Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Опасность опрокидывания парусного судна. Что делать?

Ваши действия:

1. При сильном ветре нужно ослабить шкоты, чтобы уменьшить его давление на паруса.

2. Следует развернуть лодку под острым углом против ветра.

3. Присядьте в центр лодки, чтобы увеличить ее остойчивость.

4. При внезапном порыве шквального ветра просто опустите шкоты, чтобы паруса свободно болтались.

ЛОДКА ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ

Ваши действия:

1. Ликвидировать разреженное пространство внутри полого корпуса лодки. Сделать это, усевшись на корму ближе к одному из бортов лодки, и добиться того, чтобы между бортом и водой образовалась щель.

2. После этого положите лодку набок, проверьте, отвязаны ли шкоты, чтобы ветер, наполнив паруса, снова не опрокинул лодку, и поставьте лодку в вертикальное положение.

3. Проверьте, не опутаны ли снастями руль и его рычаг.

4. Если ваша лодка имеет подвижный киль (шверт), опустите его до конца. Затем заберитесь на него, встав как можно ближе к днищу, чтобы не сломать. Легче это сделать, если забраться наверх, держась за веревку, перекинутую через борт и привязанную к прочной части лодки.

5. Если на парусах много воды, приспустите их и сделайте новую попытку. Попросите другого члена экипажа забраться внутрь корпуса лодки и вытянуться там во весь рост. В момент подъема лодки он скатится на дно и, выполняя роль балласта, придаст ей большую остойчивость.

6. Если лодку перевернуть не удается, оставайтесь возле нее, пока вас не заметят; уцепившись за нее, вы сможете долго оставаться на плаву.

Один на один с природой

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Яхта с балластным килем действительно не может перевернуться и остаться в этом положении. В очень широком фарватере яхта может лечь на бок, даже перевернуться килем кверху, но она не может долго оставаться в таком положении, пока киль на месте, а разрушение киля крайне маловероятно. Когда лодка переворачивается килем кверху, вес балласта в киле и отсутствие давления ветра на паруса возвращают ее в нормальное положение. Конечно, если яхта сделает полный оборот (360°), скорее всего, сломается мачта, паруса и такелаж окажутся в воде. Но при отсутствии повреждений, из-за которых вода может проникнуть внутрь, корпус останется целым и послужит надежной базой для спасения команды.

Поведение в экстремальных условиях

Как возвратить в исходное положение шлюпку после опрокидывания. Для ясности, упоминания о выдвижном киле, в данном описании, также применимы к шверту поворотного типа там, где это целесообразно. Как только вы поймете, что опрокидывание неизбежно, то в такой ситуации важно, чтобы вы не заклинивали грота-шкот и кливер-шкот (там, где это применимо).


Это происходит только тогда, когда экипаж не имеет возможности заблаговременно тянуть за килевой выступ после опрокидывания. Вес мачты тянет лодку вниз.

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Яхтинг: Полное руководство

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему ?Первым на этот вопрос ответил греческий математик Архимед. Погружаясь в ванну, он обратил внимание на то, что вода, наполнявшая ее, выливается через край.

Продолжив наблюдения, Архимед обнаружил, что объем вытесненной воды совпадает с массой тела, а также то, что при погружении тела в воду на него действует выталкивающая сила, и если эта сила (вес вытесненной воды) равна весу тела, оно не тонет. Так была описана природа плавучести.

Лучше всего яхта идет в положении оптимального плавания (вверху в центре); скорость и ходовые качества лодки снижаются, если ее корпус находится выше или ниже этого положения. То же относится и к грузовому судну: груз заставляет его опускаться глубже в воду

Большой корабль плавает потому, что его корпус имеет огромный объем и вытесняет большое количество воды. С другой стороны, маленький кусочек металла вытесняет очень мало воды, поэтому фактически нет выталкивающей силы, которая могла бы удержать его на поверхности, и он тонет. Это элементарное объяснение можно проиллюстрировать на примере грузового судна: когда в трюме нет груза, оно немного поднимается на воде и опускается, если в трюм поместить груз (см. рис. вверху). Форма корпуса остается прежней, поэтому выталкивающая сила остается такой же, но вес груза увеличивает вес судна, заставляя его погружаться глубже в воду.

Если груз добавлять и добавлять, то наступит момент, когда судно исчезнет под водой, но, прежде чем это случится, оно достигнет точки, которую судостроители называют положением оптимального плавания. В этой точке судно наиболее устойчиво, его общий вес равен весу вытесненной воды.

Все эти рассуждения применимы к яхтам – они проектируются для погружения на уровень, который дает возможность достичь максимальной скорости и продемонстрировать ходовые качества при соответствующей форме корпуса, с учетом назначения судна. Легкие, быстрые гоночные яхты более плавучи, чем тяжелые крейсеры.

С точки зрения плавучести важным фактором является вес лодки, а при решении вопроса об эксплуатационных качествах судна конструктор должен принимать во внимание всю подводную часть корпуса. Ее форма и размер определяют скорость движения яхты, ее гоночные качества, а также размер внутренних помещений.

Форма корпуса самым непосредственным образом влияет на скорость судна. Чем более обтекаемую форму имеет его корпус, тем быстрее оно движется

Вес также влияет на остойчивость судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль обеспечивает максимальную остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу, уменьшает остойчивость.

Форма корпуса и вес судна – это те факторы, которые конструктор должен учитывать при разработке проекта, в соответствии с типом будущего судна.

Проект маленького круизера (лодки для путешествий, прогулочного судна) будет, разумеется, достаточно простым, а современные океанские гоночные яхты конструируются по очень сложным схемам.

Помимо плана размещения парусов, такелажа и общей компоновки внутренних помещений, чертежи корпуса обычно выполняются в трех видах: бок, полуширота и корпус, вместе они дают представление о форме корпуса судна и позволяют строителю в точности следовать указаниям проектировщика.

Бок показывает корпус яхты го стороны правого борта с контурными линиями (известными как батоксы), обозначающими форму корпуса, точно гак же как контурные линии на карте обозначают форму холмов и долин; вид со стороны левого борта будет, естественно, идентичным.

Полуширота похожа на бок, но эта проекция выполняется со стороны днища. На чертеже изображается только половина яхты ради экономии места (отсюда и название), наружный контур соответствует линии палубы.

Наконец, третья проекция показывает поперечное сечение корпуса, одна половина – со стороны носа к центру, а другая – от кормы к центру яхты.

Одна из самых важных задач, решаемых при проектировании парусного судна, – обеспечение его остойчивости. Стоит ступить в маленький круизер, он тут же наклонится в ту сторону, куда вы наступили, поскольку центр тяжести переместится.

Выталкивающая сила приложена в середине яхты, в точке, называемой центром плавучести (В), а сила тяжести (вес) действует в центре тяжести (G) и направлена вниз. Когда точка G находится прямо над точкой В, лодка пребывает в устойчивом положении, она не опрокидывается. Когда лодка наклоняется (кренится), например когда вы в нее ступаете, точки В и G уже не находятся на одной линии. Центр плавучести смещается вправо или влево относительно центра тяжести, и тогда лодка наклоняется в этом направлении. Однако, поскольку выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести – вниз, вместе они создают поворачивающий рычаг, который стремится вернуть лодку в прежнее положение.

В – центр плавучести

G – центр тяжести

Эта сила известна как восстанавливающий момент, она противодействует крену и придает яхте остойчивость.

Хороший пример – яхта, идущая под парусом. Под давлением ветра на парус яхта кренится, точка В смещается в сторону от точки G, поэтому естественным стремлением для В и G является создание восстанавливающего момента, чтобы привести судно в исходное положение; это реакция остойчивой яхты.

На остойчивость лодки одновременно влияют несколько сил: боковая сила ветра, оказывающая давление на паруса, и противостоящая ей сила давления воды на киль. На швертботе (как показано на рисунке) вес членов команды помогает справиться с креном; на килевых лодках используется вес балласта

Однако у восстанавливающего момента есть предел, и, когда точка G оказывается по другую сторону от точки В, восстанавливающий момент оказывается направленным в другую сторону и превращается в опрокидывающий момент, что заставляет лодку переворачиваться, так как она теряет свою первоначальную остойчивость. Чтобы этого избежать, нужно восстановить положение, при котором яхта находится в нормальном состоянии, – когда точка G находится прямо над точкой В. Для достижения этого есть два способа:

1. Уменьшить давление ветра на паруса обезветриванием. Это дает лодке возможность вернуться в нормальное положение и возвращает G в положение над В. Обычно это достигается ослаблением, или травлением, шкотов (см. с. 189).

2. Использовать вес членов экипажа или балласта для увеличения восстанавливающего момента и противодействия крену. В плоскодонках в качестве балласта используется вес членов команды, они наклоняются в сторону высокого борта (или трапеции), чтобы вернуть судно в нормальное положение. На килевых яхтах используется вес балласта. Когда корпус кренится, киль поднимается, создавая сильный восстанавливающий момент, возвращающий яхту в нормальное положение.

Вес также влияет на остойчивость судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль обеспечивает максимальную остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу, уменьшает остойчивость.

Действия при экстремальной ситуации на воде

Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет меньше людей, чем во время купания. Умение плавать – это еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем — это всегда риск. Можно оказаться в воде не умея плавать, можно заплыть далеко от берега и утонуть. Во время плавания Вас может подхватить сильное течение, или можете запутаться в водорослях. Зимой, замерзший водоем также таит в себе опасность можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, Вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.

Читайте также:  Когда клюет корюшка: лучшее время и погода для ловли

Спасение на водах. Как обезопасить себя, катаясь в лодке

Последнее обновление: 3 июля 2017 г.

Вечером 2 июля весельная алюминиевая лодка опрокинулась на озере Максимка в Челябинской области. Погибли шесть человек, включая четырех детей. По данным спасателей четверо мужчин смогли доплыть до берега и спаслись. Как считают специалисты, трагедия произошла из-за того, что судно было перегружено. Можно ли избежать трагедий на воде?

Рассказывает инструктор школы выживания Максим Березин.

— Большинство несчастных случаев на воде происходит не из-за трагического стечения обстоятельств, а в результате нарушения правил безопасности. Лучший способ избежать беды — это узнать их на берегу и соблюдать во время путешествия.

1. Не стоит отправляться в путешествие на лодке тем, кто не умеет плавать: гарантии того, что лодка не перевернётся, не протечет и т. д., не может дать никто, а путешественник, который не умет плавать, подвергает опасности не только себя, но и окружающих.

2. Прежде чем сесть в лодку, узнайте прогноз погоды: если синоптики прогнозируют усиление ветра или дают штормовое предупреждение, отложите путешествие.

3. Помните: алкоголь и водные путешествия несовместимы.

4. Перед тем как сесть в лодку, убедитесь в её исправности и прочности: проверьте вёсла, уключины, спасательные средства (круг и жилеты — по одному на каждого пассажира). В идеале спасательные жилеты должны быть надеты во время всего путешествия.

5. В лодке должны быть: черпак или ведёрко для отлива воды, фонарь (если вы путешествуете в вечернее время), полностью заряженные телефоны, навигационные гаджеты и запасная одежда (в непромокаемом пакете).

6. Обязательно сообщите о своём путешествии родным или знакомым и договоритесь о времени «сеансов связи»: это позволит оставшимся на берегу вовремя забить тревогу.

7. Чаще всего лодка переворачивается, когда пассажиры меняются местами, садятся на борта, ныряют, встают во время движения в полный рост или переходят из одной лодки в другую. Такие манёвры желательно осуществлять около берега или на небольшой глубине. Если возникла необходимость поменяться местами, делать это нужно с максимальной осторожностью, пригнувшись, без спешки и резких движений.

8. Если один из путешественников оказался за бортом, принимать его на лодку можно только с кормы. Попытка забраться на лодку через борт чаще всего приводит к тому, что лодка переворачивается и накрывает всех, кто в ней находится.

9. Если лодка перевернулась, не старайтесь её перевернуть обратно или на неё забраться. Есть большая вероятность того, что она перевернётся снова, при этом ударив или накрыв вас. Помните: это ваше спасательное средство. Ухватитесь за корму или за нос и, работая ногами, плывите, направляя лодку к ближайшему берегу.

11. Если рядом с вами тонет человек, постарайтесь подплыть к нему сзади незаметно (утопающий неосознанно хватает спасателей за кисти и шею, увлекая под воду), правой рукой схватите через подмышку правой руки за плечо и, плывя на спине (чтобы лицо человека находилось над поверхностью), буксируйте его на берег.

На берегу: очистите рот пострадавшего от ила и песка. После резко надавите на корень языка: это спровоцирует рвотный рефлекс и будет служить стимуляцией дыхания.

После удаления воды уложите потерпевшего на бок и постарайтесь вызвать «Скорую помощь», каким бы благополучным вам ни казалось его состояние. Уверенным, что его жизни больше ничего не угрожает, можно быть только через 3-5 суток.

— Большинство несчастных случаев на воде происходит не из-за трагического стечения обстоятельств, а в результате нарушения правил безопасности. Лучший способ избежать беды — это узнать их на берегу и соблюдать во время путешествия.

Серии

Т (Танго) Держись в стороне; ловлю рыбу тралом.

Поведение в экстремальных условиях. Опрокидывание лодки

Отдых на воде – один из лучших видов отдыха людей, особенно летом. Много удовольствий приносят детям и взрослым купание, плавание, прогулки на катерах и лодках и т.д. Однако отдых может быть омрачен непоправимой трагедией.

Пренебрежительное отношение к выполнению правил поведения и мер безопасности на воде нередко приводит к несчастным случаям, гибели людей. По данным Всероссийского общества спасения на водах (ВОСВОД) в России за год в среднем гибнет 14,5 тысяч человек. Это 9 несчастных случаев на 100 тыс.человек в год. Детей погибает до 3000 человек, что составляет 15-20% от общего числа жертв. Для сравнения в Германии гибель на водоемах составляет не более 1 человека на 100 тыс. Человек. Несчастные случаи происходят чаще всего при нарушении правил поведения и несоблюдении мер безопасности на воде. Анализ данных последних лет убедительно показывает, что главными причинами гибели людей на воде являются:

  • неумение плавать;
  • купание в необорудованных водоемах, при волнении на водоемах и быстром течении;
  • купание в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения;
  • нарушение правил пользования плав.средствами;
  • пренебрежение мерами безопасности во время переправ, в период паводков и наводнений;
  • при подледном ловле рыбы;
  • нарушение навигационных правил и т.д.

Плавание на гребных и моторных лодках (катерах и т.д.) – один из любимых видов отдыха на воде для многих людей и особенно детей. Многие граждане и организации имеют в личном пользовании различные плавсредства, остальные пользуются взятыми на прокат. В любом случае необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил и мер безопасности при их эксплуатации, нарушение которых влечет за собой трагедию.

Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:

  • Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты;
  • В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей;
  • В любой ситуации все обязаны безоговорочно подчиняться командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения;
  • В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду);
  • Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега;
  • Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников;
  • При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся;

Запрещено:

  • При посадке вставать на борта и сидения;
  • Перегружать плавсредство;
  • Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с;
  • Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации (Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.);
  • Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства;
  • При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда;
  • Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет;
  • Купание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации;
  • Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ;
  • Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.

Необходимо помнить, что погода на водоемах меняется очень быстро. За короткий промежуток времени, при усилении ветра может измениться волновой режим.

Визуальная оценка волнения:

БаллыВысота волныПризнаки
Зеркально гладкая поверхность
1До 25 смРябь, небольшие гребни волн
2От 25 до 75 смГребни волн начинают опрокидываться, пена на воде не белая, а стекловидная
3От 75 до 125 смХорошо заметны, небольшие гребни волн, опрокидываясь, местами образуют белую пену, так называемые «барашки»
4От 125 до 200 смЧетко выраженные волны, «барашки» образуются повсюду

«Барашки» образуются при любом волнении в местах над каким-либо подводным объектом, камнем, скалой, затопленным кораблем и т.д., над так называемым топляком, который чрезвычайно опасен для двигающихся судов и купающихся людей.

При большом волнении нужно:

  • носом лодки резать волну, нельзя оставлять борт перпендикулярно волне, т.к. лодка может опрокинуться;
  • принимать пострадавшего на борт необходимо только с кормы, с бортов – категорически запрещается, т.к. это чревато переворотом маломерного плавсредства, а со стороны носа поднимать человека не всегда удобно;
  • при падении человека за борт на судне подаются три продолжительных звуковых сигнала, длительность которых определена от 4 до 6 секунд;
  • катание на любых плавсредствах детям до 16 лет разрешается только под руководством взрослых и при их участии;
  • к управлению маломерными судами допускаются только те лица, которые имеют специальные права на управление плавсредствами, утвержденные законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Тилапия — описание и фото

При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.

Типичные нарушения мер безопасности:

  • плавание на неисправном и неукомплектованном спасательными средствами судне;
  • превышение норм грузоподъемности;
  • управление судном лицом, не имеющим право на управление плавсредством;
  • управление и присутствие на борту судна нетрезвых людей;
  • перевозка детей до 16 лет без сопровождения взрослых.

Соблюдение правил эксплуатации плавсредств и выполнение мер безопасности позволяет избежать случаев травматизма людей на воде и уголовной ответственности для организаторов мероприятий на воде!

Запрещено:

Подготавливаемся к отплытию

Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.

Если вы пользуетесь GPS-навигатором, настройте место отправки и включите эхолот, не забывайте, у него есть определённый допуск на задержку, поэтому следует немного подождать прежде чем заводить мотор. Выйдя на глубину заведите мотор и прежде чем начать плавание проверьте чтобы обзор и посадке всех пассажиров была правильной, вдоль леерного ограждения.

ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы не перевернуться на лодке во время рыбалки

Осень – золотая пора для рыбалки. Пусть температура воды и снижается, но активность рыб в преддверии зимы как раз возрастает. Вся опасность в том, что если лодка ненароком перевернется, то намокшая в холодной воде одежда будет тянуть рыбака вниз, таким образом, сковывая любое его движение. И спастись в этом случае бывает весьма затруднительно. Несколько советов для того, чтобы осенняя рыбалка не стала смертельно опасной – в рубрике ЧТО ДЕЛАТЬ Агентства новостей «Доступ».

ШАГ 1. Положите в лодку самое необходимое

Прежде чем отправиться в плавание, необходимо проверить состояние лодки, весел и уключин – элементов для крепления весел. Перед посадкой осмотрите лодку: в ней должны быть спасательный круг и черпак для отлива воды. Обязательно наденьте спасательный жилет.

ШАГ 2. Правильно садитесь в лодку

Посадку в лодку нужно производить осторожно, ступая посередине настила. Садиться на банки (скамейки) нужно плавно и равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать судно, летом – купаться и нырять с него.

Поддерживайте в лодке определенный порядок: рюкзак, снасти и принадлежности должны быть сложены так, чтобы не мешать действиям рыболова: уложите их вдоль борта и на днище лодки позади себя, а все остальное – на кормовое сиденье.

Не выходите на водоем в ветреную погоду, в нетрезвом состоянии, на неисправном катере или лодке, без спасательных средств (!).

ШАГ 3. Помните, что категорически нельзя делать в лодке

Чтобы рыбалка не закончилась трагически, во время ловли с лодки не торопитесь, не делайте резких движений и не перегибайтесь через борт. Если ловите рыбу стоя, делайте это, находясь посередине судна, широко расставив ноги.

В надувной же лодке, напротив, категорически запрещается вставать в полный рост. Также в нельзя удить, сидя на борту или на доске, перекинутой с одного борта на другой. В непосредственной близости к берегу при необходимости можно стравить из надувной лодки часть воздуха.

Ни в надувной, ни в моторной, ни в обычной лодке ни в коем случае нельзя спать на плаву и меняться местами. Если перемещение необходимо, то делать это нужно, пригнувшись, без резких движений, чтобы не накренить судно.

Не кладите на борт и не свешивайте за борт руки и ноги, если это не необходимо для управления лодкой.

ШАГ 4. Если лодка все-таки перевернулась

При опрокидывании лодки далеко от берега на большой глубине она сначала ложится на бок, затем переворачивается килем вверх. Если поблизости не от кого ждать помощи, то, ухватившись за корму или нос лодки и работая ногами, направьте ее на мелкое место или к ближайшему берегу.

Не пытайтесь забраться в опрокинутую лодку – она может снова перевернуться, ударив или накрыв вас. Если судно перевернулось на сильном течении или на перекате реки, следует, держась за лодку, плыть за нею и выбираться на мелкий берег.

Напомним, 1 ноября в Аргаяшском районе произошла трагедия: лодка, в которой находились пять человек, перевернулась на Аргазинском водохранилище. Компания выехала на водоем ради поминок – несколько лет назад здесь утонули их друзья. На крики пострадавших подоспела еще одна лодка (в ней, как стало известно позже, рыбачили двое полицейских. – Прим. АН «Доступ»), взявшая утопающих на борт. Но и это судно быстро начало наполняться водой и утонула. Люди оказались в воде до суши вплавь добрались до берега только двое, и только на одном из них был спасжилет.

Не кладите на борт и не свешивайте за борт руки и ноги, если это не необходимо для управления лодкой.

Ключевые правила безопасности на воде

Если вы используете надувную лодку, не рекомендуется отплывать далеко от береговой линии, особенно если речь идет о морской рыбалке. Основное объяснение такому правилу поведения на воде – тот факт, что на слишком большом расстоянии от берега возрастает опасность непроизвольного выхода в открытое море. За счет небольшого веса лодки, изготовленной из поливинилхлорида, достаточно сложно придать правильное направление движения в условиях сильного течения. К прочим важным правилам безопасности на воде стоит отнести следующие:

  1. Определитесь с примерным временем своего нахождения на рыбалке, обязательно сообщите о нем близким. Также желательно, чтобы они были в курсе конкретного места вашего расположения. В идеале правила поведения на воде подразумевают, что вы должны периодически возвращаться на берег для оповещения друзей или родственников о том, что с вами все в порядке. Это не просто банальная рекомендация, а ваша уверенность в собственной безопасности.
  2. Вы должны предусмотреть наступление необходимости откачки воды. То есть на борту вашего плавательного средства должно быть как минимум ведёрко для того, чтобы быстро предотвратить затопление лодки. Однако полный комплект подразумевает наличие еще и спасательного круга, жилета, а также пояса. В целом, чтобы гарантировать надлежащую безопасность на водоемах, правила поведения на воде также подразумевают, что каждого члена экипажа потребуется обеспечить каким-то из вышеуказанных элементов.
  3. Следите за положением собственного тела в процессе рыбалки. Ловить рыбу на надувной лодке в сидячем положении – достаточно сложно. Тем не менее рыбачить в положении стоя, согласно правилам поведения на воде – намного опасней, поскольку возрастает риск не только упасть за борт, но и перевернуть саму лодку. Избежать подобного исхода практически невозможно, если вы находитесь на борту плавательного средства в одиночку. Если же вам действительно необходимо занимать именно вертикальное положение, позаботьтесь о том, чтобы оно при этом было максимально устойчивым.
  4. Обращайте внимание на поведение других плавательных средств на водоеме. В частности, перед тем как установить якорь, убедитесь, что это не будет препятствовать движению других плавательных средств и, соответственно, не приведет к аварии. Правила поведения на воде гласят, что особую осторожность нужно проявить в том случае, если поблизости ходят габаритные суда. Вы должны быть уверены в том, что у вас будет достаточно времени, чтобы снять свою лодку с якоря.

Правила поведения на воде также подразумевают, что нужно достаточно внимания уделять непосредственно процессу управления. Если речь идет об использовании лодки из поливинилхлорида, вам нужно будет избегать соприкосновения с острыми краями коряг или камней. Игнорирование этого правила может привести к банальному выходу лодки из строя. В этих целях рекомендуется избегать плаванья на мели, а также в местах с объемной растительностью (если только это не предусмотрено инструкцией плавсредства).

Отправляясь на рыбалку на собственном плавательном средстве, вы обязательно должны учитывать вероятность наступления непредвиденной ситуации. Здесь имеется в виду прокол, опрокидывание и прочие подобные аварии. Согласно правилам поведения на воде, стоит сохранять спокойствие для возможности адекватного выполнения действий, необходимых для собственного спасения. В качестве примера можно привести следующее:

Выживание в дикой местности

Не все рыбы съедобны, а некоторых даже опасно брать в руки. Даже добравшись до берега, можно напоследок столкнуться с опасностями высадки, если побережье сложное в этом плане, поэтому уделите внимание соответствующим советам, чтобы уменьшить риск.

Основы безопасности в лодке

Не только снаряжение, но и психика рыболова также может пре­подносить сюрпризы. Достаточно отвлечься лишь на секунду, как во время заброса приманки рыболов неосознан­но ослабит захват – и удочка упадет в глу­бокое озеро. Известны случаи, когда на дне оказывался лодочный мотор, аккуму­лятор или дорогой эхолот. К сожалению, иногда падают за борт и сами рыболовы. Осторожнее всего нужно плавать на надувной лодке с мотором, потому что в этом случае у плавсредства значительная инерция, что затрудняет управление и мо­жет привести к столкновению с твердым предметом и повреждению оболочки.

Читайте также:  Ловля на спиннербейт: что это такое, как ловить, монтаж, техника проводки. Щука на спиннербейты

Место ловли полно опасностей. По­этому правила требуют надевать спа­сательный жилет или иметь на борту спасательный круг. Запрещается также управлять плавсредствами в нетрезвом состоянии. Несоблюдение этих двух правил может привести к большой беде.

Памятка населению по соблюдению правил катания на лодке Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке

населению по соблюдению правил катания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке.

Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:

Ø Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные круги и черпак для отлива воды.

Ø Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.

Ø Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.

Ø Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вѐслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

Ø Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой

стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.

Ø Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу паровым, моторным и парусным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.

Категорически запрещается:

v садиться на борт лодки;

v пересаживаться с одного места на другое;

v переходить с одной лодки на другую;

v раскачивать лодку;

v купаться и нырять с нее.

Лодка может перевернуться — пострадают катающиеся. Но если лодка опрокинется, теряться нельзя. В первую очередь надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и общими усилиями толкать ее к берегу.

При оказании помощи утопающим требуется соблюдать осторожность, избегать резких движений и не наклонять лодку в одну сторону. Нужно помнить, что перевернутая лодка держится на воде и может служить хорошим спасательным средством.

Но несчастного случая не произойдет, если катающиеся на лодке будут строго соблюдать правила поведения на воде.

Меры безопасности

на водоемах в период купального сезона

Нарушение правил купания и плавания ведет к несчастным случаям, к гибели на воде.

1. Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду при температуре воды 18°-20°. В воде не следует оставаться более 1-5 минут.

Длительность времени последующих купаний можно

доводить до 15 минут.

2. Купаться рекомендуется два раза в сутки – утром и вечером, в заведомо безопасных или специально отведенных для этого местах.

3. Вода в выбранном для купания месте должна быть прозрачной, дно чистым, без коряг, подводных камней, свай, водоворотов, ям, заструг и т. п.

4. Следует избегать купания в одиночку, так как в случае беды оказать помощь будет некому.

5. После приема солнечной ванны нельзя бросаться в воду сразу; купание можно начинать только после некоторого отдыха в тени или сделать обтирание холодной водой в области сердца.

6. Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

7. Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде.

8. Нырять можно лишь в местах, специально для этого отведенных и оборудованных. Прыгать головой в воду с плавучих сооружений опасно, так как под водой могут быть опасные для жизни предметы.

9. Очень опасно купаться и плавать в пьяном виде. «Пьяный в воде – наполовину утопленник» – говорит мудрая народная пословица.

10. Большую опасность представляет собой купание и плавание с досками, бревнами, адутыми резиновыми автомобильными камерами и надувными средствами.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Правильное и своевременное оказание первой помощи пострадавшему зачастую является единственным шансом для него вернуться к жизни. Если волею случая спасателем оказались Вы, то прежде всего необходимо:

1. Вытащив пострадавшего из воды, очистить ему полость рта от посторонних предметов (тина, трава и т. д.).

2. Уложить пострадавшего на согнутое колено животом и лицом вниз и удалить воду, попавшую в легкие и трахею, путем многократного надавливания рукой на спину.

3. Следует помнить, что отсутствие дыхания в течение 1-2 минут может привести к смерти пострадавшего. Основным признаком остановки сердца являются отсутствие пульса, расширенные зрачки. В этом случае необходимо немедленно приступить к проведению искусственного дыхания “рот в рот” и непрямого массажа сердца: 4-5 резких надавливаний на грудную клетку и затем одно вдувание воздуха (16 вдуваний в минуту, 64-90 надавливаний) .

У пожилых людей надавливание щадящее, маленьким детям надавливание производить не ладонью, а пальцами.

Помните! Жизнь пострадавшего целиком зависит от Вашего умения правильно и быстро оказать первую помощь!

В разгар лета так естественно стремление большинства населения провести часы отдыха у водоемов, в жаркую пору насладиться исходящей от воды прохладой, окунуться с головой в чистую воду и поплавать всласть до легкой приятной усталости. К тому же нет лучшего средства закаливания организма, чем регулярное купание на открытом воздухе.

Но отдых у воды подарит радость общения с природой и хорошее самочувствие для здоровья только тому, кто будет постоянно помнить, что вода – враждебная для человека среда.

Жара вынуждает многих людей забыть об осторожности.

Спасаясь от нее, ныряльщики ломают себе шею и на всю жизнь остаются инвалидами.

Как бы ни был крепок человек, сколько бы он ни заявлял, что сильнее

природы, на поверку он оказывается чрезвычайно хрупким.

Медики-травматологи говорят, что травмы при нырянии опасны тем,

что половина ныряльщиков погибает сразу, а остальным редко удается

Часть пострадавших получает тяжелые увечья, у другой — травмы такие, что о восстановлении подвижности речь уже не идет.

Одни лезут в воду, будучи в состоянии опьянения, другие плохо представляют последствия своего неразумного поведения на воде, третьи плохо проинформированы об опасностях, которые их подстерегают на незнакомом водоеме, выбранном ими для купания.

А многие просто не слышали о тех правилах, нарушение которых приводит к трагическим случаям.

Полную безопасность пребывания в воде не обеспечивают даже приобретение специальных навыков и длительная тренировка, тонут и хорошие пловцы.

Для неподготовленного же человека вода таит постоянную опасность, если он не выполняет определенные правила купания в открытых водоемах.

«01» – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН СПАСЕНИЯ МЧС РОССИИ

ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УТОПАЮЩЕМУ

Утопление наступает в результате погружения человека в воду или иную жидкость, в результате развиваются острые нарушения функций жизненно-важных систем организма.

1. Если отсутствует СОЗНАНИЕ, то:

Ø Освободить рот от ила, тины, рвотных масс.

Ø Наскоро обтереть пострадавшего.

Ø Дать понюхать нашатырный спирт.

Ø Для активизации дыхания подёргать пострадавшего за язык.

2. Если отсутствует ДЫХАНИЕ, то:

Ø Удалить воду из дыхательных путей.

Ø Освободить рот от ила, тины и рвотных масс.

Ø Уложить пострадавшего на спину, запрокинув голову и вытянув язык.

Ø Делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Всем пострадавшим обязательно должна быть оказана КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, т. к. у спасённого высока вероятность развития отёка лёгких.

В случае происшествия на водоеме немедленно обращайтесь за помощью в ЕДИНУЮ СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по номерам телефонов:

Ø Делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Запрещено:

– выходить в плавание на не полностью оборудованном или неисправном плавательном средстве;
– при посадке нельзя вставать на борт или сиденья лодки, раскачивать ее, выставлять руки за борт;
– перегружать плавсредство сверх установленной нормы для данного типа лодки;
– управлять лодкой в нетрезвом состоянии;
– плавать на маломерных судах в ночное время и рыбачить с лодок ночью;
– выходить в шторм или в туман;
– кататься вблизи шлюзов или плотин, останавливаться под мостами или возле них;
– плавать без спасательных средств;
– кататься в местах большого скопления людей на воде (на пляжах, переправах, водноспортивных соревнованиях).

До выхода в водное пространство рекомендуем вам:
1) каждый раз проверять лодку на предмет целостности и безопасности, убедиться в работоспособности радио и навигационных гаджетов — это поможет избежать непредвиденных ситуаций с поломкой посреди моря или океана, где некому будет предложить помощь;
2) быть в курсе погодных условий вашей местности — в прогнозе погоды обычно предоставляется информация о силе и направлении ветра, есть штормовые предупреждения, но прогнозы не всегда точны, поэтому нужно научиться самостоятельно определять погодные изменения по приливам, затянутому тучами небу и другим физическим признакам;
3) обязательно запастись спасательными жилетами — в случае аварии жилеты могут спасти вам жизни, предотвратив утопление, причем жилет должен быть надет на каждого члена экипажа, а не лежать в лодке, заваленным другими вещами;
4) перед выходом на воду, особенно на чужой лодке, необходимо уточнить, какие на ней есть емкости непотопляемости, а также средства для спасения (спасательные круги должны быть в количестве по одному на каждого человека, особенно на металлической лодке).

Добавить комментарий