Постройка самодельного каяка для рыбалки из фанеры

Постройка самодельного каяка для рыбалки из фанеры

Отправляясь на водоём, многие берут с собой плавсредства, чтобы превратить отдых в более захватывающее мероприятие. Однако не всегда заядлый рыболов находит веские аргументы, чтобы убедить жену купить недешёвую резиновую лодку для таких вылазок. Поэтому разумно, что настойчивые рыбаки задумываются о постройке каяка для рыбалки своими силами. Это интересно, полезно и не так дорого.

  1. Различия малых судов
  2. Подготовка к строительству
  3. Чертежи и схема постройки

Основное отличие каяка и байдарки заключается в их размерах. Если каяк делается только на 1−2 человек, то байдарки могут вмещать до шести человек. Каноэ может иметь ещё более внушительные размеры. Есть морские варианты каноэ с жилыми постройками на борту.

Каяк “Аляска” 4,5х0,65 м. SoF

Легкий каяк “Аляска” 4,5 м Характеристики: Длина- 4,5 м . Ширина -0,65 м. Осадка – 0,11 м. Водоизмещение – 135 кг Высота кокпита – 0,35 м. Проектный вес лодки – 15 кг. Цена 3000 руб. Заказать Поделиться Поделиться в facebook

Морской каяк “Panthera”. Чертеж Strip Planked / SP Характеристики: Длина- 5,6 м . Ширина -0,525 м. Осадка – 0,11 м. Водоизмещение – 130 кг Высота борта на миделе – 0,27 м. Проектный вес лодки – 20 кг. Цена 3000 руб.

Пошаговая инструкция

  • На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.

  • Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой

  • Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
  • Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.

Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.

Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.

Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.

Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.

В задней части устанавливается герметично обработанный ящик с крышкой.


Все внутренние поверхности также покрываются смолой.

Достоинства и недостатки самодельного плавсредства

Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.

Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.


Высокая скорость позволяет покрывать большие расстояния в течение светового дня. Бесшумный ход дает возможность подбираться к пугливой рыбе.

Стеклоткань

Качество этого материала так же играет значительную роль в процессе самостоятельного изготовления подобного плавсредства. При выборе материала основными критериями считаются:

  1. Технологический процесс изготовления требует использования стеклоткани с удельным весом порядка 130 граммов на метр квадратный.
  2. Гораздо чаще встречается материал с удельным весом 100 или 200 граммов на квадратный метр. В таком случае следует остановить свой выбор на материале с удельным весом 200 граммов на метр квадратный. В результате реально получить качественное и прочное изделие.
  3. Для получения качественного конечного результата следует брать те отрезки ткани, которые не имеют изгибов, так как они будут мешать получению ровной поверхности. Ткань с поперечными следами изгибов принесет много проблем в процессе вскрытия ее эпоксидной смолой.

Для начала следует заняться подготовкой рабочего места, материалов и инструментов. Учитывая размеры лодки, для ее строительства подойдет автомобильный гараж. В любом случае места должно быть достаточно, да и работы с эпоксидной смолой требуют особых условий.

Как сделать каяк из фанеры своими руками

Для сборки каяка из фанеры понадобятся чертежи, которые можно сделать самостоятельно либо найти в интернете. Кроме того, потребуются такие инструменты, как дрель, шуруповерт, лобзик, кусачки, шлифовальная машина, пассатижи. Каяк можно делать из четырех листов фанеры толщиной 3 миллиметра. Для герметизации корпуса в данном случае применяется эпоксидная смола, для крепления его элементов – вязальный пруток, для увеличения прочности швов – стекловолокно. Для того чтобы лодка не разбухала и не теряла форму в воде, ее покрывают гидростойким лаком.

Борта каяка собираются из фанерных полос длиной 2,8 метра и шириной 75 сантиметров, поэтому изначально листы фанеры нужно раскроить на такие полосы. После этого для обеспечения плотных стыков шлифовальной машиной снимают угловую фаску и собирают полосы в панель, проклеивая стыки эпоксидной смолой. Потом поверхность швов покрывается стекловолокном, промазанным эпоксидкой, и скобами фиксируются все места соединений. Для того чтобы склеивание получилось более качественным, на верх всей конструкции можно положить тяжелый груз и оставить его до тех пор, пока клей не высохнет.


Борта каяка собираются из фанерных полос длиной 2,8 метра и шириной 75 сантиметров, поэтому изначально листы фанеры нужно раскроить на такие полосы. После этого для обеспечения плотных стыков шлифовальной машиной снимают угловую фаску и собирают полосы в панель, проклеивая стыки эпоксидной смолой. Потом поверхность швов покрывается стекловолокном, промазанным эпоксидкой, и скобами фиксируются все места соединений. Для того чтобы склеивание получилось более качественным, на верх всей конструкции можно положить тяжелый груз и оставить его до тех пор, пока клей не высохнет.

Необходимость каяка для рыбака

Каяки необходимы рыболовам для преодоления водных преград или ловли добычи с них, при этом они стабильно пользуются популярностью в отличие от многих других аналогов.

Читайте также:  Спиннинговые катушки Дайва

Это обусловлено целым рядом преимуществ, основные их положительные стороны рассматриваются ниже:

  1. Удобство эксплуатации. В такой лодке не только удобно сидеть, но также перемещаться внутри нее, залезать в воду или вылезать из нее.
  2. Устойчивость лодки бывает очень полезной при выуживании крупной добычи, риск перевернуть судно минимален.
  3. Отсутствие необходимости вычерпывать воду, которая попадает внутрь лодки, поскольку она устранится самостоятельно через отверстия, расположенные в поверхности дна.
  4. Грамотно выбранная или спроектированная модель не затонет даже в том случае, если она случайным образом перевернется.
  5. Высокий уровень мобильности: транспортировка сразу двух лодок без труда осуществляется при наличии личного автомобиля. Это никак не скажется на аэродинамике, поэтому перемещаться к месту рыбалки можно с привычной скоростью.
  6. Удобство хранения. Для этих целей можно использовать гаражное помещение, в котором лодка размещается в подвешенном состоянии, что не потребует большого количества свободного пространства.

Самый простой вариант – это купить уже готовый каяк, но многие люди предпочитают изготавливать его своими руками. Такой способ тоже потребует не мало финансовых затрат, а также затрат свободного времени и определенного навыка, но он не настолько сложный, как это может показаться на первый взгляд.

Каяк из фанеры: необходимые материалы, резка и сборка конструкции, укрепление конструкции

Если вы любите активный отдых, но не хотите тратить значительные средства на плавательное средство, то можно самостоятельно сделать каяк из фанеры. Этот вариант отличается тем, что вы можете соорудить конструкцию по своим параметрам, при этом себестоимость готового решения будет в разы, а то и десятки раз ниже, чем у заводского изделия. В статье мы расскажем об основных особенностях процесса, чтобы вы поняли его суть и разобрались в его специфике.

На фото: байдарка из фанеры своими руками – вполне реальный вариант, если вы готовы потратить время и силы на работу


Что касается материалов, то нужно следующее:

Самодельная байдарка. Часть 3. Reise. Часть 1.

На момент испытаний Сирены, построенной приближено к оригиналу, имелся целый список исправлений в конструкции. Сами испытания увеличили список. Вариант довести до ума уже готовую байдарку был отвергнут сразу. Желаемые изменения носили радикальный характер как по внешнему виду, так и по конструкции с используемыми материалами. Сирена была оправлена в кладовку до лучших времен. Все же байдарка капитальная, после доработки и склейки новой шкуры может пригодиться. А я, вооружившись полученным опытом и приобретенным инструментом, начал искать вдохновения по зарубежным сайтам.

И замечательный сайт с материалами по всем этапам постройки байдарки http://yostwerks.org оказался чрезвычайно информативен. А по этой ссылке найдется блог рукастой тетеньки, который помог мне разобраться с чтением таблиц с информативного сайта. Мое внимание привлек каяк Sea Bee. В нем совпало все: размеры, форма фальшборта, плоская дека и низкие борта. При более внимательном рассмотрении оказалось, что борта настолько низкие, что нашлись комментарии типа: «Любят эти . чтобы жопа была мокрая». Меня такое положение дел не устроило, хоть и понравились предложенные идеи по кокпиту, но в целом конструкция под каяк, о разборности речи не идет. Впрочем, была получена ценная информация по высотам шпангоутов для крепления фальшборта или люка (я так и не разобрался в этой терминологии). Также приятно удивило общее совпадение обводов по привальному брусу и подходящие размеры самого люка. А по итогу были подняты размеры Сирены и пошла чертежная работа.

На момент испытаний Сирены, построенной приближено к оригиналу, имелся целый список исправлений в конструкции. Сами испытания увеличили список. Вариант довести до ума уже готовую байдарку был отвергнут сразу. Желаемые изменения носили радикальный характер как по внешнему виду, так и по конструкции с используемыми материалами. Сирена была оправлена в кладовку до лучших времен. Все же байдарка капитальная, после доработки и склейки новой шкуры может пригодиться. А я, вооружившись полученным опытом и приобретенным инструментом, начал искать вдохновения по зарубежным сайтам.

Изготовление каяка своими руками

Каяк – является традиционным водным транспортным средством народов, населяющих просторы Арктики. Для движения используются вёсла. Разделяются на трёх, двух и одновёсельную модель.

При изготовлении традиционных моделей использовались кожи моржей и тюленей, надетые на деревянные или костяные каркасы. Для придания водонепроницаемости швам применяли китовые усы и жилы.

В наше время для изготовления используются промышленные способы с применением новейших материалов и технологий.

В данной статье мы рассмотрим, как сделать каяк собственными руками.

Каяк – является традиционным водным транспортным средством народов, населяющих просторы Арктики. Для движения используются вёсла. Разделяются на трёх, двух и одновёсельную модель.

Самодельная байдарка Сирена

Раньше ходил на таймени-2, доставшейся от тестя. Но из-за того, что она была в плохом состоянии, продал ее и купил викинг 4,7.
В принципе, Викинг меня устраивает – он хорош на завальных и быстрых реках – вертлявый и устойчивый. А на ровной воде он идет из рук вон плохо. Однажды даже написал небольшой обзор на эту тему: http://forum.matrasnik.com/index.php?topic=738.msg9280#msg9280
Скажу сразу, что оба дядьки на фотографиях весят по 100-110 килограммов плюс шмотье на недельный поход. Поэтому перегруз, конечно, вносит свой вклад в плохую ходкость.
Надоело все время плестись в хвосте и постоянно тратить силы на “вспахивание” реки.

И вот как-то раз ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом.
Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. Ревизия показала, что каркас комплектен.

Читайте также:  Рыбный крем суп: ТОП рецепт пошагового приготовления

После изучения вопроса в интернете оказалось, что это не какой-то безродный ноунейм, а одноместная байдарка «Сирена», которая серийно не производилась, а чертежи были опубликованы в журнале Катера и Яхты №39 за 1972 г.: http://www.vodnyimir.ru/samodelnaya-turisticheskaya-baidarka-kak-sdelat-baidarku.html

К сожалению, не было возможности поговорить с мастером, который ее собрал. Тем интереснее будет сделать на нее небольшой обзор. Самодельная одноместная каркасная байдарка – пожалуй, отличная идея! Одно дело смотреть в чертежи и совсем другое – видеть готовое изделие, хотя бы на фотографиях. Думаю, эста статья будет многим интересна.

Итак, упаковка, изрядно поеденная мышами, достаточно компактна и легка. В сравнении, конечно, с Тайменью-2 и Викингом 4,7.

Штевни сделаны из фанеры 9 мм. На концах стрингеров заклепками закреплены дюралевые пластины, которые свободно закреплены на штевнях болтами. Здесь же видим концевую секцию кильсона.

Ахтерштевень. Как видим, ничего сложного для кустарного производства.

Всего в жестком каркасе пять шпангоутов. Все вырезаны из фанеры 9 мм. На них можно разглядеть остатки чертежей и еще какие-то надписи карандашом от руки.

Шпангоуты плотно фиксируются в специальных пазах на кильсоне.

Также, чтобы зафиксировать верхнюю часть шпангоутов, они закреплены на привальных брусьях при помощи овальных планок из дюрали с фигурным отверстием.

Мидельвейсы крепится к шпангоутам с помощью алюминиевого уголка.

Кильсон (килевая ферма) и стрингера состоят из четырех секций. Для того, чтобы собрать эти секции используется довольно интересный замок, который я раньше не встречал. Принцип работы на фотографиях:

Надо сказать, что замки фиксируются довольно надежно, хотя и не лишены недостатков. Но об этом далее.

В шпангоутах сделаны прорези для фиксации в них стрингеров. Но стрингера фиксируются не плотно и постоянно отгибаются. Из-за этого вся конструкция из-за особенностей замков стремится саморазобраться. Поэтому фиксировал стрингера в прорезях шпангоутов с помощью шнурков.

На заключительном этапе сборки каркаса крепятся фальшборта.

Способ крепления фальшбортов аналогичен тайменевскому.

Спинка крепится к фальшборту с помощью овальных планок и стержней.

Способ крепления виден на фотографии.

Вот и весь каркас. Каркас очень легкий.

Дальше надо надешь шкуру. Шкура сшита из брезента и клеенки-серебрянки. Местами кривоватые видны стежки, сделанные вручную. Далее швы промазаны каким-то составом типа резины или битума.

Для крепления шкуры в нижней части фальшбортов сделаны продольные прорези.

В эти прорези вставляется конец шкуры с вшитым куском кабеля подходящего диаметра.

Для сборки байдарки со шкурой сначала собираются обе половины каркаса и вставляются по очереди в оболочку. Затем, по аналогии с тайменями, закрываются замки кильсона.
После этого нужно соединить стрингера. А констркуция замков стрингеров такова, что чтобы завести концы замка друг в друга их нужно немного изогнуть.

Когда начал изгибать перегнул концы стрингеров и тут ХРЯСЬ – первая пара стрингеров лопнула.
В общем-то не велика потеря. Сделать новый деревянный стрингер – дело пятнадцати минут.
Нужно было все-таки до конца разобраться как же защелкивать стрингера. Поэтому предпринял еще одну попытку, загнув концы стрингеров в другую сторону. Но результат тот же – ХРЯСЬ.
В третий раз взялся за стрингер и опять концы деревяхи остались в руках. Короче, результат на фотографии. На этом эксперименты закончились.

Поэтому заменил все стрингера на фанерные из 15 мм фанеры. Тут смог в полной мере оценить главное достоинство своей новой байдарки – абсолютную ремонтопригодность.

До этого занимался байдаркой в лабораторных условиях – в окружении инструментов и станков. Пришло время испытать ее в полевых условиях.
В принципе, сборка деревянного каркаса занимает столько же времени, как среднестатистической Таймени. Если та Таймень бывалая и без крепкого слова и твердой руки не поддается. Здесь все точно также.

После того, как с трудом натянул шкуру на каркас детали байдарки стянулись и уплотнились.
Давайте посмотрим на готовую байдарку.

На фотографии не видно, но при испытаниях привязал к каркасу байдарки морковку и положил себе на колени. Если что-то пойдет не так, я перевернусь или каркал не выдержит мой вес, то она сильно поможет спасти затонувшее судно. По хорошему, конечно, нужно было надеть и спас жилет.

Первое, что сразу заметил – это меньшая по сравнению с надувнухами остойчивость ненагруженного каркасника. В принципе, благодаря некоторому опыту и собственному весу около 100 кг, это не создало каких-то проблем.

Второе, что сразу бросается в глаза – легкость и скорость. Каркасные лодки вообще более скоростные, даже чем каркасно-надувные. Но раньше я всегда ходил в двухместных байдарках, в том числе и каркасных, когда рывок от твоего гребка сглаживается весом матроса (капитана). Тут же благодаря малой осадке и отсутствию лишнего веса каждый гребок ощутимо ускоряет тебя. При этом, скорость значительно выше, чем у того же Викинга. Катался на реке Воронеж и по течению, и против.

Третье, что замечаешь сидя в каркаснике – просто невероятное количество жизненного пространства. Например, в моем Викинге 4,7 на месте капитана попа не помещается между баллонами. Приходится подкладывать надувную подушку, чтобы сидеть на баллонах. О том, чтобы вытянуть ноги в очке речи даже не идет. Понятно, здесь дела обстоят совсем не так.

Четвертое – одноместная Сирена не такая вертлявая, как двухместный Викинг. Развернуть ее, особенно на скорости, не так просто. Зато она отлично держит курс, что очень важно при длительных переходах по ровной воде.

Читайте также:  Ловим уклейку осенью

Теперь выводы и впечатления.
1. После прогулки, снимая шкуру с байдарки, опять сломал пару деталей. Изготовить новые тоже не составит труда, но так не должно быть. Почитав форумы, нашел решение – шкура, которая сверху застегивается молнией. Эта же молния – грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине.
2. Не смотря на успешные испытания байдарки, я бы не пошел в ней в ее нынешнем виде в настоящий поход. Все-таки 15 мм фанера и сосны слишком хлипкие для полевых условий. И замки не достаточно подогнаны и надежны.
3. Могло сложиться впечатление, что мой Викинг 4,7 плох и не устраивает меня. Спешу его реабилитировать. Мы прошли с ним многое – и завалы, и пороги. За несколько лет не могу вспомнить, чтобы он меня где-то подвел. Просто он недостаточно хорош на ровной воде. Поэтому я ищу ему не замену, а дополнение.

Тем не менее загорелся темой самодельного одноместного разборного каркасника.
Не буду мучить старушку, а сразу буду строить что-нибудь современное из дюрали и ПВХ. Например, разборный каяк Sea Tour 17-R (Например: http://qayaq.info/masterskaya/rukovodstvo-po-postrojke-razbornogo-kayaka-menyu-postrojki-karkasa.html).
И даже готовые чертежи есть: http://www.nationalholidaydates.com/doug/kayaking/seaTour17ROffsets.html

В принципе, построить такой – задача вполне решаемая. Длинна 5м, ширина 55 см, вес 19 кг, грузоподъемность 160 кг. Каркас разбирается секциями длинной 1,2 м. Установка и снятие шкуры производится с помощью двух молний с ПВХ-клапаном на липучках. Через них же производится загрузка/выгрузка груза. Скорости и грузоподъемности хватит с лихвой.
Опыт Сирены пригодится.

Поэтому заменил все стрингера на фанерные из 15 мм фанеры. Тут смог в полной мере оценить главное достоинство своей новой байдарки – абсолютную ремонтопригодность.

Рубрики

  • HMS «Bounty» (34)
  • HMS «Victory» (38)
  • Инструменты (1)
  • Лодки собственного изготовления (5)
  • Модели (3)
  • Парусные корабли и реплики (9)


Предварительная сборка и подгонка двух частей

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Каяк без чертежа своими руками из фанеры. Часть 1: разметка и изготовление деталей корпуса.

В состав каркаса изделия входят:

  1. Килевая балка, брус 40х60.
  2. Форштевень, фанера s = 12.

  1. Килевая балка, брус 40х60.
  2. Форштевень, фанера s = 12.

Простейшая самодельная лодка из фанеры

Самодельная лодка из фанеры имеет простейшую конструкцию, достаточно легка, остойчива на плаву, надежна в эксплуатации, дешева (рис. 1). Один человек может сделать и собрать такую лодку за 3—4 часа. Простота конструкции и дешевизна привлекут внимание любителей самодельных лодок.


Рис. 1. Простейшая самодельная лодка из фанеры.

Лодка типа плоскодонки сделана из досок и фанеры. Никаких дефицитных материалов для ее изготовления не требуется. Для корпуса самодельной лодки подберите сухие доски толщиной 25 мм и фанеру толщиной 6 мм. Доски для бортов и кормы должны иметь ширину 305 мм. Все детали, расположенные внутри лодки (кормовое сиденье, среднее сиденье и распорки), сделаны из досок толщиной 25 мм и имеют одинаковую длину — 864 мм. Следует учесть, что размеры этих деталей надо выдержать очень точно, так как они крепятся к корпусу только на шурупах.

Детали самодельной лодки из фанеры имеют простейшую геометрическую форму, и их изготовление вряд ли вызовет у кого-нибудь затруднения. Особое внимание уделите точной подгонке стыкуемых поверхностей и сборке и покраске лодки. Стыкуемые кромки должны быть тщательно подогнаны и иметь минимальные зазоры по всей длине. Для крепления всех деталей желательно пользоваться оцинкованными или лужеными шурупами. Обшивку следует крепить короткими шурупами 3х18 и 3х26, остальные детали (например, борта с кормой, сиденья и т. п.) — шурупами 4х60 и 5х64.


Рис. 2. Конструкция самодельной лодки из фанеры.

Днище самодельной лодки делается из фанеры толщиной 6 мм. Для обеспечения водонепроницаемости лодки стыки корпуса с днищем следует делать с предварительным нанесением клея типа ВИАМ-Б/3 и закреплять шурупами по всему периметру с шагом 40 мм. Если приобретение клея ВИАМ-Б/3 для вас окажется затруднительным, то вполне удовлетворительные результаты может дать использование для этих целей густотертой масляной краски. Хотя краска и обладает очень слабыми клеящими свойствами, но, усиленная дополнительным крепежом, она дает довольно прочное и водонепроницаемое соединение. Швы снаружи желательно проклеить перкалью или полотном с применением клея АК-20.

На дно лодки из фанеры между распорками следует настелить решетку из реек сечением 50х20 мм, чтобы не продавливать днище ногами.

Днище самодельной лодки делается из фанеры толщиной 6 мм. Для обеспечения водонепроницаемости лодки стыки корпуса с днищем следует делать с предварительным нанесением клея типа ВИАМ-Б/3 и закреплять шурупами по всему периметру с шагом 40 мм. Если приобретение клея ВИАМ-Б/3 для вас окажется затруднительным, то вполне удовлетворительные результаты может дать использование для этих целей густотертой масляной краски. Хотя краска и обладает очень слабыми клеящими свойствами, но, усиленная дополнительным крепежом, она дает довольно прочное и водонепроницаемое соединение. Швы снаружи желательно проклеить перкалью или полотном с применением клея АК-20.

Добавить комментарий