До скольки лошадиных сил не нужны права на лодочный мотор

На какую лодку не нужны права. Нужны ли права на лодку

  • 7 Января, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Управление транспортными средствами возможно при наличии государственных прав, выданных водителю. Но распространяется ли это на плавательные средства (официальное название лодок с моторами)? На какую лодку не нужны права? Рассмотрим этот вопрос с позиции ГИМС – Государственной инспекции по маломерным судам. Установим, какой водный транспорт необходимо регистрировать, на что не требуются права, как изменились нормативные требования в 2016 году, что обязательно должно быть на судне при встрече с инспектором.

До 2016 года все лодки с моторами по умолчанию считались маломерными судами. Следовательно, такое приобретение обязательно нужно было зарегистрировать в местном отделении ГИМС.

Требования ГИМС для «чайников»

Это статья для начинающих водномоторников, и в ней доступным языком объясняется
– что нужно регистрировать в ГИМС, а что нет;
– в каких случаях не нужны права;
– как и на какую лодку можно законно повесить мотор большей мощности;
– что нужно обязательно иметь в лодке, чтобы инспектор ГИМС вас уважал.

Как было раньше?

Не так давно (до 2012 года) все лодки с мотором назывались маломерными судами, и их нужно было регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Надо было ставить на учёт те из них, что использовались под мотором (любой мощности) и/или могли разместить на борту 220 и более кг. То есть в основе было два «проклятия» – наличие любого мотора и грузоподъёмность от 220 кг. Ох и натерпелся тогда наш водно-моторный брат: в очередях на оформление/снятие постой, бумаги казённые пиши, пошлины плати, ТО пройди, а ещё налоги за «водоплавающих лошадок» вынь да положи в конце года. И это только полбеды – если на транец 5 и более «кобыл» прикрутил, то ещё и удостоверение на право управления маломерным судном гоже иметь, а для этого учиться надо, медсправку получать, экзамены сдавать, пошлины платить. Причём ладно бы учёба с толком была, а то ведь одно недоумение – тебе на речке в глуши с удочкой рыбачить, а тебя по навигационным морским огням «гоняют», как будто не лодка у тебя надувная, а авианосец в международных водах.

Сегодня все эти ужасы можно забыть как страшный сон. С 2012 года вместо маломерных судов появились плавательные средства (плавстредство) – всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно (1). Исключительно по воле самого владельца – хочешь регистрируй, как раньше, хочешь так просторы водные борозди, никто с тебя не спросит.

ИТАК, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕГИСТРАЦИИ СЕГОДНЯ? Помнить только две характеристики, связанные со своей лодкой:
1. Вес лодки вместе с мотором (но без бака, груза и пассажиров):
– если до 200 кг, не надо регистрировать;
– если больше, надо.
Про грузоподъёмность ЗАБЫТЬ, она теперь не имеет никакого значения для ГИМС.
2. Мощность мотора:
– до 10.88 л.с. – не надо регистрировать;
– больше – надо.
ВАЖНО!
– Требования к наличию прав также поменялись. Всё, что не подлежит регистрации (см. пункты выше) не требует и удостоверения на право управления (2).
– С налогами при этом изменений не случилось: транспортный налог за лодочный мотор от 5 л.с. по-прежнему платить надо (даже если мотор не зарегистрирован) – просто теперь необходимо самостоятельно сообщать информацию в налоговую.
– Если лодка не подлежит регистрации, то и техническое освидетельствование (ТО) проходить не надо. – Доказывать ГИМС, что вы «не верблюд», не требуется, документы на не поднадзорные плавсредства иметь при себе вы не обязаны. Никаких санкций за это не следует. Инспектор по имеющимся надписям на лодке и моторе определяет, плавательное средство или маломерное судно перед ним. Максимум, что может попросить, ознакомиться с шильдой на лодке и моторе.

МАЛОВАТО БУДЕТ, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОРСИРОВАННОМ МОТОРЕ

Если с надувными лодками всё понятно – большинство из них не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 сил ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых. То есть на шильде у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «голов». Такие моторы не что иное, как Russian edition – модели, специально созданные в обход российского закона. Покупатель и продавец довольны, налоговая, подбивая статистику по транс-портному налогу, наверное, не очень.Если вы решили пойти по пути увеличения мощности мотора, но при этом избежать регистрации, то это вполне разумный, хоть и полузаконный способ. Тут главное не переусердствовать и трезво соотнести результат с техническими возможностями вашей лодки, просчитав риски.

ВАЖНО УЧЕСТЬ ДВА МОМЕНТА.

Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта. Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильде ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём. Хотите сделать из 10 л.с. 15 и более, позаботьтесь о том, чтобы лодка была с транцем толщиной минимум 24 мм, а это, в свою очередь, значит, что она будет тяжелее и дороже.

При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный.

А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием. Даже на холостом ходу можно в секунду оказаться за бортом. Автор этих строк стал не просто свидетелем, а невольным участником на первый взгляд штатной ситуации. Товарищ по рыбалке, будучи рулевым, решил во время троллинга привстать, чтобы на секунду разглядеть, что там впереди. Держа румпель, он поднялся на ноги и в этот момент из-за волны чуть качнулся назад, потеряв на долю секунды равновесие. Машинально рука на румпеле провернула газ в поисках опоры, и 15-сильная «Ямаха» подняла нос нашей небольшой лодочки. Пол буквально выдернуло из-под ног, от падения за борт спасло лишь то, что лодка продолжила идти прямым курсом, и реакция – одной рукой удалось схватиться за леер, второй за товарища и удержать его, дав возможность сбросить газ. Ограничение на лодке было как раз 8 л.с. – нет, она не развалилась, просто её поведение под мотором в 15 сил стало подразумевать подобные экстремальные ситуации. Нужны ли они на рыбалке?

«Форсированный» мотор ставим на лодки, где это разумно: длина от 3.3 м, диаметр баллона от 44 см.Если планируем ставить «раздушенную» десятку, то стоит рассматривать лодки с толщиной транца от 24 мм. Обращаем внимание на усиления: наличие стрингеров, толщина пайол от 8 мм. Привальный брус с брызгоотбойником. Внутри лодки обязательно должно быть за что держаться и водителю, и пассажирам: ручки, леера.

Читайте также:  Как отварить рыбу

Что нужно иметь на лодке?

С регистрацией, правами и мотором разобрались. Теперь осталось разобраться, что нужно в лодке иметь обязательно. Для маломерных судов всё просто – есть нормы снабжения, если чего-то из списка нет на борту – штраф. Для пласредств (нерегистрируемых лодок) всё изощрённее – штраф не предусмотрен. То есть можно «забыть» аптечку, якорь и даже вёсла. Но отсутствие спасжилетов ГИМС безнаказанным не оставит. Как никак задача инспекции – контроль безопасности на воде, а спасжилеты – это безопасность. Если находитесь на территории Ленобласти, то жилеты должны быть надеты на всех, кто в лодке. Цвет красный или оранжевый со светоотражающими полосками, жилет должен быть укомплектован свистком. Требования не столь жёсткие, чтобы ими пренебрегать, не говоря уже о том, что использование жилета нужно не инспектору, а тому, кто в лодке, ради его же безопасности. И здесь любопытно, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не будет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый «спасжилет» (до 1500 р.)

Несоответствие нормам снабжения на плавсредстве административно не наказуемо. Спасжилеты обязательны. В Ленобласти их всегда нужно надевать, находясь в лодке, не важно при этом, двигаетесь ли вы или остановились. Не экономьте на жилетах. Как видите, чтобы уже сегодня стать водномоторником, нет никаких формальных преград. Наслаждайтесь отдыхом на воде, но помните о безопасности – берегите себя и тех, кто рядом.

МАЛОВАТО БУДЕТ, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОРСИРОВАННОМ МОТОРЕ

Когда на лодку с мотором не нужны права

Это один из самых волнующих вопросов. Современное законодательство позволяет неоднозначно трактовать некоторые нормы и положения. При этом в каждом регионе своя специфика, свои стандарты и правила работы ГИМС. Законы меняются быстро, в настоящее время есть ряд законодательных инициатив по изменению порядка регистрации маломерных судов. Поэтому ответ на вопрос — на какую лодку не нужны права? — будет примерным, приблизительным, но достаточно точным. Данные рекомендации позволят подстраховать себя от штрафов со стороны инспекторов ГИМС простым знанием законов.

Сильно углубляться в историю вопроса в России мы не будем. Отметим одну очень важную вещь, которую действительно полезно знать: права на управление маломерным судном необходимо в обязательном порядке получать в том случае, если ваше моторное транспортное средство подлежит государственной регистрации, поскольку:

– На судне установлен мотор мощностью более 8 КВт (т.е. свыше 10,88 л.с.),

– Суммарный вес лодки, мотора (заправленного, с минимальным запасом топлива), необходимого инвентаря и элементарных спасательных средств составляет БОЛЕЕ 200 кг. Такие моторные транспортные средства подлежат обязательной регистрации в ГИМС с последующим оформление прав.

Эти положения закреплены в «Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации», Статья 16, и являются главной основой для того, чтобы определить, нужно ли регистрировать моторную лодку (и соответственно получать права) или не нужно.

Пожалуйста, обязательно обратите внимание на очень важное дополнение: существующие нормы позволяют трактовать правила «Кодекса» таким образом, что при оценке вашего судна в расчёт принимаются НЕ характеристики мотора, который вы используете ПО ФАКТУ (допустим, вы реально рыбачите на большой лодке с ПЛМ мощностью 10 л.с.), для расчёта используется МАКСИМАЛЬНО возможная мощность мотора, пригодного под установку на вашу лодку/RIB/катер и т.д. То есть: даже в том случае, если вы установили на крупную моторку (например, на «Казанку-5М») мотор мощностью менее 10,88 л.с., то вам всё равно придётся ставить судно на учёт, проходить регистрацию в ГИМС и получать права на управление маломерным судном, поскольку согласно ТТХ данной модели лодка «Казанка-5м» рассчитана на использование с подвесным двигателем мощностью до 30 л.с. Повторим ещё раз: при оценке водно-моторного комплекта расчёт ведётся по МАКСИМАЛЬНОЙ допустимой мощности мотора для вашей лодки, даже если при этом вы рыбачите на значительно менее мощном двигателе. Это не очень понятная методика расчёта, но она применяется на практике, правда, не во всех регионах и не всегда. Однако во избежание претензий со стороны ГИМС нужно обязательно учитывать этот нюанс!

Что будет если управлять без прав?

Напоминаем: штраф за отсутствие прав на управление моторным маломерным судном составляет от 10 до 15 тысяч рублей, само судно до погашения штрафа может быть эвакуировано на штрафную стоянку. В некоторых случаях (например, при пересечении границы между регионами на мощном моторе без регистрации и прав или с «перебитой» шильдой на ПЛМ) сумма штрафа достигает 30 тысяч рублей, и это не предел. Именно поэтому важно знать актуальные правила. Потому что после уплаты штрафа в 10, 15 или 30 т.р., очень вероятно, у рыбака просто не останется хорошего настроения, чтобы продолжить рыбалку в своё удовольствие!

Эти положения закреплены в «Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации», Статья 16, и являются главной основой для того, чтобы определить, нужно ли регистрировать моторную лодку (и соответственно получать права) или не нужно.

Хитрый способ как рыбачить на лодке без прав и регистрации — всё по закону

Для тех, кто в лодке, есть хитрый и законный способ избежать штрафа без прав и регистрации.

В последнее время знакомые приятели жаловались за необоснованные штрафы от ГИМС — за управление лодкой без прав. То есть права-то есть и регистрация, но как всегда все документы на берегу.

На сегодня много у кого во владении лодки и катера. А у кого-то для рыбалки обычные «резинки» без мотора — вёсельники.

Для того, чтобы использовать лодку на воде необходимо иметь права и регистрацию. Без них — штраф до 3000 рублей (о штрафах за лодку в другой статье чуть позже), а ещё могут конфисковать лодку на штрафстоянку. Это как вождение автомобиля без прав.

Чтобы получить права нужно отучиться на спецкурсах судовождения около 45 дней.


Вообще все плавсредства должны быть зарегистрированы. Это касается многих катеров, яхт, катамаранов, парусников и лодок с мотором (и даже на гидроцикл).

Избранное ★

  • Ужасы автострахования или каско на кредитный автомобиль теперь с франшизой
  • Питание видеорегистратора от плафона внутреннего освещения Шкода Октавия
  • Летающие чемоданы в Пулково
  • Страхование жизни при автокредите
  • Мой рейтинг сериалов
  • Как защитить Форд Фокус от угона
  • Угнали мой Форд Фокус 2

Любой здравомыслящий человек не поверит на слово простому устному заявления, что права больше не нужны. А потребует доказательства со ссылкой на нормативные документы, либо на официальное заявление какого-либо чиновника. К сожалению, никто официально еще не выступил по этому поводу, так что будем разбирать выдержки из документов. Итак, приступим:

Сроки регистрации лодки в ГИМС

Согласно законодательным нормам, прием свидетельств осуществляется на протяжении трех рабочих дней. При наличии оснований для приостановки регистрации, срок рассмотрения свидетельств может быть продлен вплоть до одного календарного месяца.

При эксплуатации зарегистрированной лодки, ТО нужно будет проходить на протяжении каждых 5 лет от момента начала регистрации. Внеочередное техническое освидетельствование будет необходимо при возможном ремонте техники либо приезду в иной регион.

Регистрационное свидетельство оформляется в ГМИС, исключительно после того, как владелец сумеет подать все необходимые документы. Судовой билет как раз и является правами на лодку – именно в нем указываются бортовые личные номера. В документе имеются данные о параметрах и владельце судна, а также пройденном ТО.

Обновление от 25.02.2016

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л.с. отменено.

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Читайте также:  Ловля щуки в июле: Где ловить щуку, приманки для ловли щуки в июле

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются.

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг.
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Подробнее о том, как считать вес лодки и почему так читайте здесь.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте здесь.

«пункт 8. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке;
не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
БЕЗ УДОСТОВЕРЕНИЯ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМ СУДНОМ;
в состоянии опьянения;»

Практические знания

Практику выполняют обычно в весенний, летний и осенний периоды. Но есть организации, которые готовы предложить обучение и зимой (стоимость курса в это время ниже), потому что есть акватории, которые не замерзают. Занятия можно проводить при температуре до -10 градусов. В южных населённых пунктах уроки проводят в течение круглого года. Выбирая обучающий центр, важно узнать о том, на каких лодках, маломерных ТС проводятся уроки. В районах города Москвы это могут быть такие суда:

  • Яхта длиной 13 м, шириной три. Она вмещает до двенадцати пассажиров. Монтирован двигатель, мощность которого составляет 150 л. сил.
  • Яхта длиной 13, 5 м, шириной три, может вместить 12 ч. Мощность мотора составляет 80 л. сил. Модель предназначена только для обучения.
  • Гидроцикл длиной чуть более 3-х м и шириной 1,13, количество человек на борту не более 3-х. У аппарата есть двигатель, мощность которого составляет сто лошадиных сил, за счет чего достигается скорость в 100 км/ч.
  • Яхта с парусами. Ее длина составляет 4,5 м, ширина 2 м. Вмещается в транспорт до четырех пассажиров, применяется в качестве обучения водителей судна и увеличения квалификации на курсах IYT.
  • Моторная яхта «Вега». Водный транспорт длиной 19 м и шириной 5,2 метров с высотой борта 2,7 способен перевозить 12 человек (грузоподъемность более 7 тысяч кг). Установлен мощный двигатель в 150 лошадиных сил. Подходит для выхода в море и длительных рейсов.

Разные школы и регионы отличаются тем, что имеют различающиеся по типу маломерные судна. Ученики курсов от организации ГИМС, чаще всего проходят обучение на таких лодках, как Русбот-42, Stingray, MKM. По длине эти суда составляют около четырех метров, по ширине полтора. Именно такие лодки и покупают рыбаки, охотники и те, кто любит водную прогулку.

  • Яхта длиной 13 м, шириной три. Она вмещает до двенадцати пассажиров. Монтирован двигатель, мощность которого составляет 150 л. сил.
  • Яхта длиной 13, 5 м, шириной три, может вместить 12 ч. Мощность мотора составляет 80 л. сил. Модель предназначена только для обучения.
  • Гидроцикл длиной чуть более 3-х м и шириной 1,13, количество человек на борту не более 3-х. У аппарата есть двигатель, мощность которого составляет сто лошадиных сил, за счет чего достигается скорость в 100 км/ч.
  • Яхта с парусами. Ее длина составляет 4,5 м, ширина 2 м. Вмещается в транспорт до четырех пассажиров, применяется в качестве обучения водителей судна и увеличения квалификации на курсах IYT.
  • Моторная яхта «Вега». Водный транспорт длиной 19 м и шириной 5,2 метров с высотой борта 2,7 способен перевозить 12 человек (грузоподъемность более 7 тысяч кг). Установлен мощный двигатель в 150 лошадиных сил. Подходит для выхода в море и длительных рейсов.

Лодки, которые не требуют регистрации

Отличие моторной лодки от катера – подвесной мотор. У катера двигатель – часть конструкции. Критерии, по которым определяется необходимость регистрации и получения прав для лодок и катеров, одинаковы.

Моторные лодки используются для путешествий, отдыха, перевозки грузов, рыбалки и охоты. Классифицируются на несколько типов в зависимости от материалов, из которых они изготовлены.

Постепенно вытесняют традиционные резиновые лодки. Многослойная армированная ПВХ-ткань легка и практична. Она устойчива к агрессивным средам, длительному воздействию влаги и перепадам температур. Хранить такую лодку в собранном виде можно долго – она не сгниет и не покроется плесенью.

Госпошлины за маломерное судно

Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами (спортивное судно) составляет 800 рублей, а за замену – 650 рублей. За регистрацию права собственности на маломерное судно – 800 рублей. За регистрацию в Государственном реестре судов – 1600 рублей.

Удачного Вам плавания!


Удачного Вам плавания!

Маломерные суда – всероссийский обман: большинство лодок с мотором регистрировать нужно

С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Новая редакция правил ГИМС 2017 года, согласно приказу №340, успела наделать шуму среди обывателей. И если вначале все дивились и радовались послаблению дурковатых законов в данном русле, то потом радость сменилась недоумением и ощущением того, что народ опять “натянули”.

фото: Семина Михаила

Нормативные правовые акты регламентирующие регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

  • Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
  • Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Согласно этим приказам, порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС России, существенно отличается от того, который устанавливал ранее приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Итак, вспомним, что есть в НПА про маломерные суда.

Маломерное судно – это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек.

Согласно правилам от 2015 года., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как самому узнать массу вашего судна с мотором?

Тут мы и увидим первые подводные камни.

Для начала загляните в ГОСТ Р ИСО-8666-2012. Согласно данному документу, при вычислении этого параметра, учитывается вес НЕ фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для вашего судна.

Подчеркну еще раз, НЕ ФАКТИЧЕСКИ СТОЯЩЕГО У ВАС МОТОРА, а вес максимально разрешенного мотора для Вашей лодки, который указывается в документах на лодку!

МАССА ЛОДКИ РАВНА: массе лодки по документам + максимальный вес мотора, указанный в документах на лодку.

Если суммарный вес более 200 кг, регистрировать маломерное судно нужно. Если менее 200 кг – не нужно.

фото: Семина Михаила

Давайте рассмотрим некоторые примеры по правилам регистрации, чтобы еще раз понять и закрепить информацию, указанную выше.

Вариант 1:

Допустим, есть надувная ПВХ лодка Титан-480 фирмы Посейдон. Она имеет снаряжённую массу 110 кг. Раньше можно было использовать эту лодку с мотором на 9.9 лошадиных сил без регистрации в ГИМС, так как общий вес лодки с мотором не превышал 200кг. Вот ведь была радость! Но радовались не долго.

Теперь нужно учитывать вес подвесного мотора на транец максимальной мощности, который указан производителем Вашей любимой лодки.

Для данной лодки максимальная мощность двигателя указанная производителем лодки – 50л.с. Открыв каталог 4х-тактных моторов мощностью 50л.с., мы увидим без исключения, что это однозначно 100+ кг веса.

В свою очередь, суммарная масса лодки и мотора превысит 200кг и такую лодку нужно теперь регистрировать в ГИМС.

Вариант 2:

Народная и знаменитая Казанка-М, масса данной лодки в снаряженном состоянии равна 145кг. Если вы ставили на нее мотор мощностью до 8 киловатт (10.88 л.с.), то суммарный вес лодки и мотора не превышал 200 кг. Именно поэтому, ранее, лодку можно было не регистрировать.

Но тут мы встречаем следующие подводные камни.

Заглянув в документы на лодку, мы увидим, что производитель одобрил вешать максимальный мотор мощностью в 25 л.с.

Читайте также:  Решили ловить на кивок — сделайте его сами

Опять открываем каталоги моторов и видим, что моторы в 25 лошадок весят более 60 кг, а значит, что общий вес Казанки и максимально разрешенного мотора превысит те самые 200 кг.

Значит, данную Казанку надо регистрировать даже если вы поставите на нее мотор в 8 киловатт (10.88 л.с.) лошадиных сил и менее. Что называется, приплыли.

фото: Семина Михаила

Основные отличия действующих правил ГИМС от ранее действовавших

По вопросам регистрации маломерных судов

Ранее: все процессы, связанные с регистрацией маломерных судов осуществлялись по ПМЖ того человека, на кого оно было оформлено, или по месту нахождения судна.

Сейчас: регистрация будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении ГИМС МЧС России на территории РФ.

Номера маломерных судов

Ранее: специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми особенностями.

Располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм.

Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Сейчас: Номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.

В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается.

фото: Семина Михаила

Поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньшего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна.

В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Сроки предоставления государственной услуги по процессу регистрации маломерных судов

Ранее: все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры – в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.

Сейчас: срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги – не более 3 рабочих дней.

При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Сейчас: введена государственная пошлина, за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов – 1600 рублей. За судовой билет – 200 рублей.

Итак, в данной статье мы разобрались, какие маломерные суда подлежат регистрации, а какие нет. Поэтому, при покупке лодки обязательно учитывайте вес лодки и максимальный разрешенный вес мотора для этой лодки.

Если суммарный вес менее 200 кг – регистрации маломерное судно не подлежит, если более – регистрировать нужно.

Но не нужно путать регистрацию маломерного судна и Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС.

Вопрос: нужно ли удостоверение на право управления маломерным судном с весом, с учетом максимально разрешенного веса подвесного мотора, не более 200 кг, при наличии на лодке подвесного мотора до 8 киловатт включительно.

Ответ: В соответствии с п.1.1 приказа МЧС РФ №262 от 27.05.2014 “Правил аттестации на право управления. “, зарегистрированным в Минюсте 20 августа 2014 года № 33667, подразделения ГИМС аттестуют только граждан на управление маломерными судами, если они используются в некоммерческих целях и если они ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ В РЕЕСТРЕ маломерных судов.

Из ФЗ РФ от 23 апреля 2012 года №36-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные. в части понятия маломерного судна”, следует, что не подлежат госрегистрации суда массой до 200 кг включительно, с учетом веса максимально разрешенного подвесного мотора и с мощностью двигателя, в случае установки, до 8 киловатт включительно.

Поэтому, удостоверение на право управления маломеркой нужно на тех маломерных судах, которые подлежат госрегистрации.

Теперь нужно учитывать вес подвесного мотора на транец максимальной мощности, который указан производителем Вашей любимой лодки.

Обратимся к законодательству

Итак, чтобы разобраться, нужны ли права на лодочный мотор, следует обратиться к законодательной части. Во-первых, интерес представляет Приказ №423 Министерства по чрезвычайным ситуациям. Этот документ, датируемый июлем 2009-го, гласит, что аттестация водителей, а также выдача им удостоверений, дающих право управлять судном (самоходным, внутреннего плавания) происходит только в том случае, если мощность подвесного мотора превышает 3,68 киловатта.

То есть, если мы зададимся вопросом, какой лодочный мотор можно использовать без прав, то ответ очевиден: тот, мощность которого равна 5 “лошадкам” или меньше. Почему именно 5? Потому что эквивалент одной “лошадки” равен 0,7355 киловатта. Следовательно, указанное в приказе значение 3,68 — это как раз те самые 5 лошадиных сил.

А есть же еще и Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий за номером 502. В нем говорится, что одной из обязанностей владельца маломерного судна является необходимость предъявления ответственному лицу — госинспектору по маломерным судам — удостоверения на право управления судном. И снова мы видим, что никаких конкретных цифр не приводится.

Нужны ли права на лодку весом до 200 кг с мотором до 10 л.с.?

Нет, если по предыдущей формуле расчета вес лодки вместе с максимально возможным к установке мотором, и всем сопутствующим оборудованием не превышает 200 кг, то лодка не требует регистрации в ГИМС.

Если при этом мотор менее 10 л.с., то и права на управление не требуются.

Из этого же вытекают и дальнейшие следствия управления лодкой, не являющейся зарегистрированным маломерным судном.

Нет, если по предыдущей формуле расчета вес лодки вместе с максимально возможным к установке мотором, и всем сопутствующим оборудованием не превышает 200 кг, то лодка не требует регистрации в ГИМС.

Правила свободного управления лодкой

Нужны ли права на лодку? Многое зависит от того, к какой категории относится плавсредство. Правила для управления суднами постоянно меняются, поэтому чтобы безопасно управлять любым водным средством лучше заранее уточнить все нюансы.

Госрегистрации обычно не подлежат судна, масса которых не превышает 200 кг. Такие моторные лодки, как «Крым», «Казанка» и прочие сейчас уже можно не регистрировать и права на их управление не нужны. Грузоподъемность судна не имеет значение, так как в законе акцентировано именно на весе средства, которое собираются эксплуатировать. Если же ранее вы успели зарегистрировать свою надувную лодку, то нет необходимости снимать ее с учета.

Права на лодку с мотором нужны будут, если мощность ее мотора превышает 8 кВт, которые приравниваются к 10 лошадиным силам. Даже если вы планируете использовать прицеп, характеристики которого превышают установленные ограничения, то по правилам нужно иметь и соответственную документацию.

Иногда без такого наводного средства, как надувная ПВХ лодка, не обойтись. Но пользоваться им свободно можно не всегда, так как на некоторые модели могут понадобиться права. Закон о регистрации маломерных суден был изменен на пользу их владельцев в 2012 году.

Постоянно возить документы, утверждающие, что лодка может эксплуатироваться и без регистрации, нет необходимости. Проверяющие службы гораздо чаще требуют подтверждения о том, что вы действительно владелец этого судна. Не стоит забывать оснащать плавсредство веслами, спасжилетом и черпаком.

Не имеет значение, планируете ли вы эксплуатировать весельную или парусную лодку. Если она подпадает под указанные условия, то ее следует зарегистрировать в соответствующих органах, чтобы постоянно не выплачивать штрафы. Процедура оформления плавсредства проходит в органах ГИМС, где выдают необходимые документы.

Каков порядок действий при продаже катера, нужно ли его снимать с учета?

  1. Владелец приезжает в ГИМС и снимаем катер с учета, ему ставят отметку, что катер снят.
  2. Оформляется договор купли продажи.
  3. Передаются деньги, пишется расписка.
  4. Отдаются документы на лодку/мотор и судовой билет с отметкой о снятии с учета.
  5. После этого новый владелец идет в ГИМС и регистрирует катер по схеме описанной выше.

Информация по получению удостоверения судоводителя на управление маломерным судном.

Добавить комментарий