Лодка Южанка: описание, технические характеристики, цена, отзывы

Моторная лодка Южанка

Сегодня основным транспортом, используемым для перемещения по водной поверхности на относительно небольшие расстояния, являются моторные лодки. Они очень удобны, в особенности когда речь идет о транспортировке небольшого количества человек. Их часто используют для прогулок по рекам, озерам и прибрежным территориям морей, а также для рыбалки. Моторная лодка «Южанка» сегодня является одной из наиболее востребованных на отечественном рынке в этой категории.

Еще в конце шестидесятых годов прошлого века группа конструкторов-энтузиастов черноморского судостроительного завода решила усовершенствовать популярную в то время моторную лодку «Казанка». Были приняты во внимание все ее основные недостатки. Главное усовершенствование заключалось в том, что на бортах в кормовой части лодки были установлены пятидесятилитровые були длиной в 275 сантиметров. Лодка «Южанка 1»

Характеристики лодки «Южанка-2»

  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 47
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 47
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
Длина наибольшая, м4.20
Ширина наибольшая, м1.65
Высота борта на миделе, м0.65
Угол внешней килеватости на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг152
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.30

Разработчики, производившие моторную лодку “Южанка”, которая являлась модифицированной “Казанкой”, только имевшей були, в середине70-х годов задумались о том, чтобы заменить устаревшую на тот момент модель более современным плавсредством. При разработке нового проекта, конструкторы “поглядывали” в сторону продукции, которую производил Херсонский судостроительный завод. Что в результате проектировщики с Черноморского судостроительного завода создали мотолодку, схожую с “Днепром”. Визуально моторные лодки “Южанка-2” и “Днепр” отличаются ветровым стеклом, – изделие “черноморцев” имеет сплошную конструкцию остекления от борта до борта, тогда как стекло у лодки “Днепр” – это конструкция, состоящая из двух половин, объединенных на центральной стойке.

Для изготовления корпуса использовался АМГ-5М, несмотря на то, что достаточно редко применяется в сочетании с технологией клепки.
Моторная лодка “Южанка-2” впервые была представлена в 1978 году на регулярных гонках на призы журнала “Катера и Яхты”. Журналистами было отмечено то, что новая лодка практически не имеет ничего нового и является аналогичной большинству прогулочно-туристских мотолодок. Тем не менее, даже, несмотря на такой нелестный отзыв, мотолодка “Южанка-2” значительно отличалась от своих “собратьев” тем, что не обладала недостатками. Например, по сравнению с тем же “Днепром”, днище продукции Черноморского судостроительного завода было значительно прочнее и не протекало при продолжительном использовании на волнении. Кроме того, Пенопластовые блоки плавучести были более надежными и не “крали” полезное пространство, как воздушные ящики, которые имел “Днепр”. Обводы “Южанки-2” были выполнены в плоско-килеватой форме, что обеспечивало безопасный ход, как на боковой, так и на попутной волне. Также “Южанка-2” имела несколько меньший угол килеватости на транце, что позволяло выходить на глиссирование даже при значительной загрузке. Важно отметить, что корпус данной мотолодки не подвергался воздействию коррозии даже в морской воде. А вот стоимость по сравнению с другими плавсредствами была существенно ниже, поскольку комплектация моторной лодки “Южанка-2” была практически “спартанской”.
Испытания, проведенные в заливе Петра Великого, показали, что мотолодка обладает прекрасными мореходными и скоростными качествами.

Максимальная допустимая мощность, исходя из расчетов, которые основываются на соображениях ходовой остойчивости плавсредства, составляет приблизительно 40 лошадиных сил. Однако водномоторники из Владивостока устанавливали “сороковки” японского производства, что дало информацию о том, что “Южанка-2” показывает отличные эксплуатационные качества и под такой мощностью мотора.
Скупая комплектация мотолодки – это скорее преимущество, чем недостаток, поскольку любители рыбалки имеют возможность приобрести недорогое, но очень надежное и неприхотливое плавсредство. А те, кто стремится к большему комфорту, могут самостоятельно дооборудовать мотолодку тентом, дистанционным управлением, ходовыми огнями или мягкими подушками.

Стоит отметить, что проект моторной лодки “Южанка-2” является наиболее удачным вариантом из тех, которые проектировались на замену легендарной “Казанке”.

Разработчики, производившие моторную лодку “Южанка”, которая являлась модифицированной “Казанкой”, только имевшей були, в середине70-х годов задумались о том, чтобы заменить устаревшую на тот момент модель более современным плавсредством. При разработке нового проекта, конструкторы “поглядывали” в сторону продукции, которую производил Херсонский судостроительный завод. Что в результате проектировщики с Черноморского судостроительного завода создали мотолодку, схожую с “Днепром”. Визуально моторные лодки “Южанка-2” и “Днепр” отличаются ветровым стеклом, – изделие “черноморцев” имеет сплошную конструкцию остекления от борта до борта, тогда как стекло у лодки “Днепр” – это конструкция, состоящая из двух половин, объединенных на центральной стойке.

Список выпускаемых моделей

За всё было выпущено семь моделей моторных лодок «Казанка». Каждая из них имела модернизацию, которая позволяла устанавливать два мотора и улучшала их параметры. Изменение производства происходило из-за усовершенствования моторов, которые становились всё мощнее, а применение новых материалов позволяло увеличивать мореходность и снижать подверженность коррозии.

Но как бы то ни было, основными достоинствами лодок предприятия всегда были — небольшой вес, хорошая прочность корпуса, несложное управление и низкая стоимость. С 1955 года в модельном ряду компании числятся следующие изделия:

  • Казанка, Казанка-М, Южанка.
  • Казанка-2.
  • Казанка-2М.
  • Казанка-5, Казанка-5М.
  • Казанка-5М2, Казанка-5М3.
  • Казанка-5М7.
  • Казанка-6, Казанка-6М.

В этот список вошла и лодка «Южанка» (в народе «Метла»), выпускаемая по разрешению и непосредственном участии специалистов Казанского авиазавода. Специалист Черноморского судостроительного завода Г. Меньков предложил идею усовершенствования популярной модели «Казанка», одобренную заводом. Особенностью изделия стало появление на бортовой и кормовой части судна почти трёхметровых булей с объёмом 52 литра.

Интересно и то, что даже по прошествии более половины столетия на водах можно встретить образцы экземпляров выпущенных в 70-х годах и их современных наследников. Лодки с успехом применялись, и продолжают использоваться, для любительских прогулок, рыбалки, водного отдыха, и как спасательные средства. Существует также немало усовершенствованных судов с водомётными стационарными установками, подводными крыльями, амфибиями.

У обеих моделей грузоподъёмность достигает 400 кг, а допустимая мощность двигателя не превышает 25 л. с. Установка булей положительно повлияла на поведение мотолодки при небольшом ветре и волне. В середину судна, изготовленного Черноморским судостроительным заводом, при почти полной загрузке попадало незначительно воды во время её волнения в два балла. При изучении остойчивости на один борт лодок давалась нагрузка равная 340 кг в результате у «Черноморца» высота надводного борта составляла 55 мм, а у «Авиаторов» 25 мм, и это всё при весе в 267 кг.

#3 v.N.sidorov

Мой ветер не стих..

  • Капитан
  • 3 697 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: motolodka
    • Название: Adroit Boat

    Кстати, до Крыма был Днепр с нептуном. Лодка нравилась по ходовым качествам, правда моторчик был слабоват. Но были существенные недостатки: валкость при стоянке и глубокая осадка. Очень плохо при подходе к берегу и езде по мелким местам.
    Думаю что на Южанке2 осадка будет меньше т.к. килеватость у нее меньше, да и на глисс. будет быстрее выходить.

    Хотелось бы выслушать ваши мнения.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
  • Капитан
  • 3 697 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: motolodka
    • Название: Adroit Boat

    Лодка «Казанка 5»

    Лодка «Казанка 5» с обновлённым дизайном и некоторыми конструкторскими доработками с улучшенными техническими характеристиками, стала самым востребованным плавучим средством среди рыболовов и туристов.

    Описание:

    • корпус судна был изготовлен из композиционного алюминиевого сплава с повышенной пластичностью;
    • жёсткие сидения заменены на мягкие складные кресла;
    • рекомендовано использование мотора мощностью более 30 л.с.
    • улучшены качества по непотопляемости судна за счет применения пенопласта под кормой палубы.

    Грузоподъёмность лодки и размеры остались прежними, но вследствие конструкторских изменений, значительно увеличились эксплуатационные характеристики:

    #1 Георгич

    Дата регистрации: 24-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: Алейск

    Я помню, как все начиналось,

    все было впервые и вновь.

    Как строились лодки…..

    Начну свою эпопею о том, как я стал владельцем пароходов. Году примерно в 2008 друг в Усть – Пристани плотно подсадил меня на рыбалку с лодки. Рыбачили мы тогда в основном в отвес, ну и джигом промышляли. Такая рыбалка (именно с лодки) мне очень понравилась и я загорелся желанием- приобрести себе лодочку с мотором.

    Читайте также:  Рыболовная косынка, как сделать своими руками для ловли рыбы весной

    Первый свой моторный комплект – лодка Казанка-М ( в простонародье Метла) и ПЛМ «Вихрь-30» я приобрел в 2010 году. Тогда же получил водные права. После этого все выходные я стал пропадать на Оби. Лодку утаскивал на воду весной и увозил домой осенью. «Вихрь» зверь еще тот. Ведет себя непредсказуемо. Только что работал идеально и вдруг сдох. Поэтому в течении первого лета я изучил Вихря до последнего болта. Все выходы на воду начинались с профилактики, ремонта и секса. Но это не могло испортить настроения и ощущения полной свободы, когда наконец лодка под Вихрем неслась к линии горизонта. А лодка действительно летала. 30 кобыл (даже Вихревских) предостаточно для Казанки. Постепенно ковыряться с мотором стало как-то надоедать и я купил «Нептуна 23». Это был офигительный прогресс по сравнению с «Вихрем». Оказывается можно включать и двигаться на задней скорости, оказывается у мотора бывает холостой ход и двигатель может работать мягко и без провалов и т.д.. На этом эпопея с совкомоторами для меня закончилась.

    Весной 2012 года я приобрел себе Ямаху 25, почти новую. Через пару лет «Ямаху» продал (тяжеловато было таскать в одного, все таки 53 кг, о чем потом пожалел) и прикупил нового «Мерка-15»- мультирумпель. С момента приобретения Ямахи я забыл про мотор. Ревизия весной, смена масла в редукторе осенью- ВСЕ! Для большей мобильности приобрел себе еще лодку ПВХ Гладиатор 370, с которой скатался на ОВХ. Здесь меня пробило- надо покупать лодку под дистанцию. При больших переходах под румпелем рука сильно уставала, а при наличии на воде волн и ветра- еще и сам весь мокрый.

    Выбор был долгим и утомительным. По все отзывам в интернете остановился на четырех вариантах: Южанка -2, Ока-4, Крым, Обь-3. Обь -3 нравилась своей устойчивостью, но у нее низкий борт и мотор нужен помощнее, чем 30 л.с.. Ока -4 лодка превосходная, но ее трудно найти. Крым- лодка по всем показателям отличная, особенно важно то, что она сварная и сделана из АМГ. Но один недостаток- сильная тряска даже по мелкой волне, а у меня спина состоит из сплошных болячек. Южанка -2 отличная лодка из АМГ, но клепаная и тоже довольно редкая. Решил для себя- какая из этих лодок попадется первой с приемлимой ценой и в хорошем состоянии- ту и возьму. Приоритет был голому корпусу. После этого я начал ежедневно штудировать объявления на Дроме, Авито, на форумах. Везде либо цена от самолета, либо далеко, либо состояние- при смерти. Попались парочка лодок в Новосибе- Южанка и Крым, но не успел.

    Объявление на Дроме о продаже лодки «Южанки-2» с мотором Сузуки-30 я видел, но цена на нее была сначала двести с лишним, потом 199, потом 180. Здесь я уже не выдержал и созвонился с хозяином. Лодка оказалась Томской, впрочем как и практически все Южанки -2. И уже через несколько дней после звонка я с прицепом и друзьями отправился в дорогу. Короче лодку я купил. Домой добрались без приключений, в основном на веслах. Состояние корпуса хорошее, но много лишнего: сиденья от Прадика (третий ряд), борта зашиты, стекло от Жигулей, пайолы из обычной фанеры просто настелены.

    В настоящее время лодка пылится в гараже. В планах замена и усиление транца, замена пайол, замена стекла, замена сидений, замена обшивки бортов, электрооборудование, помпа, покраска и т.д.. Первым делом решил изготовить под нее прицеп. Старый прицеп был изготовлен под Казанку, и оказался узковат для Южанки. Продолжение следует. А сейчас немного фото:

    Весной 2012 года я приобрел себе Ямаху 25, почти новую. Через пару лет «Ямаху» продал (тяжеловато было таскать в одного, все таки 53 кг, о чем потом пожалел) и прикупил нового «Мерка-15»- мультирумпель. С момента приобретения Ямахи я забыл про мотор. Ревизия весной, смена масла в редукторе осенью- ВСЕ! Для большей мобильности приобрел себе еще лодку ПВХ Гладиатор 370, с которой скатался на ОВХ. Здесь меня пробило- надо покупать лодку под дистанцию. При больших переходах под румпелем рука сильно уставала, а при наличии на воде волн и ветра- еще и сам весь мокрый.

    Отечественные моторные лодки

    В этот раз речь пойдет об алюминиевых моторных лодках (мотолодках) российского производства. На рынке они сейчас самые доступные по цене как при приобретении, так и в обслуживании среди лодок каркасного типа. Кроме того можно найти много предложений на вторичном рынке. Б/у лодки не многим хуже новых, а цена значительно ниже. В Обзоре участвуют моторные лодки Казанка, Казанка-М, Казанка-5, 5М, 5М2, 5М3, 5М4, Южанка, Воронеж, Обь, Крым, Прогресс, 2, 3, 4.

    Что такое моторная лодка в теории. Это легкое судно, масса корпуса которого составляет не более 300 кг, сам корпус изготовлен из аллюминия (зачастую применяется авиационный дюралюминий) или пластика. Большинство мотолодок оборудованы транцем под подвесной лодочный мотор (мы советуем ставить мотор Ямаха). Дополнительно на лодках этого типа можно увидеть органы дистанционного управления мотором, мягкие сидения со спинками, тент для защиты от осадков. Своего рода автомобиль, только не на колесах. Основным преимуществом мотолодок является их низкая масса. Они могут подходить к берегу в любом месте и даже один человек способен вытащить такой не большой катер на 2/3 ее длинны на берег, а несколько человек вообще смогут полностью вынести судно из воды. Кроме легкости в транспортировке масса лодки положительно влияет на ее скоростные характеристики. К примеру под средним мотором в 30 л.с. моторная лодка легко развивает скорость в 40 км/ч.

    Что такое моторная лодка в теории. Это легкое судно, масса корпуса которого составляет не более 300 кг, сам корпус изготовлен из аллюминия (зачастую применяется авиационный дюралюминий) или пластика. Большинство мотолодок оборудованы транцем под подвесной лодочный мотор (мы советуем ставить мотор Ямаха). Дополнительно на лодках этого типа можно увидеть органы дистанционного управления мотором, мягкие сидения со спинками, тент для защиты от осадков. Своего рода автомобиль, только не на колесах. Основным преимуществом мотолодок является их низкая масса. Они могут подходить к берегу в любом месте и даже один человек способен вытащить такой не большой катер на 2/3 ее длинны на берег, а несколько человек вообще смогут полностью вынести судно из воды. Кроме легкости в транспортировке масса лодки положительно влияет на ее скоростные характеристики. К примеру под средним мотором в 30 л.с. моторная лодка легко развивает скорость в 40 км/ч.

    Моторная лодка типа Казанка 5М2

    Лодка Казанка 5М2 это самая популярная модель лодок советского производства, и эта популярность является вполне оправданной. Лидирующие позиции на популярных досках объявлений и барахолках больших городов подтверждают популярность.

    Технические характеристики лодки Казанка 5М2 заключаются в следующем:

    • Длина модели составляет 450 сантиметров.
    • Ширина достигает отметки в 160 сантиметров.
    • Максимальный груз, который способна перевозить эта модель достигает 400 килограмм.
    • Максимальная скорость Казанки 5М2 составляет 40 километров в час.
    • Пассажировместимость — 4 человека.

    Лодка Казанка 5М2 это самая популярная модель лодок советского производства, и эта популярность является вполне оправданной. Лидирующие позиции на популярных досках объявлений и барахолках больших городов подтверждают популярность.

    «Казанка» серии М: модели 5М4 и 5М7

    Впервые лодку модели 5М4 выпустили в 80-х годах прошлого столетия. Ее основные характеристики стали такими:

    • выпукло-килеватые обводы;
    • увеличенная носовая часть;
    • плавные скуловые части;
    • увеличенная до 8,5 градусов килеватость;
    • лучшие ходовые качества.

    Плюс ко всему, лодка стала быстрее и вместительнее: в ней может поместиться до пяти человек.

    Характеристики лодки 5М7

    Моторное судно модификации 5М7 создано для более широкого круга пользователей. Лодка может свободно перемещаться по озерам, рекам и даже морям. На ней можно отплывать от берега на 3 км.

    Она подходит для таких целей:

    • рыбалки;
    • активного отдыха вместе со своей семьей;
    • охоты.

    По сравнению с другими «Казанками» модель 5М7 имеет вкладыш из стеклопакета, который используется вместо верхней части судна, выполненной из дюраля. Теперь данная часть имеет чашевидную форму и монтируется в днище, за счет чего плавательное средство выглядит более солидно и модно, при этом привлекательнее стал и кокпит.

    Читайте также:  Как приготовить вкусные блюда из трески в домашних условиях?

    Модификация «Казанки» доступна для потребителей в трех исполнениях:

    1. Рыбак.
    2. Комфорт.
    3. Турист.

    Мотолодка «Казанка-2»

    Выпуск этой модели мотолодок связан с требованием водномоторников и рыбаков, которые хотели видеть принципиально новую лодку. Так, в 1970-х годах появилась «Казанка-2» , которая рассчитана на мотор в 50 л/с. В длину эта лодка, как и «2М», составляет 5 метров и вмещает в себя 6 человек.

    К преимуществам маломерного судна можно отнести улучшенную мореходность, поэтому прокатиться по морю на судне можно на ней, как говорится, с ветерком. Благодаря усовершенствованиям лодка выдерживает высоту волны до 1,25 метров. Именно на этой модели конструкторы КАПО впервые использовали свои фирменные обводы изогнуто-килеватого исполнения. Они были позаимствованы у торпедных катеров, которые выпускались задолго до войны.

    Выпуск этой модели мотолодок связан с требованием водномоторников и рыбаков, которые хотели видеть принципиально новую лодку. Так, в 1970-х годах появилась «Казанка-2» , которая рассчитана на мотор в 50 л/с. В длину эта лодка, как и «2М», составляет 5 метров и вмещает в себя 6 человек.

    Характеристики моторной лодки «Казанка»


    Лодка «Казанка 1»

    Особенности оформления экстерьера

    Лодка «Южанка 2» имеет корпус, который изготовлен из специального алюминиево-магниевого сплава. Стоит отметить, что это смелый шаг, поскольку данный материал редко сочетается с технологией клепки. По внешнему виду рассматриваемое судно от ближайшего конкурента «Днепра» можно отличить по ветровому стеклу, которое выполнено как сплошная конструкция между обоими бортами.

    Как бы скептически ни относились журналисты к новому плавательному средству, оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, лодка оборудована прочным днищем, которое не давало течи даже при серьезных волнениях на воде. Во-вторых, модель оснащена блоками плавучести из пенопласта, которые надежнее, чем аналогичные завоздушенные элементы, а это значительно позволяет сэкономить полезное пространство.

    Плоские килеватые обводы гарантируют безопасный ход на попутной и боковой волне. Мотолодка «Южанка 2» легко выходит на глиссирование с максимальной нагрузкой, а также устойчива к коррозийным процессам в соленой воде. Кроме того, учитывая аскетическое оснащение этого судна, стоимость его была на порядок ниже ближайших конкурентов. Многие граждане и сейчас с удовольствием используют это водное транспортное средство для различных целей.

    Впервые эта мотолодка была продемонстрирована в 1978 г. Это случилось на Всесоюзной выствке, где присутсвовали достойные на то время конкуренты. Многие специалисты и критики оценили ее, как прогулочно-туристический вариант в обновленном исполнении. Тем не менее в дальнейшем рейтинги этого аппарата существенно возросли.

    Лодка Южанка-2

    Транспорт » Водный транспорт

    97 254 грн.

    97 254 грн.

    Отзывы пользователей

    Как отмечают владельцы рассматриваемого судна, оно существенно выигрывает по показателям хода и устойчивости своей предшественнице. Мотолодка подходит для передвижения в пресной и морской воде. Ее можно использовать для прогулок, туристических поездок, рыбалки, и просто в качестве малого грузового транспорта.

    Пользователи отмечают отличное сочетание показателей качества материалов, устойчивых к коррозии и скоростных показателей. Разработчикам лодки удалось добиться максимального соответствия простоты, удобства, надежности и безопасности. В гонках, этот агрегат проявил себя уверенно наравне с известными конкурентами, что обусловило появление серийных выпусков и различных модификаций лодки.

    Лодка «Южанка» – по большому счету – является достойным отечественным продуктом, который рассчитан на эксплуатацию в различных условиях. Его потребность однозначно подтверждена многими любителями рыбалки и отдыха на воде, рекомендациями специалистов и отзывами потребителей.

    Сравнение «Казанки» и «Южанки»

    Применение булей в «Южанке» повлияло не только на технические параметры лодки, но и на её внешний вид. Вес изделия по сравнению со своим прототипом стал больше на 7,5 килограмм, при этом снижение её скорости стало незначительным. При непосредственном сравнении лодок, проведённым на то время, использовались два мотора: «Вихрь» и «Москва».

    В результате было установлено, что лодка «Южанка» проигрывала по скорости в среднем три процента. Например, при нахождении в лодке с мотором «Вихрь» пяти человек её скорость достигала 26,5 км/ч, а её родоначальницы 30 км/ч. При установке мотора «Москва» соответственно 12 км/ч и 13 км/ч.

    Для наглядности основные технические характеристики лодки «Южанки» и «Казанки» удобнее рассматривать в виде таблицы:

    Параметры«Южанка»«Казанка»
    Ширина, м:
    максимальные1,241,23
    по нижней части без булей1,21,2
    по нижней части с булями1,575
    Длина, м:4,674,67
    Наибольшая высота боков, м:0,6850,683
    Вес без мотора, кг145137,5

    У обеих моделей грузоподъёмность достигает 400 кг, а допустимая мощность двигателя не превышает 25 л. с. Установка булей положительно повлияла на поведение мотолодки при небольшом ветре и волне. В середину судна, изготовленного Черноморским судостроительным заводом, при почти полной загрузке попадало незначительно воды во время её волнения в два балла. При изучении остойчивости на один борт лодок давалась нагрузка равная 340 кг в результате у «Черноморца» высота надводного борта составляла 55 мм, а у «Авиаторов» 25 мм, и это всё при весе в 267 кг.

    По уверенности размещения на воде безоговорочным лидером стала «Южанка». Черноморцы использовали рифлёное днище и палубу, что позволяло увеличить остойчивость судна, и не скользить по палубе при перемещении. При заполнении её трюма водой она оставалась непотопляемой даже при нахождении на ней трёх человек, в то время как её конкурент тонул сразу при попытке перемещения по её кокпиту.

    После того как было установлено что применение булей увеличивает безопасность использования лодки, точно такую же конструкцию получило изделие с названием «Казанка-М». В то время филиал Казанцев Горьковский авиазавод стал выполнять днище из штамповки, причём сразу с реданами. На то время их продукция считалась самой надёжной и устойчивой на воде, особенно при резких поворотах. Эти лодки делались по государственному заказу и в свободную продажу не поступали. Непосредственно же Казанцы, делали свою продукцию с плоским дном и палубой.

    В 1978 году выпуск этих двух моделей был официально прекращён. В первую очередь это было связано с появлением мощных моторов, которые при установке на судна переворачивали их при развитии большой скорости.


    Последней разработкой ОАО имени С. П. Горбунова стала разработка мотолодки «Казанка-6» и её модификации 6М с плавным плоским днищем в носу. Эти изделия стали настолько популярными, что стали подвергаться всевозможному тюнингу со стороны потребителей. Выигрывая у конкурентов по своей цене, они замечательно подходили как для активного отдыха, так и рыбалке — на озёрах и реках с удалённостью от берега 500 метров.

    Лодка Южанка: описание, технические характеристики, цена, отзывы

    И вопрос этот не праздный: выбор транспортного средства, с помощью которого рыбак приступит к исполнению великого таинства рыбалки, куда важнее выбора снастей и места рыбной ловли. А если учитывать, что в происшествии на водах надежность плавсредства и наличие судоводительских навыков у рыбака играют решающую роль, то лодочно-моторную проблему переоценить невозможно.

    Итак, на чем мы ходим в озеро?

    «Пэвэхашки»

    Тут сегодня существует множество вариантов лодок из металла, дерева, пластика и ПВХ с двумя крайностями: либо шикарный катер, позволяющий преодолевать серьезные шторма на Ладоге и Онего, либо самодельная лодка-жестянка, метко именуемая в народе «мечтой утопленника», позволяющая только тихо и смирно сидеть в ней неподвижно даже в самый полный штиль.

    Пожалуй, самым массовым и доступным сегодня типом плавсредств являются всевозможные резиновые и ПВХ лодки. И если первые позволяют передвигаться только на маленьких озерах и реках и только на веслах максимум двум людям, то диапазон действия последних необычайно широк: от двухместных гребных, до многоместных озерных и морских судов, оснащенных мощными подвесными моторами.

    Главным преимуществом «резинок» и ПВХ состоит в том, что они непотопляемы. Конечно, при условии их многоотсечности. Тогда даже при наличии пробоя в одном отсеке лодка остается на плаву благодаря остальным, и служит дополнительным средством спасения экипажа. Главные ошибки, которые имеют место с эксплуатацией ПВХ лодок, связаны с неправильным выбором размерности лодки для конкретного водоема и мощности мотора под имеющееся судно.

    Читайте также:  Рыболовная снасть хапуга своими руками

    У лодок ПФХ широкий спектр применения: разные водоемы, разные мореходные качества, разные климатические и погодные условия

    Учитывая, что большинство бюджетных ПВХ лодок имеет слабую килеватость (или вообще плоскодонны), высокая волна и не соответствующий по мощности мотор могут сыграть с мореходами злую шутку. Малокилеватые и плоскодонные лодки «соскальзывают» с волны, склонны к дрейфу по ветру, имеют свойство при резком развороте маневрировать почти на месте. А под слишком мощным мотором и слабой загрузке вообще могут при выходе на глиссер спарусить и встать вертикально.

    Так что управлять ПВХ лодкой с мотором – это отдельная морская наука, и прежде чем выходить далеко в озера на таком судне, следует основательно попрактиковаться в судоводительских навыках на разных режимах.

    «Алюминьки»

    Более предсказуемы и с виду надежны лодки из дюралюминия, которые в широком ассортименте производились в СССР и получили свое прозвище по материалу, из которого они изготовлены . Они до сих пор успешно эксплуатируются, доводятся умельцами «до ума» и вообще – служат проверенным и надежным видом транспорта.

    Но и тут далеко не все так однозначно. Лодки эти имеют, в принципе, очень схожие характеристики, но они очень по-разному ведут себя в разных условиях и на разных водоемах. Общие – это судоходность с высотой волны до 0,25 метра, грузоподъемностью до 400 кг., вместимостью 4 человека и мощностью подвесного мотора до 25-30 л.с.

    Для средних и больших озер, конечно же, лучшими бюджетными дюралюминиевыми лодками стоит признать модели «Обь-3», «Обь-М», «Ока-4», «Днепр», «Южанка – 2», «Казанка – 5М». Эти лодки очень надежны, остойчивы, мореходны, выдерживают волну гораздо выше заявленной, уверенны и предсказуемы в управлении.

    Лодка “Южанка-2”. Даже летний шторм на большом озере лучше переждать на берегу.

    Несколько особняком стоят «Прогресс» и «Воронеж». В мореходности они не уступают первым, но более тяжелы, хотя это больше вопрос вкуса и цвета. Тяжесть этих судов ощущается, в основном, при максимальной загрузке, в режиме гребли на веслах и при вытаскивании на берег.

    Эксплуатировать лодки «Казанка», «Казанка-М» и «Южанка» безопаснее всего на реках и маленьких водоемах

    Абсолютные аутсайдеры в этом списке – лодки «Казанка», «Казанка-М» и «Южанка». Это очень скоростные лодки, профиль их корпуса напоминает обводы торпедных катеров времен второй мировой. Из-за узости корпуса и скоростных характеристик лодки этих типов очень вертлявы, легко заваливаются набок при резком повороте и черпают воду. На волну идут плохо: рубят встречный вал, вследствие чего вода влетает в лодку. Справится с «Казанкой» под мощным мотором на хорошей озерной волне могут только опытные судоводители.

    Это самый худший выбор для озерной навигации. Лучший вариант использования этих лодок – небольшие и средние реки и небольшие водоемы.

    Еще одна нетипичная модель – лодка «Неман». Она тоже не очень пригодна для наших озер ввиду малых габаритов, хотя она имеет неплохие общие мореходные качества. И все-таки – лучше для рек. Как и лодка МКМ – промежуточная между «Казанкой» и лодками более позднего поколения.

    Все эти лодки также имеют положительную плавучесть. Они оснащены воздушными водонепроницаемыми емкостями и оборудованы с завода пенопластовыми проставками. Другой вопрос, что в советские времена была мода избавляться от этого «излишества» из соображений увеличения полезного пространства. Надо понимать, что избавленная таким образом от плавучести лодка, при опрокидывании тонет не хуже любого топора или кувалды.

    Под чем мы ходим на озеро?

    Второй вопрос – это выбор мотора. Если в СССР было все с моторами предельно просто, то сейчас времена настали совсем иные. Однако обо всем по порядку.

    «Вихрем», с «Ветерком» и с «Приветом»

    Эпоха подвесных советских лодочных моторов началась с мотора ЛМ-1, собранного на базе движка от бензопилы «Дружба». Тихоходный и маломощный, но достаточно прожорливый для своего класса. Сейчас это уже раритет. Основные советские моторы – это «Вихрь», «Ветерок», «Нептун», «Привет», «Москва», «Салют», «Стрела», ЗиФ, «Прибой». Выпускались в диапазоне 1,5 – 30 лошадиных сил. Конечно, большинство этих моторов сейчас не используются – они ушли в прошлое, как окончательно устаревшие. Однако нам важно знать о них по той простой причине, что нынешние судоводители выбирают лодочные моторы нового поколения, исходя из старых представлений о лодочных моторах, что в корне неправильно.

    Это важный вопрос, поскольку от знания в этой области зависит многое. И если в управлении и в конфигурации моторов той поры и современности особых изменений не произошло, то есть серьезные пробелы в области наших знаний о мощности моторов, произведенных не в СССР и России.

    От «Эвинруда» до «Меркурия»

    Во-первых, все западные (и юго-восточные) подвесные лодочные моторы используют международную систему отсчета мощности. И маркировки на капоте мотора означают не лошадиные силы (как это было принято в СССР), а киловатты. И разница на выходе получается существенная. Если вы купите мотор с отметкой «5» на капоте, вы должны понимать, что это фактически 6,8 лошадиных сил. А отметка 15 означает 20,4 лошадиные силы.

    Методика исчисления простая: киловатты надо умножить на коэффициент 1,36 – и вы получите мощность лодочного мотора в лошадиных силах.

    Но есть еще один нюанс. В СССР маркировалась не мощность всего подвесного агрегата, а мощность самого движка. То есть максимальную мощность замеряли с коленчатого вала двигателя. Она же и служила маркером для мощности подвесного мотора в целом.

    Международный подход в этом вопросе иной (и более логичный): мощность подвесного мотора измеряется не с коленчатого вала двигателя, а с гребного винта. И это тоже дает не отечественным моторам заметную прибавку в мощности. Судите сами, скажем 30 «лошадей» мотора «Вихрь-30» на коленчатом валу, естественно, теряют свой КПД в ходе передачи вращательного момента на вал гребного винта. В результате – потеря мощности. Так что фактически 30 л.с. в двигателе на винте дают примерно 25-27 л.с.

    Таким образом, легко понять, что две при всех равных условиях по лодке и загрузке судна «Меркурий – 5» легко и радостно обойдет «Ветерок-8». Вот такая механическая арифметика. Ведь при суммарной стартовой мощности «Меркурий» еще и легче «Ветерка».

    Тонкости вождения

    Ну а опытные мореходы предпочитают моторы помощнее. Не для того, чтобы погарцевать на них перед девчонками, а для того, чтобы, во-первых, иметь запас ресурса и не эксплуатировать мотор на пиковых нагрузках, а во-вторых, чтобы иметь скоростной запас при маневрировании в шторме. Такой запас позволяет более тонко управлять скоростью лодки и уходить от самых жестких столкновении с волной или преодолевать сложные штормовые участки максимально быстро. Да и при движении против встречной волны дополнительная мощность может сильно пригодиться.

    Вот, что хотелось бы рассказать начинающим мореходам, исходя из своего опыта судовождения на озерах Карелии. В заключении – два главных правила не только рыбалки на моторных судах, но и любого выхода на водоем «под мотором».

    Первое – озеро не любит пьяных. Оно их топит безо всякой жалости и пощады.

    Так что все возлияния «под ущицу» с дымком следует организовывать на берегу, и после этого в лодку уже не садиться.

    Второе правило – озеро не терпит шуток и не прощает ошибок.

    Разница с автомобилем состоит в том, что за бортом вас не встречает дружественная среда, схожая с той, что встречает за дверью автомобиля. За бортом все становится гораздо и хуже и круче, чем в самый жесткий шторм, но все-таки на борту лодки.

    Традиционные крельские озерные лодки – надежные, веками проверенные штормами суда

    Таким образом, легко понять, что две при всех равных условиях по лодке и загрузке судна «Меркурий – 5» легко и радостно обойдет «Ветерок-8». Вот такая механическая арифметика. Ведь при суммарной стартовой мощности «Меркурий» еще и легче «Ветерка».

    Добавить комментарий