Лодки и моторы для рыбалки. Выбор и эксплуатация.

Самостоятельное изготовление и установка мотора

Можно попытаться изготовить мотор для резиновой лодки своими руками, если нет возможности купить готовый двигатель. Естественно, он будет уступать покупному по всем параметрам, но вместе с тем позволит передвигаться на резиновой лодке по небольшому водоему.

Размышляя, какой мотор лучше для резиновых лодок использовать, следует ориентироваться на рейтинг моторов лодок ПВХ. Лидирующую позицию среди продукции различных изготовителей занимают моторы японского производства. Они имеют достаточно высокую стоимость. Однако это цена за отличное качество, повышенную надежность и продолжительный ресурс эксплуатации. Среди популярных брендов продукция фирмы Honda, лодочные агрегаты производства Tohatsu, а также двигатели Suzuki и Yamaha. Не отстает по качеству американская корпорация Mercury, выпускающая моторы уже более 80 лет.

Сообщества › Охота и Рыбалка › Блог › Надувные лодки и железные моторы. Мнение новичка

Здесь в сообществе часто спрашивают совета по выбору лодки-мотора. Регулярно такой вопрос возникает и в комментариях.

Это очень непростой, на самом деле, вопрос. Мне больше всех надо Я попробую на него ответить, но боюсь, что ответ вам не то, чтобы не понравится, а… не удовлетворит, что ли. И не потому, что пишет это новичок, который “в теме” всего лишь около трех лет. Это-то как раз хорошо. Еще свежи в памяти собственные изыскания.
А не удовлетворит потому, что самого ответа однозначного нет. Контекст важен. Кроме того, никому не хочется учиться на чужих ошибках. Надо обязательно совершить свои собственные…

Скажу еще, что я совсем не буду касаться вопроса цены. Одному дорого, другому дешево, третьему покажется — задаром. Доходы у всех разные, степень зараженности лодочным вирусом тоже. Поэтому, я все больше о принципиальном буду.

Вопрос ресурса также не будет отражен, хотя он весьма срачеемкий и холиварный (2 или 4 такта, гы). Редкий лодочный мотор долетит до середины Днепра доживет до естественного износа. Их ломают, крадут, топят, разбивают о камни, наконец. А больше всего их продают почти новыми. О причинах этого будет сказано в конце. Но при любительском использовании любой современный мотор имеет все шансы надоесть и вашим внукам.

Практические и теоретические познания автора (сиречь меня) ограничиваются речными глиссирующими лодками для любительской эксплуатации на несудоходных реках с двухтактными подвесными моторами мощностью не более сорока лошадиных сил. Поэтому по вопросу выбора водометного катера или катера морского с двумя “Ямахами по 250” я не промычу ничего вразумительного.
Засим приступим.

Итак, в один счастливый день вы проснулись с мыслью “хочу”:
1. Мотор
Лодочный мотор — штука важная и дорогая. При этом исключительно простая конструктивно. Советские мотоциклы в детстве были? А тут еще проще.
Есть несколько производителей ПЛМ, есть разные мощности ПЛМ. Но среди них существуют своего рода опорные точки. Это не какие-то математические абстракции, а вполне конкретные моторы, которые можно смело порекомендовать новичку. Ибо доподлинно известно, чего от такого мотора ожидать в плане применяемости и вкусовых эксплуатационных качеств. Главное достоинство таких моторов — они проверены годами, топорно-надежны и изучены как вазовская девятка.

Yamaha 2cmhs и его неплохие китайские копии HDX t2bms, Hidea hd2.5fhs.
Этот мотор с одинаковой легкостью и с невеликой скоростью потащит и легонькую надувнушку двух с половиной метров длины, и груженый Прогресс-4. В первом случае можно рассчитывать примерно на 12 км/час, во втором — километров на 7.

К положительным чертам этого мотора можно отнести очень малый вес (около 10 кг), простоту и надежность, очень хорошую проходимость и стойкость к ударам, малый расход топлива (литр в час).
К отрицательным чертам можно отнести отсутствие нейтралки и общепринятого заднего хода, газульку на корпусе, затрудненный контроль за наличием охлаждающей воды, небольшой бак.

Tohatsu m5s и его китайские аналоги HDX t5bms, Hidea hd5fhs.
20 кг.
Этот мотор, поставленный на надувную лодку разумного размера (до четырех метров), способен уже вывести ее на глиссирование, т.е. достичь скорости 25 км/час или чуть выше. Но — только с одним человеком и небольшим грузом. В благоприятных условиях при обязательной молитве и везении — двух легких людей.

Будучи поставленным на тяжело груженую лодку, он создает серьезную волну, но несерьезную скорость километров 10-12 в час в зависимости от обводов. При этом он работает как машина, тянущая в гору на пятой передаче и скорости 60 км/час.

Двухтактная пятерка — основа для создания минимального “комплекта эгоиста”. Т.е. небольшой надувной лодки длиной 2.80-3.20 м, предназначенной для эксплуатации и сборки-разборки (немаловажно!) одним человеком.
На этих моторах почти все по-взрослому, т.е. есть и скорости, и нейтралка, и нормальный газ.

Tohatsu m9.8bs и его китайские братья HDX t9.8bms, Hidea hd9.8fhs.
27 кг.
Этот мотор подойдет для тех же надувных лодок среднего размера (до 4-х метров) для эксплуатации одним человеком со значительным грузом или двумя людьми с максимум парой литров пива малым грузом.
На мой взгляд, наиболее неунивесальный мотор. На маленькой легкой лодке он уже небезопасен, а чуть перегрузишь — не едет.

Yamaha (9.9)15 fmhs и китайские клоны HDX t(9.9)15bms, Hidea hd(9.9)15fhs
38 кг.
Вот она — классика. Этот мотор по праву можно считать наиболее оптимальным для надувнушки средних размеров — от 3.40 м. И наиболее универсальным из всех существующих в природе лодочных моторов. Почему это так?

Двухтактная Ямаха-пятнашка может везти троих нетолстых людей или двух толстых, но со значительным грузом в четырехметровой лодке со скоростью 30…35 км/час. Она же, при применении соответствующего винта и лодки, может разогнать одного человека свыше 50 км/час. Более того, на этом моторе можно вывести на глиссирование при большой нужде даже кастрюлю типа Прогресса. Но с малой нагрузкой, разумеется.
Ямаха-15 имеет вес 38 кг, поэтому один человек может недалеко его переносить без риска немедленно нажить грыжу. Также одинокий странник может поставить моторчик на лодку, снять, положить в машину и т.д.
Потребная глубина при глиссировании — всего около 35 см. Расход топлива менее пяти литров в час, что позволяет двум нехудым людям отправится в автономный двухсоткилометровый двухдневный поход.
Прочность подводной части позволяет безбоязненно штурмовать песчаные мели и не особенно переживать за подводные коряги средних размеров.
Этот мотор можно элементарно переделать под дистанционное управление.
На этом моторе при правильной наклейке 9.9 не нужны права (sic!) и регистрация.
Недостатков же отмечу два.
Первый — это все тот же вес, а точнее — весовая отдача. Увы, обратная сторона простоты, прочности и надежности.
Второй — длина дейдвуда. Мотор явно сделан “навырост”, в результате чего практически на любой лодке требует поднятия себя на транце минимум на 40 мм.

Suzuki dt30rs Сопоставимые китайские аналоги мне неизвестны.
55 кг.
Начиная с этого мотора, мы выходим в мир серьезных, больших надувных лодок (4 метра и более) и средних рибов, типа консольного Скайбота 440, а также небольших кастрюль — советских Крымов, Обей, Воронежей и несоветских лодок типа Салюта 430 и Scandic havet 430.
По моему глубокому убеждению, управление тридцаткой румпелем — тернистый, но надежный путь к незапланированному купанию. Поэтому в мир безраздельного царствования дистанционного управления и электрозапуска мы заходим тоже с этим мотором.
Недостаток тридцатки — в зависимости от загрузки она может оказываться слабовата даже для небольших кастрюлек типа Воронежа. Пять сироток можно и не увезти. А можно влететь в другую засаду — передвижение на полном газу. Это когда с таким-то количеством тушек лодка моментально сваливается с глиссирования, лишь стоит чуть сдернуть обороты.
Понятно, что бензин при этом жрется ведрами, а объясняться в любви в такой лодке возможно только жестами, как мальчик Хуан из анекдота, ибо запредельно шумно.

Yamaha 40 xws Не рекомендую китайские аналоги
75 кг.
Это универсал речной “тяжелой” серии. Только дистанционное управление, преимущественно корпусные лодки в широком диапазоне — Прогресс 4, Сарепта, Крым-3, Казанка-5, Виндбот 46, Сибирь 460 и даже Салют 480. И грузить можно сколько поместится.
Два цилиндра по 350 куб. см, да еще на двухтактном моторе — это очень серьезно. Тяга этого мотора такова, что на “правильном” неширпотребном винте он способен сломать свой собственный гребной вал при резкой даче газа. Случаи бывали, читал где-то на Мотолодке.

Сороковка — разумный предел крупной, но несудоходной речки. Отсутствие гидроподъема поможет не сломать мотор на песчаных мелях, но потребная глубина на глиссировании от 45-50 см сделает встречу с мелями довольно частой. На этом моторе, как, наверное, ни на каком менее мощном, понимаешь, что винты — это расходный материал. За каких-нибудь двадцать часов винт натурально спиливается миллиметров на пять-семь по входной кромке лопасти.

Если поставить Ямаху-сороковку на советскую лодку Днепр, то получим покатушечный аттракцион неземного кайфа. К сожалению, только на сезон-два, ибо дальше Днепр неминуемо развалится. Но за это время можно очаровать всех девушек округи.

Остальные моторы (3, 4, 6, 8,18, 25 л.с.) — это моторы для конкретных целей и задач. Их имеет смысл выбирать людям опытным, четко понимающим, чего же они хотят получить. А нам, новичкам, рекомендую выбирать из рассмотренных выше.

2. Лодки надувные
У меня не хватит знаний, чтобы описать даже основные свойства лодок конкретных марок. Ибо, в отличии от моторов, лодок очень много. Поэтому попробую описать только базовые принципы.

Надувные лодки бывают четырех основных типов — с жестким полом, с надувным полом высокого давления, с надувным полом низкого давления и лодки совсем без пола с жестким дном-корпусом (рибы, от слова RIB — гибрид жесткой и надувной лодок).

Как водится, у каждого типа есть свои преимущества, а есть и недостатки. Рассмотрим их в свете моего ИМХА.

Надувные лодки с жестким полом
Самый распространенный и наиболее любимый в народе тип лодок. На мой взгляд, еще и наиболее неудобный тип. Ибо они пытаются быть универсальными во всем, а это не всегда оптимально.
Лодка такого типа длиной, скажем, 3.60 м представляет из себя два крупных мешка, довольно неподъемных. В одном лежат дрова полы, весла и лавочки, а также торчат стрингеры, а в другом лежит сама лодка в виде сдутой и свернутой шкурки. В зависимости от величины лодки, размер по крайней мере одного ее мешка, по крайней мере в одном направлении, легко может превысить метр.

Лодки длиной 4 и более метра такого типа очень тяжелы — каждый мешок может весить за сорок килограммов. Такая лодка может совершенно спокойно забить небольшую машину под завязку, заняв места не только другой поклажи, но и пассажиров.

Сборка классической лодки с жестким полом тоже отнюдь не развлечение и может быть сравнима с колкой дров, с рытьем выгребной ямы в грунте пятой категории или даже с разделкой туш крупного рогатого скота. Примерно то же можно сказать и о разборке — упаковке. Причем действует простое правило — чем больше лодка, тем сложнее ее собирать-разбирать. Надувать тоже.

Большая лодка требует в обязательном порядке хорошего насоса. Насосы из комплекта лодки таковыми не являются никогда. Кроме того, она требует и железных нервов. Эти проклятые полы, которые никогда не встают на место, эти восемнадцатикратно проклятые стрингеры…
Но вот, наконец, все сделано, лодка накачена. А заглушки клапанов остались зажатыми под полом. И одинокий странник с плачем и проклятиями начинает все сначала.

К достоинствам лодок этого типа надо отнести ровный жесткий пол, на котором можно выпрямлять гвозди и бычковать сигары , и хорошую инерционную устойчивость за счет большого веса. Т.е. по лодке можно ходить, а она не особенно сильно выпрыгивает из-под ходящего.
Еще достоинством является универсальность таких лодок. Теоретически их можно компактно складывать и хранить, перевозить без применения грузовика или прицепа. Теоретически же один человек может собрать-разобрать ее. Ну, и вполне приличные ходовые качества. В общем, универсальные лодки.

Надувные лодки с надувным полом высокого давления
Такая лодка отличается от лодки предыдущего типа наличием надувного мата взамен фанеры. Этот пол накачивают до давления 0,8 атм, что существенно выше давления в баллонах (0,3). В результате он становится похож больше на чуть-чуть пружинящий кирпич, нежели чем на какую-нибудь подушку.

Этот тип надувных лодок значительно меньше весит. Ибо надувной пол по сравнению с набором дров классического пола является просто невесомым. Лодка может упаковываться в одну сумку.

Еще одно достоинство лодок с надувным полом — простота сборки при условии еще “более лучшего” насоса, чем для накачивания лодок с жестким полом. Ибо далеко не каждый насос способен дуть с давлением 0,8 атм. А, главное, не каждый способен при этом не разваливаться на запчасти на третьем накачивании.

Лично я порекомендую тандем — интексовский насос со встроенным аккумулятором для первоначальной накачки и двухходовой Браво 4 кайт. Это дешево и очень эффективно.

Очень существенным плюсиком воздушного пола является возможность сидеть на ходу лодки непосредственно на полу. И не будет ни холодно, ни жестко.

К сожалению, есть и недостатки.
Во-первых.
Рубить гвозди на таком полу нельзя. Кидать пепел от сигарет тоже нельзя. Крючки и прочие рыбацкие снасти втыкиваются в такой пол, немедленно выводя его из строя. Если ходить по надувному полу в говенных сапогах, то получится практически неотмываемый говенный пол, на который страшно будет смотреть. А из-за малого веса небольшой лодки с надувным полом (особенно с легким мотором), ходить по ней неприятно. Она так и норовит выскользнуть из-под ходящего, чтобы он булькнул за борт.
Во-вторых.
Пол в надувных лодках — существенная часть продольного силового набора. Пол высокого давления — штука тонкая, около 40-60 мм. Соответственно, с увеличением длины лодки уменьшается продольная жесткость пола, а значит и всей лодки. Появляются жуткие эффекты типа пузыря, завоздушивающего винт на ходу, эффекта перекатывания через бревно и прочие ужасы. Крайне пагубно на ходовых качествах лодки сказывается недокачивание как пола, так и самой лодки.
Еще отмечу, что в таких лодках затруднительно применение надувного киля (выпирать будет), т.е. лодка получается плоскодонной. Это еще больше усугубляет нежелательные явления.

Надувные лодки с надувным полом низкого давления
Такие лодки стали появляться в последние годы и стремительно завоевывают популярность. Обладая достоинствами лодок с надувным полом высокого давления, эти лодки лишены почти всех их недостатков.
Пол низкого давления — набор продольных трубчатых отсеков большого диаметра, в надутом виде представляющий из себя полноценное V-образное дно. Из-за диаметра труб жесткость его достаточная, а для защиты от повреждений такое дно часто защищается с обоих сторон дополнительным слоем ПВХ. В частности, так сделано на вездеходных лодках Солар.
Мыть пол в такой лодке также намного проще, т.к. нет характерных для пола высокого давления многочисленных “пупырчиков”, из которых невозможно вымыть грязь.
Накачать четырехметровую лодку с НДНД без электронасоса — задача плоховыполнимая, если не безнадежная. Слишком в ней много воздуха.

Читайте также:  Спиннинги Zemex

Рибы
Риб представляет из себя жесткую лодку, к которой вместо бортов приделаны надувные баллоны. Как правило, корпус риба изготовляется из стеклопластика. Рибы могут быть и шестиметровыми, с мощными моторами за сотню сил.
Из-за наличия полноценного дна риб управляется лучше всего перечисленного выше, лучше выдерживает волну, быстрее едет, намного проще собирается и разбирается. И вообще, это уже практически настоящая лодка. Кроме того, риб еще и легче лодки с жестким полом аналогичной длины.

Вопреки опасениям, хранить риб довольно просто. В силу того, что он в сдутом виде узкий и плоский как блин, его можно просто подвесить под потолком гаража, да и все. И даже мыши не съедят.

Недостатки рибов — это, конечно же, продолжение их достоинств. Три и более метра в сложенном виде исключают возможность перевозки в “гражданской” машине. Разве что на крыше. Существуют складные рибы, но эта овчинка не стоит выделки. Не настолько эта овчинка компактнее, насколько сложнее и ненадежнее.

Теперь, когда общее представление о типах лодок имеется, рассмотрим, собственно,

3. Выбор
Самая простая, но довольно распространенная ошибка заключается в желании сэкономить. Новый лодочник, не вполне понимая — а надо ли ему это, собственно, — покупает лодку с навесным транцем. Все, деньги потрачены впустую.
Такие лодки — это под узкоспециальные задачи и имеют право на жизнь только с электромотором. Только! Что бы там не говорили друзья и соседи.

Если удалось не совершить первую ошибку, расслабляться рано. Дальше засады начинают сыпаться как из рога изобилия.

Допустим, изначально куплена транцевая лодка с жестким дном размером 3.20 м и мотор в 5 л.с. Отлично! Проходит сезон, возникают мысли о замене лодки на “побольше”. Зима длинная, деньги копятся и появляется лодка длиной 3.60 с мотором 9.8 л.с. Первая лодка с мотором при этом продается.

К концу нового сезона на новой лодке приходит понимание, что она недостаточно грузоподъемна. Возникает мысль о замене мотора на (9.9)15. После реализации старого (а на самом деле почти нового) моторчика в 9.8 л.с. новый мотор приобретается.

В следующем сезоне начинает не хватать размера лодки. Т.е. можно положить еще, но уже некуда. Лодку продают, покупают монстра в 4.00-4.20 м. Особенно радикально настроенные люди сразу покупают и мотор в 30 л.с. Такой лодки хватает на все случаи жизни, но беда подстерегает с новой, неожиданной стороны.

Четырехметровая лодка с тридцаткой (особенно с жестким полом) оказывается отнюдь не мобильной. Подготовительно-заключительное время на такой лодке многократно превышает то время, которое мы находимся на воде. Вешать же на транец тридцатку и снимать его — тяжкий труд. А чтобы все это увезти, нужен грузовик.

Тогда возникает мысль о покупке прицепа для перевозки лодки. На саму лодку при этом часто ставят дистанционное управление. Но каркасно-щитовая надувная лодка на прицепе — это нонсенс. И тогда лодка меняется на риб. Наступает Щастье!

Через некоторое время уже лысый, седой тертый жизнью лодочник начинает понимать, что масштабность, грузоподъемность и всепогодность — это настолько прекрасно, что даже не всегда и нужно.
Апофеозом этого понимания становится покупка в дополнение к “бронебойному” комплекту небольшой лодки в 3.00-3.20 м с надувным полом низкого давления и моторчиком в 5 л.с.

Короче говоря, интересная, богатая приключениями жизнь гарантируется на несколько лет вперед.
А уж какие этапы из этой “дороги доблести” проходить, а какие пропустить — каждый выбирает сам.
А я только попробовал про них написать.
Всем спасибо за терпение.

Сборка классической лодки с жестким полом тоже отнюдь не развлечение и может быть сравнима с колкой дров, с рытьем выгребной ямы в грунте пятой категории или даже с разделкой туш крупного рогатого скота. Примерно то же можно сказать и о разборке — упаковке. Причем действует простое правило — чем больше лодка, тем сложнее ее собирать-разбирать. Надувать тоже.

Мощность лодочного мотора

Все производители лодок в паспорте изделия или на шильдике указывают максимальную мощность мотора. Она указывается в лошадиных силах (л.с) или киловаттах (кВт). Гребнушки с транцами тянут на максимум 3,5 л.с., а небольшие моторки вытягивают до 5 л.с. Оптимальным вариантом для средних моделей будет 9,9 л.с. В большинстве случаев, такие движки идут раздушенными (а именно Китайские модели) и реальная мощность у них — 15 л.с. Не вешайте двигатель больше, чем положено лодке! Это приведет к тому, что транец вырвет или лодка перевернется.

Чтобы рассчитать необходимую мощность, нужно общую массу судна (включая груз) разделить на 30 кг. В большинстве случаев, для рыбалки или охоты подойдет моторчик 5 л.с. и меньше. Этого хватит, чтобы добраться до места добычи.
А чтобы выйти на глиссер, одному человеку будет достаточно 7-8 л.с., также учитывая общую массу.

  • мощность
  • количество тактов
  • стоимость
  • производителя

Лодки и моторы для рыбалки

В начале лета (а кто-то начинает заботиться еще зимой) многие рыболовы решаются на одно из самых важных приобретений: покупку лодки и подвесного мотора. Техника это достаточно дорогая, при грамотной эксплуатации служит долго, а значит, как всегда встает вопрос: как подобрать себе такое плавсредство, которое служило бы верой и правдой и в дальнейшем не возникало мыслей по поводу того, как избавиться от не оправдавшего надежды комплекта.

Сделать это без больших финансовых потерь достаточно сложно, поскольку буквально за два года эксплуатации лодка и мотор могут потерять от начальной стоимости до 30-40%.

Выбор лодки

Начнем с выбора лодки, хотя, конечно же, в идеале, нужно подбирать и лодку и мотор одновременно. В последние годы большинство рыболовов выбирает для передвижения по воде лодки из ПВХ в первую очередь из-за удобства их транспортировки при схожих мореходных показателях с лодками металлическими.

ПВХ (полихлорвинил) – материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки.

Единственное, что оказывает негативное действие на материал ПВХ – это солнечный свет. Разумеется, ваша лодка не разрушится у вас на глазах под лучами солнца, но чем больше она находится на свету, тем больше подвергается материал ПВХ разрушению. Хотя в последние годы и делают все более совершенные материалы, но пока добиться 100% результата не удалось.

Поэтому для рыбалки рекомендуется брать лодки светлых или вовсе белых тонов, поскольку такие лодки меньше подвержены действию ультрафиолета. Лодки темных и прочих защитных цветов оправданы лишь для охоты.

На сегодня моделей лодок из ПВХ для рыбалки и отдыха великое множество и каждый может выбрать себе лодку по запросам и средствам. На какие моменты следует обратить внимание при выборе определенной лодки. Конечно же, в идеале это должен быть достаточно известный и уже проверенный отечественный или зарубежный производитель, либо лицензионный Китай или Корея, где делают очень качественные копии известных лодок, правда, под другими названиями.

Существует некая средняя цена достойных лодок из ПВХ на которую и надо ориентироваться. Покупать лодки ценой ниже не рекомендую. Тут не работает схема: “чуть дешевле – чуть хуже”. Может статься так, что чуть более дешевая лодка, на поверку окажется полностью непригодной, да и прослужит вам крайне мало.

Допустим, вам в магазине порекомендовали несколько вариантов достойных и проверенных лодок. На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе лодки, так это на конструкцию пола (пайола) лодки. Есть два варианта: жесткий пол (фанера, алюминий, в последние годы еще и пластик), либо аирдек (надувное дно). Какой пол лучше – вопрос риторический, смотря, для каких целей.

Если вы будите ловить один (максимум вдвоем), ездить на короткие расстояния под слабомощным мотором от 2 до 8-10 л.с. – тогда удобнее пол из аирдека. Подобную лодку и собирать легче (особенно одному рыболову), весит она существенно меньше лодок с твердым дном, да и помещается всего в одну сумку, что удобно при транспортировке.

Но чем длиннее ваши путешествия на воде и чем больше в лодке пассажиров и груза, а соответственно используется более мощный мотор, тем более оправдана покупка лодки с жестким полом. В таком случае вам и собирать лодку несложно – есть напарник. Жесткий пол лучше держит курсовую устойчивость (лодку не трясет на мелкой волне, что характерно для лодок с аирдеком). Жесткий пол более надежен в эксплуатации и не подвержен таким повреждениям как аирдек, а именно: аирдек можно прожечь угольком от сигареты, процарапать камешком, застрявшим в протекторе сапога и т.д.

Кроме того, отсутствие жесткости пола в продольном направлении на лодках с аирдеком затрудняет выход в режим глиссирования. Возможно, в будущем создадут аирдек не уступающий по прочности жесткому полу, и тогда сама по себе исчезнет проблема выбора, но на данный момент ситуация выглядит так.

А вот что лучше – фанера или алюминий? Вопрос скорее вкуса, чем серьезных практический различий. Фанера при должном эксплуатировании служит не существенно меньше, чем алюминий. Фанерный пол лишь нужно периодически просушивать и подкрашивать водостойким лаком. Многие рыболовы на пол укладывают кусок линолеума и тем самым решают сразу несколько проблем: не повреждается пайол и проще мыть лодку после рыбалки (вся грязь остается только на линолеуме).

Вообще же лодку из ПВХ рекомендуется достаточно часто мыть пресной водой и обычными бытовыми моющими средствами.

Особенно тщательно нужно промывать лодку перед зимним хранением. Во время рыбалки на борта и дно лодки попадает много слизи рыбы, которая привлекает запахом мышей и крыс. Эти животные очень сильно реагируют на подобные запахи и способны выгрызать в лодках большие дыры, после чего ваша лодка (может так статься) будет не пригодна для ремонта. Так что на зиму лучше промывать лодку моющими средствами с резкими запахами, для того чтобы отбить запах рыбы, и хранить лодку в защищенном от грызунов месте.

Немаловажный момент при выборе лодки – это ее длина. При прочих равных все же лучше брать лодку чуть подлиннее (в разумных пределах, конечно же). Причем длина лодки играет в плюс не только в увеличении полезной площади, но и на глиссер такая лодка выходит лучше. Скажем, если вы стоите перед выбором: 280 или 300 см, то конечно стоит выбирать 300 см. Единственный недостаток: вместе с длиной пропорционально увеличивается и цена лодки.

Еще один немаловажный момент – это способность лодки быстрее выходить на режим глиссирования. Разные модели лодок при одинаковых параметрах длины и веса выходят на глиссер с отличиями. Связано это с аэродинамическими характеристиками, особенно с формой надувного киля. Но узнать об этих нюансах вам можно либо от продавцов магазина, либо от друзей-рыболовов, которые уже проводили тестовые испытания и обладают достоверной информацией.

Выбрав подходящую лодку, остается обратить внимание еще на несколько нюансов. Хорошо бы лодку покупать или уже накачанную в магазине или попросить, чтобы ее накачали и полностью собрали при вас. На лодке не должно быть никаких потертостей и складок на баллонах в накачанном состоянии. Проверьте качество склеек, обязательно осмотрите транец. Транец – самое важное место в лодке, именно сюда крепится мотор и потому на транец придется более всего нагрузки.

Не рекомендуется брать транец, который приклеен к баллонам кусками ПВХ. Желателен вариант со специальными резиновыми накладками на транец, которые уже потом в свою очередь приклеиваются к баллонам. Такие резиновые накладки гасят вибрацию от работающего мотора, а значит и транец прослужит вам дольше. Могу успокоить рыболовов: большинство солидных фирм только таким образом и крепит транец к баллонам.

Осталось кратко пройтись по вопросам эксплуатации. Штатный насос (“лягушка”) накачивает лодку до паспортного давления с достаточно большим трудом. Поэтому качать таким насосом лодку нужно до тех пор, пока это физически возможно. Такой накачки хватает для того, чтобы без проблем ездить, но нужно иметь в виду, что если вы захотите повесить на транец более мощный, чем положено по инструкции мотор, то такая легкая “недокачка” может привести при движении по волнам к излишним вибрациям и сгибанию стрингеров (крепежи пола).

В идеале было бы хорошо приобрести двухходовой насос (лучше всего с манометром), который позволит накачивать лодку до оптимального давления баллонов. Проверить нужное давление в баллонах можно и буквально “вручную”. Под давлением большого пальца вашей руки баллон практически не должен прогибаться. Разумеется, в жаркий солнечный день лодку нужно слегка недокачивать. Но и эта проблема уже решена и во многих лодках установлены такие клапаны, которые самостоятельно сбрасывают излишнее давление.

Перед первым выездом на воду обязательно нужно зарегистрировать лодку в ГИМС и нанести полученные регистрационные номера на оба борта лодки и в скрытом месте. Скрытое место – это не прихоть инспекторов, а в первую очередь ваша защита от воров. Скрытое место на лодке может быть выбрано вами где угодно, но, как правило, номер лодки наносят под пайолом лодки непосредственно на днище. Высота букв и цифр на бортах лодки должна быть не менее 10 см, ширина штриха – минимум 2 см.

Способов нанесения номеров очень много: различные пластиковые наклейки, через трафарет водостойкой краской смешанной с клеем для ПВХ (на случай продажи такая смесь отлично стирается), и самый простой способ – черным водостойкий маркером. За сезон такой нанесенный маркером номер, конечно, основательно стирается, но подкрасить его не составляет никакого труда и занимает по времени буквально пять-десять минут. Разумеется, в лодке нужно иметь полный комплект необходимого снаряжения предусмотренного правилами ГИМС (список этого снаряжения будет прописан в техпаспорте вашей лодки).

Подводя итог всех вышеперечисленных доводов, по логике вещей получаем, что самый практичный вариант для покупки лодки с аирдеком – длина до 280-330 см и моторчик в 4-10 л.с. Такой силы моторы спокойно увезут лодку с одним-двумя рыбаками и небольшим грузом. Лодки же рассчитанные на перевозку 2-3 и более пассажиров с поклажей лучше брать с твердым полом длинной более 330 см.

Читайте также:  Все рецепты приготовления блюд из белого амура с фото

Сибирские рыболовы либо из-за масштабов наших рек и озер, а может из-за широты душевной в основном выбирают лодки длиной 360-390 см. В данном случае, если есть финансовая возможность, брать предпочтительнее размер 390 см. Размер 390 имеет преимущество лучшего глиссирования на малом ходу, ваша лодка не сваливается в водоизмещающий режим при волнении. Лодки размеров в 360 и 390 см имеют одинаковые сумки и почти одинаковый вес (разница 1,5 кг).

И последнее. Не стоит приобретать на большую лодку мотор мощностью всего 6-8 л.с. с той целью, что потом, когда появятся деньги, вы купите более мощный мотор. Стоит маломощный мотор тоже достаточно дорого. По горькому опыту своих знакомых знаю, что через 1-2 года владельцы маломощных моторов, потеряв на продаже старого мотора до 30-40% от начальной стоимости, собираются брать новый и более мощный мотор.

И тут выясняется, что за прошедшие годы на такие моторы выросла цена (инфляция!) и в конечном итоге, выходит так, что рыболов покупает еще один мотор, практически ничего не сэкономив. По английской поговорке – платит дважды. Проще было в свое время взять кредит в банке или попросить взаймы у друзей и купить сразу необходимый мотор. Арифметика тут простая и просчитать экономический эффект несложно.

Надеюсь, этих общих данных вам хватит для того, чтобы вы могли выбрать себе надежную лодку. А уж какую модель лодки выбрать – решать вам.

Выбор мотора

Выбрав лодку, можно подбирать под нее мотор. Моделей отечественных моторов не много. Основные: “Нептун”, “Вихрь” и “Ветерок”. Как видим, выбора большого нет как в модельном ряду, так и в мощности (у каждой марки есть всего 2-3 модели), и достаточно легко подобрать мощность мотор к определенной длине лодки. Главное (касается любой российской техникой) иметь золотые руки или хорошего мастера.

В принципе, отечественные моторы при должной доработке вполне достойно могут конкурировать с зарубежными моделями. Многие до сих пор полагают, что стоимость отечественных моторов (почти в 2-2,5 раза меньшая, чем у импортных) с лихвой компенсирует технические недостатки. Это убеждение не лишено основания, но повторюсь, только для тех, кто у кого “золотые” руки.

Подробнее остановимся на зарубежных моделях. Что можно сказать о них в целом: все популярные зарубежные моторы приблизительно одинакового качества и ощутимой разницы между производителями вы не найдете, почти все они изготавливают лодочные моторы уже не один десяток лет. Поэтому модель может быть любой, которая вам понравится.

Вначале вам нужно подобрать мощность мотора. Тут ничего сложного нет (многое уже было описано выше). Если вы собираетесь ловить один и не перемещаться на большие расстояния, то вам будет достаточно мотора до 6 л.с. Двоих выведут на глиссер, и способны более менее быстро транспортировать: моторы 6-10 л.с. Причем “десятка” вполне сносно везет двоих рыболовов с небольшим грузом, неплохо выводит лодку на глиссер и составляет конкуренцию самой популярной “пятнашке”.

Для двоих-троих рыболовов подойдет мотор мощностью 15 л.с и выше. “Пятнашка” – универсальный мотор, который успешно можно эксплуатировать и на металлической лодке. Причем еще лучше, чем под лодкой из ПВХ “пятнашка” работает на металлической лодке типа “Казанка”. Безусловно, что такая лодка тяжелее, но аэродинамические качества “Казанки” на порядок лучше, чем у лодок из ПВХ, что с лихвой компенсирует лишний вес.

По “тяговитости” зарубежные моторы мощностью 15. л.с. сравнимы с российским “Вихрь-25”. Почему такие разные показатели в мощности дают одинаковый эффект? Дело обстоит так: в Японии мощность измеряется на гребном валу, а в России на коленвале. Мощность на гребном валу естественно меньше, чем на коленвале на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Но эти потери составляют всего около 10% от мощности на коленвале.

Что же получается: в лошадиных силах зарубежные моторы действительно уступают отечественным образцам, то есть “Вихрь 25” реально будет иметь 22-23 л.с. мощности на гребном валу. А как же тогда менее мощный зарубежный мотор, оказывается сравним с более мощным мотором отечественным? Разница кроется в том, что тяговые качества мотора зависят еще и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.

Практически у всей зарубежных моторов редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого, выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять еще порядка 10%, что позволяет вывести на глиссирование более тяжелое судно. Кроме того, российские моторы поставляются, как правило, с более “тяжелым” штатным винтом, чем зарубежные. Вот из всех этих факторов и складывается преимущество в тяговитости зарубежных моторов приблизительно на 40-50%.

Если вы остановили свой выбор на какой-то зарубежной модели, остается только решить будет это двухтактный или же четырехтактный мотор. В настоящее время отдельные четырехтактные моторы практически сравнялись с ценой двухтактников, и потому выбирать мотор только из-за цены уже практически не имеет смысла. Остаются плюсы и минусы каждого вида моторов.

Я возьму для примера четырехтактник и не только потому, что у меня именно такой мотор, и я хорошо его изучил, но и потому, что мы в основном видим на реках двухтактники и имеем мнения в основном по ним. Человеку свойственно влюбляться в свою технику и это часто приводит к нездоровому консерватизму. Я постараюсь быть объективным и приводить только сухие цифры и примеры.

У четырехтактников по большому счету есть два минуса. Первое – это вес. Скажем средний четырехтактник мощностью 15 л.с. весит тяжелее своего собрата двухтактника на 7-10 кг. (четырехтактник весит 42-45 кг, а средний двухтактник весит 35 кг.) Великая это разница или нет? Если вы не собираетесь таскать на руках мотор на большие расстояния – то практически никакой существенной разницы нет.

В подавляющем большинстве случаев рыболовы подъезжают на машине к берегу водоема, где собирают лодку и устанавливают на нее мотор. Но даже если вам понадобится переместить лодку на какое-то существенное расстояние, то и здесь рыболовы нашли выход – на лодку устанавливаются транспортировочные колеса и в этом случае разница в весе моторов тоже никакой роли не играет.

Второй минус четырехтактников – это малая ремпригодность в дороге. Хотя и это относительный минус. Серьезную поломку двухтактника тоже очень сложно провести в пути, хотя при наличии запчастей (откуда им взяться?) и умелых рук – это все-таки возможно. Но так как зарубежные моторы весьма редко ломаются по сравнению с отечественными, то и этот минус трудно считать существенным.

Главное в обслуживании зарубежных моторов вовремя менять масло и прочие комплектующие. Единственный недостаток, который лично мне хоть сколько-то мешает при эксплуатации четырехтактника – это то, что подобные моторы можно перевозить или хранить только в двух положениях: либо вертикально, либо на одном конкретно указанном боку.

Плюсы четырехтактника: малый расход бензина и масла. Так как в четырехтактном моторе имеется картер, отсюда еще один плюс – масло не нужно смешивать с бензином, что экономит время. Масло заливается отдельно в картер и при работе подается в камеру сгорания такими порциями, какими мотору необходимо для работы, а не столько, сколько вы залили в бензин, как в двухтактнике. А это не только экономично и экологично, но и дает больший ресурс мотору.

На полных оборотах четырехтактник (это не только мои замеры, но и результаты многих тестов) расходует бензина на 20% меньше двухтактника. В литрах же это выглядит несколько скромнее и потому многие считают, что средние четырехтактники почти столько же расходуют что и двухтактники. Например, на двухтактнике вы сожгли 10, а на четырехтактнике 8 литров. Заглянув в топливный бачок, вы не заметите ощутимой разницы. Но она есть – 20%! Но еще более серьезно экономится масло – минимум 50%.

Расход четырехтактника мощностью 15 л.с. – не более 3 л. (иногда 2.5 л.) на час работы при движении на полных и средних оборотах (на крейсерской скорости). На малых же оборотах эта экономичность еще возрастает. Скажем, при рыбалке троллингом создается такое ощущение, что мотор работает буквально на парах. Из-за этого – минимальное количество вредных выбросов и вы практически не будете чувствовать запахи выхлопа. Но еще большее удовольствие доставляет то, что на малых оборотах четырехтактный мотор работает так тихо, что временами даже приходится приглядываться: работает ли мотор вообще.

Четырехтактный мотор чуть больше требует времени на разгон, но, разогнавшись, обладает несколько большей тяговитостью и может чуть больше везти груза, чем такого же объема двухтактник. Это не очень принципиальный плюс (лишние 20-30 кг. груза), но все-таки он есть. От себя могу только дать только общий совет: стоит подумать покупать или нет четырехтактные моторы мощностью до 10 л.с. Экономия топлива у маломощных четырехтактных моторов – не столь существенная, а цена ощутимо выше двухтактников.

Моторы мощностью свыше 40 л.с. однозначно должны быть только четырехтактными, поскольку при таких мощностях экономия топлива становится очень существенной, и даже не переплата при покупке окупится через 2-3 года экономией на бензине, большим ресурсом и меньшей головной болью при частой покупке масла и разведению бензина.

Вот, пожалуй, и все основные плюсы и минусы, остальное решать вам. Купив хорошую зарубежную модель, не важно двух- или четырехтактный двигатель вы в любом случае останетесь довольны. Удачного выбора.

ПВХ (полихлорвинил) – материал, который обладает достаточно высокой прочностью, эластичностью и практически совершенно не страдает от воздействия влажной среды. Другими словами, такие лодки совсем не обязательно сушить после каждой рыбалки.

На какие скорости вы рассчитываете

Многие любители водных путешествий, как правило, начинают с малого — покупки надувной резиновой весельной лодки. Но «аппетит приходит во время еды» и после многочасовой борьбы с течением и ветром на открытой воде люди приходят к выводу, что нужна лодка ПВХ с жестким транцем и мотор. Это избавит от мозолей на руках и позволит быстрее перемещаться до нужной точке на водной глади. Чтобы не совершать ошибки в выборе мотора сразу стоит выбрать свой вариант ответа:

  • Меня устраивает неторопливое перемещение по воде на скорости 6-12 км/ч (водоизмещающий режим)
  • Мне нужна высокая скорость 17-34 км/ч для быстрого преодоления больших расстояний (глиссирующий режим)

В первом случае, какая бы нагрузка в лодке у вас не была (в пределах 220 кг) вам подойдет двухтактный мотор мощностью 2,6 или 3,6 л.с. Но даже с этими моторами, если общая нагрузка в лодке находится в пределах 120 кг (сама лодка, мотор и все, что в лодке), есть шанс выйти на глисс и достичь скорости 17 км/ч. Легче всего этого можно выполнить с лодками-плоскодонками и лодками с надувным дном (НДНД).

Такие моторы привлекательны тем, что имеют встроенный бензобак, небольшой вес — 12,5 кг, малый расход топлива — около 1,5 л в час (примерно на 5 км) и они неприхотливы в обслуживании. К тому же они не занимают много места в багажнике автомобиля и не сильно нагружают подвеску.

Во втором случае лучше выбирать двигатели мощностью от 5 до 9,8 л.с., а скорость будет сильно зависеть от общей нагрузки и расположения груза в лодке (желательно равномерное). Чтобы понять, какая потребуется мощность мотора для выхода в глиссирующий режим, подсчитайте общий вес пассажиров, лодки, двигателя и различного груза и разделите его на 30. Результат (ориентировочно, многое зависит от конструкции лодки) будет количество л.с. для мотора.

В первом случае, какая бы нагрузка в лодке у вас не была (в пределах 220 кг) вам подойдет двухтактный мотор мощностью 2,6 или 3,6 л.с. Но даже с этими моторами, если общая нагрузка в лодке находится в пределах 120 кг (сама лодка, мотор и все, что в лодке), есть шанс выйти на глисс и достичь скорости 17 км/ч. Легче всего этого можно выполнить с лодками-плоскодонками и лодками с надувным дном (НДНД).

Новости

Самый универсальный комплект эгоиста не исключая напарника приходится на лодку длиной 320 см и мотор 5 л.с.

Лодки и моторы для рыбалки. Выбор и эксплуатация.

Без современной моторной лодки трудно себе представить активный отдых на воде. Юридические лица, занимающиеся организацией массового отдыха, приобретают катера и яхты со встроенными моторами, а рыбаки и охотники обычно приобретают лодку, после чего подбирают подходящий к ней подвесной мотор. Количество их разновидностей приближается к двум тысячам, поэтому для правильного выбора мотора можно рекомендовать обратить внимание на основные критерии выбора.

1. Определение мощности мотора для выхода в режим глиссирования

Наиболее скоростным, эффектным и экономным способом передвижения на моторной лодке является режим глиссирования, то есть движения в положении, в котором днище лодки минимально соприкасается с водой, снижая до предела ее сопротивление. При выходе в этот режим лодочные моторы испытывают максимальную нагрузку, поэтому важным показателем при определении мощности мотора является расчетная мощность, необходимая для перехода к скоростному скольжению.

Безопасным для глиссирования считается соотношение между длиной и шириной корпуса лодки не более 3 к 5. Для таких судов мощность выхода на глиссирование определяется как соотношение совокупной нагрузки к 30 для плоскодонок, или к 25 для килевых лодок. Совокупная нагрузка рассчитывается как сумма масс экипажа, груза, лодки и двигателя. Таким образом, для лодки с плоским жестким дном и надувными бортами (25 кг) с двумя рыбаками на борту (160 кг), грузом (30 кг) и мотором (25кг) нагрузка составляет 240 кг, а при делении на 30 мы получаем мощность для выхода в режим глиссирования, равную 8 лошадиным силам.

2. Выбор мотора в зависимости от водоема

В первую очередь при выборе подвесного мотора следует учитывать особенности водоема, в котором предстоит эксплуатировать моторную лодку. Двигатели, предназначенные для плавания по морям, должны иметь более надежную антикоррозийную защиту.
На сильно заиленных водоемах или там, где в воде держится песчаная взвесь, не стоит использовать мотор с водяным охлаждением, так как загрязненная забортная вода может повредить двигатель. В таких водах лучше использовать системы с воздушным охлаждением.

Если предстоит двигаться по мелководью, среди водорослей или швартоваться на отмелях, важно, чтобы мотор был оборудован ручным или электрическим механизмом подъема его из воды или возможностью наклона корпуса двигателя.
На заповедных озерах, на которых запрещено передвигаться на лодках с двигателями на бензине или солярке, оправданным будет применение электромоторов, а для рек с сильным течением электрический двигатель может оказаться слабоват.

Читайте также:  Воблеры на форель и обзор других уловистых приманок

3. Случаи, в которых лучше выбрать электромотор

На лодке с электромотором хорошо принять участие в ночной ловле линя, когда на глубину опускают электрический прожектор. Для такой рыбалки лучше выбирать мотор с максимальным током генератора, чтобы подключение осветительных приборов не лишило двигатель последних сил. Генераторы способны производить ток от 3 до 133 ампер.
Его бесшумный ход понравится охотнику на водоплавающую дичь, но электромотор не подойдет тому, кто хочет отправиться в многодневный водный поход или быстро преодолеть большое расстояние. Лодка с электрическим двигателем также зависима от аккумулятора, как электромобиль – не зарядишь – не поедешь.
Троллинговать в небольшой компании тоже удобно на лодке с бесшумным электромотором – и рыбу не распугиваешь, и скорость для блеснения развивается оптимальная.
Мощность электромотора напрямую зависит от потребляемого тока, который может находиться в диапазоне от 12 до 84 ампер. При выборе электромотора обязательно учитывается вес лодки, который с нагрузкой может составлять от 210 до 1750 килограммов.
Неоспоримым достоинством электромотора помимо его бесшумной работы и щадящего отношения к природе является малый вес и компактные габариты. Такой двигатель годится для установки на небольших, в том числе надувных лодках, предназначенных для одного-двух человек.

4. Выбор двигателя внутреннего сгорания

Любители активного отдыха на воде, кроме живущих на самых берегах водоемов, без автомобиля вряд ли смогут доставить лодку в нужное место, поэтому аналогия с автомобильным двигателем значительно сокращает рассказ о двигателе внутреннего сгорания для моторных лодок. По виду топлива выделяют ДВС, работающие на солярке и на бензине. По системе подачи топлива они, также, как и автомобильные, делятся на карбюраторные и оснащенные системой электронного впрыска, которая:

– снижает токсичность выхлопа,
– облегчает запуск двигателя,
– оптимизирует его работу,
– уменьшает расход топлива.

ДВС наиболее популярен среди любителей водных путешествий и сторонников экстремальных водных развлечений благодаря надежности, мощности, возможности длительных поездок и быстрой езды в режиме глиссирования.

Достаточно большую скорость могут развивать простые, легкие по весу и недорогие двухтактные ДВС, но они отличаются едким выхлопом и недостаточно плавным ходом. Этих недостатков почти полностью лишены более мощные четырехтактные двигатели, но они более массивны, дороги и сложны в обслуживании.
Дизельные двигатели отличаются большим, чем у бензиновых моторов, сроком службы до капремонта и экономичностью, но стоимость их ремонта значительно дороже. Их чаще ставят на крупные суда.
Разновидностью двухтактных и четырехтактных лодочных ДВС являются водометные двигатели, разрабатываемые для движения по мелководью и швартовки у берега.
Лодочный ДВС, как и автомобильный, характеризуется мощностью и рабочим объемом. Мощность мотора может достигать 400 л.с., а его объем доходить до 5,330 литров, что соответствует силе хорошего внедорожника, но следует помнить, что более высокая мощность ведет к пропорциональному увеличению расхода топлива, который колеблется от половины до сотни литров в час.
В ДВС также существует система переключения скоростей с тремя положениями (нейтральным, вперед и назад). Количество скоростей может доходить до пяти.

5. Выбор мотора в зависимости от конструкции лодки

Производители моторов указывают рекомендованную высоту транца – плоской части лодки, предназначенной для установки мотора. Высота транца колеблется от 308 до 762 миллиметров. Его рекомендуемая высота иногда обозначается на моторах буквенными символами, которые подозрительно напоминают буквы, отражающие размеры одежды. Буквой S помечают моторы, устанавливаемые на транцах от 381 до 454 миллиметров высотой, буквой L – от 508 до 572, X соответствует диапазону от 605 до 635, а ультра длинные, от 605 до 635 миллиметров, обозначают латинской U. Несоблюдение требований по рекомендованной высоте транца приводит к слишком глубокому или мелкому погружению винта мотора.

На выбор мощности двигателя влияет не только конструкция, но и материал лодки. Помимо деревянных лодок сейчас выпускается множество надувных, пластиковых и дюраллюминеевых моделей. Для придачи устойчивости в дно надувных лодок иногда вставляют жесткие вставки, которые увеличивают плавучесть, но ухудшают гидродинамику. Плоскодонки перестают набирать скорость, попадая в резонанс с волнами, поэтому избыточная мощность при данной конструкции ничего не решает. Для таких лодок при одном человеке на борту достаточным является электромотор или ДВС мощностью не более 5 лошадок.
Более мощные моторы можно устанавливать на лодки с надувным дном, а самые мощные – на суда с килевой конструкцией дна. Они имеют самые высокие скоростные и гидродинамические показатели, а жесткий настил допускает установку двигателей мощностью до 50 лошадок.

6. Выбор мощности мотора

Как бы ни было велико желание владельца лодки мгновенно перемещаться на ней в пространстве, каждое судно имеет свой допустимый предел мощности, который обычно указывается на бирке транца или в прилагаемой документации. Превышение максимально допустимых показателей чревато потерей управляемости и даже опрокидыванием судна. В пределах допустимой мощности можно выбирать моторы в зависимости от нагрузки, ее распределения подлине лодки, формы корпуса, желаемой скорости. Для надувных лодок мощность можно определить с помощью простой таблички:

Скорость (км/час) Длина лодки (м) Нагрузка (кг) Мощность л.с. (кВт)
15 3,0 100 5 (3.7)
35 3,2 100 9.9 (7,3)
30 3,5 100 9,9 (7,3)
30 4,0 100 9,917,3)
35 4,5 100 20 (14,7)
50 5,0 100 40 (29,4)

Для остальных типов лодок можно воспользоваться условной разбивкой на группы моторов по мощности:

Мощность (л.с.) Длина лодки (м) Вес лодки (кг) Количество человек
2-4 до 3 до 50 1
5-8 2,5-4 25-110 2
9-19 3-7 50-300 Более 2
20-35 4-6 до 250 Более 3

Наиболее популярны моторы мощностью от 9 до 19 л.с.

7. Выбор производителя

Из импортных моторов на отечественном рынке можно встретить следующие торговые марки: Honda, Hidea, HDX, Mercury, Mikatsu, Minn Kota, Nissan Marine, SEA-PRO, Suzuki, Tohatsu, Yamaha, Zongshen и другие, менее раскрученные бренды. Заслуженную популярность снискали лодочные моторы Ямаха за их надёжность и неприхотливость. Многие производители выпускают как электрические, так и бензиновые двигатели в двухтактном и четырехтактном исполнении. Цифрами в модели обозначается мощность мотора.
Наибольшей популярностью пользуются импортные двигатели SEA-PRO Т2.5S, Tohatsu М 9.8ВS, Yamaha 9FMHS/GMHS, SEA-PRO ОТН 9.9S. Стоимость мотора известных брендов начинается примерно от 13 тысяч рублей.

Отзывы о SEA-PRO Т2.5S – двухтактном двигателе китайского производства, вопреки сложившемуся мнению, носят позитивный характер. Его характеризуют как простой, легкий, дешевый и функциональный. При весе в 9 килограммов мотор позволяет развивать на надувной лодке в стоячей воде скорость до 8 км/час, а против течения – около 6. Потребляет мотор в среднем литр бензина в час.

Наличие на рынке большого ассортимента подвесных моторов иностранного производства совсем не означает полного фиаско отечественных двигателей. Многие из них уже не производятся, и могут быть приобретены только в качестве б/у. Из производимых, популярностью пользуется Шмель F1.6 и более мощные – Ветерок-8 и Москва, способные везти лодку длиной до семи метров.
Опытные водные туристы советуют выбирать марку мотора с учетом близости сервисного центра, готового произвести любой ремонт сломавшегося двигателя.

3. Случаи, в которых лучше выбрать электромотор

Характеристики лодочных моторов

• мощность – важнейший, решающий параметр лодочного мотора; его необходимо рассчитывать в первоочередном порядке. Рассчитать мощность можно в первом приближении, используя выведенное из практики соотношение о необходимости 1 лошадиной силы (л. с.) мощности для перемещения 30 кг нагрузки.

Например, для глиссирования лодки длиной 3300 мм с двумя рыболовами нужен мотор мощностью порядка 8 л. с. (в расчете принят вес пассажиров по 80 кг и лодки с грузом – тоже 80 кг). Такие моторы GOLFSTREAM выпускаются в двухтактном и четырехтактном варианте.

Если необходимости глиссирования нет – мотора достаточно в диапазоне от 2 до 6 л. с., а скорость передвижения лодки составит соответственно от 9 до 15 км/ч. Мощность моторов GOLFSTREAM начинается с 2,6 л. с. (двухтактный) и 4 л. с. (четырехтактный).

Мощность двигателя закономерно влияет на скорость передвижения лодки. Для одиночной рыбалки вполне достаточно мотора на 5 л. с. (имеются в линейке моторов GOLFSTREAM в обоих вариантах тактов). Скорость при режиме глиссирования будет достигать 25 км/ч. Двигателя же с мощностью 4 л. с. для перехода к глиссированию может не хватить.

Когда рыболовов двое да еще и приличный груз, нужен мотор уже в 9 – 10 л. с. Скорость глиссирования в таком случае будет составлять 30 – 35 км/ч. Моторы GOLFSTREAM выпускаются: двухтактные и четырехтактные мощностью 9,8 и 9,9 л. с.
Более мощный двигатель в 15 л. с. приобретать не имеет смысла – скорость вырастет только на 2 км/ч, а расход топлива возрастет достаточно ощутимо.

• массу двигателя при его выборе также необходимо принимать во внимание. Тяжелый мотор переносить, особенно в одиночку, нелегко; в некоторых случаях это невозможно. Например, мотор в 8 л. с. имеет вес почти 35 кг – груз солидный; устройство мощностью 2 л. с. весит 15 кг – и одному рыбаку по силам.

• влияет на характеристики мотора и количество тактов. Лодочные моторы с двумя тактами легче четырехтактных на 10 – 20 кг. Шума от четырехтактных намного меньше, что во многом определяет успех ловли дорожкой (или троллингом), так как шум не отпугивает рыбу.

При этом у четырехтактных моторов свое преимущество – меньший расход топлива; полезная их особенность заключается в отсутствии необходимости смешивания топлива с маслом.
Характер места рыбалки, степень заболоченности берегов и трудность подхода к воде также необходимо принимать во внимание. Для трудных мест больше подходит легкий малогабаритный двухтактный мотор. Когда подход к воде свободный – подходит и четырехтактный.

Когда рыболовов двое да еще и приличный груз, нужен мотор уже в 9 – 10 л. с. Скорость глиссирования в таком случае будет составлять 30 – 35 км/ч. Моторы GOLFSTREAM выпускаются: двухтактные и четырехтактные мощностью 9,8 и 9,9 л. с.
Более мощный двигатель в 15 л. с. приобретать не имеет смысла – скорость вырастет только на 2 км/ч, а расход топлива возрастет достаточно ощутимо.

Лодочный мотор – муки выбора. Как купить хороший ПЛМ?

Выбор лодочного мотора задача очень непростая. Ведь от его правильной и стабильной работы зависит не только хорошее настроение на рыбалке, улов, но и безопасность на воде.

Секреты выбора и эксплуатации лодок из ПВХ и моторов от братьев Щербаковых

В это видео разобраны такие вопросы:

  • Как выбрать лодку из ПВХ для ловли рыбы.
  • Как надувать лодку.
  • Как хранить и эксплуатировать лодку из ПВХ.
  • «Аксессуары» для лодок из ПВХ.
  • Ремонт лодки из ПВХ.
  • Нанесение номера на борт лодки из ПВХ.
  • Выбор оптимальной мощности мотора.
  • Обкатка мотора.
  • Выбор мотора: четырёхтакный или двухтактный.
  • Достоинства и недостатки мощных моторов.
  • Ремонт и профилактика моторов.
  • О глиссировании.
  • Как эксплуатировать и хранить мотор.


Столько же и моторов к эти лодкам — Ямаха, Тоха (Тохатсу — они же Меркури-Мерк), Хонда, Спорт Джет, Марин, Сузуки и другие.

2-6 л.с.

Силовые агрегаты такой мощности устанавливаются на лодки, которые эксплуатируются на озерах или тихоходных реках. Эти моторы позволяют развивать скорость на уровне 5-10 км/ч.

2-6-сильные двигатели отличаются следующими особенностями:

  • один цилиндр;
  • двухтактный (бывают четырехтактные модели);
  • наличие встроенного бака для топлива;
  • наличие шпоночной защиты гребного винта.

С моторами этого типа плавучие средства не входят в режим глиссирования. Из-за длительной работы агрегат быстро изнашивается.


Покупка винтового двигателя оправдана, если силовая установка соответствует следующим условиям:

Тип дна

Все лодки, входящие в категорию ТОП, имеют твердый пол. Это достигается использованием складных конструкций или применением надувного дна.

Оно изготавливается из высокопрочного полихлорвинила, способного выдерживать при накачке большое давление. Чертежи изделия предполагают много ребер жесткости.

В более экономичных вариантах, когда прочность ПВХ недостаточна, пол покрывают толстым полиэтиленом, линолеумом, сборками из водостойкого дерева. Такое усиление дополнительно защищает плавательное средство от возможных при неосторожном обращении прожогов, проколов, порезов.

Можно выделить следующие типы конструкции дна:

  1. Не имеющие настила. В базовой комплектации изделия 1 слой ПВХ клеится к бортам.
  2. С надувным полом. Современные конструкции не уступают по характеристикам жестким настилам.
  3. С фанерным реечным настилом. Дно обладает средними показателями устойчивости.
  4. Со складным или цельным пайолом. Разные виды такого пола используются на суднах, поддерживающих глиссирование.


Чаще всего для конструкции лодки небольших и средних размеров, которую не регистрируют, выбирают двигатель мощностью до 5 л. с.

Длина дейдвуда ПЛМ

Длина «ноги» должна соответствовать высоте транца. Это важно для ходовых качеств лодки и длительной беспроблемной эксплуатации ПЛМ.

Моторы могут иметь четыре варианта дейдвуда:

  • S — 381 мм
  • L — 508 мм
  • X — 635 мм
  • XX или U — 762 мм

Если установить мотор слишком высоко, он будет бить гребным винтом воздух. Это приводит к перегреву и повреждениям. Низкая установка приводит к увеличению сопротивления в воде, из-за чего лодка теряет в скорости.

  • S — 381 мм
  • L — 508 мм
  • X — 635 мм
  • XX или U — 762 мм

Mercury ME 9.9 M

Данная модель считается лучшей в этой категории. У устройства от этого американского производителя превосходная мощность. Оно может работать достаточно долго, а также возможно его использовать на длинные дистанции. Количество оборотов 6 000, что больше, чем у большинства более дешевых агрегатов. Внешний бак на 12 литров. Этого немного, поэтому придется брать горючее с собой на дозаправку. Предусмотрен термостат, а также дополнительный отвод тепла, чтобы избежать перегрева. Сам двигатель достаточно большой и тяжелый. Но с его с помощью возможно забыть о необходимости ремонтировать или менять агрегат на долгое время.

Mercury ME 9.9 M

  • 9,9 л.с.;
  • 6 000 об./мин;
  • 25 литров;
  • ограничение оборотов двигателя;
  • ручной подъем тримма;
  • ручной запуск.
  • отличные характеристики;
  • хорошая система охлаждения позволяет продлить срок эксплуатации;
  • румпельный и дистанционный тип управления;
  • хорошая сборка;
  • цена полностью соответствует качеству.
  • небольшой топливный бак.

Это наиболее популярные модели мощностью до 10 л.с. Они относительно недорогие и покупаются часто рыбаками и охотниками. Их легко можно установить на резиновую лодку из-за сравнительно небольшого веса. Но скорость они позволяют развивать больше, чем агрегаты на 5 л.с.

  • 9,9 л.с.;
  • 6 000 об./мин;
  • 25 литров;
  • ограничение оборотов двигателя;
  • ручной подъем тримма;
  • ручной запуск.

2. Yamaha F15CEHS

Японский производитель радует надежностью и безукоризненной работой модели. Качественная сборка и продуманная конструкция обеспечат длительный срок службы без поломок.

Характеристики

Вес53,7 кг
Объем бака25 литров
Тип двигателя2-хтактный
Обороты, макс5500/ минуту

Плюсы:

  • долгий срок службы;
  • возможность регулировки угла наклона и румпеля;
  • аварийная система выключения.

Минусы:

Плюсы:

Добавить комментарий