строй — всё благодаря ожидаемым успехам и громким неудачам при запусках баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Булава».

Всякое мнение должно стремиться к объективности. Судорожные восторги («не имеет аналогов в мире») и оголтелая критика («не поплывет, не полетит») должны опираться на конкретные знания и факты. Подводный ракетоносец явно не заслуживает пренебрежительного отношения — сгусток боевой материи массой 15 тысяч тонн, способный уничтожить жизнь на целом континенте…

Лодка бесшумно скользит на глубине 400 метров — там, где давление на каждый квадратный метр корпуса достигает 40 тонн! Зажатый в чудовищные тиски, её корпус упруго деформируется под натиском миллионов кубометров воды, но экипаж спокоен — до глубины раздавливания еще далеко. Шутники натягивают поперек отсека нитку и следят, как она провисает, по мере погружения лодки в пучину — оболочка из высокопрочной легированной стали надежно защищает людей от враждебной среды.

Атомоход «Борей» способен месяцами не показываться на поверхности. Воздух и пресную воду он добывает прямо из забортной воды. Он быстр, малошумен и отлично осведомлен обо всем, что происходит за его бортом: основная 7-метровая и вспомогательные антенны гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Б-055» способны отслеживать в режиме шумо- и эхопеленгования корабли и суда на десятки миль вокруг, засекать гидроакустические сигналы вражеских сонаров, измерять толщину льда, искать полыньи и разводы в полярных широтах, своевременно предупреждать о наличии мин и идущих на корабль торпедах.

Проект 955 «Борей» вызывает подчас не только искреннее восхищение. Цените поступки, слова ничего не стоят — именно такой точки зрения придерживаются скептики, предлагая взглянуть на текущие успехи «Бореев». Успехи есть, но их пока не так уж много.

Например, головная и пока единственная в составе флота лодка проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — еще ни разу не выходила на боевое патрулирование. В целом, ситуация естественная — лодка была принята в состав Северного флота в январе 2013 года, экипажу необходимо время для апробации новой техники. Однако, последний неудачный пуск серийной «Булавы», произведенный 6 сентября 2013 г. с борта подлодки К-550 «Александр Невский» (ракета потерпела аварию на 2-ой минуте полета, упав в Северный ледовитый океан), подтвердил серьезные опасения — «Булава» была принята на вооружение преждевременно.

Выявленные проблемы в конструкции БРПЛ и последовавшее вскоре решение о приостановке государственных испытаний субмарин «Александр Невский» и «Владимир Мономах» создают определенную угрозу для достижения оперативной готовности в срок для всех подлодок данного проекта.

«Юрий Долгорукий» — единственная атомная субмарина, принятая на вооружение ВМФ России за последние 12 лет и единственный подводный крейсер стратегического назначения, принятый на вооружение за последние 23 года. После этих фактов выкладки аналитиков из FAS (Federation of American Scientists) при всей возможной ангажированности данного ресурса уже не кажутся столь шокирующее неправдоподобными: стратегические подводные ракетоносцы ВМФ России совершили за 2012 год всего 5 боевых патрулирований — меньше, чем когда-либо.

Необходимо срочно наращивать КОН (коэффициент оперативного напряжения) и повышать готовность морских ядерных сил — ключевого элемента безопасности страны. Однако «Бореи» по разным причинам не торопятся возлагать на себя ответственность по защите рубежей России. Самые современные лодки предпочитают проводить время на государственных испытаниях.

Будем надеяться, что описанные проблемы разрешатся в самом ближайшем будущем. К настоящему времени построено уже три ракетоносца данного проекта. Головной К-535 «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ и готовится к своему первому боевому походу, который запланирован на 2014 год.

К-550 «Александр Невский» успешно завершил государственные испытания (единственное сомнение вызывает его главное оружие — Р-30 «Булава». Единственный пуск с его борта окончился неудачей. Второй тестовый пуск был отменен). Ожидается, что новый ракетоносец будет принят в состав ВМФ в конце 2013 — начале 2014 гг.

Третья лодка — К-551 «Владимир Мономах», — спущенная на воду в декабре 2012 года, находится на ходовых испытаниях.

Дальнейшие планы ВМФ включают в себя постройку еще 5 подлодок данного проекта.

30 июля 2013 года в присутствии первых лиц государства был заложен очередной, четвертый по счету ракетоносец «Князь Владимир». Данный корабль строится по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Основными отличиями от первых «Бореев» станут меньшая шумность и более точное и стабильное «удержание» заданной глубины — критически важный момент при залповой стрельбе БРПЛ.

Ожидается, что в 2014 году будет заложен «Александр Суворов». Через год — следующий корабль. И так далее — всего 8 грозных боевых единиц, которые сменят на посту ракетоносцы пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин».

Настоящие герои?

В истории «Бореев» имеется немало парадоксальных фактов, многие из которых способны вызвать искреннее недоумение.

В том, что «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году, спущен на воду в 2008 г. и передан ВМФ в 2013 г., ничего удивительного нет: известные события политико-экономического характера на рубеже XX-XXI вв. резко замедлили темпы постройки российских субмарин, превратив их «долгострои», достойные Книги рекордов Гиннеса. К настоящему времени ситуация заметно исправилась: третий по счету «Борей» — «Владимир Мономах» — был заложен в 2006 году и, весьма вероятно, войдет в состав ВМФ уже в 2014. Длительность стройки по-прежнему превышает советские нормативы в 2-3 раза, но все же прогресс очевиден.

Еще более спорной предстает другая особенность «Бореев» — при их строительстве использовались готовые секции от разобранных на стапеле и утилизируемых подлодок пр. 971 «Щука-Б».

Подлодка, известная как ракетоносец «Юрий Долгорукий», изначально была многоцелевой субмариной К-337 «Кугуар». Заложенная в 1992 году, она оказалась недостроенной и в конце концов была разобрана на стапеле с целью «каннибализации» её секций для новых подлодок.

Читайте также:  Самые рыбные места в Республике Удмуртия и сезонный запрет

«Александр Невский» был когда-то «Рысью». «Владимир Мономах» — «Ак Барсом». К-480 «Ак Барс» несла службу в составе 24-ой дивизии ПЛ Северного флота с 1989 года. В 2008 году она была исключена из состава ВМФ, секции корпуса были использованы для достройки «Владимира Мономаха».

Имеется версия, что именно этим объясняется недавняя новость о раннем списании многоцелевой атомарины К-263 «Барнаул» — секции этой лодки необходимы для достройки следующих ракетоносцев семейства «Борей».

Автору не раз приходилось сталкиваться с мнением, что новейшие подлодки — всего лишь «сборная солянка из ржавого хлама» с нелетающей «Булавой», устаревшей радиоэлектроникой, да к тому же превращенная в адский долгострой.

Что можно на это возразить? «Ржавый хлам» — явное преувеличение, высокопрочная аустенитная сталь марки АК-100, из которых изготавливались корпуса ПЛА пр. 971, практически не подвержена коррозии. По одной из версий, в процессе достройки использовались лишь обечайки прочного корпуса лодок пр. 971 — вся «начинка» была неузнаваемо обновлена. В этом случае использование задела из разобранных подлодок для ускорения достройки «Бореев» — если не радостная весть (радоваться тому, что вместо двух ПЛА построили одну — абсурд), то, по крайней мере, свидетельство рачительного отношения к тому, что удалось спасти после эпохи потрясений и вакханалии «свободного рынка».

Второй вопрос, непосредственно вытекающий из факта заимствования секций от лодок предыдущих проектов, — можно ли причислить «Борей» к подлодкам нового, т.н. «четвертого» поколения? Среди основных требований, предъявляемых к таким субмаринам — низкий шумовой фон, чье значение приближается к естественному шумовому фону океана. Лучшая ситуационная осведомленность, современные средства обнаружения и оружие. Также особенностью таких лодок считается наличие высокотехнологичных приёмов и новинок, повышающих их универсальность и боевые возможности. Например, многофункциональная оптоэлектронная мачта вместо привычного перископа, шлюзовая камера для боевых пловцов или комплект необитаемых подводных аппаратов для проделывания проходов в минных полях, имеющийся на борту американских ПЛА типа «Вирджиния».

Есть ли что-либо подобное на борту отечественного «Борея»?

Точные характеристики «Борея» засекречены, но кое-что известно уже сейчас. Помимо секций прочного корпуса, «Борей» использует ряд других механизмов и систем, аналогичных тем, что использовались в конструкции лодок пр. 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» пр. 949А «Антей». Среди них — ядерная паропроизводящая установка ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и главный турбозубчатый агрегат (паровая турбина с редуктором) ОК-9ВМ. Зудящие насосы теплоносителя и ревущий ГТЗА — одни из главных источников шума. Если все элементы остались прежними — значит, шумовой фон не мог претерпеть значительных изменений. Для сравнения: новый российский многоцелевой атомоход пр. 885 «Ясень» использует похожую ГЭУ, но при этом обладает собственным «ноу-хау», маленькой особенностью, что радикально повышает его скрытность. На малом ходу, в режиме «подкрадывания», ГТЗА отсоединяется от вала специальной муфтой — вращение гребного вала производится с помощью маломощного электродвигателя.

Среди положительных моментов «Борея» хочется отметить его водометный движитель, чье применение должно было снизить шумность при движении подлодки. Среди других атрибутов лодок нового поколения — высокочувствительная сферическая антенна ГАК «Иртыш-Амфора», занимающаяся всю носовую часть корабля. Применение этой схемы, свойственной зарубежным подлодкам, указывает на смену всей парадигмы в отечественном кораблестроении: средствам обнаружения стало уделяться особое внимание.

Применение «устаревшей» реакторной установки ОК-650В вместо набирающих популярность за рубежом малошумных реакторов с упором на естественную циркуляцию теплоносителя, а также с продолжительным сроком службы без необходимости их перезарядки, — решение оправданное.

С одной стороны, никаких особых мер по снижению шумности при работе ЯППУ не производилось — максимум дело ограничилось новыми станинами и лучшей шумовиброизоляцией. И это скверно. С другой стороны, погоня за продолжительным сроком службы тепловыделяющих сборок ни к чему хорошему не приводит: во-первых, все усилия американских конструкторов привели к тому, что срок жизни активной зоны реактора S6W превышает аналогичное значение ОК-650В максимум на 10 лет — не слишком великий результат, при том что сам процесс перезарядки лодочных реакторов не является чем-либо особым или требующим сверхъестественных усилий. Во-вторых, чтобы не ударить в грязь лицом, янки идут на заведомый на подлог — 30 лет без перезарядки? Запросто! Но только при ограниченном количестве выходов в море.

Еще несколько добрых слов об ОК-650В. Установка хорошо освоена отечественным морякам и специалистами-ядерщиками, за 30 лет эксплуатации её конструкция была изучена и «отшлифована» до мелочей. Две ЯППУ этого типа доказали свою надежность, пережив чудовищный взрыв на борту «Курска» и автоматически заглушив свою активную зону. ОК-650В — одна из лучших в мире ЯППУ для подводного флота, и необходимость её замены совсем не так очевидна, как это могло показаться.

С моей личной точки зрения, требования к подлодкам «четвертого поколения» должны определяться их назначением. Некорректно сравнивать задачи и возможности многоцелевых «СиВулфа», «Вирджинии» или «Ясеня» со стратегическими ракетоносцами «Борей». О какой «многофункциональности» и «широком спектре задач» может идти речь, если главная и единственная задача РПКСН — бесшумно выписывать «восьмерки» в глубинах океана и в готовности по первому приказу выпустить свой боекомплект по городам и военным базам «вероятного противника»?

Поколения стратегических ракетоносцев в больше степени определяются ТТХ баллистических ракет, размещенных на их борту, нежели собственными характеристиками подводных кораблей. При том, что шумность «Борея» при прочих равных условиях должна быть ниже, чем у «Кальмаров» и «Дельфинов» предыдущего поколения. Чувствительность гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора» также должна быть выше, чем у любого ГАК, применявшегося на лодках советской постройки — чего стоит гигантская сферическая антенна в носовой части «Борея»! Мощный и надежный реактор. Наличие вплывающей аварийной капсулы, способной вместить в себя весь экипаж из 107 человек.

Главный калибр лодки — 16 твердотопливных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава». Еще в период разработки «Булавы» неоднократно звучало мнение о бесполезности данного проекта. Дело в том, что советские и российские РПКСН традиционно комплектуются ракетами с жидкостными реактивными двигателями. Причина проста: по значению удельного импульса ЖРД всегда превосходит РДТТ (жидкостная ракета при одинаковой массе топлива улетит дальше твердотопливной). Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 м/с и более, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с. Вторая проблема — производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества, малейшее колебание влажности/температуры критическим образом отразится на стабильности горения топлива.

Но почему на подлодках западных государств обычно применяют твердотопливные БРПЛ, несмотря на все их кажущиеся недостатки? «Поларис», «Посейдон», «Трайдент»…

У РДТТ свои преимущества, в первую очередь — безопасность хранения. Достаточно вспомнить гибель К-219, чтобы понять, о чем идет речь. Самопроизвольный запуск РДТТ в шахте подводной лодки — явление практически невозможное, в отличие от ЖРД, в котором в любой момент может произойти утечка компонентов топлива. Что касается повышенных требований к условиям хранения твердотопливных ракет — термостабильный контейнер, и никакой угрозы растрескивания/намокания топливных плиток.

Среди других преимуществ РДТТ — относительная дешевизна изготовления и эксплуатации. Термоконтейнер и контроль стабильности параметров твердого топлива не идут ни в какое сравнение с турбонасосными агрегатами, смесительной головкой и запорной арматурой ЖРД. Кроме того, твердое топливо нетоксично. Меньшая длина твердотопливных ракет — отсутствие сепарированной камеры сгорания (сам РДТТ и есть камера сгорания).

Простота запуска — РДТТ не требуется таких сложных и опасных операций, как заполнение топливопроводов и рубашки охлаждения или поддержания наддува в баках. Выполнив данные действия, от старта уже не оказаться (либо произвести слив топливных компонентов и отправить аварийную ракету на завод).

Наконец, последнее условие, чья актуальность увеличивается с каждым годом, — твердотопливные ракеты более стойки к ПРО.

Первая попытка создать ракету «как у американцев» закончилась провалом — на свет появились «лодка, что не помещается в океане» и чудовищная 90-тонная БРПЛ Р-39 (основное вооружение РПКСН пр. 941 «Акула»). Советская промышленность не смогла создать пороха с необходимыми характеристиками, результатом стал неукротимый рост размеров ракеты и носителя.

«Булава» — свежий взгляд на проблему твердотопливных ракет. Генеральному конструктору и бывшему директору МИТ Юрию Соломонову удалось невозможное: в условиях недофинансирования построить твердотопливную БРПЛ приемлемых габаритов, с достойными ТТХ и дальностью пуска 9000+ км. При том частично унифицированную с наземным комплексом «Тополь-М».

И пусть по удельному импульсу, дальности пуска и массе забрасываемой нагрузки «Булава» уступает жидкостной Р-29РМ «Синева» — взамен отечественный подводный флот приобрел простую и безопасную в эксплуатации ракету, которая, безо всякой иронии, превосходит по надежности любую из БРПЛ, стоявших на вооружении ВМФ СССР и России. Сбои происходят уже в процессе полета — но этот вопрос решаем путем проведения новых тестовых пусков и всестороннего изучения результатов (в идеале — постройки стенда для наземных испытания, на который, как обычно, нет средств).

«Булава» и «Бореи» необходимы отечественному флоту. И этот вопрос не подлежит сомнению.

Лодка бесшумно скользит на глубине 400 метров — там, где давление на каждый квадратный метр корпуса достигает 40 тонн! Зажатый в чудовищные тиски, её корпус упруго деформируется под натиском миллионов кубометров воды, но экипаж спокоен — до глубины раздавливания еще далеко. Шутники натягивают поперек отсека нитку и следят, как она провисает, по мере погружения лодки в пучину — оболочка из высокопрочной легированной стали надежно защищает людей от враждебной среды.

Подводный флот: «Борей» догоняет «Огайо», и уходит в отрыв от «Вирджинии»

Слов при сравнении субмарин было написано немало, однако за пределами статьи осталось главное — «Борей» является единственным в мире стратегическим подводным крейсером четвертого поколения. Так что, исходя из этого, и следует расставлять акценты и проводить сравнительную оценку. Правда, существуют еще три атомные лодки четвертого поколения — российский «Ясень», американские «Сивулф» и «Вирджиния». Но они являются многоцелевыми ударными и не имеют баллистических ядерных ракет. То есть не относятся к морской составляющей ядерной триады, являющейся оружием сдерживания.

«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду. Об этом сообщается на сайте производителя судна — ПО «Севмаш» (входит в «Объединённую судостроительную корпорацию» (ОСК).

«Сегодня, 16 июля, на АО «ПО «Севмаш» состоялась торжественная церемония вывода из эллинга ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей-А» «Князь Олег», — отмечается в сообщении.

По старой традиции командир экипажа АПЛ «Князь Олег» капитан 2-го ранга Игорь Голубев разбил о борт субмарины бутылку шампанского.

Теперь АПК «Князь Олег» ждут заводские и государственные испытания, которые обеспечит сдаточная команда «Севмаша».

«Вывод корабля из эллинга «Севмаша» — завершение значимого этапа в строительстве АПЛ. Серийный атомный подводный крейсер «Князь Олег» построен по усовершенствованному проекту «Борей-А» и принадлежит к четвёртому поколению атомоходов, созданных для ВМФ России», — говорится в сообщении верфи.

Читайте также:  Катушка Ryobi Excia MX 2000 — отзыв и рекомендации

На торжественном мероприятии присутствовали представители Главного штаба ВМФ, «Объединённой судостроительной корпорации», завода «Севмаш», разработчика судна АО ЦКБ МТ «Рубин», а также властей Архангельской области.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко указал на большую значимость данного проекта для российского флота.

«Эти корабли будут определять облик ВМФ России в XXI веке, — заявил он. — Я от всей души хочу выразить огромную благодарность всем, кто рука об руку с нами все эти годы кропотливо каждый день строил этот корабль».

Ранее в интервью ТАСС Будниченко заявил, что передать АПЛ «Князь Олег» заказчику планируется в 2020 году.

«В 2020 году мы должны передать флоту четыре атомные подводные лодки: атомную подлодку «Белгород», ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А «Князь Олег», а также две многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Казань» и «Новосибирск», — заявил он в декабре 2019-го, подводя итоги деятельности компании за год.

В целом же, как отмечал глава «Севмаша» летом прошлого года, завершить реализацию программы по строительству подлодок классов «Борей» и «Борей-А» планируется к 2023 году.

Ранее в интервью ТАСС Будниченко заявил, что передать АПЛ «Князь Олег» заказчику планируется в 2020 году.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.


Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

. для рыбалки и отдыха.

  • Скачать
    • Книги, справочники
    • Мануал к отечественным ПЛМ
    • Мануал к иностранным ПЛМ
      • Mercury
      • Tohatsu
      • Suzuki
      • Yamaha
    • Лодки
    • Законодательство
      • Кодекс внутреннего водного транспорта
      • Водный кодекс РФ
  • Карта сайта
  • Доска объявлений
  • Главная
  • Характеристики серийных лодок
  • ПЛМ производства СССР
  • ПЛМ-иномарки
  • ПЛМ производства Китай
  • Катера производства СССР
    • Катера “Амур”
    • Катер “Борей”
    • Катер “Восток”
    • Катер “Ритм”
    • Катер «ЛМ4-87МК»
    • Катер “ЛС-5”
    • Катер “Нимфа”
    • Катер “370-М”
    • Катер “С-54”
    • Катер “Триумф”
    • Катер “Обь-5”
    • Катер “Чирок”
  • Катера на подводных крыльях
  • Раритет
  • Водные ресурсы России
  • Реки России
  • Озёра России
  • Моря России

Изготовитель и проектант катера “Борей”— Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения. Катер “Борей” с корпусом из стеклопластика являлся специализированным судном, предназначенным для буксировки спортсменов-воднолыжников как на тренировках, так и на соревнованиях различного ранга. Конструкция фундамента под двигатель рассчитана па установку одного из трех отечественных двигателей («М100ВС», «М8ЧСПУ-100» и «ГАЗ-13») или двигателей фирмы «Маринер» мощностью 280—320 л. с. Проект катера разработан с учетом современных требований эргономики и технической эстетики. Во время соревнований и тренировок на катере могут располагаться, кроме водителя, тренер и судья, для которых обеспечивается удобство работы и хороший обзор акватории. Водитель может контролировать действия буксируемого спортсмена с помощью зеркала заднего обзора, а приборы, смонтированные на панели управления, помогают ему поддерживать регламентированную скорость катера на соревнованиях. Оригинально решена планировка кокпита: по правому борту находится место водителя с массивным креслом, которое не закреплено в кокпите и позволяет центровать катер во время заездов с учетом массы водителя, тренеров и судей. По левому борту расположен диван, рассчитанный на размещение 2 чел. (тренера и судьи) с обзором в корму. Как и на других катерах для буксировки воднолыжников, двигатель на «Борее» установлен близ миделя и закрыт звукоизолирующим капотом. Воздух, необходимый для нормальной работы двигателя и вентиляции объема под капотом, поступает через большой воздухозаборник, установленный на носовой палубе и соединенный с моторным отделением дюритовым шлангом. Благодаря скоростному напору воздух поступает в моторное отделение в достаточном количестве. Запас горючего размешается в цистерне емкостью 90 л, установленной в корме. Выхлоп отработавших газов осуществляется под воду. Корпус катера собран из трех основных частей: наружной обшивки, палубы и пространственной конструкции — днищевого коробчатого стрингера. Все элементы конструкции отформованы из стеклопластика на основе полиэфирной смолы ПН-609-21М. Наружная обшивка имеет толщину около 5 мм (слой стеклосетки СЭ-01, три слоя стеклоткани сатинового переплетения Т-11-ГВС-9, три слоя жгутовой стеклоткани ТР-0,56). Центральная часть днища дополнительно усилена двумя слоями жгутовой ткани. Толщина палубы — около 4 мм; она формуется из слоя стеклосетки СЭ-01, трех слоев ткани сатинового переплетения и двух — жгутовой ткани. Днищевой коробчатый стрингер катер «Борей» выклеивается из шести слоев стеклорогожи ТР-0,50. Он выполняет функцию не только внутреннего набора, обеспечивающего прочность и жесткость днищевого перекрытия, но и фундамента под двигатель. Кроме того, в стрингере предусмотрены места для крепления бензобака, аккумуляторной батареи 6СT-75 (6СТ-90) и выхлопных трубопроводов. Катер «Борей» оборудован рымами (одни на форштевне и два на транце) для спуска и подъемы катера из воды. Эти же рымы можно использовать и для швартовки. Для удобства работы тренеров с воднолыжниками предусмотрена автоматическая отдача буксирного фала. В транце установлен шпигат для слива воды при подъеме катера. На катере устанавливаются бортовые отличительные и гакабортные огни. На транце предусмотрен забортный трап для выхода лыжников из воды. Катер комплектуется якорем Матросова, 15-метровым якорным концом, буксирным и швартовным канатами, мягкими кранцами, буксировочным фалом для воднолыжников, огнетушителем ОУ-5, веслом-багром, топором, ведром, черпаком, спасательными кругом и тремя нагрудниками, стояночным чехлом. С отечественным двигателем «M100ВС» мощностью 66,2 кВт катер развил скорость 50 км/ч, что, конечно, не может удовлетворить требованиям Правил соревнований по воднолыжному спорту. Поэтому в качестве основного варианта предусматривается установка двигателей «ГA3-13» в конвертированном исполнении мощностью 130—150 кВт (180—200 л. с.), которые позволяют развить требуемую скорость с воднолыжником — 58 км/ч.

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Вывод из цеха в плавдок ПЛ К-535 “Юрий Долгорукий” по.955, 15.04.2007 г.

  • «Князь Владимир» (заводской № 204)
  • «Князь Олег» (заводской № 205)
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206)
  • «Император Александр III»» (заводской № 207)

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

Читайте также:  Ратлины на окуня осенью

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.


Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Грозные и бесшумные

История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.

В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.

После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».

Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.

Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

«Они малошумные: обнаружить их в океане практически невозможно. При этом они могут нанести удар не только из-под воды в океане, но и прямо со своих мест базирования», — рассказал в интервью RT военный эксперт Виктор Литовкин.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.

«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.

При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.

По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.

Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.

Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.

Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.

«Стратегическая задача у них одна, как у всей ядерной триады России, — это сдерживание вероятного противника. Чтобы он знал, что в случае нападения он неминуемо получит ответный ракетно-ядерный удар. Для этого на «Бореях» имеются 16 ракет «Булава», — говорит Литовкин.

Подлодка Борей: Россию уже голыми руками не возьмёшь

АПЛ «Юрий Долгорукий» в августе 2011 года «выстрелила» по заданной цели межконтинентальной баллистической ракетой «Булава». Этот запуск входил в программу испытаний и был вторым. Расстояние, на которое улетел «снаряд», ошеломило всех, это ни много ни мало 9300 километров!

Известие об этом заставило недругов России крепко призадуматься. Им стало ясно, что никакие расстояния, никакие прочные укрепления их не спасут. Что за грозное оружие появилось у нас? Родоначальником его считается «Борей», подводная лодка четвёртого поколения.

  1. Непростая судьба «Борея»
  2. Конструкция подводной лодки типа «Борей»
  3. Силовая установка подводного ракетоносца
  4. Видео

Советскому военно-морскому флоту требовались современные атомные подводные ракетоносцы с мощным вооружением.

Катер “Борей”: описание модели, технические характеристики, отзывы

Главная страница » Военная техника » Атомные подводные лодки стратегического назначения проекта 955 «Борей»

Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин». После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске.

Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей. Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины.

Интересно, что общая стоимость строительства атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» составила 23 миллиарда рублей, 9 из которых потребовалось на разработку проектно-технической документации.

На атомной подводной лодке установлен водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт. Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства. Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет.

ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» фото

торжественный спуск на воду атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий»

После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономах» заложенной 19 марта 2006 года. Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта – «Святитель Николай».

Все четыре атомные подводные лодки будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота. Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников: полностью перестроена пирсовая зона; организована техническая защита системы базирования; проведена модернизация учебного центра; сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников.

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

Технические характеристики РПКСН «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей»:

Классификация НАТО – SSBN «Borei» или «Dolgorukiy»;
Водоизмещение надводное – 14720 тонн;
Водоизмещение подводное – 24000 тонн;
Длина – 160 м;
Ширина – 13.5 м;
Осадка – 10 м;
Предельная глубина погружения – 480 м;
Энергетическая установка – атомная, один ядерный реактор, одна паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом;
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 29 узлов;
Автономность плавания – 90 суток;
Движители – один гребной вал, один водометный движитель;
Экипаж – 107 человек;
Вооружение:
Пусковые установки с баллистическими ракетами «Булава» – (боекомплект 12 крылатых ракет);
Торпедные аппараты 533 мм – 6;
Пусковой зенитно-ракетный комплекс «Игла»;

Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей. Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины.

Подводные лодки типа «Борей»


Россия, также, как и США является одной из самых больших военных держав. По этой причине Подводные силы ВМФ не могли пройти мимо такого класса подводных лодок, как атомные. В то время, как американцы имеют в своем вооружении только атомоходы, Россия в распоряжении флота имеет субмарины на дизельных двигателях.

Добавить комментарий