Передний или задний фрикцион. Что лучше для спиннинга

передний или задний фрикцион?

Сообщение Dima K » 26 май 2008 21:06

Что это такое и для чего он нужен?

Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.

В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.


Преимущества заключаются в следующем:

Рыболовная катушка с задним тормозом

Такой вариант имеет меньшую чувствительность, что, впрочем, не так уж важно при ужении крупной рыбы или тяжелыми удилищами. Способ выуживания рыбы предпочтительно использовать при ловле на фидерные удилища, т.е. при ловле с редкими перезабросами. Если на рыбалке применяется леска диаметром 0,2 мм, то у системы с задним фрикционом никаких проблем с чувствительностью быть не должно.

Продлить срок службы устройству очень легко. По окончании рыбалки необходимо ослаблять натяжение и повторно натягивать сам механизм, проводя его настройку и не давая тормозной системе дисков слипнуться.

В настоящее время практически все выпускаемые безынерционные снасти имеют фрикционный тормоз. Если снасть переставляется с одного удилища на другое, его до начала рыбалки необходимо настроить под конкретные условия ловли. Использование фрикциона любого типа помогает:

Поделиться52010-06-25 12:35:36

  • Автор: golovenkin
  • Новичок
  • Откуда: Мариуполь
  • Зарегистрирован : 2010-04-04
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 68
  • Уважение: [+43/-0]
  • Позитив: [+4/-1]
  • Последний визит:
    2016-04-30 14:01:14

В чем причина предпочтения переднего фрикциона? Только в весе или в чем-то еще?

в чем она надежнее можно поконкретнее?
Пока не услышал ни одного обоснованного аргумента.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

Настройка фрикциона безынерционной катушки “под максимум”

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на “докритическое” значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Вес и размер катушки для спиннинга

Помимо количества подшипников и плавности хода очень важным свойством является вес и размер катушки. Данные параметры выбираются исходя из способа ловли и класса удилища, так как нецелесообразно ставить громоздкие катушки с 4000 шпулей весом около 400-500 граммов на легкое удилище класса ультралайт. Да и комфорта Вы вряд ли получите, скорее боль в кистевом суставе руки после часу-двух активной рыбалки. Чтобы понять, какую катушку выбрать для спиннинга начинающему рыбаку, попробуем разобраться в размерности.

Сегодня на рынке рыболовных снастей можно встретить катушки с размерностями 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 и т.д. Есть некий момент — размерность шпули у катушек shimano несколько отличается от катушек daiwa. Но у многих рыбаков принято указывать размер шпули по классификации именно shimano. В большинстве случаев, для удовлетворения потребности начинающего спиннингиста подойдет катушка размером 2500-3000 при условии использования обычного недорого удилища класса medium.

Читайте также:  Когда растут опята

Чем ниже будет вес катушки, тем меньше будет уставать рука. Меньший вес повышает маневренность удилища, но чрезмерно легкая катушка также говорит о качестве используемых в ней материалов. Например, очень часто встречаются китайские катушки из пластика, которых хватает максимум на сезон-два. Вес катушки должен быть таким, чтобы вместе с удилищем ваша кисть не чувствовала какой-либо сильной нагрузки.

Чем ниже будет вес катушки, тем меньше будет уставать рука. Меньший вес повышает маневренность удилища, но чрезмерно легкая катушка также говорит о качестве используемых в ней материалов. Например, очень часто встречаются китайские катушки из пластика, которых хватает максимум на сезон-два. Вес катушки должен быть таким, чтобы вместе с удилищем ваша кисть не чувствовала какой-либо сильной нагрузки.

Настройка и регулировка

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.

Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.

Выясним, что установить — передний или задний фрикцион, что лучше подойдет к снастям при том или ином типе ловли. Передний фрикционный узел используют для ультралайта или спиннинга. Он обладает хорошей чувствительностью и востребован при ультралайтовой рыбалке. Задний узел при этом не сможет среагировать на тонкую настройку, легкую приманку и рывки мелкой рыбы.

Качество укладки лески или плетеного шнура

Этот параметр на момент покупки оценить не удастся. Поэтому, когда определена модель, лучше зайти на рыболовные форумы, спросить мнение опытных мастеров, почитать отзывы.

Качество укладки важно при использовании плетенки с рывковой техникой проводки. Плетеный шнур должен равномерно без бугров ложиться на шпулю, чтобы избежать запутывания или образования узлов. Есть любители закрытых катушек, когда шпуля накрывается защитным колпачком из пластика. Но здесь выбор строго индивидуален.

Важно помнить, что замена шпули никак не влияет на срок и скорость износа самого механизма катушки. Поэтому перед покупкой важно оценить, действительно ли нужен такой бонус при существенной переплате.

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Фрикционный тормоз

Лет 20 и более назад до трети спиннинговых катушек имели фрикционный тормоз, размещенный сзади. Теперь доля «заднефрикционных» катушек в спиннинге снизилась до нескольких процентов. Они, в принципе, еще выпускаются достаточно массово, но находят применение больше в поплавочной и донной ловле. Почему так?

Задний фрикцион имеет два преимущества перед передним. Это чуть большее удобство оперативного регулирования и полное исключение «самозатягивания» (когда при стравливании лески вращающаяся шпуля увлекает за собой и гайку регулятора). Однако эти два плюса перебиваются одним минусом: передний фрикцион более плавный и не склонен к «залипанию», то есть лучше отрабатывает резкие рывки. Для спиннинга с приоритетом плетеных шнуров это очень важно. Поэтому, если встанет вопрос: передний фрикцион или задний, выбирайте передний. Тем более, что сейчас таких катушек абсолютное большинство.

Существуют так называемые “закрытые” безынерционные катушки, у которых шпуля прикрыта специальным защитным колпачком.

Безынерционные

Между собой рыбаки называют «мясорубка». Мастера спортивной ловли признают ее лучшей спиннинговой катушкой. Особенности сборки:

  • Изготавливается с винтовым приводом. Передача – коническая, гипоидная.
  • При забросе шпуля не двигается. Благодаря чему получиться без проблем осуществлять дальние забросы с легкими приманками.
  • Есть фрикционный тормоз. Регулирует натяжение лески (шнура) при резких рывках хищника во время вываживании. Предотвращает критические перегрузки.
  • На основном валу устройства вмонтирована шпуля. Внутри корпуса находятся все передаточные механизмы.
  • Безынерционки не требуют от рыбака особых навыков. Нуждаются в периодическом уходе. Перед началом и в конце рыбацкого сезона внутренняя часть очищается от загрязнений. Детали, что постоянно подвергаются трению, смазываются специальными маслами или растворами. Подобные процедуры легко выполнить самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.
Читайте также:  Каша для карпа: рецепты для ловли на пружину, кормушку, приготовление в домашних условиях

При покупке нужно учесть 2 основных критерия:

Передний или задний фрикцион. Что лучше для спиннинга

заметил то что не то что команда Англии, но вообще все ловят с катушками на переднем тормозе. в чем приемущество?
Где-то так:

Сообщение от Дух
Мне не нравятся катушки с задним тормозом, потому, что задний тормоз всегда хуже переднего, особенно при ловле на “тонкие снасти”.
Технически и практически передний тормоз работает плавнее и “надёжнее” защищает от обрывов из-за более плавного и своевременного срабатывания т.к. тормозные шайбы находятся на шпуле и отсутствуют дополнительные прибамбасы в виде приводных валов, мест их крепления и т.д.

Сообщение от Дух
Первыми моими катушками по приезду в Германию были катушки с задним тормозом.
И удобными казались и по цене приемлемыми. Отловил ними года три. Потом купил первую с передним тормозом для спиннинга. И уже после нескольких рыбалок понял – нужно обзаводиться такими катушками для всех остальных снастей.
И вот уже лет 8 ловлю только с передними тормозами.
Размеры катушек естесственно разные, но пока ни одна не подводила.
На счет плавности регулировки.
Система многоступенчатой подстройки переднего тормоза, когда при провороте тормозной “гайки” мы слышим частое “пощелкивание”, обеспечивает идеально плавную подстройку тормоза как на затягивание, так и на отпускание и речь в данном случае можно вести не только об одном – двух щелчках, а о “половине щелчка”.
Щелчки заднего тормоза это действительно щелчки.
На переднем – это цепочка биссера.
Что касается удобства.
Первое время определённые трудности были из-за “силы привычки”, но уже через пару месяцев регулярного использования – проблем не стало вообще, ведь в принципе нужно поднести руку “немножечко” дальше вперёд
Крутнул тормоз, глотнул воздуха и подматывай себе дальше
Да и подержать руку “подольше” на тормозе ничего не мешает.

Сообщение от Гость3
Лески тонкие, амортизация рывка должна быть своевременной и плавной, настройка тормоза очень деликатной, любой переход от “натяга” к “послаблению” – без провисания в “конкретную слабину”, а лишь плавный переход между двумя состояниями натянутости лески, иначе не исключена возможность схода, одинаковая работа тормоза при различных нагрузках без непредвиденных перекосов механической схемы катушки при изменении оных . и т.д.

Сообщение от Гость3
Качество тормозной системы.
При сравнении катушек абсолютно новых, различия трудно уловимы для человека, не имеющего опыта эксплуатации данных “продуктов”.
Однако нельзя забывать такой фактор, как эксплуатация, в процессе которой происходит всем известный фактор – износ.
Наличие дополнительных фаторов, отрицательно влияющих на степень надёжности работы катушки в процессе износа (с точки зрения скажем тормоза) у заднеприводных катушек больше. Механическая схема заднеприводных влечёт за собой утяжеление катушек с задним приводом, по сравнению с аналогичными переднеприводными. Размер тормозных шайб, влияющий на плавность и надёжность срабатывания у переднеприводных больше, что и обеспечивает надёжность и плавность работы, так необходимую нам в экстремальных условиях. Люфты посадочных мест приводных валов тормоза, износ самих валов в местах их крепления, возникающие в процессе эксплуатации катушек, отрицательно сказываются на работе тормоза вцелом. Система регулирования тормозного усилия в зависимости от необходимых условий у заднеприводных грубее, чем у переднеприводных. Никакого преимущества в удобстве в процессе эксплуатации она не даёт.

Нет,на дайвах и шиманах современных всё нормально.

Тогда непонятно к каким катушкам относится следующий текст:

Просто ни я один,но многие мои знакомые замечали,что выставляя фрикцеон перед рыьалкой в определённое положение,под определённую нагрузку,спустя время проверяя фрикцеон или уже на рыбе видят что он подзатянулся.
Если уж есть печальный опыт с конкретными марками и моделями – поделись с камрадами чтоб больше никто не накололся – чё жадничать?

так как большинство затачиваются под спин,

То, что катушки в большинстве своём находятся в разделах “Спиннинговые катушки” различных каталогов, не значит, что они затачиваются под спин. 🙂
То, что эти катушки могут применять фидеристы, матчевики, болонщики – не вызывает сомнений, да они так и делают.
Есть правда специальные серии – Матч. Но это не значит, что только эти катушки подходят для матча 🙂
Мне правда приходилось встречать и у меня есть катушка – Фидер.
Но с таким же успехом ей я могу ловить спином. 🙂
Другими словами – производитель делает катушки и уже “наше дело” 🙂 где их использовать. Производителя это не интересует, хотя он прекрастно представляет, что катушки “должны быть” широкополосными.
🙂

Если уж есть печальный опыт с конкретными марками и моделями – поделись с камрадами чтоб больше никто не накололся – чё жадничать?

Саш, я имею в пользовании пару катух (дешевых Китайских) Глоуб. Им уже пятый сезон грозит, и с тормозом все в порядке. Единственное что делаю, так это раз в год разбираю шпулю, чищу ее от грязи и кладу туда смазку густую (зеленую) от Кастрол. И никаких проблем, т.е. нет самозатягивания, работает как часики, и очень приятные мелкие и чёткие щелчки при затягивании.:p

Читайте также:  Весенняя ловля уклейки на притоках Волги

Да в общем то Сережа Потап и другие камрады уже написали все возможные преимущества переднего фрикциона перед задним и заднего перед передним.
С моей точки зрения наиболее важными преимуществами катушек с передним фрикционом:
1. бОльший диаметр фрикционных прокладок обеспечивающий бОльшую плавность работы. Больший диаметр регулировочной гайки обеспечивающий меньший шаг регулировки – тоже для более плавной регулировки.
2. Простота обслуживания – катушки с передним фрикционом проще разбираются-собираются для технического обслуживания.

Меньшие габариты по длине в сравнении с заднефрикционной катушкой равноценной лесоёмкости. Сам пользовался на фидере, пикере и матче заднефрикционной и субъективно для меня она менее удобная чем переднефрикционная.

Вопрос передаточного числа достаточно относителен. Если я не ошибаюсь катушка 4000 с передачей 1:5 и подмоткой бэкинга укладывает за один оборот лески больше чем матчевая катушка 2000 с передачей 1:7
А по мощности соотношение – небо и земля.

Вопрос веса катушки тоже достаточно относителен – зависит от рамера и некоторых других параметров. Не все же ловят одинаковыми катушками.

вопрос износоустойчивости механизма наверно тоже относителен, так как зависит от точности изготовления, используемых материалов в итоге от производителя и цены.

Да в общем то Сережа Потап и другие камрады уже написали все возможные преимущества переднего фрикциона перед задним и заднего перед передним.
С моей точки зрения наиболее важными преимуществами катушек с передним фрикционом:
1. бОльший диаметр фрикционных прокладок обеспечивающий бОльшую плавность работы. Больший диаметр регулировочной гайки обеспечивающий меньший шаг регулировки – тоже для более плавной регулировки.
2. Простота обслуживания – катушки с передним фрикционом проще разбираются-собираются для технического обслуживания.

Задний фрикцион. Востребован ли?

Однако не спешите вставать в очередь за переднефрикционными катушками! Сделайте глубокий вдох и задумайтесь – а подходит ли она для ваших условий эксплуатации?Ведь и у заднего фрикциона есть свои сильные стороны, и именно они для некоторых рыболовов являются основополагающими при выборе:

    Задний фрикцион обладает куда большим диапазоном регулировок и настроек. Рыболов не ограничен верхним и нижним пределом фиксации шпули и волен настраивать усилия проворота штока так, как того требует ситуация. В результате именно задний фрикцион лучше всего подходит для работы с поводками диаметром 0.08-0.1 миллиметра;

Оба типа катушек имеют характерными сильными и слабыми сторонами, а потому сказать, что та либо иная конструкция предпочтительнее, нельзя. Решив купить рыболовную катушку недорого, каждый покупатель должен подходить к выбору в индивидуальном порядке, опираясь на свои предпочтения и учитывая условия, в которых ему придется рыбачить. Только так ему удастся достичь желаемых результатов и получить от рыбалки максимум удовольствия!

Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:

Все, что вы хотели знать о безынерционных катушках

Каждый рыбак, безусловно, знает что такое спиннинговая катушка, почти все их используют как неотъемлемый атрибут рыбалки, но далеко не все разбираются в их функциональности и тонкости подбора к определенному виду ловли. С развитием спортивной и любительской рыбалки растет ассортимент различных тяжелых и легких оснасток и, соответственно, увеличивается список требований к катушкам, которым отводится одна из главных ролей в успешной рыбалке – доставка оснастки в выбранный участок водоема, а также комфортное вываживание рыбы без обрывов.

Самой популярной и широко используемой рыбаками разновидностью среди катушек является безынерционная катушка. Ей и будет посвящена данная статья.
Давайте сразу определим понятие “безынерционная”. Почему? Как это?
Такое название определяет физику схода лески со шпули. В этих катушках при забросе барабан не вращается и не имеет инерции. Леска слетает с торцевой части неподвижной шпули. Проще и понятнее, наверное, это можно объяснить на примере сравнения с инерционной катушкой:

У инерционной катушки сходящая при забросе леска раскручивает барабан, создавая инерцию. Т.е. остановка барабана после попадания оснастки в воду происходит далеко не сразу. Сила инерции заставляет барабан крутится дальше, поэтому при использовании таких катушек особое внимание нужно уделять притормаживанию барабана при полете и, особенно, при попадании оснастки в воду. Иначе можно получить, так называемую, “бороду” из лески, распутывание которой забирает много времени и нервов, а также частенько приводит к деформации и повреждению лески.

Что же, с понятием почему катушка называется “безынерционной” определились. Возникает второй вопрос: какие бывают безынерционки? Прежде, чем перейти к данному вопросу целесообразно разобраться с еще одним важным, а иногда и решающим в выборе катушки моментом – специальной маркировке. А для этого вначале определим основные элементы безынерционной катушки:

  1. Корпус
  2. Лапки катушки
  3. Рукоятка
  4. Лесоукладыватель
  5. Ролик лесоукладывателя
  6. Скоба лесоукладывателя
  7. Шпуля
  8. Передний фрикцион
  9. Задний фрикцион
  10. Бейтранер
  11. Регулятор обратного хода

Каждый рыбак, безусловно, знает что такое спиннинговая катушка, почти все их используют как неотъемлемый атрибут рыбалки, но далеко не все разбираются в их функциональности и тонкости подбора к определенному виду ловли. С развитием спортивной и любительской рыбалки растет ассортимент различных тяжелых и легких оснасток и, соответственно, увеличивается список требований к катушкам, которым отводится одна из главных ролей в успешной рыбалке – доставка оснастки в выбранный участок водоема, а также комфортное вываживание рыбы без обрывов.

Добавить комментарий