Спиннинг для троллинга — делаем правильный выбор

Строй троллингового удилища

Строй удилища оказывает влияние на чувствительность. Для троллинга более удобна палка быстрого (F) или сверхбыстрого (FF) строя. Определить реальный строй можно просто протестировав удилище в магазине. Один человек держит кончик спиннинга, покупатель плавно водит удилище вверх или в сторону. У спиннингов быстрого строя изгибается только верхняя треть удилища. А у сверхбыстрых удилищ бланк будет изгибаться сверху на 1/4 длины.

Оптимальная длина спиннинга для троллинга 1,9-2,4 м

Shimano Exage AX STC Trolling

Линейка Exage AX STC Trolling представлена двумя моделями. Которые хорошо зарекомендовали себя как на озёрной, так и во время морской рыбалки. К их особенностям относятся:

  1. шпиготные стыки колен;
  2. эргономичную рукоять;
  3. усиленную фурнитуру.

Способны выдерживать колоссальную нагрузку, поэтому с успехом используются при ужении акул и скатов, которые отличаются не только большой массой, но и отчаянным сопротивлением при вываживании.

  1. шпиготные стыки колен;
  2. эргономичную рукоять;
  3. усиленную фурнитуру.

Какой должна быть снасть для троллинга

После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.

Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.

Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.

Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, – не покупать наобум.

Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.

Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:

  1. Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
  2. Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
  3. Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
  4. Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
  5. Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
  6. Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.

Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.

После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”

Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.

Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –

  1. Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
  2. Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
  3. Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
  4. Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.

Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:

  1. Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
  2. При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
  3. Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
  4. Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
  5. Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.

Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.

Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.

Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.

Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!

Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.

Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.

Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.

Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.

Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.


Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Строй и вес удилища для троллинга

Строй. Лучшим строем удилища для троллинговой ловли будет быстрый строй (Fast). Так как при этом способе ловли ставится акцент на крупный трофей, очень важно чтобы у удилища активно работала его верхняя часть. Спиннинг для троллинга имеет большое значение при подсечке и дальнейшей борьбой с клюнувшей рыбой. Именно быстрый строй позволит сделать удилище более информативным, чтобы быстро среагировать на поклёвку. Медленные удилища, строй которых называется «параболик», будут сильно прогибаться под действием приманки и они лишены достаточной чувствительности. Однако данные удилища обладают хорошей мощностью и подходят для вываживания трофейных экземпляров, применяются в основном в водоёмах без течения.

Читайте также:  Тонкости весенней ловли сазана – дикого собрата карпа

Вес спиннинга для троллинга не имеет особого значения, как для обычного спиннинга. Ведь большее время он будет закреплён на лодке. Также удилища обладают усиленным бланком. Тем не менее, чем оно легче, тем приятней процесс вываживания и рыбалки в целом.

В процессе троллинговой ловли возникает необходимость освободить руки. При этом нужно продолжать движение и не вынимать приманку из воды. Для этого троллингисты используют специальные крепления, которые позволяют дать отдохнуть рукам и надёжно фиксируют удилище. Чаще всего держатель для спиннинга является покупным и устанавливается в лодку без особых усилий, также может быть сделан своими руками. В любом случае, держатель должен надёжно фиксировать удилище при движении лодки или катера, быть удобным и подходить под разные модели спиннингов.

Лучшие производители

  • Shimano. Японский производитель, который изготавливает дорогие очень качественные спиннинги. Популярность моделей данной компании объясняется безукоризненным исполнением, отличным функционалом и широким ассортиментом под практически любой тип водоема, приманки или добычи. Продукты бренда считаются лучшими на современном рынке.
  • Salmo. Бренд из Латвии, предлагающий бюджетные, но при этом очень надежные спиннинги. Недорогие популярные модели, которые при этом отличаются долговечностью и стойкостью в экстремальных условиях.
  • Penn. Американская компания, активно поставляющая товары на рынок рыбной ловли с 1932 года. Компания отличается самой большой линейкой удилищ и других необходимых приспособлений для рыбалки. Качество, удобство и эффективность — главные характеристики товаров компании.


О спиннинге от Black Hole:

Как правильно выбрать спиннинг для троллинга

Приступая к выбору снасти для троллинга определяют:

  • где и на каком по строению водоёме будут вести ловлю хищника;
  • какие по размерам и массам приманки будут применяться рыболовом в процессе осуществления охоты;
  • какой по виду и размерам трофей планируется добывать во время троллинговой рыбалки;
  • на какое количество удилищ будет вестись лов из одного плавательного средства.

Определившись с исходными данными, предшествующими покупке удилища для троллинга, остаётся ориентироваться на наличие нужных конструктивных особенностей и оптимальных рабочих параметров в одном изделии. К данным показателям относят:

  • материал бланка снасти;
  • диаметр пропускных колец, способ их крепления к удилищу и материал вставок применяющегося на бланке спиннинга элемента;
  • длина удилища;
  • тест спиннинга;
  • строй бланка снасти.

Имея алгоритм подбора ловчего инструмента, остаётся лишь определиться с нюансами каждого параметра, которые мы и разберём в подробностях в продолжение статьи.


Длина бланка способствует ловле на несколько снастей одновременно с одной лодки, а также влияет на манёвренность приманкой при проводках в акваториях насыщенных водными зарослями и другими, видимыми из воды препятствиями, к примеру — корягами или камнями. Все выше перечисленные условия являются исходными данными для выбора оптимального орудия для ведения троллингового лова, на основании которых рыболов сможет пополнить свой арсенал эффективным и практичным инструментом.

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете – работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» – по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги – я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость – от 2 максимум до 6 – 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 – 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное – это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина – чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую – предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг – и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» – кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко – и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей – я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Читайте также:  Как насадить на офсетный крючок виброхвост правильно

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один – два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов – ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 – 3 и до 10 – 15 м, а может – и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 – 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело – поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие – и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю – он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 – 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

Особенности удилища для троллинга

Как известно, спиннинговые удилища различаются по нескольким основным параметрам:

  1. материал изготовления
  2. длина
  3. строй
  4. тест

На выбор оптимального спиннинга для троллинга будут влиять такие факторы, как:

  • вес используемых приманок;
  • глубина проводки;
  • количество удочек, одновременно участвующих в ловле на одной лодке;
  • условия ловли (стоячая вода или течение).
Читайте также:  Ферментированная кукуруза для ловли карпа - приготовление кислой кукурузы

Например, одна из снастей имеет длину 2,1 м, а другая – 2,7 м. Разными удилищами удобно ловить на дешевые воблеры, которые могут смещаться в сторону, “штопориться”. Такие непредвиденные действия некачественных приманок непременно приведут к перехлесту лесок двух снастей.

Ninja Boat Interline от Daiwa

Для ловли в пресноводных водоемах и в морях с тестом от 100 до 300 г. Выпускается в двух размерах — 2,4 м и 2,7 м. Этот легкий бланк обладает небольшим весом при высоком запасе прочности.


Штекерный бланк из композита, которые подходит для рыбалки в пресных водоемах, а троллинга в море на небольших глубинах. Его тестовый диапазон — от 80 до 150 г. В серии представлены хлысты длиной от 1,65 до 2,4 м.

Спиннинг для троллинга какой фирмы лучше выбрать

На российском рынке представлены модели различных компаний. Ассортимент лучших включает удилища, которые разработаны с учетом особенностей озерно-речного троллинга на территории РФ. Каждое устройство обладает преимуществами и недостатками, поэтому при выборе учитывают не только его характеристики, но и репутацию производителя. В обзоре представлены спиннинги следующих фирм:

  • Salmo – крупная рыболовная компания Восточной Европы со штаб-квартирой в Латвии. Работает под девизом: «Профессионализм и доступность». Выпускает недорогие, но надежные, долговечные удилища с высоким уровнем стойкости, технологичности.
  • Shimano – японская фирма по производству различного снаряжения и амуниции для рыбалки. Товары ценят за соотношение цена/качество, практичность, функционал. Ассортимент включает снасти для любого типа водоема, вида ловли рыбы. Модели представлены в отдельных для каждого континента каталогах.
  • SavageGear – датская компания выпускает снасти, аксессуары, одежду для ловли хищной рыбы. В производстве использует инновационные технологии, которые обеспечивают комфорт и эффективность рыбалки. Товары бренда популярны среди спортсменов и любителей крупной добычи.
  • Эко Фиш – российский производитель рыболовных снастей под брендом Stringer. Все модели изготавливаются на территории Китая. Перед отправкой в серийное производство их тестируют рыболовы-эксперты на реках, озерах России. Продукцию ценят за качество материалов и сборки, умеренную цену, удобство использования.
  • SurfMaster – шведская компания по производству рыболовных и туристических товаров. Ассортимент включает большое разнообразие недорогих удилищ, катушек хорошего качества. Все модели разработаны при непосредственном участии рыболовов профессионалов, что отображено в девизе бренда: «Сделано рыбаками для рыбаков».
  • BlackHoleIndustrialCo. LTD – фирма из Южной Кореи поставляет на российский рынок рыболовные снасти с хорошим соотношением цена/качество. При этом стоимость продукции не зависит от ее характеристик, назначения.
  • Волжанка – отечественный бренд рыболовного снаряжения. Ассортимент включает модели бюджетного и премиум класса под любые условия ловли. При производстве последних используют инновационные технологии, материалы с лучшими техническими характеристиками. Качество спиннингов подтверждают не только российские, но и зарубежные рыболовы.
  • Maximus – корейский производитель рыболовных снастей. Возможность поставок товаров с хорошими характеристиками по низкой цене обусловлена использованием инновационных технологий, композитных материалов. Инженеры постоянно стараются улучшить существующие модели, усовершенствовать их конструкцию и параметры, что позволяет значительно расширить ассортимент продукции.

Основные функции удилища при таком способе ловли заключаются в проводке приманки, вываживании хищника. Оно должно выдерживать хорошую нагрузку, обладать сильной чувствительностью и малым весом. Это обеспечит прочность при ловле крупной добычи, исключит переутомление рыбака при частом извлечении снасти, поможет определить, что происходит с удилищем под водой. Лучшие спиннинги для троллинга отобраны на основании анализа следующих характеристик:

🎣Лучшие спиннинги для ловли на дорожки и троллинга в 2020 году

В отличие от рыбаков, любителей посидеть с удочкой в уютном месте на берегу небольшой речки, существует армия активных индивидуумов, которым обязательно для рыбалки нужно движение по водным просторам в поисках рыбы в глубинах морей, озер и рек.

Это называется на международном языке троллингом, а по-нашему ловлей на дорожку с лодки, для чего необходим специальный инструмент-спиннинг для троллинга.

Редакция сайта «ЯНашла» представляет рейтинг лучших удилищ для этих целей и отвечает на вопросы, как выбрать спиннинг для троллинга, какой лучше купить спиннинг и сколько стоит та или иная модель.

Это называется на международном языке троллингом, а по-нашему ловлей на дорожку с лодки, для чего необходим специальный инструмент-спиннинг для троллинга.

Виды троллинговых удилищ

Троллинговые удилища ко всему прочему подразделяются и на виды специальных спиннингов, где для ловли с заглубителями Diving Planer используются так называемые планерные удилища.

Имеются специальные спиннинги и для рыбалки с даунриггером, которые с помощью устройства в виде лебёдки удерживают приманку на определённом горизонте.

Более примитивные синкеры и баунсеры не требуют специальных спиннингов, хотя в определённые моменты они могут потребоваться. Поэтому в арсенале троллингиста должны быть все виды удилищ.

Все эти указанные выше требования к спиннингу для троллинга сделали распространённое у спиннингистов углепластиковое удилище лишь условно пригодным для троллинга, поскольку при своих несомненно выдающихся характеристиках в лёгкости и гибкости угольный спиннинг слишком хрупкий для ударных нагрузок. Поэтому опытные рыболовы, занимающиеся ловлей троллингом, нередко используют композитные и даже стеклопластиковые удилища. Эти, казалось бы, устаревшие спиннинги обладают более вязкой структурой и способны противостоять самым разным нагрузкам, вплоть до ударов и запредельных тяжестей. Недостаток композитных и стеклопластиковых удилищ – относительно большой вес. Но при установке удилищ во время троллинга в специальные держатели на корпусе лодки или в тарге (что такое тарга) этот недостаток нивелируется, поскольку нет необходимости держать удилище в руках.

Все эти указанные выше требования к спиннингу для троллинга сделали распространённое у спиннингистов углепластиковое удилище лишь условно пригодным для троллинга, поскольку при своих несомненно выдающихся характеристиках в лёгкости и гибкости угольный спиннинг слишком хрупкий для ударных нагрузок. Поэтому опытные рыболовы, занимающиеся ловлей троллингом, нередко используют композитные и даже стеклопластиковые удилища. Эти, казалось бы, устаревшие спиннинги обладают более вязкой структурой и способны противостоять самым разным нагрузкам, вплоть до ударов и запредельных тяжестей. Недостаток композитных и стеклопластиковых удилищ – относительно большой вес. Но при установке удилищ во время троллинга в специальные держатели на корпусе лодки или в тарге (что такое тарга) этот недостаток нивелируется, поскольку нет необходимости держать удилище в руках.

Материал бланка спиннинга

В настоящее время на рынке рыболовных принадлежностей можно встретить спиннинги, изготовленные из таких материалов, как:

  • стекловолокно;
  • композит;
  • углепластик.

Наиболее чувствительными удилищами, но и одновременно самыми дорогими являются угольные (карбоновые) модели. Главный недостаток такого бланка — хрупкость.
Изделия из стекловолокна отличаются прочностью и неприхотливостью, они продаются по самым низким ценам. Однако чувствительность спиннинга из стекловолокна оставляет желать лучшего.
Многие троллингисты с успехом пользуются композитными палками. В бланке этого удилища в определенных пропорциях сочетается стекло и уголь. При выборе такого спиннинга необходимо найти баланс между чувствительностью, прочностью и ценой.


Многое о спиннинге может сообщить покупателю упаковка изделия. Обычно наблюдается такая зависимость:

8. Тест

Совет! Не покупайте снасти наобум, определитесь с водоемами, где будете рыбачить, и с рыбой, которую хотите поймать.

Главной добычей троллингистов на пресноводных водоемах являются сом, щука, лосось и форель. Для небольших рыб, достаточно спиннинга начальной или средней категории. Оптимальный вариант – удилища с тестом 10–30 грамм или 20–80 грамм. Для морской рыбалки считается нормальным тест и в 60 кг.


Средняя ценовая категория:

Кольца спиннинга

Вопрос пропускных колец, которые установлены на том или иной удилище, является немаловажным в троллинге. В процессе ловли удилище испытывает колоссальные нагрузки и при самой проводке приманки, и при вываживании. Особенно отчетливо это наблюдается при использовании глубоководных воблеров и когда на крючок садится увесистая добыча.

Леска для троллинга, как правило, используется плетеная большого диаметра. Чтобы она не протерла вставки, они должны выполняться из качественного твердого материала. Оптимальным выбором по цене и надежности будут кольца из карбида кремния, которые обозначаются «SiC».

Немаловажным будет и тип колец. Очевидно, что для троллинга нужно выбирать спиннинги с усиленной конструкцией. Они будут выдерживать сильные нагрузки и никогда не подведут, даже в самых непредвиденных сложных условиях.


Самыми дорогими и качественными являются удочки, сделанные из углепластикового материала. Однако для троллинга от них лучше отказаться, поскольку такие спиннинги очень хрупкие и могут сломаться даже от незначительного удара о борт лодки либо от случайного контакта двух бланков.

Добавить комментарий